ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-12220/16 от 05.09.2016 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

09 сентября 2016 года                                                       Дело № А45-12220/2016

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2016 года

Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР», г. Новосибирск

к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, г. Новосибирск

третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «СибСтрой», г. Новосибирск

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 05.05.2016 № 809-04/44

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя- ФИО1, по доверенности от 13.05.2016, паспорт;

заинтересованного лица - ФИО2, по доверенности № 7 от 14.07.2016, паспорт;

третьего лица -  не явился, извещен

Общество с ограниченной ответственностью «Центр» (далее – заявитель, ООО «Центр») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Управление)  о признании незаконным отказа от 05.05.2016 № 804-04/44 в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в суд не явилось, отзыва не представило.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица по правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя заявителя,   арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

ООО «Центр» является собственником нежилого подвального помещения площадью 180кв.м., расположенного в жилом доме по адресу: <...>. на основании договора купли - продажи №1933 от 21.12.2011.

Здание, в котором расположено указанное помещение, является объектом культурного наследия регионального значения, поставленным на государственную охрану согласно Постановлению №1127 Главы администрации Новосибирской области от 18.12.2000г.

Согласно задания, подготовленного Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской на разработку документации по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, ООО ПО «УниМастер», по заказу ООО «ЦЕНТР», была подготовлена проектная документация «Устройство входов в нежилое помещение по ул. Урицкого, 15, в Железнодорожном районе г.Новосибирска», шифр 420-2013, для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.  Также по заданию ООО «ЦЕНТР» была проведена государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, о чем выдан соответствующий акт, в котором сделаны выводы о том, что представленная на экспертизу проектная документация соответствует требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Выполнив Задание на разработку проектной документации, Заявитель в мае 2014 года обратился в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области о согласовании вышеуказанной документации. Письмом от 12.05.2014г. №646-04/44, Управление сообщило заявителю, об отказе  в согласовании документации. Указанный отказ был обжалован  ООО «Центр» в Арбитражный суд Новосибирской области дело № А45-25029/2014.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2015г по делу №А45-25029/2014 требования ООО «ЦЕНТР» о понуждении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области согласовать проектную документацию были удовлетворены.  Управление исполнило решение арбитражного суда, проектная документация была согласована письмом от 11.09.2015 (№1685-04/44).

С целью реализации утвержденного проекта по приспособлению объекта культурного наследия ООО «ЦЕНТР» 24.03.2016г. были заключены договоры с ООО «СибСтрой» на осуществление строительного контроля (технического надзора), на осуществление авторского надзора и научного руководства, а также договора подряда на выполнение работ.

 Во исполнение указанных договоров, а также руководствуясь Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Министерства культуры РФ от 30 июля 2012 г. N 811, по заданию Заказчика подрядчик работ обратился в Управление с заявлением о выдаче разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия (помещения по ул. Урицкого, 15).

 Управление письмом  от 05.05.2016г. №809-04/44 отказало в выдаче разрешения на производство работ, мотивировав отказ не получением Заказчиком (ООО «ЦЕНТР») в управлении  разрешения на строительство.

ООО «ЦЕНТР» считая отказ в выдаче разрешения на производство работ, изложенный с письме  от 05.05.2016г. №809-04/44 незаконным и нарушающим его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования ООО «Центр» подлежащими удовлетворению. При принятии решения суд исходит из следующего.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Этапом согласительно-разрешительных процедур является получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Процедура получения такого разрешения регламентирована  Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683 (в отношении объектов федерального значения, входящих в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р) и Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811 (в отношении не входящих в вышеуказанный Перечень объектов).

В рассматриваемом случае, учитывая отсутствие спорного объекта в Перечне, утв. распоряжением Правительстваот 01.06.2009 N 759-р  применению  подлежит Приказ Минкультуры России от 30.07.2012 N 811   

Приказом  Минкультуры России от 30.07.2012 N 811утвержденАдминистративный регламент предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении указанной государственной услуги (далее - Регламент).

В Регламенте содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия при различных обстоятельствах: в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия; в случае проведения производственных работ на объекте культурного наследия, связанных с консервацией объекта культурного наследия, реставрацией памятника или ансамбля, воссоздания утраченного объекта культурного наследия, приспособления объекта культурного наследия для современного использования, в том числе работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; в случае проведения противоаварийных работ на объекте культурного наследия; в случае проведения работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Согласно п. 16.2.2 Регламента для предоставления государственной услуги в Орган охраны представляются следующие пакеты документов:

 В случае проведения производственных работ на объекте культурного наследия, связанных с консервацией объекта культурного наследия, реставрацией памятника или ансамбля, воссоздания утраченного объекта культурного наследия, приспособления объекта культурного наследия для современного использования, в том числе работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, прилагаются:

1) заявление о выдаче разрешения (Приложение N 5 к Регламенту), подписанное уполномоченным лицом, подлинник, в 1 экземпляре;

2) копии титульных листов научно-проектной и (или) проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитые и пронумерованные, заверенные на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати, со штампом о ее согласовании или письма о согласовании документации органом охраны объекта культурного наследия, в 1 экземпляре;

3) копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора <1>, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати, в 1 экземпляре (<1> Не предоставляются, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанные документы были представлены генподрядчиком.);

4) копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора <1>, прошитая, пронумерованная, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати, в 1 экземпляре (<1> Не предоставляются, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанные документы были представлены генподрядчиком.);

5) копия приказа о назначении ответственного лица за проведением научного руководства >, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати, в 1 экземпляре (<1> Предоставляется в случае, если предусмотрено научное руководство.);

6) копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, прошитая, пронумерованная, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати, в 1 экземпляре.

Отказ в предоставлении государственной услуги осуществляется в случаях указанных в п. 20.1  Регламента, ,в т.ч.  при  непредоставлении  документов, перечисленных в пункте 16 Регламента, или наличие в них неполных или недостоверных сведений.

В оспариваемом письме основания отказа в выдаче разрешения, предусмотренные в Регламенте не указаны.

 Как следует из заявления и пояснений  представителя заявителя в указанном в Регламенте перечне предоставляемых документов отсутствует такой документ как  разрешение на строительство.

Представитель Управления в судебном заседании подтвердил, что заявителем были представлены все  документы в соответствии с перечнем, установленным  Регламентом.

 В связи с изложенным,  правовых оснований для отказа в предоставлении услуги по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не имелось.

Между тем,  возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель управления  ссылается на необходимость представления разрешения на строительства  со ссылкой на ст.45  Федерального закона № 73-ФЗ.

Статьей 45 Закона N 73-ФЗ определен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Согласно п. 4 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами - местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 5.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта,исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия выдается разрешение на строительствов соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Управление в обоснование своих доводов о законности отказа ссылается на  письмо Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 № 28811-12-06, адресованное Управлению по госохране объектов культурного наследия Новосибирской области на запрос Управления. Согласно  данного письма,  проведение  работ по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, возможно  исключительно на основании выданных органом охраны объектов культурного наследия (Управлением) разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также разрешения на строительство.

Данная ссылка  на письмо Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 № 28811-12-06  судом не принимается,  поскольку  обращение   лица за получением разрешения  на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и выдача разрешения на производство  работ по сохранению  не поставлено   в зависимость  от наличия   у заявителя  разрешения  на строительство     на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на производство работ по сохранению объекта.  Разрешение  на строительство в силу норм ГрК РФ  обязательно при проведении работ, если затрагиваются  конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, которые  проводятся  на основании   фактически  выданных органом охраны объектов культурного наследия разрешения на проведение работ по сохранению объекта.

При этом, как установлено решением арбитражного суда Новосибирской области   от 08.06.2015 по делу А45-25029/2014 между теми же лицами, имеющим  значение в соответствии со ст.69 АПК РФ,  арбитражным  судом признаны ошибочными  доводы управления о том, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются  конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта.

При этом, как следует из экспертного заключения от 21.04.2015 , проектными решениями не предусматривается изменение планированных решений, реконструкция и переустройство помещений подвала, и устройство вывески н ад проектируемыми входами. Конструктивная надежность и безопасность здания проектными решениями обеспечена. Проектная документация «Устройство входов в нежилое помещение по ул. Урицкого,15 в Железнодорожном районе г.Новосибирска», шифр 420-2013, с учетом внесенных по замечаниям изменений и дополнений соответствует требованиям нормативных технических документов.

Обязанность заявителя получить и представить  в управление разрешение на строительство  в целях получения разрешения для производство работ по сохранению объекта не доказана управлением.

На основании изложенного, суд приходит  к выводу о том, что правовых  оснований для отказа  в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия у Управления не имелось. Оспариваемый отказ, мотивированный неполучением  в управлении заказчиком (застройщиком) в управлении разрешения на строительство, противоречит  действующему законодательству, нарушает  права заявителя Оснований для отказа в удовлетворении требований не имеется.

Расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей в порядке ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 173, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                             РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

         Признать незаконным отказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 05.05.2015 №809-04/44 об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Обязать Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) путём выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по заявлению № 12 от 08.04.2016.

Взыскать с Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате  государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

         Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

          Судья        И.А. Рубекина