АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-11841/2019
07 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 июня 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Юнона» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Санкт-Петербург
к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, г.Новосибирск;
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «УК Септима», г.Новосибирск
о признании незаконным отказа от 25.12.2018 № 2118-04/44 в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.03.2019, паспорт
заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 24.04.2019, паспорт
третье лицо: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Юнона» (далее – заявитель, общество, ООО «Юнона») с заявлением к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа от 25.12.2018 № 2118-04/44 в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «УК Септима» (далее – ООО «УК Септима»).
Заявленные требования мотивированы отсутствием у управления правовых оснований для отказа в выдаче разрешения, наличием у заявителя действующей бессрочной лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащей такие виды работ, как ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов, ремонт, реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей, которые согласно статьи 44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся к работам по приспособлению объектов культурного наследия к современному использованию; представлением в управление документов об авторском, техническом надзоре и научном руководстве, при этом предложение ООО ПО «УниМастер» о расторжении договора на осуществление научного руководства, авторского и технического надзора за производством работ, не является отказом от договора.
Управление считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылается на необходимость переоформления заявителем лицензии в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2017 № 1262, чего обществом не было сделано; поступление в адрес управления письма ООО ПО «УниМастер» о расторжении договора на осуществление научного руководства, авторского и технического надзора за производством работ на спорном объеме; осуществлением работ на объекте культурного наследия по устройству летней террасы, на которые испрашивалось разрешение.
Третье лицо в отзыве на заявление поддерживает правовую позицию ООО «Юнона», просит заявленные требования удовлетворить.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лиц, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, ООО «УК Септима» является собственником здания, расположенного по адресу: <...>, ООО «УК Септима», являющегося объектом культурного наследия - «Здание, в котором с июня 1921 г. по ноябрь 1923 г. находилось ФИО3 РКП (б), и где в 1921-1922 г.г. работал выдающийся партийный и государственный деятель ФИО4 (памятник истории и культуры регионального значения)».
14.11.2018 ООО «Юнона» обратилось в управление с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ, связанных с сохранением историко-культурной ценности объекта культурного наследия (далее – ОКН), предусматривающих реставрацию ОКН, приспособление ОКН для современного использования.
25.12.2018 управление письмом № 2118-04/44 было отказано в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Полагая, что отказ противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, ООО «Юнона» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявления является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемых ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) под сохранением объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования понимаются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (статья 44 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Закона № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования (пункт 1 статьи 40 данного Закона).
В силу пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
На основании пункта 6 статьи 45 Закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Приказом управления от 18.08.2017 № 145 утвержден Административный регламент управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, выявленного объекта культурного наследия (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 12.2 Административного регламента в случае проведения работ на объекте культурного наследия, связанных с сохранением историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования для получения разрешения предоставляются:
1) заявление о выдаче разрешения;
2) копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия со штампом о ее согласовании или копией письма о согласовании проектной документации соответствующим органом охраны объекта культурного наследия;
3) копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора;
4) копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора;
5) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства;
6) копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента заявитель вправе представить копию лицензии, которая находится в распоряжении иных исполнительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и подведомственных этим органам организаций
В пункте 17 Административного регламента перечислены основания для отказа в выдаче разрешения:
1) отсутствие у заявителя в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия видов работ, указанных в заявлении о выдаче разрешения;
2) прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для предоставления разрешения;
3) несоответствие представленных документов в соответствии с пунктами 12.1 - 12.4 Административного регламента требованиям статей 5.1, 36, 40, 41, 42, 45, 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ;
4) несоответствие видов работ, указанных в заявлении о выдаче разрешения, ранее согласованной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия;
5) некомплектность представленных документов, перечисленных в пунктах 12.1 - 12.4 Административного регламента, или недостоверность указанных в них сведений;
6) приостановление деятельности (ликвидация) юридического лица заявителя.
В рассматриваемом случае управлением было отказано обществу в выдаче разрешения на основании подпунктов 1, 2, 5 пункта 17 Административного регламента.
Основанием для вынесения оспариваемого отказа послужили: отсутствие у ООО «Юнона» в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению ОКН видов работ, указанных в заявлении о выдаче разрешения, а именно на выполнение работ по приспособлению ОКН.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию Министерства культуры РФ от 04.03.2014 № МКРФ 01519, срок действия которой – бессрочно, виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, указаны в приложении № 1 к лицензии, в котором отсутствует такой вид работ, как приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», установлено, что деятельность по сохранению объектов составляют работы по перечню согласно приложению, следовательно, лицензия выдается не на всю деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а на конкретные виды работ, предусмотренные указанным перечнем.
Постановлением Правительства Российской Федерации 17.10.2017 № 1262 внесены изменения в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 №349, в частности, Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, изложен в новой редакции, в т.ч. в перечень вошли работы по приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления до дня вступления в силу настоящего постановления (27.10.2017) лицензии на работы, составляющие деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, наименования которых изменены или отсутствуют в перечне работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», подлежат переоформлению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Исходя из части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Согласно части 2 статьи 18 названного Законадо момента завершения процедуры переоформления лицензии вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, согласно перечню, указанному в лицензии.
Таким образом, лицензиат до окончания срока, установленного в нормативном акте для переоформления лицензии, вправе осуществлять только те виды работ, которые указаны в лицензии.
Исходя из изложенного управление в рассматриваемом случае пришло к обоснованным выводам об отсутствии у заявителя в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия вида работ, указанного в заявлении о выдаче разрешения, – работы по приспособлению ОКН, и об отсутствии у заявителя после окончания срока переоформления лицензии – 27.10.2018 права на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, управлением 13.12.2018 от ООО ПО «УниМастер» было получено письмо вх. № 1883/44, из содержания которого следует, что договор на осуществление научного руководства, авторского надзора и технического надзора за производством работ по устройству летней террасы на ОКН по адресу: <...>, заключенный с собственником объекта, не может быть исполнен ввиду того, что ООО «УК Септима» произвело работы по ее возведению в отсутствии соответствующего разрешения, третьему лицу направлено письмо о расторжении указанного договора.
При изложенных обстоятельствах вывод управления о непредставлении
копии договора на проведение авторского надзора и копии приказа о назначении ответственного лица, копии договора на проведение технического надзора и копии приказа о назначении ответственного лица, копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, суд считает обоснованным.
Довод заявителя о том, что предложение ООО ПО «УниМастер» не свидетельствует о фактическом расторжении договора, при этом по договору подрядчику уже был выплачен аванс, не принимается судом во внимание, поскольку для выдачи разрешения необходимо предоставление вышеуказанных договоров, приказов, заключенных в целях реального исполнения подрядчиком принятых на себя обязательств по авторскому, техническому надзору за производством работ на объекте ОКН, а не для формального соблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством.
Кроме того, системное толкование пункта 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ, частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что выдача разрешения должна предшествовать моменту начала строительных работ, юридическое лицо вправе приступить к их осуществлению только при условии получения соответствующего разрешения.
Из материалов дела следует и не оспаривается обществом, что работы на ОКН по устройству конструкции балкона (летней террасы), разрешение на которые и испрашивалось, были выполнены до его получения.
Фактически требования общества направлены на подмену установленного законом порядка получения разрешения на выполнение работ на ОКН, что не может иметь место в отношении уже выполненных работ.
Исходя из вышеизложенного, при установленных судом фактических обстоятельства, оспариваемый обществом отказ управления является законным и обоснованным, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная заявителем госпошлина при обращении в суд относится на общество.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Т.В.Абаимова