ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-10893/2022 от 04.07.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск                                                               дело № А45-10893/2022

07 июля 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2022 года

в полном объёме решение изготовлено 07 июля 2022 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению акционерного общества РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ

к администрации рабочего поселка Кольцово

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, индивидуального предпринимателя ФИО2

о признании незаконным возврата без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: ФИО3 по доверенности от 09.09.2021, паспорт, диплом

заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 01.07.2022, паспорт, ФИО5 по доверенности от 01.03.2022, паспорт, диплом

установил

Акционерное общество РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ обратилось с заявлением о признании незаконным возврата администрации рабочего посёлка Кольцово без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:164801:274, 54:19:164801:738, 54:19:164801:391, 54:19:164801:2375, 54:19:000000:350, 54:19:164801:265, 54:19:164801:382 части земель неразграниченной собственности.

В судебном заседании представитель акционерного общества РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ поддержал заявленные требования.

Представители администрации рабочего посёлка Кольцово против удовлетворения заявленных требований возражали по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Для признания возврата без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:164801:274, 54:19:164801:738, 54:19:164801:391, 54:19:164801:2375, 54:19:000000:350, 54:19:164801:265, 54:19:164801:382 части земель неразграниченной собственности незаконным необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого возврата закону и нарушение этим возвратом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Результаты исследования представленных в материалы дела доказательств и оценка доводов сторон свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований акционерного общества РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ.

По существу спора судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Акционерное общество РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ относится к территориальной сетевой организацией, одним из основных видов деятельности которой является технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей.

На основании заявки индивидуального предпринимателя ФИО2 акционерное общество РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ заключило с ним договор от 12.10.2020 № 181958/5337060 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства - кабельной линии 10 кВ, земельного участка, хозяйственной постройки по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Кольцово, (кадастровый номер земельного участка: 54:19:164801:2375).

В соответствии с пунктом 6 договора, пунктом 10 технических условий (являющихся неотъемлемой частью договора) акционерное общество РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ обязалось надлежащим образом выполнить возложенные на него как на сетевую организацию мероприятия по технологическому присоединению, в том числе строительство отпаечной воздушной ЛЭП-10 кВ от существующей ЛЭП-10 кВ Ф-2 (ориентировочно с оп. № 3/84) ПС ПО кВ Железнодорожная до места соединения с электрической сетью 10 кВ заявителя на границе земельного участка заявителя.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня его заключения.

Во исполнение возложенных на акционерное общество РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ мероприятий была разработана трасса, предусматривающая необходимость размещения ЛЭП-10 кВ на частях земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:164801:274, 54:19:164801:738, 54:19:164801:391, 54:19:164801:2375, 54:19:000000:350, 54:19:164801:265, 54:19:164801:382 и земель неразграниченной собственности.

Являясь территориальной сетевой организацией и, соответственно, субъектом естественной монополии (подтверждается выпиской из реестра субъектов естественных монополий, полученной с официального сайта Федеральной антимонопольной службы России в сети интернет), акционерное общество РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ обратилось в администрацию рабочего посёлка Кольцово с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении частей указанных земельных участков/земель для размещения объектов электросетевого хозяйства в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Однако администрация рабочего посёлка Кольцово в ответ направила письмо от 27.01.2022 № 2.13/439 о возврате ходатайства без рассмотрения на основании пункта 3 части 9 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что указанная в ходатайстве цель установления публичного сервитута (технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям по договору, заключённому между акционерным обществом РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ и индивидуальным предпринимателем) не соответствует целям установления публичного сервитута, предусмотренным статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

В ответ на повторное обращение общества рассмотреть ходатайство об установлении публичного сервитута администрация направила письмо от 14.02.2022 № 2.13/724 о повторном возврате ходатайства без рассмотрения на основании пункта 3 части 9 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.

При оценке спорных правоотношений суд исходит из следующего правового регулирования.

По смыслу пункта 1 статьи 26 федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которыми установлены порядок технологического присоединения к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 федерального закона «Об электроэнергетике», пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признаётся договор, заключённый лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещным правом наряду с правом собственности является сервитут.

Сервитут может быть установлен решением органа местного самоуправления в целях обеспечения нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 8 части 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием.

Согласно части 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Из содержания статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещение объектов электросетевого хозяйства.

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьёй 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (часть 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации).

С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта (часть 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации).

Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемым к ходатайству об установлении публичного сервитута документам указаны в статье 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.

В частности в ходатайстве должна быть указана цель установления публичного сервитута в соответствии со статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснование необходимости установления публичного сервитута, представлен договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям.

Акционерное общество РЕГИНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ является сетевой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями федерального закона «Об электроэнергетике», следовательно, в силу статьи 26 названного закона и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения обязано заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и в соответствии с частью 1 статьи 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на обращение в орган местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута.

По смыслу пункта 2 части 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в установлении публичного сервитута является, в том числе, несоблюдение условий установления публичного сервитута, предусмотренных статьями 23 и 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации.

Перечень оснований для отказа в установлении публичного сервитута, установленный в части 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, является закрытым.

Доказательств наличия оснований для отказа в установлении публичного сервитута заинтересованным лицом не приведено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что заявитель является субъектом естественных монополий, целью установления публичного сервитута является оформление права пользования земельными участками в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, в ходатайстве указано обоснование необходимости установления публичного сервитута, заявителем представлен договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, приложена схема расположения границ публичного сервитута, суд пришёл к выводу о незаконности возврата администрацией рабочего посёлка Кольцово без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута.

При выборе способа восстановления нарушенного права суд, руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным обязать орган, осуществляющий публичные полномочия - администрацию рабочего посёлка Кольцово устранить допущенное нарушение прав и законных интересов акционерного общества РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ путём совершения действий, предусмотренных статьёй 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации, и принятия соответствующего решения в порядке, предусмотренном статьёй 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судебные расходы в виде уплаченной акционерным обществом РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ в федеральный бюджет государственной пошлины в размере 3 000 рублей распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учётом результатов рассмотрения дела относятся на администрацию рабочего посёлка Кольцово.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным возврат администрацией рабочего посёлка Кольцово без рассмотрения ходатайства акционерного общества РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ об установлении публичного сервитута в отношении части земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:164801:274, 54:19:164801:738, 54:19?164801:391, 54:19:164801:2375, 54:19:000000:350, 54:19:164801:265, 54:19:164801:382, части земель неразграниченной собственности.

Обязать администрацию рабочего посёлка Кольцово устранить допущенное нарушение прав и законных интересов акционерного общества РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ путём совершения действий, предусмотренных статьёй 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации, и принятия соответствующего решения в порядке, предусмотренном статьёй 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с администрации рабочего посёлка Кольцово в пользу акционерного общества РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ  3 000 рублей расходов по государственной пошлине по заявлению.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу по заявлению взыскателя.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети интернет не позднее следующего дня после дня его принятия.

судья                                                                                                        В.А. Полякова