АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск ДЕЛО № А45-13532/2012
«26» июля 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена: 18 июля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 26 июля 2012г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Черновой О.В., судей Хорошилова А.В., Рубекиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибиковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищно- строительного кооператива «Фиалка» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к заинтересованному лицу: Департаменту по тарифам Новосибирской области
третьи лица: 1.Федеральная служба по тарифам, 2. Муниципальное унитарное предприятие «ГОРВОДОКАНАЛ»
о признании пунктов 1 и 2 приказа № 634-В от 29.11.2011 недействующими
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (паспорт), председатель, ФИО2 по доверенности от 17.07.2012,
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 16.05.2012,
от третьих лиц: 1. не явился (извещен), 2. не явился (извещен)
Заявитель-Жилищно-строительный кооператив «Фиалка»( далее ЖСК «Фиалка») обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании пункта 1 и 2 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 29.11.2011 № 634-В «Об установлении тарифа на холодную воду и тарифа на водоотведение для Муниципального унитарного предприятия «ГОРВОДОКАНАЛ» не соответствующими части 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что в силу указанных норм закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года, фактически оспариваемым приказом Департамент по тарифам Новосибирской области установил тарифы с периодом действия менее одного года: с 01.01.2012 по 30.06.2012-на 6 месяцев, с 01.07.2012 по 31.08.2012-2 месяца, с 01.09.2012 по 31.12.2010-4 месяца, что не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заинтересованное лицо-Департамент по тарифам Новосибирской области не согласен с доводами заявителя, считает приказ соответствующим требования Федерального закона « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением суда от 23.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ».
Определением суда от 21.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Федеральная служба по тарифам.
Третьи лица, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, явку своих представителей не обеспечили.
В своих отзывах возражают против заявленных требований заявителя, считают оспариваемый приказ Департамента по тарифам Новосибирской области соответствующим требованиям действующего законодательства по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие надлежащим образом уведомленных третьих лиц по имеющимся материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, суд
У С Т А Н О В И Л :
По правилу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель просит суд проверить оспариваемые им пункты 1 и 2 Приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 29.11.2011 № 634-В «Об установлении тарифа на холодную воду и тарифа на водоотведение для Муниципального унитарного предприятия «ГОРВОДОКАНАЛ» на предмет соответствия пункту 3 статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В силу пункта 3 статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьёй 14 названного Федерального закона.
Из буквального толкования указанных положений Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» следует, что в течение периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, который должен быть не менее года, тарифы могут быть установлены с календарной разбивкой.
По мнению заявителя, оспариваемым Приказом установлены тарифы с периодом действия менее одного года (а именно - шесть месяцев, два месяца, четыре месяца), что не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом жилищно-строительный кооператив «Фиалка» ссылается на Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённые Приказом Минрегиона России от 15.02.2011 № 47.
Заявитель полагает, что указанный в пункте 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» случай применения «календарной разбивки» раскрывает пункт 51 Методических указаний - в случаях, когда период регулирования составляет - от двух до пяти лет.
Доводы заявителя судом проверены и признаны необоснованными по следующим основаниям.
В пункте 51 Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Приказом Минрегиона России от 15.02.2011 № 47, регламентирован порядок регулирования долгосрочных тарифов (в случаях, когда производственная программа организации коммунального комплекса превышает один год), в этом случае на каждый год долгосрочного периода устанавливаются соответствующие тарифы.
Оспариваемым Приказом не установлены различные тарифы на каждый из периодов действия, а установлены тарифы для организаций на период действия сроком один год (с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012) с календарной разбивкой.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учётом утверждённых представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Федеральная служба по тарифам устанавливает по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки предельные индексы максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации.
По правилу пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должно осуществляться с учётом обеспечения установленных предельных индексов.
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Основы регулирования предельных индексов предусмотрены разделом IX (пункты 50-53) Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учётом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, предусмотрен следующий порядок установления предельных индексов (пункт 11):
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральная служба по тарифам России) устанавливает предельный индекс в среднем по субъектам Российской Федерации на основании ежегодно принимаемого решения Правительства Российской Федерации и в установленный Правительством Российской Федерации срок;
- орган регулирования субъекта Российской Федерации в течение двадцати дней с даты установления предельного индекса в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации на основании указанного предельного индекса устанавливает предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, определено, что процедура рассмотрения органом регулирования дел об установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает в себя, в том числе, проверку соблюдения предельных индексов.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленным Минэкономразвития России на 2012 год (сценарные условия), было предусмотрено сохранение цен на жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 2012 года на уровне 2011 года.
Из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1533-р следует, что Федеральная служба по тарифам до 1 ноября 2011 года должна была установить на 2012 год в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов только на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги указанных организаций.
В этой связи Федеральной службой по тарифам от 18.11.2011 № 248-э/1 на 2012 год были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации с календарной разбивкой, предусматривающее сохранение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в 1 полугодии 2012 года на уровне 2011 года.
Пунктом 2 указанного приказа Федеральной службы по тарифам рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на очередной финансовый год в рамках указанных в приложении к настоящему Приказу предельных индексов:
- учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2012 и 2014 годов;
-осуществлять установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с календарной разбивкой, определенной в приложении к настоящему Приказу.
Оспариваемым заявителем Приказом № 634-В в соответствии с федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для организаций коммунального комплекса Новосибирской области с календарной разбивкой согласно приложению.
Таким образом, региональный регулирующий орган воспользовался предоставленным правом установить соответствующие тарифы для организаций коммунального комплекса на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
В силу положений пункта 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса для признания нормативного првововго акта недействующим одним из обязательных условий, помимо не соответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую силу, является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что заявителем суду не доказано.
Поскольку судом установлено, что оспариваемые пункты Приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 29.11.2011 № 634-В «Об установлении тарифа на холодную воду и тарифа на водоотведение для Муниципального унитарного предприятия «ГОРВОДОКАНАЛ» соответствует статье 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а доводы заявителя о нарушении оспариваемым Приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нашли своего подтверждения в процессе судебного разбирательства, оснований для удовлетворения заявленных по делу требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Жилищно-строительному кооперативу «Фиалка» отказать.
Признать пункт 1 и 2 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области» от 29.11.2011 № 634-В «Об установлении тарифа на холодную воду и тарифа на водоотведение для Муниципального унитарного предприятия «ГОРВОДОКАНАЛ» соответствующими части 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья Чернова О.В.
Судья Хорошилов А.В.
Судья Рубекина И.А.