ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-12684/14 от 21.08.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                             Дело № А45-12684/2014

21 августа 2014 года

 Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Емельяновой Г.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Остин"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области

об оспаривании постановления от 28.05.2014 № 14990652

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Остин" (далее – заявитель, ООО «Остин», Общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд о  признании недействительным постановления от 28.05.2014 по делу об административном правонарушении № 14990652, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, административный орган ).

Определением суда от 01.07.2014 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.

Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Как следует из материалов дела, в период с 27.03.2014г. по 04.04.2014., на основании распоряжения Роспотребнадзора от 19.02.2014 №521 в отношении ООО «Остин» проведена выездная плановая проверка, в ходе которой было установлено, что в магазине по адресу ул. Военная, 5, в торгово – развлекательном центре «Аура» в г. Новосибирске ООО «Остин» нарушило установленные правила продажи отдельных видов товаров, а именно: не обеспечило наличие на выставленных для продажи в торговом зале с оформленными ценниками товарах ярлыков с указанием роста (для одежды и белья) на следующие товары: футболка женская, артикул LT3K34 69 XS 42, T-shirt, темно-синий, р. XS 42, цена 999, размер 42, состав 95% вискоза, 5% спандекс, на остатке 15 единиц, сделано в Китае, импортер ООО «Остин», 117420 Россия, <...>, тел. <***>, изготовитель NINGBOZ & FOP^IGNTRADE СО, LTDБилдинг №3, Шандон Нэйшн, №1926 Цанхай Роуд, Нинбо Китай, дата оформления ценника 31.12.2013, указание роста отсутствует; блузка женская. Shirt, ярко-синий, р. XS 42, артикул LS9K83 64 XS, цена 1299, размер 42, состав 100% полиэстер, на остатке 9 единиц, сделано в Китае, импортер ООО «Остин», 117420 Россия, <...>, тел. <***>, изготовитель HUZHOUCHENGXINGIMPORT&EXPORTCO., LTD.№15 Ист оф Вайхуань Роад Шуанлинь Таун, Хучжоу Сити Чжецзян Про.Китай, дата оформления ценника 19.03.2014, указание роста отсутствует; платье трикотажное женское, Cut-knitedress, жемчужно-белый, р. L 48, артикул LT9K32 01 L, состав 67% вискоза, 28%) нейлон, 5 % спандекс, сделано в Китае, цена указана в рублях 999, скидка 33%, размер 48, на остатке 13 единиц, импортер ООО «Остин», 117420 Россия, <...>, тел. <***>, изготовитель TiptopInternationalCo., LTD. Рум 512-В, Хонхай Бизнес Центр, Баошуй Эйриа, Нинбо, Китай, дата оформления ценника 20.03.2014, указание роста отсутствует; куртка мужская, Jacket, синий, р. XXL 54, артикул MJ7K 6468 XXL, цена 2499, размер 54, состав верх 100% хлопок, на остатке 9 единиц, сделано в Китае, импортер ООО «Остин», 117420 Россия, <...>, тел. <***>, изготовитель ZHUHAICHENGLUIMPORT&EXPORTCO., LTD.Pm2408, Юецай Блдг, 188 Цзиншань Рд, Цзида Чжухай, Гуандон 519015 Китай, дата оформления ценника 19.02.2014, указание роста отсутствует; брюки (джинсы) мужские Pants (Jeans), ярко-синий, р. 38/34, артикул МРЗК15 65, состав 100% хлопок, цены указаны в рублях 1999, размер 54-56, на остатке 14 единиц, сделано в Турции, импортер ООО «Остин», 117420 Россия, <...>, тел. <***>, изготовитель ERISTEKSPAZ. VEDISTIC. LTD. STI 10008 Сокак №7 АОСБ Сигли Измир/ 35820, Турция, дата оформления ценника 20.03.2014, указание роста отсутствует; юбка женская, Skirt, белый, р. XL 50, артикул LD8K71 00 XL, размер 50, цена указана в рублях 1499, состав 97 % хлопок, 3 % эластан, на остатке 12 единиц, сделано в Китае, импортер ООО «Остин», 117420 Россия, <...>, тел. <***>, изготовитель JIANGSUGUJTAIINTERNATIONALGROUPDIYIGARMENTCO., LTD. Гуотай ФИО1, №328 Цзинган Роуд, Цзиансу Провинсе, Китай, дата оформления ценника 27.03.2014, указание роста отсутствует, что является нарушением требований п. 41 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55.

22 апреля 2014г. Управлением составлен протокол №521/2 о совершении ООО «Остин» административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.

На основании данного протокола руководителя Управления 28.05.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №14990652 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются имущественные отношения, урегулированные действующим законодательством о защите прав потребителей при осуществлении торговли по договору розничной купли-продажи.

Объективная сторона состоит в совершении противоправных деяний - нарушением установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Правовые основы обеспечения защиты прав потребителей установлены Законом РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров).

Правила продажи отдельных видов товаров разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Соблюдение указанных Правил и требований, установленных в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, является обязательным для продавца, под которым понимаются организации, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

В соответствии с пунктом 19 названных Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Остин» осуществляет розничную торговлю одеждой и обувью, прочую розничную торговлю в специализированных магазинах с момента создания, о чем указано в Уставе Общества, и по существу Обществом не оспаривается. В ходе проверки административным органом выявлено, что ООО «Остин» не соблюдает обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в правилах продажи отдельных видов товаров.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По результатам проверки должностными лицами Управления составлен акт проверки от 04.04.2014 №521 с указанием сведений о результате проверки (пп.7 п.2 ст. 16 Федерального закона №294).

Довод заявителя о том, что в ст. 9 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза №876 (далее - TP ТС 017/2011), в определяющем перечне обязательной информации, которую должна содержать маркировка товаров, информация о росте отсутствует, а также в Правилах и TP ТС 017/2011 существуют различия в определении перечня обязательной информации, которую необходимо указывать на ярлыке изделий, и в данном случае необходимо руководствоваться положениями TP ТС 017/2011, судом отклоняется ввиду нижеследующего.

В соответствии со ст. 26.2 Закона 2300-1 правила продажи отдельных видов товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона 2300-1 информация, о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (далее - Правила). Правила разработаны в соответствии с Законом 2300-1 и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Кроме того, согласно пункту 15 Правил, информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. В разделе III указанных Правил, установлены особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви.

В соответствии с п. 41 Правил товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).

TP ТС 017/2011 разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности, обеспечения свободного перемещения продукции легкой промышленности, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (п. 1, 2 Предисловия к TP ТС 017/2011). Согласно п. 1 ст. 1 TP ТС 017/2011, указанный документ распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности.

В соответствии со ст. 3 TP ТС 017/2011 при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции. Согласно п. 1 ст. 9 TP ТС 017/2011, маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать обязательную информацию, в том числе размер изделия.

Положениями TP ТС 017/2011 понятие размера изделия, его составляющие не определены. Между тем соблюдение требований TP ТС 017/2011 обеспечивается в результате применения на добровольной основе утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №876 перечня стандартов (п. 2.1. Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №876). В частности, для одежды, изделий из текстильных материалов, трикотажных изделий, готовых штучных текстильных изделий указанный перечень содержит ГОСТ 25296-2003 Межгосударственный стандарт «Изделия швейные бельевые. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 25296-2003). Согласно п. 5.5 ГОСТ 25296-2003 размер изделия обозначают величинами основных размерных признаков типовой фигуры, в частности, по изделиям для женщин предусмотрена последовательность - рост, обхват груди, обхват бедер, по изделиям для мужчин - рост, обхват груди, обхват талии, для детей (кроме детей ясельной группы) - рост, обхват груди. Допускается также обозначение размерных признаков указывать на стандартной пиктограмме. Таким образом, понятие «размер изделия» включает в себя, в том числе, и рост.

Таким образом, противоречия между нормативными актами - TP ТС 017/2011 и Правилами - отсутствуют. Положения пункта 41 Правил не признаны недействительными в порядке, установленном законодательством РФ, в связи с чем применение вышеуказанных норм не противоречит закону. Таким образом, суд  приходит к выводу о подтверждении материалами дела факта вменяемого Обществу административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В силу статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения назначено ООО «Остин» в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. С учетом установленных по делу обстоятельств, а также норм материального и процессуального права, указанных выше, суд пришел к выводу об отсутствии  правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из доказанности факта совершения обществом административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-171, 211, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                           Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований  отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства  в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия путем подачи   жалобы  через арбитражный суд Новосибирской области.

Cудья

Г.М. Емельянова