ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-10873/13 от 18.09.2013 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6

Тел. 269-69-40, факс 269-69-40

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

18 сентября 2013 года Дело № А45-10873/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Тарасовой С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арикян А.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска, Новосибирск

к Товариществу собственников жилья "Уют", г. Новосибирск

о взыскании 9 300, 96 руб.

при участии в предварительном заседании представителей:

от истца (заявителя) - ФИО1- главный специалист-эксперт (юрисконсульт), без доверенности

от ответчика (заинтересованного лица) - не явился

УСТАНОВИЛ:

Заявитель – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска (далее – УПФ, орган пенсионного фонда) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области Товариществу собственников жилья "Уют" (далее - плательщик, страхователь, ТСЖ «Уют») с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 9300,96 руб.  по статье 17 Федерального Закона РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.   за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за 2012 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 26 июня 2013 года исковое заявление (заявление) Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском районе города Новосибирска принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 16 августа 2013 года суд перешел к рассмотрению дела № А45-10873/2013 по общим правилам искового (административного) производства.

Представитель заявителя (Управления пенсионного фонда) явился в судебное заседание без доверенности.

Ответчик (заинтересованное лицо), надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя и заинтересованного лица.

Требования органа Пенсионного фонда изложены в исковом заявлении со ссылкой на положения статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Заявитель просит взыскать с заинтересованного лица 9300,96 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период ( 2012 год).

Ответчик в отзыве указал, что факт нарушения срока представления сведений признает, однако, Пенсионным фондом при вынесении решения не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства, просит уменьшить штраф до 500 рублей.

Из части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела:

По результатам камеральной проверки составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования № 528 от 07.03.2013 г., решением начальника Управления Пенсионного фонда № 528 от 11.04.2013 г. страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 2012 год в виде взыскания штрафа в сумме 9300,96 рублей.

Требованием № 528 от 30.04.2013 г. страхователю предложено уплатить штрафные санкции в размере 9300,96 руб. в добровольном порядке в срок до 27.05.2013 г.

ТСЖ «Уют» штрафные санкции добровольно не уплатило, в связи с чем, орган Пенсионного фонда обратился в Арбитражный суд для взыскания задолженности в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п.п. а п. 1 ч.1 ст.5 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ), ТСЖ «Уют» относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию как организация, производящая выплаты физическим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее Закон №27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

На основании статей 1 и п. 2 ст. 11 Федерального Закона № 27-ФЗ отчетными периодами в 2011 году признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год. Страхователи представляют сведения, предусмотренные данным Федеральным законом, ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, за 2012 год сведения должны быть представлены до 15 февраля 2013 г.

В нарушение указанных требований, страхователь представил в орган пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, а также сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах за 2012 год – 27 февраля 2013 г., то есть с нарушением установленного законом срока.

Таким образом, заинтересованным лицом совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Согласно указанной статье, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно расчету по начисленных и уплаченным страховых взносах на обязательное пенсионное страхование сумма причитающихся за 2012 г. платежей в Пенсионный фонд РФ составляет 93009,56 руб.

Следовательно, сумма финансовых санкций, подлежащая уплате за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, исчислена органом Пенсионного фонда верно, исходя из расчета за 2012 г., и составляет 9300,96 рублей.

Материалами дела подтверждено, что органом Пенсионного фонда своевременно вручен страхователю акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также направлены решение и требование об уплате штрафных санкций .

На момент судебного разбирательства заинтересованное лицо, штраф не уплатило. Согласно справке органа Пенсионного фонда по состоянию на 09.06.2012 года, задолженность составляет 9300,96 руб..

В отзыве плательщик в обоснование своих возражений против иска указал, что Пенсионным фондом при вынесении решений не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства, а именно:

- нахождение уполномоченного лица в командировке по основному месту работы, в день приезда председателя правления из командировки отчетность сразу же была подписана и передана в пенсионный фонд, что свидетельствует об отсутствии у ТСЖ умысла, направленного на совершение правонарушения;

- ТСЖ является некоммерческой организацией, которая не имеет собственного дохода, уплата штрафных санкций в смете расходов не предусмотрена, и ляжет дополнительным финансовым бременем на собственников;

- правонарушение подобного рода совершено впервые;

- страховые взносы за 2012 год Товариществом уплачены своевременно, задолженности не имеется, что подтверждает отсутствие негативных последствий для бюджета.

С учетом указанных смягчающих обстоятельств заявитель просит снизить размер штрафов до 500 рублей.

Орган пенсионного фонда против уменьшения размера штрафа возражает, считает, что решения соответствуют законодательству, сослалось на отсутствие законодательно установленного порядка применения смягчающих обстоятельств, определяющего пределы снижения суммы штрафа, в связи с чем не применило пункт 4 статьи 44 ФЗ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.

Суд считает доводы ответчика обоснованными по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Как следует из пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, а также выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
  Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 44 Федерального Закона № 212 к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В данном случае, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд считает возможным, учитывая смягчающие ответственность обстоятельства, каковыми являются: страховые взносы уплачены в полном объеме, совершение правонарушения впервые (доказательств иного не представлено), правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий, незначительный пропуск срока представления отчетности, и уменьшить размер штрафа до 500 рублей.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с заинтересованного лица подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 2000 руб. На основании статей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает возможным учесть, что ответчик является некоммерческой организаций, финансируется за счет граждан-собственников жилья и уменьшить размер государственной пошлины (которая составляет по настоящему иску 2000 руб., начисленных на сумму заявленных требований), до размера госпошлины - 100 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить частично.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Уют» (место нахождения: 630133, <...>, ИНН <***>, дата и место регистрации в качестве юридического лица: 28.02.2006 г. ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Новосибирска) в доход соответствующего бюджета финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год в размере 500 руб.

В остальной части в иске отказать.

В доход федерального бюджета взыскать государственную пошлину в сумме 100 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томск.

Судья С.В.Тарасова