АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-10143/2018
06 июля 2017 года.
Решение в виде резолютивной части вынесено 24 мая 2018 года
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2018 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интерпром», г. Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 20.03.2018
без вызова представителей сторон.
Общество с ограниченной ответственностью «Интерпром» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 20.03.2018 (дело № 13/19-18-175) (далее – оспариваемое постановление).
Стороны надлежащим образом уведомлены о том, что дело принято к производству в порядке упрощенного производства, о сроках представления доказательств по делу, а также направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
Представленные в установленные сроки документы размещены на официальном интернет ресурсе арбитражного суда в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
В силу норм частей 1, 2 статьи 6 Закона № 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 282-ФЗ одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность статистической информации.
В целях реализации вышеуказанных положений, Приказом Федеральной службы государственной статистики от 21.08.2017 № 541 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утверждена форма федерального статистического наблюдения № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия».
Данную форму за 2017 год предоставляют не позднее 5-го февраля 2018 года, предоставляют коммерческие организации, потребительские кооперативы, являющиеся микропредприятиями в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям данного микропредприятия независимо от их местонахождения. Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица (Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», утвержденные Приказом Росстата от 07.11.2017 № 723).
В материалах дела имеется доказательства направления и прочтения респондентом (обществом) письма заинтересованного лица от 28.12.2017 №06-139-1062-10466 «О предоставлении отчета по форме №№ ПМ (микро) за 2017 год». Учитывая изложенное довод заявителя об отсутствии обязанности представления указанной отчетности ввиду не информирования его о наличии такой обязанности заинтересованным лицом не принимается судом во внимание как необоснованный.
Заполненная форма предоставляется юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения юридического лица. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления деятельности.
Общество, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в Едином реестре малого и среднего предпринимательства на 31.01.2018 является микропредприятием, основной вид экономической деятельности по ОКВЭД2 - 46.49 Торговля оптовая прочими бытовыми товарами.
Таким образом, общество является респондентом по форме федерального статистического наблюдения № МП (микро) и обязано представлять в Новосибирскстат первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок.
Как было установлено административным органом, обществом в срок до 05.02.2018 не были представлены первичные статистические данные за 2017 год по форме № МП (микро).
В связи с выявлением вышеуказанных обстоятельств 20.02.2018 уполномоченным должностным лицом административного органа, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, был составлен протокол № 13/19-18-175 об административном правонарушении (далее - протокол), предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее – КоАП РФ) в котором зафиксированы вышеуказанные обстоятельства.
20.03.2018 административным органом в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Довод заявителя о том, что он не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении не принимается судом во внимание ввиду нижеследующего.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10), при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как разъяснено в пункте 24.1 Постановления № 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Согласно разъяснениям, данным в письме от 08.11.2016 № 77131 УТП, полученным от специализированного оператора связи СКБ «Контур», в системе Единого Модуля Приема (далее - ЕМП): графа «Создано» - это дата отправки письма (информационного сообщения); графа «Доставлено получателю» - это дата из извещения о получении, которая формируется в системе автоматически в момент открытия респондентом поступившего письма (дата получения информационного сообщения).
Из скриншота об отправке процессуальных документов, протокол об административном правонарушении от 20.02.2018 № 13/19-18-175 и определение от 20.02.2018 о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, не прочитаны лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При осуществлении административным органом контроля, в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 282-ФЗ, за соблюдением респондентами установленного порядка предоставления первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения, установленного указаниями по их заполнению, в частности по форме № МП (микро) за 2017 год, было установлено, что в программном обеспечении ПК СБИС, разработчиком которой является ООО «Компания «Тензор» (специализированный оператор связи) произошла программная ошибка, которая не отобразила информацию в системе Единого Модуля Приема о доставке (прочтении) получателем документов, которые были направлены 22.02.2018.
В связи установленной ошибкой заинтересованным лицом был направлен запрос ООО «Компания «Тензор» с целью выяснения обстоятельств прочтения и получения адресатами процессуальных документов.
Согласно ответу №041288 от 12.04.2018 ООО «Компания «Тензор», абонент общество (ИНН <***>) получило следующие документы со следующими идентификаторами документооборота: № 917c500c0a8c4e889c2e655086147d6b и№ 184182e8c6004b0880a7189580dl64a9.
Согласно прилагаемых к отзыву скриншотов, из «ветки» Единого Модуля Приема следует, что направленному в адрес абонента протоколу об административном правонарушении от 20.02.2018 №13/19-18-175 присвоен уникальный идентификатор документооборота № 917c500c0a8c4e889c2e655086147d6b, а определению от 20.02.2018 о назначении даты, времени и места рассмотрении дела об административном правонарушении присвоен уникальный идентификатор документооборота № 184182e8c6004b0880a7189580dl64a9. Дата получения (время регистрации отчета на транспортном сервере) указана в ответе № 041288 от 12.04.2018 ООО «Компания «Тензор».
Определение от 20.03.2018 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении также было отправлено и получено обществом посредством электронного документооборота.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлены, какие либо данные, указывающие на то, что им были предприняты достаточные меры для исполнения обязанностей по представлению отчетности.
В связи с указанным, основания для привлечения общества к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, имелись.
Довод общества о вменении ему нарушения предусмотренного не действующей статьей 13.19 КоАП РФ не принимается судом во внимание поскольку как следует из материалов дела и текста оспариваемого постановления обществу вменяется в вину совершение правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ при этом общее указание в резолютивной части протокола и оспариваемого постановления статьи 13.19 КоАП РФ без указания части, но с указанием текста положений нормы части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, не влечет их незаконность, кроме того, административный орган в соответствии со статьёй 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) имеет право внести соответствующие исправления в оспариваемое постановление.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами заинтересованного лица в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.53, 28.2 КоАП РФ).
Квалификация правонарушения соответствует нормам части 1 статьи 13.19 КоАП РФ. Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, штраф установлен в минимальном размере, с учетом обстоятельств смягчающих административную ответственность.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ – малозначительность, отсутствуют ввиду нижеследующего.
В пункте 18 Постановления № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Согласно пункту 18.1 Постановления № 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
Совершенное обществом нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере информации (предоставление отчетности).
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Согласно положениям части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, общество является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие).
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, в оспариваемом постановлении не содержится фактических данных и выводов, указывающих на наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ (указание в оспариваемом постановлении на наличие такого отягчающего административную ответственность обстоятельства как искажение официальной статистической информации как следствие не представления первичных статистических данных, не принимается судом во внимание, поскольку перечень обстоятельств отягчающих административную ответственность установлен статьёй 4.3 КоАП РФ, указанное обстоятельство в нем не поименовано, кроме того указанное заинтересованным лицом является последствием совершения правонарушения), соответственно нельзя сделать вывода о невозможности применения в данном случае административного наказания в виде предупреждения, поскольку какая-либо угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, отсутствует. Ранее общество к административной ответственности не привлекалось.
При таких обстоятельствах, имеются основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
руководствуясь частью 5 статьи 170, статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области от 20.03.2018 дело № 13/19-18-175 о назначении административного наказания, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Интерпром», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 630108, <...>), к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей 00 копеек, изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей 00 копеек, считать административным наказанием – предупреждение.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья А.В. Хорошилов