АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-13154/2020
14 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи
ФИО1, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Теневой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Сибирский сервисный центр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Новосибирск
к Административной комиссии Первомайского района города Новосибирска, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления № 187 от 28.05.2020,
при участии представителей сторон:
заявителя: не явился, извещен,
заинтересованного лица: не явился, извещен,
установил:
акционерное общество «Сибирский сервисный центр» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии Первомайского района города Новосибирска о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2020 № 187.
Определением суда от 11.06.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. В связи с наличием обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощённого производства (не представлен материал проверки), суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Заинтересованное лицо мотивированный отзыв на заявление не представило.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.
01.11.2018 между АО «Сибирский сервисный центр» и ФИО2, действующей от имени всех собственников многоквартирного жилого дома по улице Лаврентьева, дом 7, заключен договор на возмездное оказание услуг.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что обслуживающая организация обеспечивает предоставление жилищных услуг надлежащего качества, предусмотренных данным договором, в соответствии со степенью благоустройства многоквартирного жилого дома.
В пункте 2.2 договора стороны предусмотрели Перечень услуг и работ на многоквартирном доме, который включает: очистку от наледи подходов к подъездам, подметание свежевыпавшего снега, сгребание снега в валы и кучи (пешеходные дорожки, входы в подъезды), уборка контейнерных площадок от мусора зимой, выкашивание газонов, подметание территории (усовершенствованное покрытие 2 класс — входы в подъезды, пешеходные дорожки), уборка контейнерных площадок от мусора летом, осмотр систем водоснабжения, канализации, осмотр систем отопления, осмотр системы электроснабжения многоквартирного дома, механизированная уборка придомовой территории, удаление сосулек с периметра кровли, удаление снега с кровли, аварийно-диспетчерское обслуживанием рабочее время с 17-00 до 8-00, круглосуточно в выходные и праздничные дни, услуги паспортного стола ежедневно, услуги по организации и приема платежей ежедневно, вывоз КГМ и ТБО.
Судом установлено, что 15.04.2020 в 14 час. 40 мин. экспертом КМЖИ мэрии города Новосибирска проведен осмотр придомовой территории в АО «Сибирский сервисный центр», в ходе которого осмотрены дома по адресу: улица Лаврова, 1, 3, 7. По результатам осмотра составлен акт № 1 от 15.04.2020, который направлен в адрес заявителя по делу.
Актом № 1 от 15.04.2020 заинтересованное лицо установило, что:
1)восстановление, ремонт конструктивных элементов и отделки фасадов и ограждений, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, водостоков, сливов, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов (не позднее 2 месяцев с момента образования повреждений - приложение п. 8 пп. 2) не приняты меры для исключения дальнейших разрушений, по адресу: ул. Лаврова, 1, 3, 7 (разрушение цоколя, фасада);
2) не оборудована контейнерная площадка (основание, ограждение, контейнеры) (п. 2 пп. 2.2.4.5 Обязательный перечень элементов благоустройства контейнерной площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов включает: твердые виды покрытий, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, контейнеры для сбора коммунальных отходов, озеленения, осветительное оборудование. Крупногабаритные отходы должны собираться на специально отведенных площадках) по адресу: ул. Лаврова, 1 (отсутствует контейнерная площадка).
Уведомлением для составления протокола об административном правонарушение законный представитель АО «Сибирский сервисный центр» приглашен для составления протокола об административном правонарушении на 17.04.2020 в 10 час. 00 мин., по факту совершения административного правонарушения, установленного в ходе проведения санитарного осмотра придомовой территории по ул. Лаврова, 7.
Данное уведомление направлено заявителю по электронной почте 16.04.2020, получено заявителем 16.04.2020 (вх. № 59).
17.04.2020 в 10 час. 00 мин. в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 84/8.
В данном протоколе отражено, что 15.04.2020 в 10.00 час установлено, что АО «Сибирский сервисный центр» на придомовой территории многоквартирного дома № 7 по ул. Лаврова не оборудована контейнерная площадка и площадка для складирования отдельных групп коммунальных отходов (обязательный перечень элементов благоустройства); контейнера установлены на земле, оборудованная контейнерная площадка отсутствует. Нарушение допущено АО «Сибирский сервисный центр», являющимся ответственным за содержание и ремонт общего имущества в МКД на основании договора управления от 01.11.2018, что подтверждено актом осмотра санитарно-технического состояния от 15.04.2020.
Протокол получен представителем общества по доверенности.
28.05.2020 административной комиссией рассмотрены протокол об административном правонарушении № 84/8 от 17.04.2020, копия акта санитарного осмотра, уведомление для составления протокола, копия ЕГРЮЛ, фотоматериалы, устав, копию договора управления, о чем составлен протокол № 187 от 28.05.2020 и вынесено оспариваемое постановление.
В постановлении указано, что при проведении осмотра Первомайского района города Новосибирска, 15.04.2020 в 10 час. 00 мин. установлено, что обществом на придомовой территории многоквартирного дома №7 по ул. Лаврова, не оборудована, контейнерная площадка и площадка для складирования отдельных групп коммунальных отходов (обязательный перечень элементов благоустройства), контейнер установлен на земле, оборудованная контейнерная площадка отсутствует. Нарушение допущено АО «Сибирский Сервисный центр», являющимся ответственным за содержание и ремонт общего имущества в МКД на основании договора управления от 01.11.2018, что подтверждено актом осмотра санитарно-технического состояния от 15.04.2020.
Ответственность за данное нарушение установлена статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-03 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», выразившегося в нарушении пп.2.2.4.5 п. 2 Правил благоустройства территорий города Новосибирска, утверждённых решением городского Совета от 27.09.2017 № 469.
Указанным постановлением № 187 от 28.05.2020 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, считая его не законным и подлежащим отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно статье 8.22 Закона № 99-ОЗ нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Новосибирской области.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства.
Субъектами ответственности по статье 8.22 Закона № 99-ОЗ могут быть, в том числе юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судом установлены противоречия, содержащиеся в материалах, представленных заинтересованным лицом.
Так, в ходе санитарного осмотра проверяющими отсутствие контейнерной площадки выявлено по адресу: улица Лаврова, дом 1.
Вместе с тем, общество привлекается к ответственности за отсутствие контейнерной площадки по адресу: улица Лаврова, дом 7.
Из представленной копии фотографии отсутствует возможность идентифицировать адрес, по которому проверяющими обнаружено отсутствие контейнерной площадки.
Кроме того, суд отмечает то обстоятельство, что в ходе рассмотрения материалов административного правонарушения, административная комиссия составила протокол № 187 от 28.05.2020, из которого усматривается, что правонарушение выявлено 07.05.2020 в 10 час. 00 мин., то есть, дата и событие, которые не соответствуют акту осмотра № 1 от 15.04.2020.
Так же суд обращает внимание, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 27.05.2020 в 15 час. 00 мин. (имеется соответствующее уведомление в материалах дела), оспариваемое постановление вынесено 28.05.2020, однако, документы, подтверждающие извещение общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на эти даты, в материалах административного дела отсутствуют.
Информацию о том, что был перенос рассмотрения дела об административном правонарушении, материалы административного дела, копии которого представлены в суд, не содержат.
Сведения об исправлении ошибок в указанных документах, административной комиссией суду не представлены.
Судом неоднократно (определения суда от 05.08.2020, 15.09.2020) предлагалось заинтересованному лицу представить оригиналы материалов проверки для их обозрения.
Вместе с тем, определения суда административной комиссией не исполнены, оригиналы материалов проверки не представлены.
Статья 9 АПК РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, административной комиссией в нарушение требований статьей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил документальных доказательств, подтверждающих факт вменяемого обществу нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административная ответственность наступает в случае наличия состава административного правонарушения, состоящего из объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Отсутствие одного из признаков состава, свидетельствует об отсутствии допущенного административного правонарушения.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, не соблюдением административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, установив отсутствие оснований для применения назначенной меры ответственности и, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Остальные доводы сторон правового значения не имеют и на исход рассматриваемого дела не влияют.
Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в материалы дела, лицами, участвующими в деле, не представлены.
Госпошлина по данной категории дел уплате и распределению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Первомайского района города Новосибирска № 187 от 28.05.2020.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение десяти дней со дня его принятия.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Ю.А. Пахомова |