ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-10325/09 от 23.06.2009 АС Западно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-10325/2009

 «26» июня 2009 года                                                              

  Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2009,

  Решение в полном объёме изготовлено 26.06.2009.

  Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Куста Л.П.,

при ведении протокола  судебного заседания судьей Кустом Л.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Транс Логистик Консалт», г. Москва,

к Новосибирской таможне, г. Новосибирск,

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 03.04.2009,

от заинтересованных лиц:  ФИО2, по доверенности от 15.01.2009,

                                                 ФИО3, по доверенности от 31.12.2008,

Закрытое акционерное общество «Транс Логистик Консалт» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Транс Логистик Консалт»)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новосибирской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным постановления от 23.01.2009 10609000-578/2008 по делу об административном правонарушении привлечении ЗАО «Транс Логистик Консалт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушения в виде административного штрафа в размере 129 496 рублей 50 копеек.

            В обоснование своего заявления заявитель ссылается:

           - на недоказанность таможенным органом наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ;

           - на недоказанность вины таможенными брокера;

          - на нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении.

        Заинтересованное лицо не согласно с заявленными требованиями заявителя, считает оспариваемое постановление   законными и обоснованными. Подробно возражения изложены в отзыве.

                 Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 06.10.2009 таможенным брокером ЗАО «Транс Логистик Консалт» на Новосибирский Западный таможенный пост Новосибирской таможни (далее НЗТП НТ) подана ГТД № 10609030/061008/0008730 на товары - части башенного крана SIMMAPOTAINGT 185 из черных металлов, запасные сменные стрелковые секции  для  увеличения длинны стрелы, запасные сменные секции для наращивания высоты крана в количестве 18 грузовых мест, весом брутто/нетто 11500 кг/1 1500 кг, сменные планировочные ковши для экскаватора « zeppelin-13B» б/у, в количестве 5 грузовых мест, весом брутто/нетто 450 кг, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в адрес ООО «Промстройлизинг» из Германии по ТД № 10216120/050908/1013245, в рамках внешнеторгового контракта № 01-05G от 29.09.2005 и размещенные на СВХ ЗАО фирма «Титан-Новосибирск», расположенный по адресу: <...>, о чем составлены документы отчета формы     Д01     №     10609030/180908/1000698, №  10609030/18090 8/1000700.

На основании  поручения на досмотр №   106090030/081008/001660  был проведен таможенный досмотр. По результатам таможенного досмотра составлен акт № 10609030/091008/0001660 из которого следует, что в ходе досмотра был установлен товар : ковши для экскаватора из черных металлов различных размеров б/у (очаги коррозии) в количестве 5 мест и части башенного крана в виде конструкций из черных металлов зеленого цвета б/у (очаги коррозии, царапины, деформации элементов конструкции) в количестве 18 мест, одно из которых является   опорно- поворотным устройством башенного крана.

 09.10.2008 в ходе проведения документального контроля ГТД № 10609030/061008/0008730, с учетом данных, установленных в ходе проведения фактического контроля, должностным лицом НЗТП НТ был установлен товар, не заявленный в указанной ГТД, а именно: опорно- поворотное устройство башенного крана в количестве 1 штуки, то есть вышеназванный товар не продекларирован.

10.10.2008 должностным лицом НЗТП НТ по результатам проверки документов и сведений, заявленных в ГТД в отношении ООО «Промстройлизинг» возбуждено дело об административном правонарушении № 10609000-518/2008 по факту  недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении грузополучателя ООО «Промстройлизинг . Товар - опорно-поворотное устройство, являющееся предметом административного правонарушения был изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 10.10.2008 № 10609000-518/2008 и передан по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 10.10.2008  ЗАО «Ростэк-Новосибирск», находящемуся по адресу <...>).

В ходе проведения административного расследования по делу было установлено, что ГТД № 10609030/061008/0008730 была подана специалистом по таможенному оформлению ЗАО «Транс Логистик Консалт» ФИО4, на основании заключенного с ООО «Промстройлизинг» договора на оказание услуг брокерского обслуживания от 27.04.2007 № 0007/01-54-58т, следовательно, субъектом ответственности, связанным с недекларированием товаров таможенному органу, является таможенный брокер ЗАО «Транс Логистик Консалт». Таким образом, 11.11.2008 по факту недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении № 10609000-578/2008 в отношении таможенного брокера ЗАО «Транс Логистик  Консалт».

11.12.2008 по   окончанию административного расследования был   составлен   протокол   об   административном правонарушении |№ 10609000-578/2008 от 11.12.2008.

23.01.2009 постановлением Новосибирской таможни по делу об административном правонарушении № 10609000-578/2008 ЗАО «Транс Логистик Консалт» признано виновным в совершении административного правонарушения, сразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16. 2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, что составило 129 496 рублей 50 копеек.

Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом суд исходит из следующего.   

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.

В соответствии со ст.ст. 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно пп. 1, 3 ст. 132 ТК РФ факт подачи таможенной декларации и предоставления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. С момента принятия таможенной декларации становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

ГТД № 10609030/06108/0008730 на товары - части башенного крана SIMMAPОTAINGT 185 из черных металлов, запасные сменные стрелковые секции для увеличения длинны стрелы, запасные сменные секции для наращивания высоты крана, была подана ЗАО «Транс Логистик Консалт» на НЗТП НТ 06.10.2008.

В целях обеспечения принципа выборочности таможенного контроля товаров, на основании ст. 358 ТК РФ,  п.60 раздела VII Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356, в соответствии со ст. 372 ТК РФ должностными лицами таможенного органа был проведен таможенный досмотр.

В   ходе    проведения фактического и документального контроля    было обнаружен товар не заявленный в ГТД № 10609030/061008/0008730, а именно: опорно- поворотное устройство башенного крана в количестве 1 штуки.

Согласно Постановлению по делу об административном правонарушении № 10609000-578/2008 от 23.01.2008,Новосибирская таможня считает, что виновность ЗАО «Транс Логистик Консалт» в совершении административного правонарушения выражается в том, что он не воспользовался возможностью, предоставленной таможенным законодательством декларанту, а именно п. 1 ст. 127 ТК РФ - не осуществил надлежаще осмотр товара до подачи декларации, что повлекло за собой совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Товар - опорно-поворотное устройство башенного крана в количестве 1 грузового места в инвойсах указан не был. Также, данный товар не был указан при декларировании в ГТД № 10609030/061008/0008730 и был обнаружен при проведении контроля.

В ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении  № 10609000-578/2008 была проведена экспертиза ЭКС - регионального филиала ЦКТУ. Из заключения эксперта 02.12.2008 № 20081775 следует, что составная часть башенного крана, предназначенная исключительно для башенного крана, представляет собой опорно-поворотное устройство, служащее для позиционирования стрелы по требуемому направлению. Свободная рыночная стоимость секции опорно-поворотного устройства (б/у) башенного крана на рынке РФ на момент совершения правонарушения составила 258993 рубля.

В соответствии со ст. 127 ТК РФ декларанту предоставлено право при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации.

Реализация права декларанта, закрепленного ст. 127 ТК РФ на осмотр и измерение подлежащих декларированию им товаров, в том числе, до подачи таможенной декларации, осуществляется в соответствии с положениями главы 14 ТК РФ «Декларирование товаров».

В соответствии с п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером, по выбору декларанта.

Вместе   с   этим  декларант  обязан:   подать  таможенную  декларацию   и представить  в  таможенный  орган  необходимые  документы  и  сведения;  по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с ТК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 143 ТК РФ при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного  брокера выступать  от его  имени  либо  по  его  поручению  и представлять интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Из п. 2 ст. 139 ТК РФ следует, что к таможенному брокеру переходят все права и обязанности декларанта, возникающие в результате таможенного оформления.

В силу норм ТК РФ, положений об оказании услуг таможенного брокера, вступая в таможенные правоотношения, декларируя товары таможенному органу, таможенный брокер был обязан заявить в ГТД достоверные сведения о товаре, ввезенном на таможенную территорию РФ.

Согласно п. 1 ст. 104 ТК РФ лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном  хранении,  обычные  операции,  необходимые  для  обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемешать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменение состояния товаров, нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации.

Таким образом, исходя из положений п. 1 ст. 104, ст. 127 ТК РФ законодатель предоставил декларанту право осматривать и измерять именно товары, то есть непосредственно то, что подлежит декларированию, а в данном случае это товар -опорно-поворотное устройство.

У декларанта ЗАО «Транс Логистик Консалт» имелась возможность до подачи таможенной декларации более внимательно осмотреть грузовые места с идентификацией товара. Учитывая то, что,  товар достаточно габаритный, неупакованный, хорошо визуализируемый, таможенный брокер ЗАО «Транс Логистик Консалт» имел все возможности установить товар, не указанный в документах, однако, не принял всех зависящих мер в целях надлежащего исполнения возложенной обязанности по декларированию товаров, не проявил должной степени заботливости и осмотрительности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что довод о не доказанности вины таможенного брокера ЗАО «Транс Логистик Консалт» в совершении административного правонарушения противоречит фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном толковании норм КоАП РФ о вине юридического лица.

Так, в соответствии с п.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Осуществляя принцип разумной достаточности, проявляя должную меру заботливости ЗАО «Транс Логистик Консалт» должно было принять меры по проверке сведений заявляемых в таможенной декларации.

Правовая обязанность ЗАО «Транс Логистик Консалт» как лица, ответственного за исполнение обязанностей таможенного брокера, вытекает из общеправового принципа, закрепленного ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. ст. 123,124 ТК РФ товары, перемещаемые через таможенную границу РФ подлежат декларированию таможенному органу РФ путем заявления по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно п. 2 ст. 127,131 ТК РФ таможенный брокер перед таможенные органом при декларировании совершает действия от имени декларанта, а имение полает таможенную декларацию, представляет все необходимые документы и сведения, необходимые для таможенного оформления на ввезенный на территорию РФ товар.

Таким образом, с учетом всех прав предоставленных таможенному брокеру при таможенном оформлении, в том числе, права в соответствии со ст. 127 ТК РФ осматривать и измерять товары до подачи таможенной декларации, права в соответствии с п. 3 ст. 143 ТК РФ требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, у таможенного брокера ЗАО «Транс Логистик Консалт» имелась возможность заявить сведения о товаре, его описании, классификационном коде, имелась возможность соблюсти таможенные правила и нормы  при декларировании товаров, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с чем, суд приходит к выводу о доказанности вины  ЗАО «Транс Логистик Консалт» в полном объеме.

При этом судом не принимается довод ЗАО «Транс Логистик Консалт»  о том, что  таможенным органом нарушен порядок производства по делам об административных правонарушениях (указаны сведения,    не имеющие отношения к делу) в связи со следующим.

10.10.2008 должностным лицом НЗТП НТ (НТП НТ) вынесено определение о возбуждении   дела   об   административном   правонарушении   и   проведении административного    расследования    №     10609000-518/2008    в    отношении грузополучателя ООО «Промстройлизинг». Данное  определение получено на руки 10.10.2008 представителем грузополучателя.

Товар,      опорно-поворотное      устройство,      являющееся      предметом административного правонарушения был изъят   по протоколу изъятия вещей и документов от 10.10.2008 № 10609000-518/2008 и передан по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение  ЗАО «Ростэк-Новосибирск».

В ходе проведения административного расследования по делу было установлено, го ГТД № 10609030/061008/0008730 была подана специалистом по таможенному оформлению ЗАО «Транс Логистик Консалт» ФИО4, на основании заключенного с ООО «Промстройлизинг» договора на оказание услуг брокерского обслуживания от 27.04.2007 № 0007/01-54-58т, следовательно, субъектом ответственности в связи с недекларированием товаров должно являться ЗАО «Транс Логистик Консалт».

11.11.2008 по факту недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Транс-Логистик - Консалт».

11.12.2008 по окончанию административного расследования был составлен протокол административном правонарушении. Протокол был составлен  в отсутствии законного представителя юридического лица, который надлежащим образом был уведомлен о времени и месте его составления.

 В ст. 28.1 КоАП РФ указаны основания для возбуждения дела об административном правонарушении.  

В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол административном правонарушении либо выносится   постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Согласно п. 4 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Так, в ходе проведения административного расследования было выявлено, что изначально неверно был определен субъект по административной делу, в связи с чем 11.11.2008 должностным лицом таможенного органа  было вынесено определение о возбуждении дела № 10609000-578/2008 по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ЗАО «Транс Логистик Консалт».

В соответствии  со  ст.  26.2  КоАП РФ доказательствами  по делу  об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения,    виновность    лица,    привлекаемого    к    административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном   правонарушении,   показаниями   потерпевшего, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических    средств,    вещественными    доказательствами.    Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об  административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении № 10609000-578/2008 должностным лицом в ходе проведения административного расследования в качестве свидетелей были опрошены должностные лица непосредственно принимавшие участие в осуществлении документального и фактического контроля, специалист по таможенному оформлению, эксперт  (протоколы опроса от 20.11.2008, 27.11.2008, 1.12.2008, 01.12.2008), то есть лица которым могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению (ст. 25.6 КоАП РФ).

В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении отобранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу б административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 т. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Как следует из материалов дела, при опросе в качестве свидетелей лиц, указанных в жалобе ЗАО «Транс Логистик Консалт», а также при приобщении показаний свидетелей в качестве доказательств по делу, были соблюдены требования КоАП РФ.

Таким образом, в рамках административного дела установлены все имеющие значение обстоятельства, как следует из материалов дела - таможенным органом соблюдены все процессуальные права лица привлекаемого к административной ответственности, доказаны все обязательные элементы состава вмененного таможенному брокеру ЗАО «Транс Логистик Консалт» правонарушения, соответственно, обстоятельства, на которые заявитель ссылается в качестве оснований для признания незаконным постановления Новосибирской таможни от 23.01.2009 по делу об административном правонарушении  № 10609000-578/2008 о привлечении ЗАО «Транс Логистик Консалт» к административной ответственности по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание, так как не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

 Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что ЗАО «Транс Логистик Консалт» не принял все возможные и достаточные меры, предусмотренные таможенным законодательством, по проверке сведений, заявляемых в таможенной декларации фактически ввезенном товару, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности  таможенного брокера по соблюдению требований таможенного законодательства.

 Суд установил, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАПР РФ таможенным органом доказан. В отношении ЗАО «Транс Логистик Консалт» применена санкция, предусмотренная по данной статье КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление № 10609000-578/2008 от 23.01.2009 по делу об административном правонарушении, вынесенное Новосибирской таможней о привлечении ЗАО «Транс Логистик Консалт»  к административной ответственности является законными,  принято в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст.167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

                                        Р Е Ш И Л :

    Заявленные требования Закрытого акционерного общества «Транс Логистик Консалт»  оставить без удовлетворения.

     Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд ( г.Томск).

              Судья                                                                                    Л.П. Куст