ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1379/2023 от 24.07.2023 АС Новосибирской области

61/2023-214623(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

«28» июля 2023 г. Дело № А45-1379/2023  резолютивная часть 24.07.2023 

полный текст 28.07.2023
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богач Т.А. 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной  ответственностью "Новосибирская Городская Сетевая Компания", г. Новосибирск (ИНН  <***>) 

к Департаменту по Тарифам Новосибирской Области, г. Новосибирск 

третьи лица: 1) Министерство энергетики Российской Федерации, 2) АО «Региональные  электрические сети»; 3) АО «Оборонэнерго» - филиал «Забайкальский», 4) ООО  «ЭНЕРГОТРАНЗИТ», 5) Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору, 6) АО «Системный оператор Единой энергетической  системы» в лице филиала «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Сибири», 7)  АО «Новосибирскэнергосбыт», 8) ФГУП «Управление энергетики и водоснабжения», 9) АО  «Энергетик», 10) ООО «Сибирские электросети», 11) ОАО «НПО «Сибсельмаш», 12)  Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, 

о признании недействительным протокол рассмотрения разногласий от 27.10.2022 в части  определения фактических значений показателей надежности оказываемых услуг по передаче  электрической энергии за 2019 - 2020 годы, в части принятого решения об определении  фактических значений показателей надежности за 2019 год Пsaidi 0,07549, Пsaifi 0,00875,  фактических значений показателей надежности за 2020 год Пsaidi 0,07296, Пsaifi 0,00908, 

в присутствии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1, доверенность № 100 от 01.07.2022, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № 1 от 09.01.2023, удостоверение,  диплом; 

от третьего лица: 1) не явился, извещен; 2) ФИО3, доверенность № 22/22 от 21.01.2022,  паспорт, диплом; 3-10) не явились, извещены 


УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская Городская Сетевая Компания"  (по тексту- заявитель, Общество, ООО «НГСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Департаменту по тарифам Новосибирской области (по тексту- заинтересованное лицо,  Департамент) о признании недействительным протокол рассмотрения разногласий от 27.10.2022  (по тексту- Протокол от 27.10.2022) в части определения фактических значений показателей  надежности оказываемых услуг по передаче электрической энергии за 2019 - 2020 годы, в части  принятого решения об определении фактических значений показателей надежности за 2019 год  Пsaidi 0,07549, Пsaifi 0,00875, фактических значений показателей надежности за 2020 год Пsaidi  0,07296, Пsaifi 0,00908. В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (по тексту –АПК РФ) заявитель просил обязать Департамент по тарифам  Новосибирской области надлежащим образом осуществить проверку спорных данных,  рассмотреть, урегулировать разногласия, определить фактические (достоверные) значения  показателей надежности ООО «НГСК» за 2019-2020 годы, внести соответствующие изменения в  Протокол от 27.10.2022. 

Требования Обществом основаны на выводах судебных актов по результатам рассмотрения  дела № 3а-13/2022 (решения Новосибирского областного суда от 16 мая 2022 г., постановлений  суда апелляционной и кассационной инстанций). Заявитель полагает, что процедура рассмотрения  разногласий во исполнение указанных судебных актов проведена в нарушение требований пункта  3 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей  надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1220 (по тексту-  Постановление № 1220), рассмотрение осуществлено формально. Имеющиеся разногласия не  были рассмотрены по существу, не устранены ошибки, которые привели к исчислению неверных  показателей. Более того, в процессе проведения рассмотрений разногласий, Департаментом  необоснованно были сделаны выводы об отсутствии у регулятора необходимых компетенций для  осуществления фактического рассмотрения разногласий и определения достоверных фактических  данных. Экспертная организация для проверки разногласий и осуществления фактического  расчета достоверных данных не привлечена. Доводы Департамента по тарифам Новосибирской  области, заявленные в процессе рассмотрения разногласий о том, что Минэнерго России  осуществляло проверку скорректированных данных, были опровергнуты Минэнерго России в  письме от 26.10.2022 № 05-6544. В данном письме указано, что полномочия по определению  фактических показателей надежности отнесены к ведению регулирующего органа, а Минэнерго  России, в свою очередь, не наделено полномочиями по проверке уточненных отчетных данных,  представленных территориальной сетевой организацией в рамках процедуры рассмотрения  разногласий по определению фактических показателей надежности.  


Таким образом, при проведении Департаментом по тарифам Новосибирской области  процедуры проверки данных и рассмотрения имеющихся разногласий, спорные данные не были  проверены, а разногласия не были рассмотрены и урегулированы. Более того, несмотря на доводы  ООО «НГСК», за время проведения указанной процедуры не было осуществлено даже  сопоставление единичных данных, при рассмотрении которых, с учетом утвержденной методики,  явно видны технические ошибки, в частности использование некорректного кода аварии.  Департамент по тарифам Новосибирской области не осуществил действия, предусмотренные  Постановлением № 1220. Оспариваемые показатели надежности ООО «НГСК», основаны на  ошибочных данных и не соответствуют фактическим данным, подлежащим расчету в порядке,  установленном действующим законодательством, оспариваемые показатели являются  существенно заниженными и недостижимыми при осуществлении фактической деятельности.  Более того, действующим законодательством предусмотрены серьёзные последствия  неисполнения установленных показателей, вплоть до лишения статуса сетевой организации.  Подробно доводы изложены в заявлении, дополнительных пояснениях и поддержаны в ходе  судебного разбирательства представителями заявителя. 

Департамент полагает, что положениями пункта 12(1) Постановления № 1220 установлена  обязанность в целях определения фактических показателей надежности территориальных сетевых  организаций использовать информацию, представляемую территориальными сетевыми  организациями в Минэнерго России (и подведомственному Минэнерго России бюджетному  учреждению) в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 года   № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее -  Правила № 846). При этом Минэнерго России осуществляет контроль полноты и своевременности  представления территориальными сетевыми организациями указанной информации (данных о  перерывах электроснабжения, а также проверку их достоверности. В силу положений пункта 14(1)  Постановления № 1220 именно Минэнерго России, а не территориальные сетевые организации,  осуществляет расчет показателей надежности и представляет их вместе с отчетными данными  территориальных сетевых организаций, а также вместе с заключением о результатах  осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления отчетных  данных о перерывах электроснабжения в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, в  регулирующий орган. В силу положений пункта 14(3) Постановления № 1220 регулирующий  орган обязан определять фактические показатели надежности территориальных сетевых  организаций на основании представляемого Минэнерго России в порядке пункта 14(1)  заключения о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности  представления данных о перерывах электроснабжения. 

Департамент указывает, что показатели рассчитаны на основании данных, подтвержденных  в Минэнерго. При этом представленные ООО «НГСК» в материалы дела акты расследования 


причин аварий, нельзя признать надлежащими доказательствами ввиду отсутствия информации о  перерывах электроснабжения на объектах ООО «НГСК» у контролирующих органов, указанных в  пункте 15 Постановления № 1220; а также у иных лиц, указанных в пункте 11 Постановления №  1220, у которых департаментом была запрошена информация в целях проверки отчетных данных  ООО «НГСК». Минэнерго России, с учетом представленной в департамент в ходе рассмотрения  разногласий (письма: от 05.10.2022 № 05-6017 и от 13.10.2022 № 05-6282) информации,  настаивает на правильности рассчитанных им значений фактических показателей надежности на  основании отчетных данных, своевременно представленных ООО «НГСК» за 2019 и 2020 годы. У  департамента, как у уполномоченного органа в сфере государственного регулирования цен  (тарифов), нет полномочий по контролю и расследованию причин аварийных отключений  электроэнергии, а также полномочий по контролю за соблюдением Минэнерго России  предусмотренных Постановлением № 1220 обязанностей. 

Департамент полагает, что из диспозиции пункта 3 Постановления № 1220 буквально  следует, что проверка регулирующим органом полученных им данных, используемых в целях  определения фактических значений показателей надежности территориальных сетевых  организаций, должна осуществляться посредством проведения согласительных совещаний с  участием лиц, представивших такие данные, в ходе которых рассматриваются разногласия между  указанными лицами относительно представленных ими в регулирующий орган данных, имеющих  существенные расхождения. С учетом отраженных в оспариваемом в рамках настоящего дела  Протоколе рассмотрения разногласий от 27.10.2022 и в отзыве департамента от 15.03.2022 №  76/33 обстоятельств и учитывая положения пунктов 3, 11, 12, 12( 1)-14(3), 15 Постановления №  1220, Методических указаний № 1256, Правил № 846, Приказа № 91 и Приказа № 92, при  проведении департаментом процедуры рассмотрения разногласий нарушений не было допущено.  Заявителем выбран неверный способ защиты права, основания и полномочия у Департамента для  рассмотрения разногласий между Минэнерго и Обществом отсутствуют. Подробно доводы  изложены в отзыве и поддержаны в ходе судебного заседания. 

К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: 1)  Министерство энергетики Российской Федерации, 2) АО «Региональные электрические сети» (по  тексту- АО «РЭС»); 3) АО «Оборонэнерго» - филиал «Забайкальский», 4) ООО  «ЭНЕРГОТРАНЗИТ», 5) Сибирское Управление Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору, 6) АО «Системный оператор Единой энергетической  системы» в лице филиала «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Сибири» (по  тексту- Системный оператор), 7) АО «Новосибирскэнергосбыт», 8) ФГУП «Управление  энергетики и водоснабжения», 9) АО «Энергетик», 10) ООО «Сибирские электросети», 11) ОАО  «НПО «Сибсельмаш», 12) Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства  города Новосибирска. 


Минэнерго России в отзыве указывало, что не наделено полномочиями по проверке  уточненных отчетных данных о перерывах электроснабжения за закрытые отчетные периоды,  представленных территориальной сетевой организацией, в рамках процедуры рассмотрения  разногласий по определению фактических показателей надежности. Полагает требования  заявителя не обоснованными. Явка представителя в судебное заседание не обеспечена, извещен  надлежащим образом. 

Системный оператор указывал, что информация об отключениях оборудования объектов  электроэнергетики, произошедших в связи с авариями в электроэнергетике, передается  Системному оператору в соответствии с критериями и в порядке, определенными приказами  Минэнерго России от 02.03.2010 № 91 «Об утверждении Порядка передачи оперативной  информации об авариях в электроэнергетике» (далее - приказ Минэнерго России № 91), от  02.03.2010 № 92 «Об утверждении формы отчета об авариях в электроэнергетике и порядка ее  заполнения» (далее - приказ Минэнерго России № 92). В соответствии с приказами Минэнерго  России № 91 и № 92 владельцы объектов электросетевого хозяйства предоставляют Системному  оператору следующую информацию, которая может быть использована регулирующим органом  для определения фактических значений показателей надежности и качества услуг, оказываемых  территориальными сетевыми организациями: 

- количество аварийных отключений ЛЭП и оборудования объектов электросетевого  хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше; 

- количество прекращений электроснабжения потребителей электрической энергии на  территории субъекта Российской Федерации в отношении случаев отключения потребителей  суммарной мощностью 10 МВт и более. 

Вышеуказанная информация предоставляется Системному оператору по сетевым  организациям, в эксплуатации которых находятся объекты электросетевого хозяйства классом  напряжения 110 кВ и выше, и не охватывает всех случаев аварийного отключения, учитываемых  регулирующими органами для целей расчета значений показателя уровня надежности  оказываемых услуг. В связи с чем, Системный оператор не располагает данными об заявленных  ООО «НГСК» спорных авариях, так как они произошли на объектах классом напряжения ниже  110 кВ. Полагает, что заявленный спор на права системного оператора не влияет, просил  рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. 

АО «Энергетик» в отзыве указал, что у него отсутствуют основания сомневаться в  правильности и обоснованности выводов Департамента по тарифам Новосибирской области при  рассмотрении разногласий в части определения фактических значений показателей надежности  оказываемых услуг ООО «НГСК» по передаче электрической энергии за 2019-2020 гг.  Департамент по тарифам по Новосибирской области использует предоставленные Министерством  Энергетики РФ расчет показателей надежности, в том числе индикативных показателей  надежности, по форме и в порядке, которые установлены методическими указаниями, заключение 


о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления  данных о перерывах электроснабжения, а также указание на наличие либо отсутствие со стороны  организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и  территориальных сетевых организаций существенных нарушений порядка определения  фактических показателей надежности для расчета тарифов. На основании изложенного, АО  «Энергетик» считает, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему лицу. Подробно  изложено в отзыве и поддержано в ходе судебного разбирательства. 

АО «РЭС» в отзыве находит требования заявителя не обоснованными. В представленных  ООО «НГСК» документах отсутствует заявленная им информация и не подтверждаются  скорректированные им показатели. Фактически, ООО «НГСК», заявляя о некорректных данных  Минэнерго России, предлагает принять иные, сформированные им в одностороннем порядке и  ничем неподтвержденные сведения. Однако, в ООО «НГСК» является заинтересованным лицом,  имеющим целью увеличить за счет скорректированных данных тариф на оказание услуг по  передаче электрической энергии, что очевидно требует критической оценки предоставляемых  односторонних сведений сетевой организации. 

АО «РЭС» полагает, что представленные ООО «НГСК» отдельные документы (не в полном  объеме), в частности, акты расследования причин аварий, вызывают сомнения в их достоверности  и корректности. Так выборочная проверка Актов расследования показывает, что к данным  документам следует отнестись критически и они не могут быть положены в основу  подтверждения заявленных ООО «НГСК» показателей, поскольку к большинству Актов  расследования приложены документы, датированные намного позже даты аварии (например, Акт   № 6 расследования аварии 14.07.2019, приложенный к нему АТП датирован 01.08.2019, Акт № 7 от  19.06.2019 - АТП от 04.10.2019; Акт № 1 от 01.06.2020 - АТП от 30.10.2020; Акт № 34 от 30.05.2020  - АТП от 25.11.2020 и т.д.); многие акты повторяют по содержанию друг друга (например, Акт   № 7 от 19.07.2019 полностью идентичен по содержанию Акта № 5 от 14.06.2019 и пр.); ссылка на  сетевую организацию, в сетях которой произошло технологическое нарушение, не соответствует  действительной схеме (например, Акт № 9 от 21.06.2020 - указано на нарушение в сетях АО «РЭС»,  между тем, данные сети принадлежат АО «Электромагистраль»; Акт № 1 от 01.06.2020, Акт № 23  от 03.05.2020 - указано на нарушение в сетях ООО «РЭС» (видимо, имелось ввиду АО «РЭС»), а  сети принадлежат иной сетевой организации ООО «СЭТ 54»; Акт № 34 от 30.05.2020 указано на  нарушение в сетях АО «РЖД», а сети принадлежат АО «РЭС» и пр.); ряд актов содержат  ссылку на отключение ТП-2Н98, якобы принадлежащей ООО «НГСК», однако, данную ТП ООО  «НГСК» приобрело позднее (например, Акт № 2 от 04.07.2019). 

Таким образом, при отсутствии надлежащего подтверждения заявленных ООО «НГСК»  корректировочных сведений, при наличии сомнений в достоверности предоставляемых сетевой  организацией документов, оформленных в одностороннем порядке (при том, что сетевая  организация является заинтересованным лицом), Департамент обоснованно и верно принял 


официальные данные Минэнерго России, которые не были опровергнуты ООО «НГСК» и  являются фактическими (достоверными). Третьим лицом отмечена необоснованность довода ООО  «НГСК» о якобы имеющихся расхождениях с информацией АО «РЭС», содержащейся в отчетных  данных. Каждая из сетевых организаций учитывает аварии и иные технологические нарушения и  проводит расследование их причин именно в отношении принадлежащих ей сетей. Данные АО  «РЭС» не могут совпадать в полном объеме с данными об отключениях иных сетевых  организаций. 

Иные третьи лица отзыв на заявление не представили, извещены надлежащим образом, явку  своего представителя в судебное заседание не обеспечили. 

Дело рассмотрено по правилу ст. 123, 156 АПК РФ.

 Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав  представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований  для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего. 

Как следует из материалов дела, ООО «НГСК» обратилось в Новосибирский областной суд  с административным исковым заявлением с учетом изменений, внесенных приказом департамента  по тарифам Новосибирской области от 9 декабря 2021 г. № 417-ЭЭ "О внесении изменений в  приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 19 мая 2020 г. № 95-ЭЭ, от 24  декабря 2020 г. № 658-ЭЭ, от 25 мая 2021 г. № 72-ЭЭ", и просило признать недействующими: 

- подпункт 6 приложения к приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 24  декабря 2020 г. № 658-ЭЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для  территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы  на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных  параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 гг."  в части показателя средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на  точку поставки и показателя средней частоты прекращения передачи электрической энергии на  точку поставки; 

- подпункт 24 приложения к приказу от 19 мая 2020 г. № 95-ЭЭ "Об определении  фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для  территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2019 г." в части показателя  средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и  показателя средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки; 

- подпункт 23 приложения к приказу от 25 мая 2021 г. № 72-ЭЭ "Об определении  фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг для  территориальных сетевых организаций Новосибирской области за 2020 г." в части показателя  средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки и  показателя средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки. 


Заявленные требования были мотивированы тем, что ООО «НГСК» является сетевой  организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории  Новосибирской области. Вид деятельности организации относится к сфере деятельности  субъектов естественных монополий и подлежит государственному регулированию. Показатели  надежности и качества ООО «НГСК» в оспариваемых нормативных правовых актов основаны на  неверных данных и не соответствуют фактическим данным, подлежащим расчету в порядке,  предусмотренном действующим законодательством. Оспариваемые показатели являются  существенно заниженными и недостижимыми при осуществлении фактической деятельности. При  расчете показателей регулирующим органом были исключены данные, представленные  Обществом до 1 апреля года, следующего за отчетным, что привело к еще большему снижению  оспариваемых показателей. На момент принятия оспариваемых актов регулирующий орган владел  информацией о существенном расхождении данных полученных им от сетевой организации и  данных полученных им в соответствии с пунктами 11, 14(1), 15 Постановления № 1220, что не  позволяло ему определять оспариваемые значения без проведения проверки полученных данных,  предусмотренной пунктом 3 этого Постановления. 

Решением Новосибирского областного суда от 16 мая 2022 г. по делу № 3а-13/2022,  оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2022 г.,  и Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря  2022 г. N 88А-24205/2022, административные исковые требования удовлетворены в полном  объеме. 

В связи с принятиями указанных судебных актов Департаментом по тарифам  Новосибирской области была осуществлена процедура рассмотрения имеющихся разногласий.  Результаты процедуры рассмотрения разногласий в части фактических показателей надежности  оформлены Протоколом от 27.10.2022 г. (получен ООО «НГСК» 22.11.2022). 

В соответствии с указанным протоколом Обществу установлены фактические значения  показателей надежности оказываемых услуг по передаче электрической энергии за 2019 - 2020  годы, а именно, за 2019 год Пsaidi 0,07549, Пsaifi 0,00875, и за 2020 год Пsaidi 0,07296, Пsaifi  0,00908. 

ООО «НГСК» не согласно с выводами, изложенными в протоколе комиссии Департамента,  что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд. 

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный  суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных  положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие  закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа  или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия 


(бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности (статья 200 АПК РФ). 

Таким образом, с учетом правил статьи 198 АПК РФ, для удовлетворения заявления о  признании оспариваемых действий незаконными необходимо наличие в совокупности двух  условий: оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту; нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Суд, рассмотрев заявленные требования по существу спора, приходит к выводу о том, что  они не подлежат удовлетворению, совокупность условий для признания оспариваемого  протокола недействительным отсутствует. 

Как следует из материалов дела и было установлено Новосибирским областным судом в  рамках дела № За-13/2022 ( № За-134/2021) заявителем в установленные выше сроки в 2019, 2020  годах предоставлялись в систему отчетные данные. 

Однако, как указывает Общество, в связи с внесением в отчеты некорректных данных за  2019г. и 2020г. в части показателей надежности, ООО «НГСК» сообщило об этом департаменту по  тарифам Новосибирской области в письмах от 31 марта 2021г. и 18 июня 2021г. 

В указанных письмах Общество указывало на то, что столбцы 25, 26, 10, 13-21, 23 в отчетах  по форме 8.1 «Журнал учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи  электрической энергии, произошедших на объектах электросетевых организаций». Помимо кода  аварии неверно отражены по некоторым пунктам наименования объектов, не заполнены  отдельные графы по количеству объектов. 

Письмом департамента по тарифам Новосибирской области от 20 июля 2021г. Обществу  отказано в корректировке показателей. 

В ходе рассмотрения дела в Новосибирском областном суде, департаментом по тарифам  Новосибирской области издан приказ от 09.12.2021 № 417-ЭЭ "О внесении изменений в приказы  департамента по тарифам Новосибирской области от 19.05.2020 N 95-ЭЭ, от 24.12.2020 N 658-ЭЭ,  от 25.05.2021 N 72-ЭЭ" (далее - Приказ № 417-ЭЭ). 

Как установлено при рассмотрении административного дела Новосибирским областным  судом, изначально, при издании оспариваемых приказов, департамент в нарушение правовых  норм, установил показатели на основании отчетных данных, которые были предоставлены  Обществом, а не на основании информации, предоставленной Минэнерго России. 

В целях устранения допущенной ошибки, в период рассмотрения настоящего  административного дела, департаментом принят Приказ № 417-ЭЭ, которым внесены изменения в  Приказы № 95-ЭЭ, № 658-ЭЭ, № 72-ЭЭ. Фактические значения показателей надежности и  качества оказываемых услуг установлены регулирующим органов на основании показателей,  размещенных Минэнерго России в комплексной системе. Суды сделали вывод, что таким образом, 


на момент принятия Приказа № 417-ЭЭ департамент располагал сведениями о наличии  существенных расхождений данных, представленных регулятору от регулируемой организации и  данными, размещенными на сайте https://nadezhnost.minenergo.gov.ru, а также об их  некорректности, поэтому должен был применить пункт 3 Положения. 

Суды в деле № За-13/2022 ( № За-134/2021) отметили, что законодательством предусмотрена  возможность предоставления информации в Минэнерго России об авариях в электроэнергетике  только до 25 числа месяца следующего за отчетным, иных сроков предоставления указанной  информации не предусмотрено. В случае возникновения такой ситуации, Минэнерго России  отмечено на возможность применения пункта 3 Положения. 

Департамент фактически в октябре 2022 года во исполнение указаний суда по делу № За13/2022 ( № За-134/2021) провел процедуру рассмотрения разногласий. 

Суд не усматривает нарушений со стороны Департамента в части процедуры разногласий и  оформления оспариваемого протокола, в части установленных показателей. 

Так, в соответствии с пунктом 12(1) Положения об определении применяемых при  установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и  оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  31.12.2009 № 1220, для определения показателей надежности, в том числе индикативных  показателей надежности, для организации по управлению единой национальной  (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций используется  информация (оперативная информация об авариях в электроэнергетике и отчет об авариях в  электроэнергетике, включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии,  связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), представляемая указанными  организациями Министерству энергетики Российской Федерации, а также подведомственному  Министерству государственному бюджетному учреждению в соответствии с Правилами  расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении Правил  расследования причин аварий в электроэнергетике». 

В соответствии с пунктом 27 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике  собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей  установки либо эксплуатирующая их организация представляют сводный ежемесячный отчет об  авариях в электроэнергетике по Форме отчета об авариях в электроэнергетике и порядка ее  заполнения, утвержденной приказом Минэнерго России от 02.03.2010 № 92 (далее -форма), и в  Порядке передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утвержденном  приказом Минэнерго России от 02.03.2010 № 91, в орган федерального государственного  энергетического надзора, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики (включая  информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением 


ремонтных и внерегламентных работ), а также субъекту оперативно-диспетчерского управления в  электроэнергетике. 

В соответствии с формой сводный ежемесячный отчет об авариях в электроэнергетике  предоставляется до 25 числа месяца, следующего за отчетным.  

Иных сроков представления указанной информации нормативными правовыми актами не  предусмотрено. 

В пункте 15 Постановления № 1220 указано, что Федеральная служба по экологическому,  технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека и их территориальные органы предоставляют в  регулирующие органы информацию, необходимую для определения фактических значений  показателей надежности и качества, из состава той, которой такие органы обладают в связи с  возложенными на них функциями по осуществлению государственного контроля в установленных  сферах деятельности, и определяемую в соответствии с соглашениями об информационном  обмене, заключенными с Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В  соглашении об информационном обмене определяются виды предоставляемой информации,  сроки, объем, формат и порядок их предоставления. 

Системный оператор предоставляет в соответствующие регулирующие органы  информацию, необходимую для определения фактических значений показателей надежности и  качества, из состава той, которой системный оператор обладает в связи с осуществлением  возложенных на него функций, и определяемую в соответствии с соглашениями об  информационном обмене, заключенными с Федеральной антимонопольной службой и органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного  регулирования тарифов. В соглашении об информационном обмене определяются виды  предоставляемой информации, сроки, объем, формат и порядок их предоставления. 

В соответствии с пунктом 14(1) Положения по результатам сбора данных о перерывах  электроснабжения, а также по результатам осуществления контроля полноты, достоверности и  своевременности представления данных о перерывах электроснабжения не позднее 1 апреля года,  следующего за отчетным годом, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет  соответствующим регулирующим органам расчет показателей надежности, в том числе  индикативных показателей надежности, по форме и в порядке, которые установлены  Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и  оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской)  электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом  Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (по тексту- Методические указания № 1256), заключение  о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления  данных о перерывах электроснабжения, а также указание на наличие либо отсутствие со стороны 


организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и  территориальных сетевых организаций существенных нарушений порядка определения  фактических показателей надежности. 

Указанная в пункте 14 Постановления № 1220 информация была представлена  регулирующим органам, в том числе Департаменту по тарифам Новосибирской области, как  уполномоченному органу в Новосибирской области, в установленные сроки (письмами  Минэнерго России от 01.04.2020 № 10-675 и от 01.04.2021 № 05-870). 

Отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей  надежности и индикативных показателей надежности, расчет показателей надежности, в том  числе индикативных показателей надежности, и заключение о результатах осуществления  контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах  электроснабжения размещается Минэнерго России в комплексной системе сбора, передачи,  обработки и проверки достоверности исходных данных, используемых для определения  фактических показателей надежности сетевых организаций и базовых значений показателей  надежности (далее - Система) Минэнерго России по адресу https://nadezhnost.minenergo.gov.ru. 

Указанная информация представляется в регулирующие органы в рамках информационного  обмена в Системе с использованием предоставленного персонального доступа ответственным  работникам регулирующих органов через личный кабинет. 

Информация, предоставляемая регулирующим органам через личные кабинеты Системы,  идентична информации, доступной в личных кабинетах территориальных сетевых организаций. 

Из данных норм буквально следует, что Минэнерго осуществляется в Системе сбор, анализ  и контроль за полнотой информации об авариях, предоставляемой как территориальными  сетевыми организациями, так и системным оператором и органом федерального государственного  энергетического надзора, уполномоченного орган в сфере электроэнергетики (Федеральной  службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (по тексту-Ростехнадзор) и  Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 

Действующим законодательством корректировка данных о прекращениях передачи  электрической энергии, представленных в Систему, в закрытых отчетных периодах, не  представляется возможной. 

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1220 в случае, если в ходе определения  регулирующим органом плановых или фактических значений показателей надежности и качества  выявлено существенное расхождение данных, полученных им от организаций, осуществляющих  регулируемую деятельность, и данных, полученных им в соответствии с пунктами 11, 14(1) и 15  Положения, не позволяющее при использовании этих данных принять решение об определении  значений таких показателей, регулирующий орган осуществляет проверку полученных данных,  рассматривает разногласия с участием представителей организаций, предоставивших такие 


данные, и иных лиц, в том числе организаций, привлекаемых для проведения экспертизы, и  оформляет результаты рассмотрения разногласий протоколом. 

В протоколе также указываются данные, которые будут использоваться регулирующим  органом при определении соответствующих значений показателей надежности и качества. 

Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод, что процедура  рассмотрения разногласий предусмотрена для случаев существенного расхождения в данных,  предоставленных в установленные сроки в порядке пунктов 11, 14 (1), 15 постановления № 1220. 

Как указано выше, такая информация предоставляется системным оператором,  Ростехнадзором, сетевыми организациями, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека (их территориальными органами) и может быть  предоставлена по запросу регулирующих органов независимыми экспертами (справочная  информация), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов  местного самоуправления (необходимая информация по обращениям граждан и юридических лиц,  связанную с качеством предоставления сетевыми организациями услуг по передаче электрической  энергии»), гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми (энергоснабжающими)  организациями (необходимая информация о количестве потребителей и точек поставки сетевой  организации в соответствии с заключенными договорами об оказании услуг по передаче  электрической энергии, а также информацию об обращениях граждан и юридических лиц,  связанных с качеством предоставления сетевыми организациями услуг по передаче электрической  энергии) (п. 11, 15 Постановления № 1220). 

Вся информация указанными лицами предоставляется, как указано выше, в части сводного  ежемесячного отчета об авариях в электроэнергетике до 25 числа месяца, следующего за  отчетным, и в сроки не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, передается из системы  Минэнерго в регулирующие органы. 

То есть, после 1 апреля внесение изменений не возможно. При наличии расхождений между  представленными к этой дате данными всеми участниками, если это не позволяет при  использовании этих данных принять решение об определении значений показателей надежности и  качества регулятором проводятся согласительные процедуры в виде рассмотрения разногласий. 

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области  регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в  области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. 

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике  определяют уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг)" как совокупность  показателей, отражающих качественные характеристики реализуемых товаров (услуг). 

Пунктом 8 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в  электроэнергетике установлено, что регулирующие органы устанавливают уровень надежности и  качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций в соответствии с 


методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров  (услуг), утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с  Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития Российской  Федерации. 

Уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), отнесен к долгосрочным  параметрам регулирования (пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен  (тарифов) в электроэнергетике). 

Согласно пункту 2.1.1 Методических указаний № 1256 уровень надежности оказываемых  услуг потребителям услуг сетевой организации определяется продолжительностью прекращений  передачи электрической энергии в отношении потребителей услуг сетевой организации за  отчетный расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования  (далее - отчетный расчетный период регулирования). 

Для целей расчета значений показателя уровня надежности оказываемых услуг, в  соответствии с настоящим пунктом под продолжительностью прекращения передачи  электрической энергии в отношении потребителя услуг сетевой организации понимается интервал  времени от момента возникновения технологического нарушения на объектах сетевой  организации, сопровождаемого прекращением передачи электрической энергии потребителю  услуг сетевой организации, до момента устранения технологического нарушения на объектах  указанной сетевой организации, но не превышающий интервал времени до момента  восстановления энергоснабжения потребителей услуг сетевой организации. 

Для целей расчета значений показателя уровня надежности оказываемых услуг  рассматриваются прекращения передачи электрической энергии потребителю услуг сетевой  организации в результате технологических нарушений на объектах сетевой организации,  имеющие продолжительность свыше времени автоматического восстановления питания  (автоматическое повторное включение, автоматический ввод резерва), за исключением случаев,  произошедших в результате технологических нарушений, отключений, переключений в сетях  смежных сетевых организаций, в сетях организаций, осуществляющих деятельность по  производству и (или) передаче электрической энергии (мощности), в сетях потребителей услуг, а  также по инициативе системного оператора и (или) при осуществлении в пределах охранных зон  объектов электросетевого хозяйства согласованных сетевой организацией действий в порядке,  предусмотренном Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и  особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N  160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1220; 2013, N 24, ст.  2999), равно как и в результате обстоятельств непреодолимой силы либо сверхрасчетных  природно-климатических нагрузок (условий) или вследствие иных обстоятельств, исключающих 


ответственность сетевой организации, за перерывы (нарушения) электроснабжения (далее -  перерыв электроснабжения). 

Согласно пункту 2.2.1. Методических указаний № 1256 уровень надежности оказываемых  услуг определяется средней продолжительностью прекращения передачи электрической энергии  потребителям услуг сетевой организации и средней частотой прекращения передачи  электрической энергии потребителям услуг сетевой организации в течение расчетного периода  регулирования. 

Для целей расчета значений показателей уровня надежности оказываемых услуг, в  соответствии с настоящим пунктом под прекращением передачи электрической энергии  потребителям услуг сетевой организации понимается: 

в отношении точек поставки потребителей услуг сетевой организации, являющихся  сетевыми организациями: возникновение технологического нарушения на объектах  территориальной сетевой организации, повлекшее невозможность обеспечить передачу  электрической энергии в соответствующей точки поставки такому потребителю услуг сетевой  организации; 

в отношении точек поставки иных потребителей услуг сетевой организации: возникновение  технологического нарушения на объектах территориальной сетевой организации,  сопровождаемых полным (частичным) ограничением режима потребления таких потребителей  услуг сетевой организации. 

Продолжительность прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг  сетевой организации в отношении точки поставки определяется интервалом времени от момента  возникновения прекращения передачи электрической энергии в отношении точки поставки до  момента устранения технологического нарушения на объектах данной территориальной сетевой  организации, но не превышающим интервал времени до момента восстановления режима  потребления электрической энергии потребителей услуг сетевой организации (ликвидация  полного (частичного) ограничением режима потребления). 

При расчете значений показателей уровня надежности оказываемых услуг рассматриваются  прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации,  вызванные причинами, указанными в абзаце третьем пункта 2.1.1 настоящих Методических  указаний. 

Для целей использования при государственном регулировании тарифов на услуги по  передаче электрической энергии уровень надежности оказываемых услуг определяется  показателем средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку  поставки, определяемым в соответствии с формулой (2), и показателем средней частоты  прекращения передачи электрической энергии на точку поставки, определяемым в соответствии с  формулой (3). 


Показатели средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на  точку поставки и средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку  поставки в каждом расчетном периоде регулирования в пределах долгосрочного периода  регулирования (nsaidi) определяется по формуле (пункты 2.2.2. 2.2.3. Методических указаний). 

В соответствии с пунктом 2.2.4. Методических указаний учет данных первичной  информации по прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах  сетевых организаций, в том числе вызванных причинами, указанными в абзаце третьем пункта  2.1.1 настоящих Методических указаний, производится путем заполнения территориальной  сетевой организацией формы 8.1 приложения № 8 к настоящим Методическим указаниям  ежемесячно при сборе отчетных данных о произошедших технологических нарушениях на ее  объектах. 

Формой 8.1 приложения к Методическим указаниям «Журнал учета данных первичной  информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедших на объектах  сетевой организации за ----месяц---года» предусмотрено указание сведений об авариях, данные о  факте прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации  заполняются оперативно с момента возникновения такого прекращения передачи электрической  энергии и по факту его устранения (пункт 3. Приложения к форме 8.1). 

Как указано выше, Обществом в 2019, 2020 годах отчетные данные заполнялись  своевременно. Информация, отраженная в них, вплоть до марта и июня 2021 года не отрицалась  Обществом. 

В данном случае Обществом самостоятельно в нарушение требований законодательства (как  он полагает) были неверно заполнены отчеты, в частности форма 8.1, что выявлено им в 2021 году  Общество требует от Департамента рассмотреть вопрос об учете исправленных данных для  расчета показателей надежности и качества, представляются акты расследования аварий, которые  не подтверждены оперативными журналами регистрации аварий, фото материалами, какими то  бесспорными доказательствами того, что отключения имели место, фактически акта составлены в  одностороннем порядке. 

ООО «НГСК» является заинтересованным лицом, имеющим целью увеличить за счет  скорректированных данных тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии и  определить показатели надежности и качества таким образом, чтобы они позволяли ему с учетом  надежности его объектов электросетевого хозяйства соответствовать им. 

Представленные ООО «НГСК» акты расследования причин аварий, вызывают сомнения в  их достоверности и корректности. Так выборочная проверка Актов расследования показывает, что  к данным документам следует отнестись критически и они не могут быть положены в основу  подтверждения заявленных ООО «НГСК» показателей, поскольку к большинству Актов  расследования приложены документы, датированные намного позже даты аварии (например, Акт   № 6 расследования аварии 14.07.2019, приложенный к нему АТП датирован 01.08.2019, Акт № 7 от 


19.06.2019 - АТП от 04.10.2019; Акт № 1 от 01.06.2020 - АТП от 30.10.2020; Акт № 34 от 30.05.2020  - АТП от 25.11.2020 и т.д.); многие акты повторяют по содержанию друг друга (например, Акт   № 7 от 19.07.2019 полностью идентичен по содержанию Акта № 5 от 14.06.2019 и пр.); ссылка на  сетевую организацию, в сетях которой произошло технологическое нарушение, не соответствует  действительной схеме (например, Акт № 9 от 21.06.2020 - указано на нарушение в сетях АО «РЭС»,  между тем, данные сети принадлежат АО «Электромагистраль»; Акт № 1 от 01.06.2020, Акт № 23  от 03.05.2020 - указано на нарушение в сетях ООО «РЭС» (видимо, имелось ввиду АО «РЭС»), а  сети принадлежат иной сетевой организации ООО «СЭТ 54»; Акт № 34 от 30.05.2020 указано на  нарушение в сетях АО «РЖД», а сети принадлежат АО «РЭС» и пр.); ряд актов содержат  ссылку на отключение ТП-2Н98, якобы принадлежащей ООО «НГСК», однако, данную ТП ООО  «НГСК» приобрело позднее (например, Акт № 2 от 04.07.2019). 

Следует критически отнестись и к предоставляемым Обществом исправленным отчетам  формы 8.1, поскольку в материалы дела с учетом материалов, которые были также предметом  рассмотрения в Новосибирском областном суде, Обществом представлено несколько вариантов  отчета, какой из них является корректным не представляется возможным установить в отсутствии  достоверных актов расследования причин аварий. 

В отсутствии иных данных об авариях не представляется возможным оценить правильность  указанного в исправленных формах отчета кода аварии. 

Как указано выше, что подтверждено и Новосибирским областным судом в представленных  судебных актах, положенных в основу требований Общества, расчет показателей производится на  основании данных, предоставляемых Минэнерго. 

В данном случае фактически Общество не согласно с действиями Минэнерго, которое не  принимает и не допускает для размещения в Системе новых уточненных форм отчетов Общества. 

Однако такой обязанности законодательством не предусмотрено. На запросы Департамента  Минэнерго предоставило заключения и расчет показателей надежности, которые и были приняты  при оформлении протокола рассмотрения разногласий. 

Доводы Общество о необходимости привлечения экспертов для рассмотрения разногласий,  суд находит необоснованными, поскольку в данном случае, пункт 11 Постановления № 1220  предусматривает возможность получения справочной информации у независимых экспертов, но  не привлечение их для проведения экспертизы и расчета показателей надежности и качества. 

Доводы заявителя, что между данными АО «РЭС», отраженными в системе и данными  Общества, имелись разночтения, что являлось самостоятельным основанием для проведения  согласительных процедур, суд находит несостоятельными, поскольку не представлено  доказательств того, что разное толкование в части причин аварий в смежных сетях, отсутствие в  отчете АО «РЭС» части аварий, которые были в сетях Общества, объясняются тем, что каждая  сетевая организация проводит расследование самостоятельно, при этом коды аварий для каждого  лица могут не совпадать (так, для одного это может быть- отключение у смежной сетевой 


организации, тогда как у самого такого смежника причиной может быть механическое  вмешательство третьих лиц или иная причина; у одного может не быть прекращения подачи  электроэнергии (может быть не зафиксирован факт аварии) ввиду сработки автоматического  оборудования). 

В связи с чем, такие расхождения могли быть не учтены Минэнерго при осуществлении  контроля. Департамент (как было установлено в ходе судебного разбирательства путем  обозревания личных кабинетов в Системе со стороны Общества и со стороны Департамента) не  может видеть всех данных, выгруженных сетевыми организациями в систему, он видит уже  итоговые данные, переданные Минэнерго. 

Департамент не наделен полномочиями по самостоятельному расчету или учету каких то  данных, предоставляемых за пределами установленных сроков. 

Суд считает необходимым отметить, что все данные об авариях, размещаемые в  оперативном режиме в системе, не могут быть изменены в одностороннем порядке и произвольно,  тем более за пределами отчетного периода, за пределами периода для установления тарифа и  плановых показателей, в том числе по показателями надежности и качества, поскольку это  приводит к необходимости проверки данных, предоставленных смежными сетевыми  организациями и уполномоченными органами, может повлечь пересмотр показателей по  нескольким смежным сетевым организациям, что приведет к нестабильности тарифного  регулирования и повлияет на права и интересы не только сетевых организаций, иных участников  отношений и уполномоченных органом, но и на права и интересы потребителей. Пункт 3  Постановления № 1220 касается момента установления показателей надежности, а не момента  представления сетевой организацией исправлений в ранее внесенной отчетности и не может влечь  за собой пересмотр действующих и исчисленных в системе показателей. 

Ответственность за достоверность размещаемых отчетных данных в установленные сроки  лежит на Обществе, которое является профессиональным участником регулируемого вида  деятельности и должно предвидеть правовые последствия предоставления недостоверных данных.  

В связи с вышеизложенным, нарушений прав и интересов Общества со стороны  Департамента не допущено, протокол составлен в соответствии с действующим  законодательством в пределах предоставленных полномочий, иной порядок рассмотрения  разногласий не урегулирован. 

Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.


Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если  не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не  отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного  суда апелляционной инстанции. 

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке  апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение  месяца после его принятия. 

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не  превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его  апелляционного обжалования. 

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и  кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд. 

СУДЬЯ Т.А. Наумова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 14.03.2023 4:38:00

 Кому выдана Наумова Татьяна Алексеевна