ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А44-6557/12 от 08.11.2012 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-6557/2012

08 ноября 2012 года

  Арбитражный суд Новгородской области в составе:

судьи Лариной И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ФГУП "Химмаш" РАН (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Конкурсный управляющий ФГУП "Химмаш" РАН ФИО2

о взыскании 11 592 руб. 61 коп.

при участии

от истца (заявителя): руководитель юридической группы ФИО3, доверенность от 17.09.2012 года № 01-07/266

от ответчика: не явился, извещение возвращено почтой без вручения

установил:

ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции с Федерального государственного унитарного предприятия Старорусский завод химического машиностроения Российской Академии наук (ФГУП «Химмаш» РАН) за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 11592 руб. 61 коп.

В судебном заседании заявитель требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ. Возражений против рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не представил. Против заявленных требований возражает, полагая, что они не подлежат рассмотрению судом и включаются в реестр требований кредиторов в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд признал возможным провести судебное заседание в отсутствие ответчика.

В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ.

Заслушав представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Далее – Закона № 27-ФЗ) отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ч. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 года № 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 года № 339-ФЗ) страхователи ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже.

Таким образом, страхователи с 2011 года обязаны представлять сведения: за первый квартал 2011 года – не позднее 15.05.2011 года, за полугодие 2011 года – не позднее 15.08.2011 года, за девять месяцев 2011 года – не позднее 15.11.2011 года, за календарный год 2011 года – не позднее 15.02.2012 года.

ФГУП «Химмаш» РАН сведения о застрахованных лицах были представлены своевременно.

Вместе с тем, при проведении выездной проверки фондом было установлено занижение базы для начисления страховых взносов, что отражено в акте проверки от 16.12.2011 года № 20.

Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Далее Закон № 212-ФЗ) предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков – организаций все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

По результатом выездной проверки установлено, что ФГУП «Химмаш» РАН при определении объекта обложения страховыми взносами за период с 01 января 2010 года по 30.06.2011 года не учтены суммы выплат единовременного пособия в размере 5 МРОТ в связи с уходом на пенсию, суммы оплат дополнительных выходных дней, предоставляемых родителям по уходу за детьми-инвалидами, оплата дополнительного дня отдыха, которые не установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления

Управлением сделан вывод о том, что указанные выплаты производились по усмотрению ответчика в рамках трудовых отношений с работниками, следовательно, они подлежат обложению страховыми взносами, в связи с этим ответчику начислены неуплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 254669,44 руб.

Таким образом, вывод управления о том, что общество предоставило недостоверные сведения о размере страховых взносов за периоды: первое полугодие 2010 года, 2 полугодие 2010 года, за 1 квартал 2011 года и полугодие 2011 год, занизив объект налогообложения, является обоснованным.

По факту указанного нарушения составлен акт выездной проверки от 16.12.2011 года № 20. 28.12.2011 года ответчику направлено уведомление о вызове для рассмотрения материалов по акту проверки и принятия решения.

Начальником Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Старорусском районе 03.02.2012 года принято решение о привлечении к ответственности ФГУП «Химмаш» РАН за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, которое ответчиком в установленном порядке не обжаловано.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ устанавливается ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Размер начисленной Заявителем финансовой санкции соответствует вышеуказанной норме Федерального закона и составляет 310762 руб. 17 коп.

Для добровольной уплаты штрафа в адрес общества было направлено требование № 1 об уплате до 23.03.2012 года финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которое до настоящего времени не исполнено, что подтверждается реестром поступления платежей от страхователей. Уточненных (корректирующих) индивидуальных сведений по результатам выездной проверки общество в управление не представило.

Определением Арбитражного суда Новгородской области от 30.05.2011 года по делу № А44-1888/2011 в отношении ФГУП «Химмаш» РАН введена процедура банкротства – наблюдение.

Суммы финансовой санкции за 1 полугодие 2010 года, за 2 полугодие 2010 года и за квартал 2011 года, образовавшейся на момент введения процедуры банкротства составила 13874 руб. 33 коп. и была предъявлена конкурсному управляющему для включения в конкурсную массу.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 01.11.2011 года по делу № А44-1888/2011 года ФГУП «Химмаш» РАН признано несостоятельным (банкротом) и в его отношении открыто конкурсное производство.

Сумма финансовой санкции за полугодие 2011 года (образовалась в период введения процедуры наблюдения) составляет 11592 руб. 61 коп. и предъявлена ко взысканию в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В свою очередь финансовая санкция, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Данной статьей также закреплен судебный порядок взыскания суммы штрафа. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности. Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм финансовых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 АПК РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.

Аналогичный вывод содержится в пункте 31 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, в соответствии с которым требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 АПК РФ.

Таким образом, требование о взыскании финансовой санкции в размере 11592 руб. 61 коп. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно статье 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации, которые выступают ответчиками в арбитражных судах, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Статьей 333.37 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, государственная пошлина в размере 2000 руб.00 коп. подлежит взысканию с общества.

Руководствуясь статьями 110, 167-171,176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия Старорусский завод химического машиностроения Российской Академии наук (ИНН <***>, ОГРН <***>), место нахождения: 175202 Новгородская область, г. Старая Русса, зарегистрированного 17.07.1995 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Новгородской области, в доход бюджета Пенсионного фонда РФ финансовую санкцию в размере 11592 руб. 61 коп.

2. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия Старорусский завод химического машиностроения Российской Академии наук (ИНН <***>, ОГРН <***>), место нахождения: 175202 Новгородская область, г. Старая Русса, зарегистрированного 17.07.1995 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Новгородской области, в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп.

3. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу. 4.Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья

И.Г. Ларина