ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-11612/2021 от 02.06.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-11612/2021

09 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи                  Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огневой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления по контролю за оборотом наркотиков Главное Управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области, г. Новосибирск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Витерра» (ОГРН <***>), г. Новосибирск

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

при участии представителей:

заявителя: не явился, извещен,

заинтересованного лица: не явился, извещен,

установил:

 Главное Управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области в лице Управления по контролю за оборотом наркотиков (далее - заявитель, административный орган, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Витерра» (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО «Витерра») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель  явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о месте и времени рассмотрения спора, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда в разделе «Картотека арбитражных дел».

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, мотивированный отзыв по делу не представило, свою правовую позицию относительно рассматриваемого спора не высказало, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о месте и времени рассмотрения спора, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда в разделе «Картотека арбитражных дел».

В соответствии с частью 1 статьи 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Порядок и способ извещения лиц, участвующих в деле, содержится в разделе «Судебные извещения» Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 указанного Постановления, извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.

Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица.

Согласно пунктам 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 данного Кодекса), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии с частью 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Конверт, направленный в адрес заинтересованного лица, возвращен в суд органом почтовой связи с отметкой «истек срок хранения».

В силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо считается извещенным надлежащим образом, если определение суда не вручено вследствие отсутствия адресата по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Согласно абзацу второму пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Исходя из положений части 1 статьи 123, части 3 статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствии заявителя, заинтересованного лица надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Учитывая, что от сторон не поступили возражения относительно перехода к рассмотрению дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.

В 5 отдел УНК ГУ МВД России по Новосибирской области из отдела следственной части Главного следственного управления МВД России по Новосибирской области поступил материал в отношении ООО «Витерра», выделенный из уголовного дела № 12001500055004522, в деяниях которого усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (вх. УНК ГУ № 3525 от 07.04.2021).

По результатам рассмотрения материалов, выделенных из уголовного дела № 12001500055004522, в деяниях которого усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, установлено, что уголовное дело № 12001500055004522 возбуждено 05.08.2020 следователем 7 отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории г. Новосибирска СУ Управления МВД России по городу Новосибирску по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 234 УК РФ, по факту незаконного сбыта сильнодействующих веществ, в крупном размере.

17.08.2020 уголовное дело № 12001500055004522 передано для производства предварительного расследования в отдел СЧ ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области.

Из материалов дела следует, что 03.09.2020 ФИО1, реализуя совместный с ФИО2 и ФИО3 преступный умысел, направленный на дальнейший незаконный сбыт сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, незаконно приобретали жидкости во флаконах, содержащие в своем составе сильнодействующее вещество - «Тропикамид», в крупном размере, и вещества в капсулах, содержащие в своем составе сильнодействующее вещество - «Прегабалин», в крупном размере, которые были изъяты сотрудниками УНК ГУ МВД России по Новосибирской области при проведении оперативных мероприятий.

Согласно перечню лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» (далее - Перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.04.2014 № 183н) лекарственные препараты: «Лирика», «Прегабалин СЗ», «Прегабалин Канон», «Прегабалин Рихтер» - действующее вещество - «Прегабалин»; «Тропикамид»; «Нурофен плюс»; «Сомнол» действующее вещество - «Зопиклон» подлежат предметно-количественному учету.

 При этом, препараты «Лирика», «Прегабалин СЗ», «Прегабалин Канон», «Прегабалин Рихтер», «Сомнол» относятся к лекарственным препаратом, содержащим в своем составе сильнодействующие вещества, внесенные в список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

- «Нурофен плюс» относится к комбинированному лекарственному препарату, содержащему кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества (кодеин или его соли (в пересчете на чистое вещество) в количестве до 20 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы) или в количестве до 200 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения), внесенный в пункт 5 Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 562н «Об утверждении порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества» (далее - Порядок отпуска физическим лицам, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 № 562н) и в пункт 1 раздела III Перечня, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.04.2014 № 183н.

В ходе предварительного следствия так же установлено, что ООО «Витерра» имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-54-02-002891 от 28.07.2020, сроком действия - бессрочно, выданную Министерством здравоохранения Новосибирской области (ранее имело лицензию № ЛО-54-02-002081 от 10.11.2016).

Сотрудниками УНК ГУ МВД России по Новосибирской области сделаны запросы в организации, осуществляющие поставки в адрес ООО «Витерра».

Согласно полученным запросам в период с 01.06.2020 по 03.09.2020 в адрес ООО «Витерра» осуществлялись поставки лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, «Лирика», «Тропикамид», «Прегабалин-СЗ», «Прегабалин Канон» и д.р.

Согласно протоколу обыска (выемки) от 04.09.2020 на момент проведения обыска, 04.09.2020, в период с 3 часов 55 минут до 4 часов 32 минут в аптечном пункте ООО «Витерра», расположенном по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Немировича-Данченко, д. 155, журналов по учету ПКУ и рецептурных бланков формы № 148-1/у-88 проверяющими не обнаружено.

По факту выявленных нарушений старшим оперуполномоченным по особо важным делам 5 отдела Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Новосибирской области 15.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении №54 МВ №416494 в отношении общества.

Материалы дела направлены в суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 1 примечания к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективная сторона названного правонарушения выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно статье 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1).

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе, требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи (часть 2).

Судом установлено и подтверждается материалами дела (доказательств обратного не представлено), что 04.09.2020, в период с 3 часов 55 минут до 4 часов 32 минут в аптечном пункте ООО «Витерра», расположенном по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Немировича-Данченко, д. 155, журналов по учету ПКУ и рецептурных бланков формы № 148-1/у-88 не обнаружено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 58.1 Федерального закона Российской Федерации от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которому аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения должен вестись путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - Журнал учета операций).

Форма журнала учета операций утверждена приложением № 2 к Правилам регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденным приложением № 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н «Об утверждении Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения и Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» (далее - Правила ведения и хранения журналов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н, Правила регистрации, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н).

В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н регистрация операций, связанных с обращением комбинированных лекарственных препаратов, которые содержат кроме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества и в отношении которых в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрены меры контроля, аналогичные тем, которые установлены в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в них, осуществляется субъектами обращения лекарственных средств в специальных журналах по формам, предусмотренным приложением № 1 к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (далее - Правила ведения и хранения журналов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644).

Согласно пунктам 3, 5 Правил ведения и хранения журналов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644, юридические лица, осуществляющие виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны вести журналы регистрации по форме согласно приложению № 1 на бумажном носителе или в электронной форме, при этом любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации.

В соответствии с пунктом 7 Правил ведения и хранения журналов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н, поступление лекарственных средств отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций. В соответствии с пунктом 1 Правил ведения и хранения журналов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н настоящие требования распространяются на ведение и хранение специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.

При проведении обыска, 04.09.2020, журналов учета операций не обнаружено. Таким образом, не велся учет лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, комбинированных лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, а также иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету. При этом, не велись: журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения по форме, утвержденной приложением № 2 к Правилам регистрации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н, в котором должны учитываться лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие вещества, а также иные лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, что является нарушением подпункта 2 пункта 3 Правил регистрации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н; журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ по форме, утверждённой приложением № 1 к Правилам ведения и хранения журналов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 644, в котором должны учитываться комбинированные лекарственные препараты, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, что является нарушением пункта 2 Правил регистрации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н.

В соответствии с абзацами 2, 5, 7 пункта 4, абзацем 3 пункта 14 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» (далее - Правила отпуска лекарственных препаратов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 № 403н) по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 148-1/4-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, а также лекарственные препараты, указанные в пункте 5 Порядка отпуска физическим лицам, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 № 562н, которые остаются храниться в аптеке в течение трех лет. Однако, рецептурные бланки формы № 148-1/у-88, по которым отпускаются лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, на момент обыска 04.09.2020, в ООО «Витерра» отсутствовали.

В  соответствии пунктом 31 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» хранение лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, должно осуществляться в металлическом или деревянном шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня, однако при проведении обыска 04.09.2020 указанные шкафы не обнаружены.

Также при проведении обыска 04.09.2020 приказов, определяющих уполномоченных лиц за ведение и хранение журналов учета операций, не обнаружено, что не соответствует требованиям пункта 6 Правил ведения и хранения журналов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н, которыми определено, что записи в журналах учета производятся лицом, уполномоченным на ведение и хранение журнала учета, шариковой ручкой (чернилами) в конце рабочего дня на основании документов, подтверждающих совершение приходных и расходных операций с лекарственным средством, а также пункту 7 Правила ведения и хранения журналов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644, в соответствии с которым руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно подпункту «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее - Положение) лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности и осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 646н; правилам отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 № 403н; правилам регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, которые утверждённым Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 № 378н; правилам ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 № 378н.

Таким образом, в нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения ООО «Витерра» не соблюдены лицензионные требования, а именно, отсутствие ведения учета комбинированных лекарственных препаратов, содержащих кроме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ по форме, утверждённой приложением № 1 к Правилам ведения и хранения журналов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №644, ведение которого предусмотрено пунктом 2 Правил регистрации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н; отсутствия ведения учета лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, а также иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, в журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения по форме, утвержденной приложением № 2 к Правилам регистрации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н; осуществление безрецептурного отпуска лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, комбинированных лекарственных препаратов, содержащих кроме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества, а также иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, отпуск которых в соответствии с пунктом 4 Правил отпуска лекарственных препаратов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 № 403н, должен осуществляться по рецептурным бланкам формы № 148- 1/у-88; отсутствия приказов, определяющих уполномоченных лиц за ведение и хранение специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения в нарушение пункта 6 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 № 378н и пункта 7 Правила ведения и хранения журналов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №644; отсутствия специальных металлических или деревянных шкафов, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня в нарушение пункта 31 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае отсутствуют основания полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Процессуальных нарушений составления протокола об административном правонарушении судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в пределах компетенции административного органа и срока давности привлечения к ответственности, при участии ответчика.

В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности ситуации и являющиеся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности.

При таких обстоятельствах основания для применения судом по данному делу положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что управлением  доказано наличие в действиях общества события вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки привлечения лица к административной ответственности, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.

В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 и пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1). При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса. Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет 3 месяца.

Из материалов дела следует, что дата совершения административного правонарушения установлена 04.09.2020, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде истек.

Учитывая вышеизложенное, требования Главного Управления Министерства внутренних дел России по Новосибирской области в лице Управления по контролю за оборотом наркотиков о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Витерра» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 15.04.2021 54 МВ №416494) удовлетворению не подлежат, в связи с истечением срока  давности привлечения к административной ответственности.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Управления по контролю за оборотом наркотиков Главное Управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области  о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Витерра» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

            Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

          Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Пахомова