ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-5581/2021 от 12.01.2022 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-5581/2021

17 января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено января 2022 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи  Киселевой М.С. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

ПАО "Россети Северо-Запад" в лице Новгородского филиала (ИНН 2312751 , ОГРН 7855175785 )

к Администрации Пестовского муниципального района (ИНН 3000939 , ОГРН 5300653377 )

третье лицо:

Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (ИНН 5321134051, ОГРН 1095321003030);

Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва-Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (ИНН 6905005038, ОГРН 1026940509364)

о признании незаконным решения

при участии

от заявителя: Клячковой Н.Б., доверенность от 21.06.2021;

от Администрации: не явился;

от третьих лиц: не явились;

установил:

ПАО "Россети Северо-Запад" в лице Новгородского филиала (далее- Общество) обратилось к Администрации Пестовского муниципального района (далее- Администрация) с требованием о признании незаконным как противоречащее нормам Земельного кодекса РФ решение, оформленное письмом Администрации Пестовского муниципального района Новгородской области от 28 июня 2021 года № 2117 об отказе в установлении публичного сервитута и обязании Администрации принять в предусмотренном законом порядке решение об установлении публичного сервитута, в том числе в отношении земель и земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:0000000:3839, 53:14:0300401:32, 53:14:0300401:43 в целях размещения и для безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ от ПС 72 нп Пальцево» (год ввода в эксплуатацию -1991).

Определением суда от 06 декабря 2021 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (далее - Управление) и федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва-Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (далее – Учреждение).

В судебном заседании представитель Общества требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Считала, что линия электропередачи, необходимая  для электроснабжения населения д.Пальцево, является объектом местного значения, оформление прав на земельные участки под которым возможно в виде установления  публичного сервитута органом местного самоуправления муниципального района.

Представители Администрации, третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ суд проводит судебное заседание в отсутствии Администрации и третьих лиц.

Как установлено судом, ПАО «Россети Северо-Запад» на праве собственности принадлежит объект электросетевого хозяйства, а именно ВЛ-0,4кВ ПС 72 нп Пальцево (далее- объект электросетевого хозяйства), что подтверждается передаточным актом от 14.07.2007, выпиской из передаточного акта от 14.09.2007  и инвентарной карточкой учета объекта основных средств (л.д.21-24,77-79).

            31 марта 2021 года Общество обратилось в Администрацию Пестовского муниципального района с  ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся на территории Пестовского муниципального района, с указанием кадастровых номеров земельных участков, границы которых внесены в ЕГРН, а именно 53:14:0000000:3839, 53:14:0300401:32, 53:14:0300401:43, с целью размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-0,4 кВ от ПС 72 нп Пальцево»  (л.д.15-16).

            Письмом от 28 июня 2021 года № 2117 Администрация отказала Обществу в установлении публичного сервитута, указав на нахождение земельных участков, испрашиваемых для публичного сервитута, в полосе отвода автомобильной дороги  федерального значения (л.д.14).

            Считая данный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

            Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

 Одной из целей, указанной в статье 39.37 ЗК РФ, является  размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

            В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

   Согласно подпункту 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) под объектами местного значения понимаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;

   Статьей 4-1 Областного закона Новгородской области от 14.03.2007 № 57-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности на территории Новгородской области" предусмотрено, что на схеме территориального планирования муниципального района Новгородской области подлежат отображению виды объектов местного значения, размещение которых планируется на территории муниципального района, в том числе объекты электро- и газоснабжения поселений.

Как следует из приказа Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10, в документах территориального планирования подлежат отражению объекты местного значения, в том числе линии электропередачи напряжением от 6 кВ и выше. Обязательность указания на схеме территориального планирования линий электропередачи напряжением 0,4 кВ не предусмотрено.

  Согласно Карте планируемого размещения объектов местного значения (л.д.38), размещенной на официальном сайте https://adm-pestovo.ru в разделе «Архитектура и градостроительство», указаны только линии электропередачи  напряжением от 110 кВ.

 Объект электросетевого хозяйств, принадлежащий Обществу, относится к объектам местного значения Пестовского муниципального района. Доказательств обратного суду не представлено.

  В силу статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается  решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

В пункте 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ  "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.41 ЗК РФ требования к содержанию ходатайства и обоснования необходимости установления публичного сервитута установлены приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542 "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута" (далее - Приказ № 542).

Подпунктом "л" пункта 3 Приказа № 542 предусмотрено, что обоснованием установления публичного сервитута в отношении существующего сооружения для его реконструкции или эксплуатации является правоустанавливающий документ на это сооружение.

Более того, пункт 1 статьи 3.6 Федерального закона № 137-ФЗ указывает на то, что лица, у которых есть основания для оформления публичного сервитута, вправе переоформить право аренды земельного участка на публичный сервитут.

К ходатайству Общества приложены правоустанавливающие документы на линию электропередачи, план границ объекта, описание местоположение границ публичного сервитута (л.д.15-32).

Согласно письму Минэкономразвития России от 01.03.2019 № Д23и-6636 собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом. В данном случае единственным документом - основанием установления публичного сервитута будет являться правоустанавливающий документ на такой линейный объект либо выписка из актов, перечней, справок о балансовой принадлежности (с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542).

Как полагает Администрация, установление публичного сервитута возможно только с соблюдением положений части 4.2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и необходимостью обращения Общества в ФКУ УПРДОР «Россия».

В соответствии с позицией  ФКУ Упрдор «Россия» последнее указывает на вхождение только двух земельных участков с кадастровыми номерами 53:14:0300401:32 и 53:14:0000000:3839 в состав полосы отвода автомобильной дороги и на принятие решений в отношении указанных участков федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (л.д.130).

Согласно плану границ объекта испрашиваемый Обществом публичный сервитут  практически весь проходит по земельным участкам, расположенным в кадастровом квартале 53:14:0300401, не сформированным в установленном порядке, не поставленным на кадастровый учет и относящимся к неразграниченным землям (л.д.17,119). В трех местах имеется  пересечение с земельными участками с кадастровыми номерами  53:14:0300401:32 и 53:14:0000000:3839 в виде незначительных прямоугольников (трапеций), образованных в точках 50,53, 34,44,35,43, 4,30,29,5; 35,43, 5,29 (л.д.17,119). Земельный участок с кадастровым номером 53:14:0300401:43 полностью входит в границы испрашиваемого сервитута (л.д.117).

Как следует из выписок из ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером 53:14:0300401:32 находится в собственности Российской Федерации и на нем расположена автомобильная дорога Устюжна-Валдай (л.д.88).

Земельный участок с кадастровым номером 53:14:0000000:3839 также находится в собственности Российской Федерации, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – территории общего пользования (л.д.95) и в пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 53:14:0000000:2584.

При этом, в сведениях о характеристиках данных земельных участков указывается на расположение на них объектов электросетевого хозяйства.

Земельный участок с кадастровым номером 53:14:0300401:43 является неразграниченным земельным участком, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – для эксплуатации КТП н/п Пальцево, предоставлен в аренду Обществу до 31.12.2023 для эксплуатации КТП Пальцево (л.д.80).

Из распоряжений Росавтодора от 14.04.2021 № 1433-р и МТУ Росимущества с Псковской и Новгородской областях от 30.04.2020 № 53-139-р следует, что сооружение автодорога Устюжна-Валдай имеет кадастровый номер 53:14:0000000:2584 (л.д.137,142).

Как указано в части 15 статьи 23 ЗК РФ отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

При таких обстоятельствах, отказ Администрации в рассмотрении ходатайства Общества об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 53:14:0300401, а также земельного участка с кадастровым номером 53:14:0300401:43, суд признает необоснованным.

Также необходимо отметить, что согласно определению, данному в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Следовательно, земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги уже включается в автомобильную дорогу, в отношении которой сформирован земельный участок, и не могут выходить за пределы такого земельного участка.

Относительно довода о пересечении границ испрашиваемого сервитута с земельными участками, на которых расположена автомобильная дорога, и, как следствие, необходимость подачи ходатайства в ФКУ УПРДОР «Россия» суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 19 статьи 23 ЗК РФ особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон № 257-ФЗ).

Согласно части 4.2 статьи 25 Закона № 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

            Материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога «А-122 автомобильная дорога А-114-Устюжна-Крестцы-Яжелбицы-Великий Луки-Невель, км 72+200-км 109+308» (автодорога Устюжна-Валдай» км 53+985- км 91+093) с кадастровым номером 53:14:0000000:2584 является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, находится в федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Россия» (л.д.136-143).

            Земельные участки с кадастровыми номерами 53:14:0300401:32,   53:14:0000000:3839 под автодорогой А-122 автомобильная дорога А-114-Устюжна-Крестцы-Яжелбицы-Великий Луки-Невель, км 72+200-км 109+308 находятся в федеральной собственности и закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФКУ Упрдор «Россия».

Согласно Положению о Федеральном дорожном агентстве, утвержденному  Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

            Таким образом, вопрос использования части земельного участка в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения на условиях публичного сервитута с целью эксплуатации объекта электросетевого хозяйства должен решаться в вышеуказанном порядке.

В отношении земельных участков, не пересекающихся с границами полос отвода автомобильной дороги, принятие решения об установлении публичного сервитута не может быть отнесено к полномочию Росавтодора.

Полномочие Федерального дорожного агентства (Росавтодор) как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, распространяются только на земельные участки в границах автомобильных дорог. В отношении иных земельных участков такое полномочие у Росавтодора отсутствует.

Решение Администрации, выразившееся в письме от 28.06.2021 № 2117, с указанием на необходимость обращения в ФКУ Упрдор «Россия» за установлением публичного сервитута, противоречит приведенным положениям закона, возлагая на указанное учреждение полномочие ему не принадлежащее, в том числе и в отношении земельных участков,  не расположенных в границах полосы отвода автомобильных дорог.

Установление публичного сервитута в отношении земельного участка с  кадастровым номером 53:14:0300401:43, а также в отношении земельных участков в кадастровом квартале 53:14:0300401, о которых отсутствуют сведения в ЕГРП, а также сведения о координатах характерных точек границ таких земельных участков,  является полномочием Администрации как органа местного самоуправления муниципального района при установлении публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района.

Тот факт, что в границы испрашиваемого сервитута вошли участки, пересекающиеся с полосами отвода автомобильной дороги, не исключает обязанности Администрации рассмотреть ходатайство и в установленном порядке установить публичный сервитут в отношении земель, в части которых Администрация обладает соответствующими полномочиями.

При таких обстоятельствах, решение Администрации не соответствует положениям Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы Общества по реализации права на установление публичного сервитута.

Второе требование, заявленное Обществом с целью восстановления прав и законных интересов, в виде возложения на Администрацию обязанности принять решение об установлении публичного сервитута суд находит подлежащим удовлетворению частично в виде возложения на Администрацию обязанности рассмотреть ходатайство ПАО «Россети Северо-Запад» об установлении сервитута от 31.03.2021 в установленном порядке, поскольку в рассматриваемой ситуации суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять решение, отнесенное к компетенции указанного органа, учитывая, что ходатайство Администрацией не было рассмотрено в отношении всех земельных участков, входящих в границы публичного сервитута.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы Общества по оплате госпошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Администрации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требование ПАО «Россети Северо-Запад» о признании незаконным  решения Администрации Пестовского муниципального района  от 28.06.2021 № 2117 и обязании Администрации Пестовского муниципального района принять решение об установлении публичного сервитута удовлетворить частично.

2. Признать незаконным решение Администрации Пестовского муниципального района, выраженное в письме от 28.06.2021 № 2117 «Об отказе в установлении публичных сервитутов», как несоответствующее Земельному кодексу РФ.

3. Обязать Администрацию Пестовского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Россети Северо-Запад» путем  рассмотрения ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад» об установлении сервитута от 31.03.2021 в установленном порядке.

В остальной части требований отказать.

4. Взыскать с Администрации Пестовского муниципального района в пользу  ПАО «Россети Северо-Запад» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу по заявлению взыскателя.

5. Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный Апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

М.С. Киселева