ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-589/08 от 28.05.2008 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-589/2008

Резолютивная часть объявлена 28 мая 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 мая 2008 года

  Арбитражный суд Новгородской области в составе:

Председательствующего судьи Киселевой М.С.,

Судей Анисимовой З.С., Максимовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Киселевой М.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Маревского районного потребительского общества

к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис"

о признании недействующим строки 9 Приложения 1 «Тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» на 2008 год» постановления от 19 ноября 2007 года № 29

при участии

от Общества: ФИО1, доверенность пост. от 22.04.2008 № 80, паспорт <...> выдан 28.05.2002 УВД Великого Новгорода; ФИО2, председателя Правления, постановление Совета от 13.09.2000, №1, паспорт <...>, выдан 04.06.2003 Маревским РОВД;

от Комитета: ФИО3, начальника отдела по регулированию тарифов на услуги ЖКХ и непроизводственной сферы, доверенность пост. от 09.04.2008 № 372, паспорт <...> выдан 10.02.2006 УВД Великого Новгорода;

от третьего лица: ФИО4,   юрисконсульта 2 категории, доверенность пост. от 27.11.2007 № 86, паспорт <...> выдан 14.09.2007 Отделом УФМС России по Новгородской области

установил:

Маревское районное потребительское общество (далее -Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления Комитета по ценовой и тарифной политике области (далее- Комитет) от 19 ноября 2007 года № 29 «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию(захоронение) твердых бытовых отходов общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» (Великий Новгород)» в части установления тарифа на тепловую энергию по Маревскому муниципальному району.

В обоснование своих требований Общество указало на несоответствие оспариваемого акта статьям 3 и 7 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 14.04.95 № 41-ФЗ), приказу Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 № 68-э/5 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год»(далее- приказ ФСТ от 11.04.2007 № 68-э/5) и нарушает права и законные интересы Общества в предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель Общества уточнила заявленные требования и просила признать недействующим строку 9 Приложения 1 «Тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» на 2008 год» постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 19 ноября 2007 года № 29 «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию(захоронение) твердых бытовых отходов Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» (Великий Новгород)» (далее - постановление от 19.11.2007 № 29) как несоответствующую статьям 3 и 4 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ, приказа ФСТ от 11.04.2007 № 68-э/5 и пункту 19 ( том 2 л.д.55) Приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую(тепловую) энергию на розничном(потребительском) рынке» (далее- приказ ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2)

Представитель Общества в судебном заседании пояснила, что Общество является потребителем тепловой энергии, поставляемой Обществом с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» филиал ЖКХ Маревского района (далее – третье лицо) в соответствии с договором поставки тепловой энергии № 19 от 01.10.2006 (далее- договор поставки). В 2008 году Обществу поставляется тепловая энергия по тарифу 3486 руб. за 1 Гкал, установленному постановлением Комитета от 19.11.2007 № 29. Полагала, что при установлении тарифов не соблюдены цели и принципы государственного регулирования тарифов, в частности о балансе экономических интересов потребителей и поставщиков тепловой энергии и защите экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Повышение тарифа на 159,9 процента по отношению к 2007 году не соответствует максимальному уровню тарифов на тепловую энергию по Новгородской области в размере 120 процентов, установленному приказом ФСТ от 11.04.2007 № 68-э/5.

Пояснила, что нарушение пункта 19 приказа ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 выразилось в непринятии Комитетом мер, направленных на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов третьего лица. Нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности выразилось в получении Обществом убытков от оплаты потребляемой тепловой энергии по тарифам 2008 года.

Представитель Комитета заявленные требования не признала. Пояснила, что установление тарифов на тепловую энергию относится в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 № 41-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, к которым относится и Комитет. Установление тарифов на 2008 год постановлением Комитета от 19.11.2008 года произведено исходя из принципа установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ, установленного Федеральным законом от 30.12.2004 № 210 –ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», на основании расчетных материалов третьего лица и в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, с использованием метода экономически обоснованных расходов.

Также пояснила, что при установлении тарифов по муниципальным образованиям Новгородской области Комитетом не превышен предельный индекс в среднем по Новгородской области, установленный приказом ФСТ от 11.04.2007 № 68-э/5, в размере 120 процентов.

Представитель третьего лица, заявленные требования считала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. Поддержала позицию Комитета.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Постановление Комитета от 19.11.2007 № 29 является нормативным актом органа исполнительной власти Новгородской области, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим постановлением. Оспариваемая строка 9 Приложения 1 постановления от 19.11.2007г. № 29 вступила в силу с 1 января 2008 года, что подтверждается официальным опубликованием в газете «Новгородские ведомости» от 12.12.2007 № 84(3074) (Том 1 ,л.д.47,48).

Изменения, внесенные в Приложение 2 оспариваемого постановления Комитета постановлением от 20.02.2008 года № 5, не вносят изменения в строку 9 Приложения 1 оспариваемого постановления и опубликованы в газете Новгородские ведомости» от 14.03.2008 № 29 том. 1 ,л.д.85).

В соответствии с частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В соответствии со статьей 7.1. Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Оспариваемое постановление устанавливает тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии, на услуги водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то есть относятся к актам органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  При таких обстоятельствах, спор об обжаловании нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ, подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию посредством установления тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия, в том числе по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Как подтверждается материалами дела, Положением о Комитете по ценовой и тарифной политике, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 30.11.2004 № 264( том 1 ,л.д.126), Комитет устанавливает тарифы на тепловую энергию.

19 ноября 2007 года Комитетом принято постановление № 29 «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию(захоронение) твердых бытовых отходов Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» (Великий Новгород)», которым утверждены тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии, поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новжилкоммунсервис» (далее- третье лицо) согласно Приложения 1 «Тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» на 2008 год». Строкой 9 Приложения 1 для Маревского муниципального района установлен тариф на тепловую энергию для котельных на твердом топливе(отопление) в размере 3486 руб. за 1 Гкал.

Согласно договору поставки тепловой энергии, заключенному между Обществом и третьим лицом (Том 2, л.д.15-21), Общество является потребителем тепловой энергии, поставляемой третьим лицом. Согласно пункту 4.1. договора поставки расчет за отпускаемую тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным Комитетом. Пункт 4.2. договора поставки предусматривает пересмотр тарифов в зависимости от изменения цен и тарифов на материалы, электроэнергию, топливо и другие виды ресурсов, изменения условий оплаты труда и инфляционных процессов, о чем третье лицо уведомляет Общество.

В январе-марте 2008 года Обществу была поставлена тепловая энергия по тарифу 3486 руб. за 1 Гкал, что подтверждается актами (том 2 ,л.д.24-26) и оплачено Обществом по указанным тарифам, что не отрицается представителем Общества.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, к которым относится Федеральная служба по тарифам согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, устанавливают предельные индексы максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации.

В 2008 году постановлением Федеральной службы по тарифам от 11 апреля 2007 года № 68-э/5 в среднем по Новгородской области был установлен предельный максимальный уровень тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, определяемый исходя из максимальной величины роста на 2008 год и среднего тарифа по Новгородской области, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2007 и составил в среднем 120 процентов.

Следует отметить, что установлению предельного индекса в таком размере предшествовало особое мнение Комитета, выраженное при рассмотрении Федеральной службой по тарифам вопроса утверждения предельного индекса изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги и роста тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса на 2008 год по Новгородской области, что подтверждается протоколом от 05.03.2007 года (том 1 л.д.135-138).

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы могут устанавливаться на срок более одного года.

Как подтверждается материалами дела, Комитетом 1 августа 2007 года принято постановление № 23 «Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2008 год (Великий Новгород)» (том 2 л.д. 40-42) согласно пункту 1.2. которого на 2008 год установлен предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на тепловую энергию, в среднем по области – 120 процентов, в том числе по Маревскому муниципальному району в среднем 158,6 процентов. То есть, тариф на тепловую энергию по Маревскому муниципальному району по отношению к тарифам 2007 года возрос на 58,6 процентов и составил 3486 руб. за 1 Гкал.

При установлении предельного индекса по запросу Комитета от 21 мая 2007 года (том 1 ,л.д.123) было получено подтверждение Федеральной службы по тарифам о производственной программе третьего лица, принятой Федеральной службой по тарифам при установлении предельных индексов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги по Новгородской области на 2008 год.

Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 27.06.2007 № ЕЯ-3601/5( том 1 л.д.121-122) при расчете максимального роста тарифов на тепловую энергию учтена общая сумма финансовых потребностей для реализации производственной программы в сфере теплоснабжения третьего лица, прошедшей экспертизу, в размере 1950,65 млн. рублей, в том числе расходы из чистой прибыли на развитие производства и капитальные вложения в размере 70,2 млн. рублей(без учета расходов на уплату НДС). Расшифровка статей затрат производственной программы подтверждается материалами дела (том 2 л.д.7-9). При этом, Федеральной службой устанавливается, что рост тарифа на тепловую энергию третьего лица по отношению к 2007 году составит 132 процента.

Указанное постановление от 01.08.2007 № 23 принято Комитетом в рамках его полномочий, и Обществом не оспаривается.

Согласно абзацу 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 14.04.95 № 41-ФЗ, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее- Основы ценообразования и Правила регулирования) и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В пункте 16 Правил регулирования определено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. К делу об установлении тарифов и (или) предельных уровней приобщается экспертное заключение регулирующего органа.

Из материалов дела видно, что представленные 01 июня 2008 года третьим лицом на согласование и утверждение тарифы на 2008 год были подвергнуты экспертизе главным специалистом-экспертом отдела по регулированию и экспертизе тарифов на услуги ЖКГ ФИО5 (том 1 л.д.118-119). Согласно заключения эксперта тариф для Маревского муниципального района принят на основании обоснованных расходов в сумме 22700,5 тыс.рублей и составил 3486 руб. за 1 Гкал( без НДС), в то время как предложенный третьим лицом тариф за 1 Гкал составлял 5723 рубля. Заключение эксперта Обществом не оспаривается, ходатайство о проведении судебной экспертизы по установлению экономической обоснованности установленных тарифов Обществом не заявлялось. У суда нет оснований не доверять заключению эксперта.

Расчет тарифов произведен на основе вынесенного экспертного заключения в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 и исходя из фактической себестоимости 2006 года, прогнозной себестоимости 2008 года, что подтверждается расчетом индекса роста тарифов (том 1 л.д.133), структурой себестоимости (том 1 л.д.144-148). Статьи затрат, включенные в структуру тарифов на тепловую энергию на 2008 год, подтверждаются Структурой тарифов (том 2,л.д.4-6),

Таким образом, довод Общества о несоответствии оспариваемого постановления Комитета постановлению ФСТ от 11.04.2007 № 68-э/5 не может быть принят судом, поскольку предельный индекс, установленный вышеуказанным постановлением ФСТ, в среднем по Новгородской области в размере 120 процентов не превышен, что подтверждается расчетом роста тарифов на тепловую энергию в 2008 году по Новгородской области(том 1 ,л.д.140).

Изменение размера тарифа для Маревского муниципального района, в том числе и Общества как потребителя тепловой энергии, может отличаться от среднего показателя по Новгородской области : быть выше или ниже, но по Новгородской области в целом не может превышать максимальную величину роста 120 процентов, установленный приказом ФСТ от 11.04.2007 №68-э/5 для Новгородской области.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется, помимо прочего, в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.

Статьей 4 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ к основным принципам государственного регулирования тарифов отнесено обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии на основе доступности указанного вида энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии, а также определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.

Довод Общества о нарушение статей 3 и 4 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ в части несоблюдения вышеуказанной цели и основного принципа сводится к установлению экономически необоснованных тарифов.

При этом Общество не доказало факт нарушений указанной цели и принципа со стороны Комитета при установлении тарифов для третьего лица; в материалы дела не представлено ни одного документа, подтверждающего экономическую необоснованность утвержденных тарифов. Напротив, Комитетом доказано и подтверждается материалами дела, экономическая обоснованность установленных тарифов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе:

1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

3) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;

4) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Таким образом, из смысла названных норм Федеральных законов вытекает, что в данном случае деятельность Комитета по установлению тарифов на тепловую энергию направлена на достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергии в Новгородской области.

Довод Общества о несоответствии оспариваемого постановления пункту 19 приказа ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 не может быть принят судом.

Как следует из указанного пункта, при установлении тарифов Комитет должен принимать меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов третьего лица. При этом указано, что выявление необоснованных расходов осуществляется на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов. Данное требование также подтверждается пунктом 7 Основ ценообразования.

Представителем Общества в дополнении к заявлению от 16 мая 2008 года ( том 2 л.д.38-39) и в судебном заседании в качестве экономически необоснованных расходов указываются: потери тепловой энергии, прочие расходы, убытки 2007 года, затраты на ремонт и увеличение численности цеховых работников. Как пояснила представитель Общества, данный вывод о несоответствии оспариваемого положения пункту 19 приказа ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 и включении в тариф экономически необоснованных расходов сделан Обществом на основе собственного умозаключения, без анализа статистической и бухгалтерской отчетности.

Напротив, Комитетом подтверждается соблюдение указанного требования приказа ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 и исключение экономически необоснованных расходов третьего лица при расчете тарифа, а именно:

расходы по статье «топливо» уменьшены на 1562,3 тыс. рублей за счет уточнения цен на уголь и дрова по результатам проведения открытого конкурса;

расходы по статье «электроэнергия» уменьшены на 368,9 тыс. рублей в связи с применением удельной нормы расхода электроэнергии на производство 1 Гкал тепловой энергии;

расходы по статьей «капитальный ремонт» уменьшены на 2986,2 тыс.рублей в соответствии с планом мероприятий;

затраты на погашение кредита в сумме 187 тыс.руб. и возмещение по убыткам 2006 года в сумме 3422,1 тыс.руб. исключены в полном объеме, так как не представлены обосновывающие материалы;

расходы по статье «Заработная плата основных рабочих с отчислениями» уменьшены в связи с корректировкой численности до 45 человек вместо 53, предлагаемых третьим лицом. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе пояснениями к заключению по формированию тарифа ( том 2 л.д.44-46).

Таким образом, строка 9 Приложения 1 постановления Комитета от 19.11.2007 № 29 соответствует статьям 3 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, приказу ФСТ от 11.04.2007 № 68-э/5 и пункту 19 приказа ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 .

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
  Исходя из статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для признания судом нормативного акта недействующим является не только его несоответствие закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, но и нарушение этим актом прав и законных интересов лица, обжалующего акт.

Представленные Обществом сравнительные показатели хозяйственно-финансовой деятельности Общества за 1 квартал 2007 года и 1 квартал 2008 года и сравнительный расчет по отоплению за эти же периоды (том 2, л.д.27,28) не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с принятием Комитетом оспариваемого положения постановления от 19.11.2007 № 29.

На основании вышеизложенного, суд полагает требования Общества не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Маревского районного потребительского общества о признании недействующим строки 9 Приложения 1 «Тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» на 2008 год» постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 19 ноября 2007 года № 29 «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию(захоронение) твердых бытовых отходов Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» (Великий Новгород)» отказать.

2. Признать строку 9 Приложения 1 «Тарифы на тепловую энергию и передачу тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» на 2008 год» постановления Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 19 ноября 2007 года № 29 «О тарифах на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию(захоронение) твердых бытовых отходов Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» (Великий Новгород)» соответствующей статьям 3 и 4 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», приказу Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 № 68-э/5 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год» и пункту 19 приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 « Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

4. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Новгородской области.

Председательствующий судья

М.С. Киселева

Судьи: З.С.Анисимова

Л.А.Максимова