АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
http://novgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Великий Новгород
Дело № А44-6127/2013
11 февраля 2014 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Куроповой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
Закрытого акционерного общества "Адепт" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными и отмене Постановлений №№ 10-22/837, 10-22/838, 10-22/839 от 03.12.2013
без вызова сторон
установил:
Закрытое акционерное общество "Адепт" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление) о признании незаконными и отмене Постановлений №№ 10-22/837, 10-22/838, 10-22/839 от 03.12.2013,которыми Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по каждому постановлению в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Заявитель и ответчик уведомлены надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение суда получено.
В установленный судом срок для представления доказательств в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком представлен отзыв на заявление.
Оценив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд считает требования Общества подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 11.10.2013 управлением в результате проведения контроля по вопросу соблюдения требований по порядку представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей установлено, что декларации за 3-й квартал 2013 года об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению 5 к Правилам (далее - приложение 5), об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению 6 к Правилам (далее - приложение 6), об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению 7 к Правилам (далее - приложение 7) заявителем представлены несвоевременно, а именно 31.10.2013 соответственно.
По факту выявленных нарушений управлением 19.11.2013 составлены протоколы об административном правонарушении N 10-22/837 (за несвоевременное представление декларации за 3-й квартал 2013 года по форме согласно приложению 5), N 10-22/838 (за несвоевременное представление декларации за 3-й квартал 2013 года по форме согласно приложению 6), N 10-22/839 (за несвоевременное представление декларации за 3-й квартал 2013 года по форме согласно приложению 7)(л.д.88-98).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, Управлением 03.12. 2013 вынесены постановления N 10-22/837 (за несвоевременное представление декларации за 3-й квартал 2013 года по форме согласно приложению 5), N 10-22/838 (за несвоевременное представление декларации за 3-й квартал 2013 года по форме согласно приложению 6), N 10-22/839 (за несвоевременное представление декларации за 3-й квартал 2013 года по форме согласно приложению 7). Правонарушения Управлением квалифицированы по статье 15.13 КоАП РФ.
Согласно статье 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в том числе в несвоевременной подаче одной из указанных деклараций.
Из оспариваемых постановлений Управления следует, что обществу вменяется несвоевременное представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3-й квартал 2013 года по формам согласно приложениям 5, 6, 7.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В пункте 1 статьи 26 данного Закона установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Названные Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил.
В данный перечень включены в том числе декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Формы, по которым представляются названные выше декларации, предусмотрены приложениям 5, 6, 7 Правил.
Обязанность представления этих деклараций предусмотрена пунктами 7, 8, 9 Правил соответственно.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы и объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, следует признать, что несвоевременное представление (непредставление) декларации по одной из форм, предусмотренных указанными приложениями Правил, влечет административную ответственность, предусмотренную данной статьей Кодекса.
Следовательно, доводы управления в указанной части являются обоснованными.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил указанные в пункте 1 Правил декларации обязаны представлять, в том числе организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков.
Как установлено в ходе проверки административным органом и не оспаривается обществом, заявитель в спорный период осуществлял деятельность по обороту алкогольной продукции (оптовая продажа пива).
На организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, возложена обязанность представлять декларации об объемах оборота, поставки, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам согласно приложениям 5, 6, 7.
Таким образом, заявитель обязан представить названные декларации в порядке, предусмотренном Правилами.
В силу пункта 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за 4-й квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 16 названных Правил декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что декларации за 3-й квартал 2013 года об объемах оборота, поставки, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам согласно приложениями 5, 6, 7 представлены обществом в управление 31.10.2013.
Следовательно, Управлением правомерно сделан вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ .
Вместе с тем суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, освободив общество от административной ответственности в части несвоевременного представления деклараций по формам согласно приложениям 5, 6, 7.
Так, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Названная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного обществом, суд пришел к выводу о том, что своими действиями общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за обращением алкогольной продукции, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, привлечение к административной ответственности впервые, незначительный период просрочки представления спорных деклараций по формам согласно приложениям 5, 6, 7 Правил, отсутствие прямого умысла, единичную поставку пива в количестве двух ящиков пива общим объемом 4,5 декалитра на сумму 3442 руб.
Доказательств того, что общество имело намерение скрыть информацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, равно как и того, что несвоевременное представление деклараций по формам согласно приложениям 5, 6, 7 привело к сокрытию названной информации, в материалы дела не представлено.
При этом суд считает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в общей сумме 90 000 руб. имеет неоправданно карательный характер.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211,229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными и отменить Постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу №№ 10-22/837, 10-22/838, 10-22/839 от 03.12.2013, которыми Закрытое акционерное общество "Адепт" привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей по каждому постановлению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья
Л.А. Куропова