АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-12422/2016
08 авгу ста 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 августа 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Тарасовой С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска
о признании недействительным решения №07-24/3715 от 18.12.2015
при участии в предварительном заседании представителей:
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 12.01.2016 №1, ФИО3 по доверенности № 02-20/07790 от 04.07.2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель – индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – предприниматель, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 07-24/3715 от 18.12.2015, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее по тексту - ИФНС, налоговый орган, Инспекция), о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларции по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) за 2014 год.
От заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу, по системе «Мой арбитр» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя.
Отзывом от 15.07.2016г, поддержанным в судебном заседании представителем, заинтересованное лицо заявленные требования не признало, считает решение законным и обоснованным, в удовлетворении заявления просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает предъявленные заявителем требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ИП ФИО1 18.03.2015 была представлена первичная налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2014 год, объект налогообложения - доходы. В данной декларации налогоплательщик отразил: сумму полученных доходов за налоговый период 4 771 432.00 руб., сумму исчисленного налога за налоговый период 286 286.00 руб.; сумму страховых взносов, уменьшающую сумму исчисленного налога за налоговый период 20 727.00 руб. В связи с чем сумма налога к уплате составила 265 559.00 руб. Сумма налога исчисленная ИП ФИО1 к уплате в сумме 286 286,00 руб.
26.03.2015г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление № 7373 об уточнении налоговой декларации (расчета), с требованием представления пояснений или исправлений в декларацию в связи с указанием неверного объекта налогообложения - «доходы», так как согласно заявлению о переходе на упрощенную систему налогообложения от 29.08.2011 с 24.08.2011г. ИП ФИО1 находилась на УСН с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. ИП ФИО1 изменила объект налогообложения на доходы только с 01.01.2015, о чем свидетельствует уведомление об изменении объекта налогообложения от 01.10.2014.
В ответ на уведомление налогоплательщиком 10.06.2015, представлена первая уточненная налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2014 год с объектом налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов. В данной декларации налогоплательщик отразил сумму полученных доходов за налоговый период 4 771 432.00 руб., сумму расходов за налоговый период 20 727.00 руб. Сумма налога к уплате составила 712 606.00 руб.
Данная уточненная налоговая декларация была принята налоговой инспекцией.
В связи с неуплатой налога, подлежащего уплате в бюджет согласно первой уточненной налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2014 год, 22.06.2015г. Инспекцией в соответствии со ст.70 НК РФ было выставлено требование № 14368 об уплате налога в размере 712 606 рублей.
В связи с неисполнением ИП ФИО1 требования №14268 в установленный срок, 13.07.2015г. Инспекцией было принято решение № 3971 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика на сумму 447 313,76 руб., так как ИП ФИО1 произведена оплата налога в сумме 265 292,24 руб., о чем свидетельствует мемориальный ордер 5410UN000015607 от 23.06.2015.
Также 13.07.2015г. ИФНС было принято решение № 5356 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в связи с неисполнением требования №14268 о взыскании суммы налога в размере 447 313,76 рублей.
15.07.2015г. ИФНС было принято решение № 4025 об отмене Решения Инспекции № 3971 от 13.07.2015г. о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в размере 447 313,76 руб., так как 08.07.2015 ИП ФИО1 подана вторая уточненная налоговая декларация, согласно которой данный указанные в первой уточненной налоговой декларации были изменены.
В представленной 08.07.2015 второй уточненной налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2014 год, вновь указан объект налогообложения - доходы. В данной декларации налогоплательщик отразил: сумму полученных доходов за налоговый период 4 771 432.00 руб., сумму исчисленного налога за налоговый период 286 286.00 руб.; сумму страховых взносов, уменьшающую сумму исчисленного налога за налоговый период 20 727.00 руб. В итоге в декларации отражена сумма налога к уплате в размере 265 559.00 руб.
Подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, с уменьшением начисленных налогов за счет заявленных расходов, влечет за собой изменение состояния расчетов с бюджетом на дату представления первичной декларации, то учитывая положения ст.75, 80, 81 НК РФ все решения и требования Инспекции, выставленные на основании ранее представленной декларации, подлежат исполнению в той части, в которой они не противоречат уточненным расчетам.
Соответственно 15.07.2015г. Инспекцией было принято решение № 793 об отзыве не исполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счета налогоплательщика принятых по решению Инспекции № 3971 от 13.07.2015г. в связи с исполнением обязанности по уплате сумм налогов.
13.07.2015 ИП ФИО1 представлена третья уточненная налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2014 год, объект налогообложения указан - доходы, уменьшенные на величину расходов. В данной декларации налогоплательщик отразил: сумму полученных доходов за налоговый период 4 771 432.00 руб., сумму расходов за налоговый период 3 001 033.00 руб. В связи с чем сумма налога к уплате составила 265 560.00 руб.
Для проверки указанной уточненной декларации Инспекцией на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, 17.07.2015г. было выставлено требование № 958 о представлении ИП ФИО1 пояснений, а также истребованы книга учета доходов и расходов за 2014 г. и подтверждающие документы, свидетельствующие об увеличении расходов налогоплательщика, заявленных в уточненной декларации.
Налогоплательщиком по требованию представлены следующие документы: книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения от 29.08.2011г. - объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уведомление об изменении объекта налогообложения от 01.10.2014г. на объект налогообложения - доходы, дата изменения объекта налогообложения с 01.01.2015г., квитанции об оплате страховых взносов.
В ходе камеральной налоговой проверки представленных налогоплательщиком документов Инспекцией установлено, что в представленной книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, сумма дохода за налоговый период составила 4 771 432.33 руб., сумма расходов за налоговый период отсутствует. Налогоплательщиком в декларации (корректировка № 3) по упрощенной системе налогообложения за 2014 г сумма дохода за налоговый период составила 4 771 432.33 руб, а сумма расходов за налоговый период в размере 3 001 033.00 руб. документально не подтверждена и не учтена в книге доходов и расходов.
В связи с вышеуказанным, 27.10.2015г. Инспекцией был составлен Акт № 10525 камеральной налоговой проверки.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной ИП ФИО1 13.07.2015 уточненной декларации (корректировка № 3) по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год Инспекцией 18.12.2015 вынесено решение № 07-24/3715 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – Решение).
Указанным Решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по УСН в размере 447 046 руб., пени в размере 46 120,76 рублей. Кроме того, указанным Решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 14 901,53 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области №16 от 18.03.2016 г. апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящим заявлением.
Оспаривая решение ИФНС, Заявитель просит признать его недействительным, аргументируя свои требования следующими доводами.
Налогоплательщик указывает на то, что требование налогового органа от 17.07.2015г. является незаконным, а действия налогового органа и его сотрудников выходят за рамки прав, предусмотренных действующим законодательством, так как налоговый орган в рамках камеральной проверки от 13.07.2015г. признал налогоплательщика уплатившим налог в полном объеме и в срок. Инспекция считает данный довод необоснованным на основании следующего.
Также налогоплательщик указывает, что не был надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, так как извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки на 08.12.2015 г. в 10.00, поступило в адрес налогоплательщика только 29.12.2015г., то есть, во-первых, непосредственно после состоявшегося рассмотрения дела; во-вторых, дата рассмотрения в извещении (08.12.2015 г.) не соответствует фактической дате вынесения решения налоговым органом (18.12.2015 г.). Иных уведомлений о времени и месте рассмотрения ИП ФИО1 не получала. Кроме того, налогоплательщик указывает, что решение в ее адрес не направлялось, было получено лично 29.12.2015г. при обращении к специалистам Инспекции после того, как в ее адрес поступило письмо о назначении даты рассмотрения материалов проверки.
Суд считает доводы налогоплательщика необоснованными, не соответствующими материалам дела по следующим основаниям.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения применяют ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 НК РФ индивидуальные предприниматели по итогам налогового периода (календарный год в соответствии с п. 1 ст. 346.23 НК РФ) представляют налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
Указанные положения налогового кодекса соблюдены налоговым органом в полном соответствии с требованиями законодательства. Суд не установил нарушений при предъявлении налогоплательщику требования о представлении объяснений и документов.
На основании п. 3 ст. 88 НК РФ, 17.07.2015г. Инспекцией было выставлено требование № 958 о представлении ИП ФИО1 пояснений, а также истребованы книга учета доходов и расходов за 2014г. и подтверждающие документы, свидетельствующие об увеличении расходов налогоплательщика, заявленных в уточненной декларации.
В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, учитывая необходимость и обоснованность выставления требования в рамках проведения камеральной налоговой проверки третьей уточненной налоговой декларации, действия Инспекции не могут быть признаны выходящими за рамки прав, предусмотренных действующим законодательством.
Факт непредставления документов, подтверждающих правомерность налоговых вычетов (расходов), налогоплательщиком не отрицается. В материалы дела такие документы также не представлены.
На основании изложенного налоговый орган правомерно не принял в расходы отраженную в налоговой декларации сумму в размере 3 001 033.00 руб., так как отсутствуют документальное подтверждение указанных расходов.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщик имеет право принять к расходам уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 20 728 рублей. Расходы в указанной сумме были приняты налоговым органом. Таким образом, налоговая база по УСН за 2014 год составила 4 750 704 руб. (4 771 432 - 20 728).
Привлечение заявителя к ответственности является законным и обоснованным, поскольку согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Учитывая изложенное, Инспекцией правомерно принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.12.2015 № 07-24/3715. При этом при исчислении налоговых санкций инспекцией была учтена сумма налога, уплаченная в бюджет до подачи третьей уточненной декларации.
Доводы налогоплательщика о том, что он не был надлежащим образом уведомлен о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, так как извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки на 08.12.2015 г. в 10.00, поступило в адрес налогоплательщика только 29.12.2015г., а также о том, что дата рассмотрения в извещении (08.12.2015 г.) не соответствует фактической дате вынесения решения налоговым органом (18.12.2015 г.), судом отклоняются, как противоречащие нормам законодательства и материалам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (п. 2 ст. 100 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение 5 дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено названным пунктом.
Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Из материалов дела судом установлено, что Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по УСН за 2014 год составлен акт камеральной налоговой проверки от 27.10.2015 № 10535.
Указанный акт камеральной налоговой проверки получен лично налогоплательщиком 03.11.2015, что подтверждается его подписью. При этом в Акте проверки указано, что налогоплательщик лично получил Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Кроме того, Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки от 27.10.2015 № 07-21/10525, назначенного на 08.12.2015 в 10.00 часов, направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом через ООО «Курьер-Сервис» 16.11.2015.
Письмо от 27.10.2015 № 07-21/10525, переданное ООО «Курьер-Сервис» по списку отправки от 16.11.2015 для направления в адрес ФИО1, проживающей по адресу: <...>, согласно ответу ООО «Курьер-Сервис», вручено курьером адресату 21.11.2015.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии у Инспекции доказательств, подтверждающих направление извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, является необоснованным.
По результатам рассмотрения материалов проверки, состоявшегося 08.12.2015 г., начальником Инспекции в 10-дневный срок, установленный в п. 1 ст. 101 НК РФ, принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.12.2015 № 07-24/3715, которое получено налогоплательщиком лично 25.12.2015, что подтверждается его подписью на решении.
Пункт 14 ст. 101 НК РФ предусматривает, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Исследованные судом материалы дела свидетельствуют о том, что существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией соблюдены.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения налогового органа требованиям налогового законодательства и отсутствии оснований для признания его недействительным.
Заявителем при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с другой стороны.
С учетом изложенного, судебные расходы в виде уплаченной госпошлины относятся на заявителя .
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой апелляционный арбитражный суд (г. Томск) в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции.
Судья С.В.Тарасова