ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-10628/18 от 26.07.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-10628/2018

27 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 июля 2018 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Голубевой Ю.Н., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Моржовой А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново», территория Аэропорт Красноярск Емельяновского района Красноярского края (ОГРН 1092468001482)

к федеральному государственному казенному учреждению «Третий отдельный авиационный отряд», г. Новосибирск (ОГРН 1145476078770)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральная служба безопасности Российской Федерации, г.Москва,

о взыскании 462 975 рублей 57 копеек,

при участии представителей:

от ответчика: Курбанов А.Н. по доверенности от 16.06.2018, паспорт, Бауков Н.И. по доверенности от 04.07.2018, паспорт

от третьего лица: Васина Н.В. по доверенности от 09.02.2017, паспорт

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Третий отдельный авиационный отряд» о взыскании 462975 рублей 57 копеек задолженности за оказанные в период с 30.05.2014 по 21.06.2016 услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечена Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик в судебном заседании и представленном отзыве и дополнительных пояснениях, возражал в отношении удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оказанные истцом услуги, в силу действующего законодательства должны оказываться на безвозмездной основе, а расходы истца возмещаться за счёт субсидий. Подробнее позиция ответчика изложена в отзыве на исковое заявление и дополнениях к отзыву (т.2 л.д.122-124, т.3 л.д.1-4).

Третье лицо в судебном и представленном отзыве поддержало позицию ответчика, просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

В силу пункта части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец считается извещенным надлежащим образом, и суд считает возможным разрешить спор в его отсутствие на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

В период с 30.05.2014 по 21.06.2016 истец оказывал в аэропорту «Красноярск» (Емельяново) услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию (взлёт – посадка, обеспечение авиационной безопасности, доставка экипажа, обеспечение приёма – выпуска, буксировка, водило буксировочное и т.д.) воздушных судов, принадлежащих ответчику, на общую сумму 462975 рублей 57 копеек.

Факт оказания услуг подтверждается актами выполненных работ, представленными в материалы дела, и ответчиком не оспаривается.

В целях досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия №АЕ-17-2689 от 19.12.2017, в ответе на которую ответчик указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований, изложенных в претензии.

Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по наземному и аэропортовому обслуживанию за период с 30.05.2014 по 21.06.2016, в результате чего образовалась взыскиваемая задолженность, явилось основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Рассмотрев заявленные требования, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы ответчика и третьего лица, арбитражный суд приходит к убеждению об отсутствии правовых основания для удовлетворения заявленных исковых требований, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно- авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 Приложения № 2 к Приказу Минтранса РФ от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» аэронавигационные и аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов не взимаются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом «ж.1» статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» установлено, что органы федеральной службы безопасности Российской Федерации имеют право использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач воздушное пространство Российской Федерации, территории аэропортов и аэродромов (посадочных площадок), а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов.

Услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию в аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) авиационным подразделениям органов федеральной службы безопасности при выполнении ими служебных задач согласно письму Минтранса России от 26.12.2013 № 01-01-02/5425 предоставляются на безвозмездной основе.

ФСБ России использует государственные воздушные суда исключительно для выполнения служебных задач. Таким образом, оказанные истцом услуги по обеспечению полетов воздушных судов ФСБ России в силу законодательства Российской Федерации должны были быть оказаны на безвозмездной основе.

Организации гражданской авиации, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, имеют право на предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 37 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги».

Под субсидируемыми услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов в соответствии с пунктом 2 названный Правил понимаются услуги по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, обслуживанию в зоне и здании аэровокзала, обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.

Доказательств надлежащего обращения за получением субсидий на возмещение недополученных истцом доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов, в соответствии с порядком, установленным Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013г. № 37, или отказа при наличии такого обращения, истцом не представлено.

С учетом изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на истца по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

в иске отказать.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.Н.Голубева