АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Новосибирск Дело № А45-13834/2018
27 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошуля Л.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щербининой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к обществу с ограниченной ответственностью «Аланта»,
обществу с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО», акционерному обществу «Военторг-Восток»,
Министерству обороны Российской Федерации,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае,
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области,
департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области,
о признании права собственности отсутствующим,
по иску общества с ограниченной ответственностью «Аланта»
к обществу с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО»,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество «Российские железные дороги»,
акционерное общество «Военторг-Восток»,
о признании договора недействительным и взыскании 7 695 348 рублей 81 копейки,
при участии представителей:
от ОАО «РЖД» - ФИО1 по доверенности №З-Сиб-161/Д от 22.05.2018,
от ООО «Аланта» - ФИО2 по доверенности от 22.09.2018, ФИО3 по доверенности №3 от 09.01.2018,
от ООО «Универса-САДКО» - ФИО4 по доверенности от 30.03.2017,
от АО «Военторг-Восток» - ФИО5 по доверенности №939 от 16.06.2019,
от Министерства обороны РФ – ФИО6 по доверенности от 04.12.2018,
У С Т А Н О В И Л:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аланта» (далее – ООО «Аланта»), обществу с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО» (далее – ООО «Универсам-САДКО»), акционерному обществу «Военторг-Восток» (далее – АО «Военторг-Восток»), Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, о признании недействительными:
- распоряжения департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 05.09.2002 №1186Р «О внесении изменений и дополнений в приложение к распоряжению комитета по управлению государственным имуществом Новосибирской области от 25.12.2001 №1582-р» в части включения в Акт закрепления государственного имущества за дочерним государственным унитарным предприятием №501 Федерального казенного предприятия «Управление торговли Сибирского военного округа» на праве оперативного управления государственного имущества федеральной собственности: подъездного железнодорожного пути 1330 пог. метр., указанного в разделе 1 Акта «Здания и сооружения» под шифром основных фондов 20218 (п. 2 распоряжения);
- распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю от 25.08.2008 №1251, пунктом 1 которого утвержден перечень имущества Российской Федерации, поступившего на баланс на праве оперативного управления Федеральному казенному предприятию «Управление торговли Сибирского военного округа», согласно перечню, утвержденному распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Читинской области от 25.08.2008 №1251, в части включения в него объекта: подъездной железнодорожный путь, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, протяженностью 1,330 км за №30;
- приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 №633 «Об условиях приватизации федерального казенного предприятия «Управление торговли Сибирского военного округа», пунктом 2 которого утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия «Управление торговли Сибирского военного округа» от 20.07.2009, в части включения в него объекта: подъездной железнодорожный путь, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, длиной 1330 пог. метров (п. 137 раздела 1 п. 1030 «Основные средства»);
- признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от 12.07.2012 №10/2012, заключенного между открытым акционерным обществом «Управление торговли Сибирского военного округа» и обществом с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО», в части продажи подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 п.м., назначение не определено, инв. номер Ф-000223-14, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер 54:19:101102:0009-Ф-000223-014;
- признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от 31.10.2013, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Аланта» и обществом с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО», в части продажи подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 п.м., назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер 54:19:101102:0009-Ф-000223-014;
- признании отсутствующим зарегистрированного права собственности общества с ограниченной ответственностью «Аланта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м., назначение не определено, инвентарный номер Ф-000223-014, адрес (местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый номер 54:19:101102:596, запись регистрации от 10.11.2013 №54-54-01/932/2013-856.
ООО «Аланта» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Универсам-САДКО» о признании недействительным договор купли-продажи от 31.03.2013, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Аланта» и обществом с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО», в части продажи подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 п.м., назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер 54:19:101102:0009-Ф-000223-014.
По ходатайству ОАО «РЖД» и ООО «Аланта» оба иска были объединены в одно производство в рамках дела №А45-13834/2018.
По иску ОАО «РЖД».
Требования истца мотивированы тем, что наличие в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) зарегистрированного за ООО «Аланта» права собственности на подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м., назначение не определено, инвентарный номер Ф-000223-014, адрес (местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый номер 54:19:101102:596, запись регистрации от 10.11.2013 №54-54-01/932/2013-856, нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД», так как государственная регистрация права собственности ООО «Аланта осуществлена в отношении объекта права, принадлежащего на праве собственности ОАО «РЖД», а именно: пути необщего пользования №10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный, назначение: не определено, протяженность 754.0000 м, инвентарный номер 50:200:000:019000050:0818, литер 818, адрес (местоположение): Новосибирская область, Новосибирский район, Мочищенский сельсовет, в границах полосы отвода железной дороги 8 км – 9 км (ст. Новосибирск-Восточный маневровый район)
При этом право собственности ОАО «РЖД», как полагает истец, возникло ранее права собственности ООО «Аланта». В этой связи зарегистрированное право собственности ООО «Аланта» является недействительным, как нарушающее права собственности ОАО «РЖД» и создающее правовую неопределенность в отношении принадлежащего ОАО «РЖД» объекта недвижимости.
ООО «Аланта» находит требования истца законными и обоснованными.
Ответчики АО «Военторг-Восток, ООО «Универсам-САДКО», Министерство обороны Российской Федерации отклонили требования ОАО «РЖД» как необоснованные, ссылаясь на то, что право собственности АО «Военторг-Восток» (его правопредшественника) на подъездной железнодорожный путь протяженностью 1330 п.м. возникло раньше в составе единого имущественного комплекса торговой базы СибВО, в связи с чем право собственности ОАО «РЖД» на подъездной железнодорожный путь протяженностью 1330,0 п.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:101102:28, зарегистрировано неправомерно.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Новосибирской области отклонил требования как необоснованные.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части ввиду нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в собственности ОАО «РЖД» находится путь необщего пользования№10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный, назначение: не определено, протяженность 754.0000 м, инвентарный номер 50:200:000:019000050:0818, литер 818, адрес (местоположение): Новосибирская область, Новосибирский район, Мочищенский сельсовет, в границах полосы отвода железной дороги 8 км – 9 км (ст. Новосибирск-Восточный маневровый район), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2009 серии №54АГ №775152.
Согласно Положению о Министерстве путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 18.07.1996 № 848, полномочия по распоряжению объектами федеральной собственности были делегированы МПС России, как федеральному органу исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 6 разд. П данного Положения одной из основных функций МПС России в области управления и распоряжения федеральной собственностью являлось закрепление имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление за предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» решение о закреплении имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении за предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта принималось также МПС России.
Указанием МПС России от 23.06.1999 № Ш-1095у подъездной железнодорожный путь № 10 был закреплен в хозяйственном ведении за Западно-Сибирской железной дорогой (в соответствии с Перечнем объектов недвижимости 1999 г.):
-строка № 39 - земляное полотно (инв. № 21011), местонахождение: г. Новосибирск 8пк 7-10, акт ввода в эксплуатацию - ноябрь 1936 г., протяженность 12 398 м. куб., балансодержатель - ОСП Новосибирская дистанция пути;
-строка № 121 - верхнее строение пути (инв. № 22007), местонахождение: г. Новосибирск 0-10 км., акт ввода в эксплуатацию - сентябрь 1935 г., протяженность -9992 м., балансодержатель: ОСП Новосибирская дистанция пути;
Федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГУП «ЗСЖД МПС России», было внесено в реестр федерального имущества с присвоением реестрового № 05400269, что подтверждается Свидетельством от 15.02.2000 № 028313, выданным Комитетом по управлению государственным имуществом Новосибирской области Министерства государственного имущества Российской Федерации.
В дальнейшем распоряжением МПС России от 28.12.2001 № 291р данный путь был закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Западно-Сибирская железная дорога МПС России (в соответствии с Перечнем объектов недвижимости 2001 г.):
-строка № 692 - земляное полотно (инвентарный № 21011), местонахождение: г. Новосибирск, 8пк7-10, протяженность - 1,3 км., земельный участок - в полосе отвода;
-строка № 86 - верхнее строение подъездного пути № 10 Карьера Мочище (инвентарный № 22007), местонахождение: <...> км, протяженность 0,7532 км, земельный участок - в полосе отвода;
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта был установлен Федеральным законом от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее - Закон об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта).
Согласно ст. 4 данного закона учредителем единого хозяйствующего субъекта (ОАО «РЖД») является Российская Федерация. Формирование уставного капитала ОАО «РЖД» осуществляется на основании сводного передаточного акта, который является основанием для регистрации внесенного в уставный капитал недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» было учреждено ОАО «РЖД».
Согласно абз. 4 п. 2 указанного постановления пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал ОАО «РЖД», содержится в сводном передаточном акте.
Согласно Приложению № 2 к распоряжению Правительства РФ от 11.08.2003 № 1111-р «О внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 № 1155-р» в Перечень имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, которые запланировано приватизировать в 2003 году путем изъятия и внесения их в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте вошла Западно-Сибирская железная дорога МПС России. Характеристика имущества определена как имущественный комплекс ФГУП.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии РФ, МПС России от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р, в соответствии со ст. 4 Закона об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта был утвержден Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД».
В соответствии с Приложением от 30.09.2003 № 691 к Сводному передаточному акту на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», имущественный комплекс ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога МПС России» был изъят собственником и внесен в уставной капитал ОАО «РЖД»
Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества ФГУП «ЗСЖД МПС России», вносимых в уставный капитал ОАО «РЖД», указан в Приложении № 6 (форма 17.8.) к передаточному акту, в который вошел объект недвижимости - земляное полотно, 630000, г. Новосибирск, 8пк7-10 (строка № 73, инвентарный № 21011), назначение: производственное, протяженность 1300 м.
Кроме того, перечень указанных выше сооружений закреплен в Приложении № 1634 (форма 14.05.) к передаточному акту, в который вошел подъездной путь № 10 Карьера Мочище, 630004, <...> км. (строка № 101 Перечня, инвентарный № 220007).
Согласно технической документации ФГУП «Ростехинвентаризация» на имущественный комплекс Новосибирской дистанции пути от 06.02.2004 с указанным выше инвентарным номером, в состав данного имущественного комплекса вошли:
-подъездной путь № 10 Карьер Мочище ст. Новосибирск-Восточный (маневровый район), 1935 г. постройки, развернутая длина 0,753 км (строка № 336, инв. № 22007);
-земляное полотно Разъезд Карьер Мочище ст. Новосибирск-Восточный (маневровый район) 8 пк 7-10 км, 1936 г. постройки, развернутая длина 1,30 км. (строка № 415, инв. № 21011).
На техническом паспорте ФГУП «Ростехинвентаризация» от 06.02.2004 имеется отметка о соответствии «Особому порядку подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденному приказом Госстроя России от 19.09.2003 № 356 (далее - порядок, утвержденный приказом Госстроя России от 19.09.2003 № 356).
На основании изложенного Сводный передаточный акт от 30.09.2003 явился правоустанавливающим документом для государственной регистрации права ОАО «РЖД» на сооружение комплекс Новосибирской дистанции пути, инвентарный номер: 50:200:001:003541660 в 2004 г. (свидетельство о государственной регистрации права от 05.03.2004 серии 54-АБ номером 359066).
Таким образом, Российская Федерация в лице уполномоченных органов, как собственник федерального имущества, в установленном порядке распорядилась спорным путем, передав его в уставный капитал ОАО «РЖД».
Распоряжением от 29.06.2007 № 1214р ОАО «РЖД» было приняло решение о пообъектной государственной регистрации прав на недвижимое имущество ОАО «РЖД».
На основании указанного распоряжения, а также вышеуказанных правоустанавливающих документов ОАО «РЖД» выдано свидетельство о государственной регистрации права 30.10.2009 серии 54аг номером 775152 на объект права - путь необщего пользования № 10 маневрового района станции Новосибирск-Восточный, назначение: не определено. Протяженность 754,0000 м. Инв. №:50:200:000:019000050:0818.
Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Новосибирский филиал, подготовленному по состоянию на 08.05.2008, на объект недвижимости «путь необщего пользования № 10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный» в его состав вошли объекты с литерами №№ 582, 661 технической документации, подготовленной в соответствии с порядком, утвержденным приказом Госстроя России от 19.09.2003 № 356.
Все правоустанавливающие документы, на основании которых зарегистрировано право собственности ОАО «РЖД» на подъездной путь № 10, имеют законную силу и в установленном порядке не оспорены.
За обществом с ограниченной ответственностью «Аланта» (далее - ООО «Аланта» зарегистрировано право собственности на подъездной железнодорожный пути длиной 1330,0 п. м, назначение: не определено, инв. № Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер: 54:19:101102:596 (далее путь 1330 п. м), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2014 серии 54АЕ номером 326232.
Между тем на основании заключения судебных экспертов Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 04.08.2016 № 393/9708/а45-8173/2015 установлено, что подъездной путь № 10 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером: 54:19:101102:28, который принадлежит на праве собственности ООО «Аланта».
В связи с отсутствием других железнодорожных путей необщего пользования на указанном земельном участке суд приходит к выводу о том, что право собственности на один и тот же железнодорожный путь зарегистрировано за двумя юридическими лицами - ОАО «РЖД» и ООО «Аланта».
Однако государственная регистрация права собственности ООО «Аланта» на единственный расположенный на земельном участке с кадастровым номером: 54:19:101102:1042 (кадастровый номер изменен) объект недвижимого имущества (подъездной путь № 10) нарушает зарегистрированное право собственности ОАО «РЖД».
Согласно п. 52 постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление от 29.04.2010 № 10/22) в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно абз. 2 п. 52 Постановления от 29.04.2010 № 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Как следует из абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010№ 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает праве истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с п. 53 названного Постановления от 29.04.2010№ 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременении, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2012№ 17802/11, в котором также отмечено, что императивная формулировка названной нормы об оспаривании зарегистрированного права только в судебном порядке означает, что исковое заявление об оспаривании зарегистрированного права должно содержать требование о признании недействительными сделки или ненормативного акта (иного основания возникновения права) независимо от того, является сделка ничтожной или оспоримой, а ненормативный акт - не соответствующим закону (ст. 13 ГК РФ).
Такой способ защиты прав может быть использован в том случае, если истец является собственником спорного имущества либо обладает на него иными вещными правами, фактически владеет имуществом.
Требование о признании права (обременения) отсутствующим является разновидностью негаторного иска, не имеющего срока исковой давности (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности»).
Основанием возникновения права собственности ООО «Аланта» на указанный подъездной путь является договор купли-продажи недвижимого имущества от 31.10.2013, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «Универсам-Садко» (далее - ООО «Универсам-САДКО»).
На момент заключения договора право собственности на подъездной путь длиной 1330,0 п. м было зарегистрировано за ООО «Универсам-САДКО», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2012 серии 54 АД номером 754050.
Подъездной путь 1330 п.м принадлежал ООО «Универсам-САДКО» на основании договора купли-продажи от 12.07.2012 № 10/2012, заключенного с открытым акционерным обществом «Управлением торговли Сибирского военного округа» (далее - ОАО «УТ СибВО»), которое являлось правопредшественником акционерного общества «Военторг-Восток» (далее - АО «Военторг-Восток»).
Основанием возникновения права собственности ОАО «УТ СибВО» на подъездной путь 1330 п.м явился приказ Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 № 633 «Об условиях приватизации федерального казенного предприятия «Управление торговли Сибирского военного округа» (далее - приказ Министра Обороны РФ от 09.07.2009 № 633), в передаточном акте к которому под п. 137 раздела 1 п. 1.3. «Основные средства», указан подъездной железнодорожный путь, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, карьер Мочище, длиной 1330 пог. метров.
Ранее, согласно распоряжению департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области (далее - департамент имущества и земельных отношений администрации НСО) от 25.12.2001 № 1582р «О закреплении государственного имущества федеральной собственности за ДГУП № 501 ФКП «УТ СибВО» (далее - распоряжение от 25.12.2001 № 1582р), за указанным лицом было закреплено государственное имущество федеральной собственности, находящееся на его балансе согласно акту закрепления в приложении.
Как следует из акта закрепления государственного имущества за ДГУП № 501 ФКП «УТ СибВО» на праве оперативного управления, государственное имущество согласно балансу предприятия по состоянию на 01.01.2000 передано в следующем составе: Шифр Основных фондов 1020, назначение объекта и его краткая характеристика и адрес: База OPTO - 13 объектов, в составе которых не числится подъездной железнодорожный п 1330 п.м.
Однако подъездной путь 1330 п.м в указанный акт не вошел.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Читинской области (далее - ТУФАУФИ по Читинской области) от 12.05.2008 № 689 был утвержден передаточный акт дочернего государственного унитарного предприятия № 501 ФКП «Управление торговли Сибирского военного округа» путем издания, в состав которого вошел подъездной путь 1330 п.м.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Забайкальскому краю (Далее - ТУФАУГИ по Забайкальскому краю) от 25.08.2008 № 1251 утвержден перечень имущества Российской Федерации, поступившего на баланс на праве оперативного управления ФКП «УТ СибВО» согласно приложениям, в состав которого вошел подъездной железнодорожный путь 1,330 км.
Однако на момент издания распоряжения 25.12.2001 № 1582р Указанием МПС России от 23.06.1999 № Ш-1095у подъездной путь № 10 уже был закреплен в хозяйственном ведении за Западно-Сибирской железной дорогой (в соответствии с Перечнем объектов недвижимости 1999 г.).
На момент издания распоряжения от 05.09.2002 № 1186р распоряжением МПС России от 28.12.2001 № 291р данный путь уже был закреплен на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием «Западно-Сибирская железная дорога МПС России» (в соответствии с Перечнем объектов недвижимости 2001 г.).
На момент издания распоряжений от 12.05.2008 № 689, от 25.08.2008 № 1251, а также приказа Министра обороны РФ от 09.07.2009 № 633 подъездной путь № 10 уже являлся собственностью ОАО «РЖД» (с 2003 года).
Следовательно, Российская Федерация, распорядившись имуществом в 2003 году путем его внесения в уставный капитал ОАО «РЖД», уже не имела правомочий, предусмотренных ст. 209 ГК РФ, по изданию указанных выше ненормативных актов в части распоряжения подъездным путем 1330 п.м (подъездным путем № 10).
Также государство не могло вновь приватизировать то же самое имущество в 2009 году путем его внесения в уставный капитал другого юридического лица - ОАО «УТ СибВО», поскольку спорный подъездной путь к объектам государственной собственности уже не относился и находился во владении ОАО «РЖД».
Таким образом, положения п. 2 приказа Министра обороны РФ от 09.07.2009 № 633 в части включения в состав приватизируемого ОАО «УТ СибВО» имущества подъездного железнодорожного пути 1330 п.м нарушают положения ст. 209 ГК РФ.
Распоряжение же от 05.09.2002 № 1186р исходит от неуполномоченного государственного органа, поскольку согласно Положению о МПС России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 848, полномочия по распоряжению объектами федеральной собственности были делегированы МПС России как федеральному органу исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, которое, в свою очередь, данным имуществом уже распорядилось.
На основании изложенного, право собственности ОАО «УТ СибВО» на подъездной железнодорожный путь 1330 п.м возникло на основании ненормативных актов, не соответствующих положениям закона.
Таким образом, последующие сделки по отчуждению указанного имущества, совершенные 12.07.2012 и 31.10.2013, также не отвечают требованиям ст. 209 ГК РФ.
Кроме того, при приватизации подъездного пути 1330 п.м ОАО «УТ СибВО» (ранее ДГУП № 501 «УТ СибВО») знало о наличии прав ОАО «РЖД» (ранее - ФГУП «ЗСЖД») на подъездной путь № 10 в связи с наличием заключенных с железной дорогой договоров на подачу и уборку вагонов от 07.07.2003 № НЮ-17/1459 сроком с 10.07.2003 по 09.07.2008, от 22.10.2009 № 2/195 сроком с 01.10.2009 по 30.09.2014, а также судебных актов по делам А45-17333/2010, А45-4639/2011.
Таким образом, действия ОАО «УТ СибВО» при заключении договора купли-продажи от 12.07.2012 не соответствуют положениям ст. 10 ГК РФ, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, поскольку данное лицо не могло не знать о нарушении прав ОАО «РЖД» заключаемой сделкой.
ОАО «РЖД» является не только собственником, но и владельцем подъездного пути № 10, что подтверждается следующим.
Подъездной путь № 10 принят к бухгалтерскому учету ОАО «РЖД» с момента его передачи в уставный капитал в 2003 году, что подтверждается инвентарными карточками учета объектов основных средств от 30.09.2003, 02.10.2012, справками о балансовой принадлежности подъездного пути № 10 ПЧ-11 (Новосибирская дистанция пути им. П.Т.Семешко Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры) от 20.11.2013 № 186, от 28.10.2015 №741.
ОАО «РЖД» начисляется амортизация по данному объекту, уплачивается налог на имущество с предоставлением налоговых деклараций.
Подъездной путь №10 является маневровым, расположен в маневровом районе станции Новосибирск-Восточный, ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» назначены ответственные работники Новосибирской дистанция пути им. П.Т.Семешко Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры (ПЧ-11), осуществляющие ежегодный весенний и осенний осмотр за его техническим состоянием.
В отношении подъездного пути № 10 ОАО «РЖД» (ранее - ФГУП «ЗСЖД») были заключены договоры на подачу и уборку вагонов от 07.07.2003 № № НЮ-17/1459, от 22.10.2009 № 2/195, от 06.06.2014 № 2/203 (расторгнут дополнительным соглашением 25.02.2016 №3).
В настоящее время на данном пути сторонних пользователей нет.
По обращению гражданки ФИО7 ОАО «РЖД» были выданы технические условия на организацию погрузочно-выгрузочных работ на железнодорожном пути необщего пользования № 10 маневрового района Карьер-Мочище ст. Новосибирск-Восточный ЗСЖД от 06.10.2017 № Исх-11285/Зсиб.
Таким образом, ОАО «РЖД» является обладателем зарегистрированного права собственности и владельцем подъездного пути № 10, в отношении которого установлен факт регистрации права собственности за двумя юридическими лицами - ОАО «РЖД» и ООО «Аланта». Следовательно, в соответствии с п. 52 постановления от 29.04.2010 № 10/22 способ защиты нарушенного права ОАО «РЖД» определен верно.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.10.2009 серии № 54АГ № 775152 ОАО «РЖД», техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Новосибирский филиал, составленному по состоянию от 08.05.2008, кадастровому паспорту Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 01.06.2009, железнодорожный путь необщего пользования № 10расположен в границах полосы отвода железной дороги, 8км. - 9км. маневрового района ст. Новосибирск-Восточный.
В соответствии с положениями абз. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» действовал Федеральный закон от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», согласно положениям ч. 1 ст. 4 которого имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта также относились исключительно к федеральной собственности.
На основании изложенного, земельный участок, на котором расположен железнодорожный путь № 10, является исключительно федеральной собственностью как участок, на котором расположен маневровый район железнодорожной станции Новосибирск-Восточный и в отношении которого законом установлен запрет на его приватизацию.
Именно указанным запретом и объясняется то, что железнодорожный путь № 10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный был приватизирован путем внесения его в уставный капитал ОАО «РЖД» без одновременной приватизации земельного участка, на котором он расположен.
Ответчиками неверно понимается значение маневрового района железнодорожной станции,как земельного участка с определенным назначением и границами.
Согласно п. Б42 «СП 37.13330.2012. Свод правил. Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*», утвержденному приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/7, а также «Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР», утвержденных МПС СССР 02.01.1986 № ЦТех/4345, маневровый район - это часть путевого развития железнодорожной станции или внутриплощадочных путей предприятий, на которых маневровая работа закреплена за одним локомотивом и бригадой.
Таким образом, маневровый район - это часть самого железнодорожного пути или совокупности путей.
Согласно свидетельству о праве собственности 30.10.2009 серии 54 АГ № 775152 подъездной железнодорожный путь № 10 является маневровым путем станции Новосибирск-Восточный, соответственно относится к маневровому району станции.
Утверждение ответчика АО «Военторг-Восток» о том, что подъездной
железнодорожный путь № 10 фактически не входит в имущественный
комплекс Новосибирской дистанции пути и расположен от него
обособленно, противоречит представленным доказательствам.
Вывод о том, что подъездной железнодорожный путь № 10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный не входит в имущественный комплекс Новосибирской дистанции пути ответчик АО «Военторг-Восток» основывает только на том, что указанный подъездной путь примыкает к пути необщего пользования Новосибирской КЭЧ.
Однако, Новосибирская КЭЧ являлась лишь пользователем одного из подъездных железнодорожных путей ст. Новосибирск-Восточный, не являясь при этом его собственником.
Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Новосибирский филиал, составленному по состоянию на 08.05.2008, границы подъездного железнодорожного пути обозначены от стрелки № 325 до упора.
Стрелкой № 325 подъездной железнодорожный путь № 10 примыкает к пути необщего пользования № 6 (погрузо-выгрузочный) маневрового района ст. Новосибирск-Восточный.
Право собственности ОАО «РЖД» на подъездной железнодорожный путь № 6 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2009 серии 54 АГ номером 775201.
Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Новосибирский филиал, составленному по состоянию от 08.05.2008, границы данного пути обозначены от стрелки № 309 и до упора.
Путь необщего пользования № 6 (погрузо-выгрузочный) маневрового района ст. Новосибирск-Восточный, в свою очередь, через стрелку № 309 примыкает к подъездному железнодорожному пути № 3 ст. Новосибирск-Восточный, также принадлежащему ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.10.2009 серии 54 АГ № 775971.
Акт приемки 1980 года не подтверждает факт строительства
подъездного железнодорожного пути, примыкающего к железнодорожным путям ст. Новосибирск-Восточный.
Согласно положениям п. 80 Постановление Совмина СССР от 06.04.1964 № 270 «Об утверждении Устава железных дорог Союза ССР», действовавшего до 01.08.1998, при строительстве железнодорожных подъездных путей их к общей сети железных дорог СССР разрешалось Министерством путей сообщения или по его поручению начальником железной дороги.
Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки и очистки вагонов, производились по проекту, согласованному с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги.
Согласно положениям п. 82 данного нормативного акта открытие для постоянной эксплуатации вновь построенного железнодорожного подъездного пути и подача на этот путь подвижного состава допускались только после осуществления работ по строительству путей согласно проекту, принятия данного железнодорожного подъездного пути в эксплуатацию и установления железной дорогой порядка обслуживания подъездного пути.
Ответчиком АО «Военторг-Восток» в материалы дела представлен только акт рабочей комиссии о приемке законченного строительством подъездного пути от 29.12.1980.
Однако в данном акте отсутствуют сведения о том, что построенный подъездной железнодорожный путь вообще имеет примыкание к железнодорожным путям общего пользования, что является обязательным требованием к подъездному пути.
Кроме того, АО «Военторг-Восток» не представило доказательств согласования проекта строительства данного пути с Министерством путей сообщения или по его поручению с начальником железной дороги, а кроме того, разрешение на примыкание к путям общего пользования ст. Новосибирск-Восточный.
Также ни в одном документе ответчиков, в том числе техническом паспорте, не указаны границы подъездного пути 1330 п.м, позволяющие его идентифицировать.
Право собственности АО «Военторг-Восток» и его правопредшественников на подъездной железнодорожный путь 1330 п.м возникло не в результате строительства в 1980 году (ст. 218), а в результате приватизации государственного имущества в 2009 году, которая состоялась уже после приватизации ОАО «РЖД» в 2003 году.
Как утверждает АО «Военторг-Восток», согласно Информации ФГУП «Новосибирскоблтехинвентаризация» Новосибирской области правоустанавливающим документом ФГУП «Оптово-розничное торговое объединение управления торговли Сибирского военного округа Министерства Обороны РФ» является акт рабочей комиссии о приемке законченного строительством объекта от 29.12.1980.
Между тем органы технического учетане уполномочены и не были уполномочены ранее удостоверять права на недвижимое имущество либо устанавливать основания, по которым они возникли.
По состоянию на 26.12.1980 действовал Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 24.12.1992).
Согласно положениям данного нормативного акта основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РСФСР социалистической собственностью является: государственная (общенародная) собственность; колхозно-кооперативная собственность; собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Таким образом, из анализа указанных законоположений следует, что с 1980 года вновь созданное имущество могло относиться исключительно к социалистической, то есть государственной собственности. Следовательно, ФГУП «Оптово-розничное торговое объединение управления торговли Сибирского военного округа Министерства Обороны РФ» ни при каких обстоятельствах не могло быть собственником имущества.
Более того, самим АО «Военторг-Восток» в материалы дела представлена выписка из реестра федерального имущества по состоянию на 2009 год, из которой следует, что подъездной железнодорожный путь 1330 п.м является федеральной собственностью, из которой он перешел в собственность частную, но не наоборот.
К моменту обращения в суд ОАО «РЖД» не утратило права владения подъездным железнодорожным путем № 10 ст. Новосибирск-Восточный. Договор на подачу и уборку вагонов от 06.06.2014 № 2/203, заключенный с ООО «Аланта», был расторгнут 25.02.2016.
При рассмотрении Арбитражным судом Новосибирской области дела № А45-8173/2015 была проведена судебная экспертиза с целью определить, какое имущество находится на земельном участке с кадастровым номером: 54:19:101102:28.
В ходе обследования земельного участка судебным экспертом установлено, что никаких ворот либо ограждений на земельном участке нет.
Ответчиками ООО «Универсам-САДКО» и АО «Военторг-Восток» в материалы дела представлена копия Акта на правопользования землей от 21.10.1971,выданного Исполнительным комитетом Новосибирского районного Совета Депутатов трудящихся Сибирскому военному округу Новосибирского района Новосибирской области Республики РСФСР (далее - Сибирский военный округ).
Как следует из представленного акта от 21.10.1971, в пользование Сибирскому военному округу было отведено 276,60 гектара земли.
В ст. 13 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 были определены органы, имеющие право предоставления земельных участков.
В частности, в ст. 13 названного Кодекса было указано, что исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся вправе предоставлять земельные участки из земель государственного запаса общей площадью до 10 гектаров, а также в случаях, предусмотренных ст. ст. 104 и 110 настоящего Кодекса.
Исходя из указанной нормы закона, отведение земельных участков Исполнительным комитетом Новосибирского районного Совета депутатов трудящихся, имеющего статус районного Совета депутатов трудящихся, могло осуществляться только из земель государственного запаса и площадью не более 10 гектаров.
Однако из представленной в материалы дела копии Акта на право пользование землей следует, что площадь отведенного земельного участка составила 276,60 гектара, что существенно превышает допустимую площадь участков, предоставляемых районными Советами депутатов трудящихся.
Кроме того, из копии Акта на право пользования землей от 21.10.1971 не следует, что земельный участок был предоставлен Новосибирским районным Советом депутатов трудящихся из земель государственного запаса.
В связи с изложенным, земельный участок был предоставлен Сибирскому военному округу Новосибирским районным Советом депутатов трудящихся с превышением полномочий, установленных ст. 13 Земельною кодекса РСФСР от 01.07.1970.
Как следует из материалов дела, местоположением подъездного пути № 10 является: Новосибирская область, Новосибирский район, Мочищенский сельсовет, в границах полосы отвода железной дороги 8км. - 9 км. (ст. Новосибирск-Восточный маневровый район).
Согласно ст. ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены к федеральной собственности.
До принятия указанных выше нормативных актов действовало постановление ЦИК СССР № 58, СНК СССР № 50 от 07.02.1933 «Об утверждении Положения о землях, предоставленных транспорту» (далее - Положение 1933 г.), в соответствии со ст. 4 раздела I которого земли, занятые железнодорожными путями, в том числе подъездными, относились к железнодорожным транспортным землям.
Данное положение действовало до 08.01.1981.
В соответствии со ст. 1 раздела I названного нормативного акта указанные земли находились в исключительном ведении народных комиссариатов путей сообщения.
С 08.01.1981 и до принятия Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ порядок использования земель транспорта был определен Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 № 24 (далее Положение 1981 г.).
В соответствии с п. 15 указанного Положения 1981 года к землям железнодорожного транспорта относились в том числе земли, занятые железнодорожными подъездными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путей сообщения, а также железнодорожными подъездными путями, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям других министерств и ведомств и расположенными вне территории (земель) этих предприятий, учреждений и организаций.
Пунктом 3 Положения 1981 года предусматривалось, что земельные участки предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, как правило, в постоянное пользование.
В соответствии с п. 6 Положения 1981 года предприятия транспорта могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель земельные участки другим предприятиям для устройства подъездных путей, проездов, складов и иных объектов лишь во временное пользование.
Предприятия, учреждения и организации, получившие земельные участки во временное пользование, возмещают предприятиям, учреждениям и организациям транспорта понесенные в этот период расходы, связанные с содержанием и улучшением указанных участков.
С принятием Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» также было законодательно установлено, что имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности (ч. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносились в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Кроме того, данным законом было установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размешены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
Названной нормой закона обусловлено то, что земельный участок под подъездным путем № 10 не был внесен в уставный капитал ОАО «РЖД».
Анализ указанных выше норм законодательства свидетельствует о том, что земельный участок, расположенный непосредственно под железнодорожным путем № 10 ст. Новосибирск-Восточный, является и федеральной собственностью в силу закона.
Таким образом, если в 1995-1996 годах администрацией Новосибирского района Новосибирской области КЭУ СИБВО был отведен земельный участок именно под путем № 10 (который по утверждению ответчика АО «Военторг-Восток» «совпал» с подъездным путем 1330 п.м), то отсутствует правовое и экономическое обоснование того, по какой причине в 2003 году УТ СибВО» использует данный участок как участок полосы отвода на основании договора с иным собственником и за плату.
В соответствии с п. 4 раздела IV Приложения № 1 к постановлению
Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», предприятия и объекты железнодорожного транспорта также отнесены к федеральной собственности.
Таким образом, право собственности на имущество предприятий железнодорожного транспорта и объекты железнодорожного транспорта также было разграничено Верховным Советом РФ в 1991 году.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» в редакции № 1 от 25.08.1995 (далее - Закон о федеральном железнодорожном транспорте) имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.
Следует отметить, что Закон о федеральном железнодорожном транспорте вступил в законную силу 30.08.1995, то есть ранее, чем был принят и вступил в законную силу Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в 1996 г.).
Таким образом, право собственности Российской Федерации на подъездной путь № 10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный как на имущество организации железнодорожного транспорта возникло в 1995 году.
При таких обстоятельствах право собственности Российской Федерации не могло возникнуть повторно на тот же самый объект и в 1996 году.
Иного подъездного пути, кроме подъездного пути № 10 ст. Новосибирск-Восточный, на земельном участке с кадастровым номером 54:19:101102:28 не обнаружено, что подтверждается заключением судебных экспертов Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от 04.08.2016 № 393/9708/А45-8173/2015.
Приказом Госстроя РФ от 19.09.2003 № 356 утвержден Особый порядок подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «РЖД» (далее - Особый порядок).
Согласно п. 1 названного приказа Особый порядок определяет порядок проведения постановки на государственный технический учет и подготовки технической документации для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество железнодорожного транспорта, вносимое в уставный капитал ОАО «РЖД».
В соответствии с п. 2 приказа Госстроя РФ от 19.09.2003 № 356 Особый порядок устанавливает единый подход к составлению технической документации на недвижимое имущество железнодорожного транспорта, вносимое в уставный капитал ОАО «РЖД».
Положения Особого порядка распространяются на сооружения -производственно-технологические комплексы дистанций, дирекций, депо, мастерских всех наименований, в состав которых включаются объекты, расположенные в полосе отвода железных дорог в пределах одного или нескольких земельных участков полосы отвода железных дорог и образующие единое целое, предназначенные для осуществления перевозочного процесса и обеспечения функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
На технической документации ФГУП «Ростехинвентаризация» Имущественного комплекса Новосибирской дистанции пути от 06.02.2004, а также на техническом паспорте от 08.05.2008 на объект недвижимости «путь необщего пользования № 10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный» имеются отметки ФГУП «Ростехинвентаризация» о соответствии их Особому порядку.
Приказ Госстроя РФ от 19.09.2003 № 356 был зарегистрирован в Минюсте РФ 21.11.2003 (№ 5257) и вступил в законную силу 06.01.2004.
Таким образом, в соответствии с Особым порядком Госстроем РФ было установлено, что подготовка технической документации на недвижимое имущество железнодорожного транспорта, вносимое в уставный капитал ОАО «РЖД», осуществляется по факту состоявшейся приватизации имущества предприятий железнодорожного транспорта и создания ОАО «РЖД».
Согласно абз. 6 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО «РЖД») осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности РФ, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
В данном же случае было издано Распоряжение Минимущества России, ФЭК России, МПС России от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р «Об утверждении перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте», согласно которому внесению в уставный капитал ОАО «РЖД» подлежало, в том числе, и имущество «Западно-Сибирская железная дорога МПС России», включая и спорный путь.
Указанное распоряжение до настоящего времени никем не оспорено и не отменено.
Приказом Министра обороны СССР от 21.12.1978 № 335 введено в действие Положение о железнодорожных подъездных путях объектов Министерства обороны (далее - Положение), в соответствии с которым открытие для постоянной эксплуатации вновь построенного (реконструированного) железнодорожного подъездного пути объекта Министерства обороны и подача на этот путь подвижного состава допускаются после осуществления работ по строительству путей, сооружений и устройств согласно проекту, принятия его в постоянную эксплуатацию и установления железной дорогой порядка обслуживания железнодорожного подъездного пути (п. 37 Положения).
Между тем ответчиками не представлены доказательства открытия подъездного «внутриплощадочного» железнодорожного пути протяженностью 1330 п.м для постоянной либо временной эксплуатации и установления Западно-Сибирской железной дорогой порядка его обслуживания.
Ответчики - Министерство обороны РФ, ООО «Универсам-САДКО», АО «Военторг-Восток» ссылаются на то, что подъездной путь 1330 п.м принимался в эксплуатацию в составе торгово-закупочной базы.
Между тем согласно п. 38 Положения приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов Министерства обороны РФ, имеющих железнодорожные подъездные пути, осуществляется государственными приемочными комиссиями, в состав которых включаются представители Министерства путей сообщения (железной дороги).
Однако акт рабочей комиссии от 29.12.1980 г. не является актом государственной приемочной комиссии. Указанный акт не утверждался начальником железной дороги.
В состав комиссии, которая подписывала акт от 29.12.1980, не входили представители МПС СССР (железной дороги).
Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» Новосибирский филиал, составленному по состоянию на 08.05.2008, границамиподъездного железнодорожного пути обозначены от стрелки № 325 до упора.
Стрелкой № 325 подъездной железнодорожный путь № 10 примыкает к пути необщего пользования № 6 (погрузо-выгрузочный) маневрового района ст. Новосибирск-Восточный, принадлежащему на праве собственности ОАО «РЖД».
Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» Новосибирский филиал, составленному по состоянию от 08.05.2008, границыданного пути обозначены от стрелки № 309 и до упора.
Путь необщего пользования № 6 (погрузо-выгрузочный) маневрового района ст. Новосибирск-Восточный, в свою очередь, через стрелку № 309примыкает к подъездному железнодорожному пути № 3 ст. Новосибирск-Восточный, также принадлежащему ОАО «РЖД».
Таким образом, подъездной железнодорожный путь № 10 входит в систему подъездных путей маневрового района ст. Новосибирск-Восточный.
В доказательство данного обстоятельства ОАО «РЖД» представлены в материалы дела схема маневрового района станции Новосибирск-Восточный.
АО «Военторг-Восток» ссылается на то, что подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м назначение: не определено, инв. № Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер: 54:19:101102:596 (далее - подъездной путь 1330 п.м.) при его приватизации и продаже входил в состав торгово-закупочной базы ОАО «УТ СибВО», которая представляла собой единый комплекс.
Кроме того, АО «Военторг-Восток» ссылается на невозможность использования торгово-закупочной базы без указанного подъездного пути.
Между тем, как следует из документов, представленных АО «Военторг-Восток» в материалы дела, технический и кадастровый учет, а также государственная регистрация прав проводились в отношении каждого из объектов недвижимости торгово-закупочной базы по отдельности (в том числе подъездного пути 1330 п.м).
Таким образом, хотя объекты торгово-закупочной базы ОАО «УТ СибВО» и объединены общим назначением, однако в гражданском обороте выступали как совокупность самостоятельных объектов недвижимости.
На момент издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 № 633 «Об условиях приватизации федерального казенного предприятия «Управление торговли Сибирского военного округа» подъездной путь № 10 являлся составной частью Новосибирской дистанции пути как сложной недвижимой вещи.
Кроме того, согласно свидетельству о праве собственности 30.10.2009 серии 54 АГ № 775152, а также техническому паспорту от ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Новосибирский филиал от 08.05.2008 подъездной железнодорожный путь № 10 является маневровым путем станции Новосибирск-Восточный (внесен в Ведомость путей маневрового района ст. Новосибирск-Восточный).
Как следует из схемы маневрового района ст. Новосибирск-Восточный, подъездной путь № 10 является составной частью путевого развития маневрового района и стрелками № 325, № 309 примыкает к путям общего пользования через пути необщего пользования № 3 и № 6.
Использование подъездного пути № 10 по назначению без его примыкания к путям маневрового района ст. Новосибирск-Восточный невозможно.
Нахождение подъездного пути № 10 ст. Новосибирск-Восточный в собственности ОАО «РЖД» не препятствует эксплуатации торгово-закупочной базы.
Из изложенного следует обоснованность требования ОАО «РЖД» в части признания отсутствующим зарегистрированного права собственности ООО «Аланта» на подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м, назначение не определено, инвентарный номер Ф-000223-014, адрес (местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый номер 54:19:101102:596, запись регистрации от 10.11.2013 №54-54-01/932/2013-856.
Довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности признается судом несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абз. 5 ст. 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Аналогичная позиция изложена в Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 2178/11 по делу № А55-39695/2009.
С настоящим иском ОАО «РЖД» обратилось в суд 03.05.2018, то есть в пределах срока исковой давности.
Оспариваемые ОАО «РЖД» ненормативные правовые акты, договор купли-продажи от 31.10.2013 сами по себе прав и законных интересов ОАО «РЖД» не нарушают, так как совершены в отношении иного (несуществующего) объекта – подъездного железнодорожного пути протяженностью 1330,0 п.м.
Права ОАО «РЖД» нарушены наличием зарегистрированного права собственности ООО «Аланта» на подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м., назначение не определено, инвентарный номер Ф-000223-014, адрес (местоположение: Новосибирская область.
При данных обстоятельствах требование ОАО «РЖД» в части признания отсутствующим зарегистрированного права собственности общества с ограниченной ответственностью «Аланта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м., назначение не определено, инвентарный номер Ф-000223-014, адрес (местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый номер 54:19:101102:596, запись регистрации от 10.11.2013 №54-54-01/932/2013-856, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
По иску ООО «Аланта».
ООО обратилось в арбитражный суд с иском к ООО Универсам-Садко» о признании недействительным по признаку ничтожности договора купли-продажи от 31.10.2013, заключенного между ООО «Аланта» и ООО «Универсам-САДКО», в части продажи подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 п.м., назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый или условный номер 54:19:101102:0009-Ф-000223-014.
Требования истца обоснованы статьями 60, 167, 168, 209, 554, 1102, 1103 ГК РФ и мотивированы тем, что при заключении договора купли-продажи в оспариваемой части ответчик распорядился не принадлежащим ему имуществом, сделка в части продажи спорного железнодорожного пути посягает на права и законные интересы третьих лиц.
Ответчик отклонил требования истца как необоснованные, ссылаясь на то, что его право собственности на спорный подъездной путь на момент совершения договора купли-продажи от 31.10.2014 было зарегистрировано в установленном законом порядке. При этом ответчик полагает, что до тех пор, пока его право собственности на спорный железнодорожный путь не будет признано недействительным, все доводы о принадлежности спорного железнодорожного пути иному лицу несостоятельны.
Третье лицо АО «Военторг-Восток» находит требования истца не подлежащими удовлетворению, ссылаясь при этом на то, что предметом договора купли-продажи от 31.10.2013 в оспариваемой истцом части явилось имущество – железнодорожный путь протяженностью 1330,0 п.м, право собственности на которое ранее возникло у АО «Военторг-Восток» и которым АО «Военторг-Восток» правомерно распорядилось путем его отчуждения ООО «Универсам-САДКО». При этом АО «Военторг-Восток» также полагает, что в отсутствие признания недействительным его права собственности на спорный подъездной железнодорожный путь протяженностью 1330,0 п.м. суждение о принадлежности данного пути ОАО «РЖД» неправомерно.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 31.10.2013 между ООО «Универсам-САДКО» (продавцом) и ООО «Аланта» (покупателем) заключен договор купли-продажи, согласно подпункту 5 пункта 1 которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель обязался принять и оплатить подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м, назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер: 54:19:101102:0009-Ф-000223-014.
Сторонами 31.10.2013 подписан акт приема-передачи.
Во исполнение обязательства по договору купли-продажи от 31.10.2013 истцом платежным поручением №1 от 31.10.2013 оплачена стоимость приобретенного по договору имущества в сумме 20 449 907 рублей 90 копеек.
Право собственности ООО «Универсам-САДКО» на подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м на момент заключения договора купли-продажи от 31.10.2013 было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2012 54 АД 754050. Основанием возникновения права собственности ООО «Универсам-САДКО» на указанный объект права указан договор купли-продажи (с приложение) №10/2012 от 12.07.2012.
Предметом договора купли-продажи №10/2012 от 12.07.2012, заключенного между открытым акционерным обществом «Управление торговли Сибирского военного округа» (продавцом) и ООО «Универсам-САДКО» (покупателем) явился, в том числе подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м, назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер 54:19:101102:0009-Ф-000223-014.
Истцом в ходе осуществления его производственно-хозяйственной деятельности было обнаружено, что на земельном участке, где, исходя из условий договора купли-продажи от 31.10.2013, предполагалось размещение железнодорожного подъездного пути протяженностью 1330,0 п.м., такого пути нет. Истцом обнаружено фактическое нахождение на земельном участке иного пути длиной 754,3 м, право собственности на который зарегистрировано за ОАО «РЖД».
Полагая, что при заключении договора купли-продажи от 31.10.2013 он был введен ответчиком в заблуждение, истец обратился в арбитражный суд с иском о расторжении договора купли-продажи от 31.10.2013 в части продажи подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 п.м. и взыскании с ответчика 7 695 348 рублей 81 копейки, внесенных истцом за приобретение указанного подъездного железнодорожного пути.
В ходе судебного разбирательства судом была назначена судебная экспертиза с целью установления нахождения или ненахождения на земельном участке с кадастровым номером 54:19:101102:28 пути необщего пользования №10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный протяженностью 754 м; установления, расположены ли в границах земельного участка площадью 83898 кв.м с кадастровым номером 54:19:101102:28 иные железнодорожные пути; а также о том, расположен ли в пределах указанного земельного участка подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м.
Заключением экспертов №393/9708/А45-8173/2015 от 04.08.2016 установлено нахождение на земельном участке площадью 83898 кв.м с кадастровым номером 54:19:101102:28 пути необщего пользования №10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный протяженностью 695,7 м и за пределами земельного участка протяженность пути необщего пользования №10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный составляет 58,3 м.
В границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101102:28 иных железнодорожных путей не обнаружено. При ответе на вопрос о нахождении или ненахождении на указанном земельном участке подъездного железнодорожного пути протяженностью 1330,0 м эксперты сослались ответ по предыдущему второму вопросу.
Таким образом, в пределах земельного участка с кадастровым номером 54:19:101102:28 нахождение подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 не обнаружено.
Более того, из анализа представленных документов следует, что размещение на земельном участке с кадастровым номером 54:19:101102:28
железнодорожного пути протяженностью 1330, м невозможно исходя из конфигурации и площади указанного земельного участка.
Доводы ответчиков и специалиста на то, что в ходе эксплуатация длина пути была изменена, не соответствует представленным доказательствам, согласно которым длина железнодорожного подъездного пути №10 никогда не изменялась.
ООО «Универсам-Садко» и FО «Военторг-Восток» в материалы дела представлена копия Технического паспорта подъездного пути Карьера Мочище, подготовленного ДФГУП «НОВОСИБИРСКОБЛТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» (выполнен по состоянию на 26.11.2001), согласно которому на технический учет был поставлен объект недвижимости - подъездной путь 1330 п.м.
Указанный Технический паспорт содержит инвентарный план, в соответствии с которым подъездной путь 1330 п.м. проходит по территории ТЗБ.
Однако согласно Схеме маневрового района ст. Новосибирск-Восточный Зап.Сиб.ж.д., подготовленной по материалам съемки, выполненной институтом «Сибжелдорпроект» в 2002, к зданиям складов ТЗБ подходит только один путь подъездной путь № 10 границы которого обозначены знаком «Стрелка № 25» (остр. 25) и знаком «Упор».
Также на Схеме под знаком «Стрелки № 25» (остр. 25) имеется отметка о километраже всей подъездной ветки, начиная от места ее примыкания к Разъезду Карьер Мочище (остр. 7) и до указанной стрелки № 25 - 385,5 (м.).
Под знаком «Упор» на Схеме также имеется отметка о километраже
подъездной ветки от места ее примыкания к Разъезду Карьер Мочище и до
упора 1139,8 (м.).
Таким образом, протяженность подъездного нуги № 10 маневрового района ст. Новосибирск-Восточный составляет: 1139,8 -385,5 = 754,3 (м).
Данное обстоятельство также подтверждается Техническим паспортом железнодорожного пути ФГП «ОРТО УТ СибВО МО РФ» (ст. Новосибирск-Восточный), подготовленного СГУПС МПС России в 2001 г. для целей заключения договора на подачу и уборку вагонов на данный путь.
На основании изложенного, указанные выше доказательства в своей совокупности подтверждают тот факт, что на момент выдачи ДФГУП «НОВОСИБИРСКОБЛТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» Технического паспорта подъездного пути Карьера Мочище по состоянию на 26.11.2001 объект недвижимости протяженностью 1330 п.м. на территории ТЗБ отсутствовал.
Следует отметить, что даже полная протяженность подъездной ветки маневрового района ст. Новосибирск-Восточный, в состав которой входят подъездной путь № 3, участок подъездного пути № 6 и подъездной путь № 10, составляет менее, чем 1330 п.м. (1139,8 м. - величина указана под знаком «Упор»). Со стороны упора согласно Техническому паспорту СГУПС МПС России в 2001 г. подъездной путь был ограничен мостом эстакады.
Таким образом, регистрация права оперативного управления ДГУП № 501 УТ «СибВО» в 2003 года, а также регистрация права собственности ОАО «УТ СибВО» в 2009 году была произведена в отношении объекта недвижимости, который не просто отсутствовал на территории ТЗБ, но и заведомо не мог быть на ней размещен.
Об этом обстоятельстве было известно ДГУП № 501 ФКП «УТ СибВО» еще до государственной регистрации права оперативного управления на указанный объект (30.04.2003), что подтверждается Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ФГП OPTO УТ СибВО, примыкающего к ст. Новосибирск-Восточный Зап. Сиб.ж.д. (маневровый район Карьер-Мочище) от 18.03.2002, выданной указанному лицу.
Тем не менее, на государственную регистрацию права оперативного управления ДГУП № 501 ФКП «УТ СибВО», а также права собственности ОАО «УТ СибВО» был представлен Технический паспорт ДФГУП «НОВОСИБИРСКОБЛТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» на подъездной путь 1330
п.м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Поскольку предметом рассматриваемой сделки явилась купля-продажа имущества, то продавцом имущества по названной сделке мог выступить только собственник продаваемого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Пунктом 2 статьи 455 ГК РФ предусмотрено, что договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Таким образом, основной обязанностью продавца по договору купли-продажи является передача товара в собственность покупателя.
По результатам судебной экспертизы установлено, что подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м, назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, не существует.
Объект недвижимости, не существовавший и не существующий в настоящее время в натуре, не может быть признан объектом права и, соответственно, предметом сделки, в связи с чем не мог быть передан истцу по договору купли-продажи.
Фактически ООО «Универсам-САДКО» при заключении оспариваемого договора купли-продажи распорядилось не принадлежащим ему имуществом, продав ООО «Аланта» другой железнодорожный подъездной путь, принадлежащий на праве собственности ОАО «РЖД».
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Поскольку договор купли-продажи от 31.03.2013, заключенный между ООО «Аланта» и ООО «Универсам-САДКО», в части продажи подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 п.м , назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер 54:19:101102:0009-Ф-000223-014, не соответствует требованиям статей 209, 454, 455 ГК РФ, он является недействительным (ничтожным) в указанной части.
Согласно частям 1, 2 статьи 167 ГК РФ Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В силу приведенных положений ГК РФ ООО «Универсам-САДКО» обязано возвратить ООО «Аланта» 7 695 348 рублей 81 копейку, полученные по недействительной сделке.
При изложенных обстоятельствах требования ООО «Аланта» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску, оплате судебной экспертизы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» признать отсутствующим зарегистрированное право собственности общества с ограниченной ответственностью «Аланта» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на подъездной железнодорожный путь длиной 1330,0 п.м., назначение не определено, инвентарный номер Ф-000223-014, адрес (местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый номер 54:19:101102:596, запись регистрации от 10.11.2013 №54-54-01/932/2013-856.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аланта» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги 6 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
По иску общества с ограниченной ответственностью «Аланта» признать недействительным договор купли-продажи от 31.03.2013, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Аланта» и обществом с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО», в части продажи подъездного железнодорожного пути длиной 1330,0 п.м., назначение: не определено, инв. №Ф-000223-014, адрес объекта: РФ, Новосибирская область, Новосибирский район, Карьер Мочище, кадастровый (или условный) номер 54:19:101102:0009-Ф-000223-014.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Универсам-САДКО» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аланта» 7 695 348 рублей 81 копейку, 67 476 рублей 74 копейки судебных расходов по оплате государственной пошлины, 12 000 рублей судебных издержек по оплате судебной экспертизы.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Л.Н. Хорошуля