АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Новосибирск ДелоА45-13841/2007
40/388
Решение в полном объеме оглашено 05 марта 2008 г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Тарасовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тарасовой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Закрытого акционерного общества «Завьяловское», НСО, с. Березиково
к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 Новосибирской области, НСО, г. Болотное
с участием третьего лица: Отдела судебных приставов по Тогучинскому району, НСО, г. Тогучин
о признании недействительным решения № 1785 от 13.09.2007г.
При участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 01.02.2007 г.
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 11.01.2008 г.
от третьего лица: не явился, извещен
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Завьяловское» (заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Новосибирской области № 1785 от 13.09.2007 г. о взыскании налога в сумме 213048 руб., пени в сумме 8147,72 руб., штрафа в сумме 42609,60 руб., руб., всего в сумме 263805,32 руб. (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ – л.д. 24).
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на основания, указанные в заявлении и письменных дополнениях к нему.
Налоговый орган отзывом и в судебном заседании заявленные требования не признал как необоснованные.
Третье лицо отзыва не представило, дело рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки представленной 19.01.2007 г. ЗАО «Завьяловское» налоговой декларации за 2006 год установил неполную уплату земельного налога в сумме 213048 руб. в результате занижения налоговой базы. Результаты камеральной проверки отражены в акте от 23.03.2007 г. № 5029/90. На основании сведений, полученных из органов «Роснедвижимости», налоговая база по землям сельскохозяйственного назначения составила 426097584 руб. В нарушение пункта 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком не была исчислена сумма авансового платежа по земельному налогу в сумме 213048 руб. (л. д. 59-61).
По результатам проверки принято решение № 188/90 от 21.05.07 года, в котором обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 213048 руб., пеню по земельному налогу в сумме 8127,78 руб. и начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 42609,60 руб. (л. д. 130-131).
На основании решения было направлено требование № 22064 об уплате налога по состоянию на 26.06.07 года, которым налоговым орган ставил в известность налогоплательщика об обязанности уплатить земельный налог в сумме 213048 руб., пеню по земельному налогу в сумме 8127,78 руб. и штраф в сумме 42609,60 руб. (л.д. 128-129) в срок до 12.07.07г.
В связи с отсутствием информации о счетах плательщика в банках, руководствуясь статьями 31 и 47 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы№1 по Новосибирской области, вынесено решение № 1785 от 13.09.07г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика(плательщика сборов)-организации в пределах сумм, указанных в том числе в требовании № 22064 от 26.06.07 г., в соответствии с которым решено произвести взыскание с закрытого акционерного общества «Завьяловское» за счет имущества суммы земельного налога 213048 руб., пени по земельному налогу в сумме 8127,78 руб. и штрафа в сумме 42609,60 руб. (л. д. 9-10).
Общество, не согласившись с данным решением, обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным.
При этом заявитель считает, что он не является плательщиком налога на землю, а является арендатором земельных долей граждан. На момент представления налогового расчета за 2006 г., земли сельскохозяйственного назначения находились в общей долевой собственности граждан, а общество арендовало эти земли на основании договора аренды земельных долей с множественностью лиц на стороне арендодателей. В настоящее время правовой статус владельцев земельных долей закреплен свидетельством на право собственности на землю, следовательно, плательщиками земельного налога являются физические лица- владельцы земельных долей.
Проанализировав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в судебном заседании, закрытое акционерное общество «Завьяловское» создано путем преобразования совхоза «Завьяловский». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением администрации Тогучинского района Новосибирской области от 12 октября 1994 года № 496 комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района подготовлены и выданы свидетельства на право собственности на землю собственникам земельных долей (паев) в акционерных обществах, колхозах и сельскохозяйственных кооперативах, согласно представленным спискам граждан, имеющих право на земельную долю. Таким образом, в ходе реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий гражданам были выданы свидетельства о праве на земельную долю. Земельные угодья совхоза переданы по состоянию на 01 января 1992 года в собственность рабочих и служащих акционерного общества «Завьяловское», о чем выдано свидетельство на право собственности на землю, и были переданы в аренду закрытому акционерному обществу «Завьяловское» по договору аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей от 04 сентября 1997 года.
Документов, подтверждающих факты приватизации земельных участков, внесения земельных долей в качестве вклада в уставный капитал общества либо распоряжения ими иным образом, не представлено.
С 1 января 2006 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Основанием для взимания земельного налога является документ о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок, поименованных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При этом согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии - выписки из принятых ранее решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав.
Учитывая изложенное, налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, должны признаваться собственники земельных долей, а не сельскохозяйственные предприятия, использующие данные земельные участки на правах аренды или доверительного управления.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано: кадастровый номер объекта 54:24:052713:0072, наименование объекта: земельный участок, назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения, площадь объекта: 19926,0 га, адрес объекта: установлено относительно ориентира Новосибирская область, Тогучинский район, МО Кировского сельсовета, АОЗТ «Завьяловское», расположенного в границах участках, общая долевая собственность.
Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указом Президента Российской Федерации от 07 марта 1996 года № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» порядок уплаты земельного налога, при котором при передаче земельной доли в аренду или в пользование земельный налог по договору с собственником мог уплачиваться арендатором или пользователем, утратил силу в 2003 году, в связи с введением Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Кроме того, арбитражный суд считает, что у налогового органа в спорной ситуации отсутствуют основания для взимания земельного налога с общества - арендатора земельных долей (паев), поскольку согласно требованиями статьи 16 (в редакции, действовавшей в оспариваемый период),Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в силу которых договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу данного Закона, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 указанного Закона в течение 4 лет со дня вступления последнего в силу. В противном случае к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом, и регистрация их не требуется.
Для исчисления земельного налога налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (п. п. 1 и 2 ст. 391 Кодекса).
Собственники земельных долей, получившие земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации, как правообладатели и, следовательно, признаваемые плательщиками земельного налога, должны исполнять обязанности по уплате налога. При этом налоговая база по земельным участкам собственников - физических лиц земельных долей определяется налоговыми органами на основании сведений, поступающих от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов государственной регистрации и органов муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В силу пункта 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица не признаются налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Таким образом, сельскохозяйственные предприятия, арендующие земельные участки, не являются налогоплательщиками земельного налога. Доказательств того, что доли переданы в собственность Обществу либо он является собственником доли, налоговым органом не представлено.
Кроме того, заявителем представлена справка от 09.08.2006г. согласно которой по документам государственного земельного учета Управления Роснедвижимости по Новосибирской области в собственности ЗАО «Завьяловское» земель не учитывается (л.д. 136).
Указанные обстоятельства были установлены также судебными актами, вынесенными при рассмотрении дел № А45-1021/07-39/58 и А45-13842/07-49/21, по спорам между теми же сторонами в отношении налоговых деклараций по земельному налогу за отчетные периоды за 6 месяцев 2006 года и за 9 месяцев 2006 года.
Таким образом, налоговым органом не доказана в соответствии со ст. 65 АПК РФ, обоснованность доначисления обществу земельного налога и пеней за 2006 год за земли площадью 19926 га, следовательно, оспариваемое решение о взыскании земельного налога, пени и штрафа является неправомерным.
На основании изложенного, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 Новосибирской области от 13.09.2007 г. № 1785 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 Новосибирской области в пользу Закрытого акционерного общества «Завьяловское» 3 000 рублей государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать по вступлению решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья С.В.Тарасова