ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-14015/20 от 15.12.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-14015/2020

22 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2020

Решение изготовлено в полном объеме 22 декабря 2020

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Теневой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства физической культуры и спорта Новосибирской области (ОГРН 1105476048545, ИНН 5407455868), г. Новосибирск

к обществу с ограниченной ответственностью «Футбольный клуб Сибирь» (ОГРН 1025403194090, ИНН 5401189842), г. Новосибирск,

при участии в деле третьего лица: временного управляющего ООО «Футбольный клуб Сибирь» Лебедева С.В.,

о взыскании задолженности в размере 6 874 122 руб. 74 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Гартмана В.А., по доверенности от 16.06.2020 (доверенность выдана сроком на один год), диплом, паспорт,

заинтересованного лица (посредством веб-конференции): Бархотовой А.Б., по доверенности от 01.09.2020 (выдана сроком на 4 месяца), удостоверение адвоката, Макаровой А.В., доверенность от 01.09.2020 (доверенность выдана сроком на 4 месяца), диплом от 09.07.2020, паспорт,

третьего лица: не явился, извещен,

у с т а н о в и л:

Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области (далее- истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства,  к обществу с ограниченной ответственностью «Футбольный клуб Сибирь» (далее- ответчик общество) о взыскании задолженности в размере 6 874 122 руб. 74 коп.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик отзывом и в ходе судебного заседания просил оставить исковое заявление без рассмотрения, так как считает, что исковое заявление должно рассматриваться в рамках дела о банкротстве. Относительно взыскиваемой суммы наличие долга не отрицает. Более подробно изложено в объяснениях по исковому заявлению, в дополнительных объяснениях (л.д. 120-122, 153-154).

К участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО «Футбольный клуб Сибирь» Лебедева С.В. Судом установлено, что в отношении должника введена процедура конкурсного производства, утвержден конкурсный управляющий Лебедев С.В.

Конкурсный управляющий  мотивированный отзыв по делу не представил, свою правовую позицию относительно рассматриваемого спора, извещен о месте и времени рассмотрения спора, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда в разделе «Картотека арбитражных дел». Доверенности, выданные представителям общества на представление интересов ответчика, выданы конкурсным управляющим Лебедевым С.В.

Дело рассмотрено в отсутствие конкурсного управляющего в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.

Из материалов дела следует, что между Министерством физической культуры и спорта Новосибирской области обществом с ограниченной ответственностью «Футбольный клуб Сибирь» заключено соглашение №1 от 06.03.2019 о предоставлении обществу субсидии из областного бюджета Новосибирской области на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение затрат) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (л.д. 19-24).

Объем субсидии, предоставленной обществу, в соответствии с дополнительным соглашением от 19.06.2019 составил 205 000 000 руб. (л.д. 33-34).

Предметом соглашения № 1 от 06.03.2019 является предоставление из областного бюджета Новосибирской области в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с подготовкой и участием спортивных команд  физкультурно-спортивных организаций во всероссийских соревнованиях на уровне чемпионатов, первенств и кубков России по видам спорта среди сильнейших команд, и (или) международных спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта согласно Единому календарю плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, регламентам и календарям игр команд по игровым видам спорта (пункт 1.1 соглашения).

В рамках указанного соглашения общество обязуется осуществлять расходование средств субсидии в соответствии с соглашением и Порядком, а министерство - обеспечить контроль за соблюдением получателем субсидии Порядка, целей и условий предоставления и расходования субсидии.

Субсидия может быть использована быть только на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, указанных в пункте 23 Порядка.

Согласно пункту 4.1.5.1 Министерство проводит плановые проверки соблюдения получателем субсидий Порядка, целей и условий  предоставления и расходования субсидий на основании отчета (ов)  о расходах получателя субсидии с приложением копий платежных и отчетных документов в следующие сроки:

- за первый – третий квартал текущего года- не позднее десяти рабочих дней после окончания отчетного квартала текущего года;

-За четвертый квартал отчетного года- не позднее 20 января года, следующего за отчетным.

Согласно отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на 31.12.2019, подписанного 20.01.2020, остаток субсидии на конец отчетного периода составил 6 874 122 руб. 74 коп.

Получатель субсидии обязан осуществлять расходование средств субсидии в соответствии с соглашением и Порядком предоставления субсидии, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 04.03.2019 №70-п. Субсидия может быть использована на возмещение затрат, предусмотренных пунктом 23 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 04.03.2019 №70-п.

Получатель субсидии обязуется предоставить в министерство отчет о расходовании субсидии с приложением копий первичных платежных и отчетных документов в сроки установленные пунктом 4.1.5.1 соглашения (пункт 4.3.2 соглашения). Отчетным годом является 2019 год, дата предоставления отчета за 4 квартал отчетного года - не позднее 20 января года, следующим за отчетным.

Согласно пункту 4.3.8 соглашения, получатель обязуется возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета Новосибирской области  в случае отсутствия решения министерства о наличии потребности в направлении в текущем финансовом году остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, на цели предоставления субсидии. Указанное решение министерства отсутствовало.

Пунктом 4.3.7.2 соглашения стороны предусмотрели, что получатель  в случае получения от министерства требования об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет Новосибирской области обязан возвращать в областной бюджет Новосибирской области субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, но не ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 настоящего соглашения и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Министерством в адрес ответчика направлено требование о возврате субсидии от 07.02.2020 (исх. № 239/31) в течение 20 рабочих дней с момента получения требования (л.д. 15-16).

Письмом от 16.03.2020 (исх. №03-002) общество сообщило министерству, что в отношении должника введена процедура наблюдения (л.д. 17).

Субсидия в размере 6 874 122 руб. 74 коп. до настоящего времени обществом не возвращена, в связи с чем, министерство обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, судом установлено следующее.

       Согласно пункту 1 Постановления Правительства Новосибирской области от 08.10.2018 № 433-п «Об утверждении Положения о министерстве физической культуры и спорта Новосибирской области» (далее – постановление № 433-п) Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области (далее - министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере физической культуры и спорта, нормативное правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении государственных учреждений Новосибирской области.

Пунктом 21 постановления № 433-п предусмотрено, что министерство осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, в том числе формирует государственные задания подведомственным государственным учреждениям Новосибирской области.

Согласно пунктам 30, 31 постановления № 433-п министерство осуществляет контроль за подведомственными государственными учреждениями Новосибирской области - получателями бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также осуществляет контроль за исполнением государственных заданий подведомственными государственными учреждениями Новосибирской области, использованием субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из областного бюджета Новосибирской области.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пункт 3.1 статьи  78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений статей 1, 6, 152 БК РФ правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами названного Кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. К отношениям сторон по исполнению условий соглашения о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.

В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Судом установлено, что денежные средства в качестве субсидии предоставлены получателю в полном объеме 28.06.2019, что подтверждается платежными поручениями №617 от 28.06.2019 в сумме 15 000 000 руб., 3454 от 21.05.2019 в суме 15 000 000 руб., №357 от 19.04.2019 в сумме 5 000 000 руб., №302 от 05.04.2019 в сумме 20 000 000 руб., №183 от 06.03.2019 в сумме 150 000 000 руб.

Согласно отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на 31.12. 2019, подписанного 20.01.2020, остаток субсидии на конец отчетного периода составил 6 874 122 руб. 74 коп.

 Пунктом 4.3.8 соглашения установлено, что получатель обязуется возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета Новосибирской области  в случае отсутствия решения министерства о наличии потребности в направлении в текущем финансовом году остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, на цели предоставления субсидии.

Судом установлено, что такое решение министерства отсутствовало.

Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации  финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, расходование получателем субсидии средств субсидии могло быть осуществлено до 31.12.2019. Поскольку расходование субсидии в полном объеме не произошло, Министерство обоснованно требует возврат средств в  размере 6 874 122 руб. 74 коп.

По сумме субсидии, подлежащей возврату, спора между сторонами нет.

В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о необходимости рассмотрения настоящего дела в рамках дела о банкротстве должника, судом рассмотрено, и признаны не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно отчету о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по состоянию на 31.12.2019, подписанного 20.01.2020, остаток субсидии на конец отчетного периода составил 6 874 122 рубля 74 копейки.

Решение министерства о наличии потребности в направлении в текущем финансовом году остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (6 874 122 рубля 74 копейки), на цели предоставления субсидии отсутствовало. Следовательно, в силу положений пункта 4.3.8 соглашения, получатель обязан возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета Новосибирской области.

07.02.2020 обществу направлено требование о возврате субсидии в 20-дневный срок с момента получения требования. 14.04.2020 информация о наличии задолженности вручена также временному управляющему общества.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.10.2019 по делу №А45-33426/2019 в отношении общества введена процедура банкротства – наблюдение.

 Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2020 по делу №А45-33426/2019 ответчик признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство на 6 месяцев.

Субсидия предоставлена обществу в 2019 году, расходование средств могло быть осуществлено до 31.12.2019 (до конца финансового года). До этой даты у общества отсутствовала обязанность по возврату неиспользованной субсидии в министерство. Данная обязанность возникла у общества в 2020 году, так как до 31.12.2019 общество могло использовать субсидию в соответствии с заключенным соглашением и порядком о предоставлении субсидии, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 04.03.2019 № 70-п.

Таким образом, требование о возврате субсидии у министерства возникло в 2020 году, то есть, задолженность у общества перед министерством возникла после принятия арбитражным судом заявления о признании общества банкротом.

Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

В соответствии со статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

          Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В силу положений пункта  1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.

В силу положений заключенного между сторонами соглашения о предоставлении субсидии (пункты 4.3.7, 4.3.7.2, 4.3.8)  ответчик обязан в течение 20 рабочих дней с момента получения требования о возврате субсидии или ее части возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или ее часть.

В случае если субсидия или ее часть не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.

Таким образом, денежное обязательство получателя субсидии по возврату субсидии возникает с момента предъявления соответствующего требования об этом государственного органа.

Учитывая, что после получения требования Министерства о возврате части субсидии, общество не возвратило ее в установленный срок, следовательно, требования министерства о взыскании суммы неиспользованной субсидии правомерны.

В силу изложенного, обязанность ответчика по возврату субсидий в спорном размере возникла после принятия заявления судом о признании его несостоятельным (банкротом), денежное обязательство согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является текущим, и может быть рассмотрено вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве) должника.

Данный вывод суда согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.09.2019 по делу № 306-ЭС19-14894.

Доводы ответчика о том, что к рассматриваемым правоотношениям могут быть применены положения о займе (статья 810 ГК РФ) или кредитном договоре (статья 819 ГК РФ), суд считает основанными на ошибочном толковании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.  

При таких обстоятельствах, ходатайство общества об оставлении искового заявления без рассмотрения суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 49, 110, 148, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Футбольный клуб Сибирь» (ОГРН 1025403194090, ИНН 5401189842, юридический адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, д.65 почтовый адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 15, офис 3) в пользу Министерства физической культуры и спорта Новосибирской области (ОГРН 1105476048545, ИНН 5407455868, юридический адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 33) задолженность в размере 6 874 122 руб. 74 коп.

Взыскать  общества с ограниченной ответственностью «Футбольный клуб Сибирь» в доход федерального бюджета 57 371 руб. 00 коп. государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Пахомова