АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Новосибирск Дело № А45-14338/2016
18 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 октября 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск
к Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск; Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, г. Москва
о признании недействительными ненормативных правовых актов
при участии представителей сторон:
заявителя – ФИО1, директор, решение от 13.04.2012, паспорт; ФИО2, по доверенности от 19.07.2016, паспорт;
заинтересованных лиц – 1) ФИО3, по доверенности № Д6-19 от 17.08.2015, удостоверение; ФИО4, доверенность № д6-4 от 01.04.2014, удостоверение; 2) не явился, извещен
Общество с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" (далее – заявитель, ООО «Сибинвестпром-3» ,общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об отказе в изготовлении марок, принятое по результатам проверки заключений Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу (далее – Управление, МРУ Росалкогольрегулирование по Сибирскому Федеральному округу) №у6-зк 439/05; №у6-зк 440/05; №у6-зк 441/05; №у6-зк 442/05; №у6-зк 443/05; №у6-зк 444/05; №у6-зк 445/05; №у6-зк 446/05; №у6-зк 447/05; №у6-зк 448/05; №у6-зк 449/05; №у6-зк 450/05 о возможности выдачи марок от 23.06.2016 г. и выраженное в уведомлении, направленном письмом от 28.06.2016 г. № 15103/15 в адрес Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу;
о признании незаконными решений МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и возврате заявлений ООО «Сибинвестпром-3», выразившихся в справках «О наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» от 29.06.2016., а именно в справке № 17 от 29.06.2016. по заявлению № 26 от 17.06.2016.; справке № 18 от 29.06.2016 по заявлению № 27 от 17.06.2016г.; справке № 19 от 29.06.2016 по заявлению № 28 от 17.06.2016.; справке № 20 от 29.06.2016 по заявлению № 29 от 17.06.2016.; справке № 21 от 29.06.2016. по заявлению № 30 от 17.06.2016.; справке № 22 от 29.06.2016. по заявлению № 31 от 17.06.2016.; справке № 23 от 29.06.2016. по заявлению № 32 от 17.06.2016.; справке № 24 от 29.06.2016. по заявлению № 33 от 17.06.2016.; справке № 25 от 29.06.2016 по заявлению № 34 от 17.06.2016; справке № 26 от 29.06.2016 по заявлению № 35 от 17.06.2016.; справке № 27 от 29.06.2016. по заявлению № 36 от 17.06.2016.; справке № 28 от 29.06.2016 по заявлению № 37 от 17.06.2016; обязании МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу и Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка полностью устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Сибинвестпром-3» немедленно после принятия решения, а именно в порядке устранения допущенных нарушений: обязать МРУ Росалкогольрегулирование по Сибирскому Федеральному округу принять от ООО «Сибинвестпром-3» заявления о выдаче федеральных специальных марок №№ 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 от 17.06.2016 и приложенные к ним документы; обязать МРУ Росалкогольрегулирование по Сибирскому Федеральному округу не позднее дня получения (принятия) указанных заявлений направить в электронном виде, а также по почте в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка заключения о возможности выдачи федеральных специальных марок с №у6-зк 439/05; №у6-зк 440/05; №у6-зк 441/05; №у6-зк 442/05; №у6-зк 443/05; №у6-зк 444/05; №у6-зк 445/05; №у6-зк 446/05; №у6-зк 447/05; №у6-зк 448/05; №у6-зк 449/05; №у6-зк 450/05 от 23.06.2016 совместно с указанными заявлениями; обязать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка принять указанные заключения о возможности выдачи федеральных специальных марок с заявлениями, поступившими от МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу, и исполнить административную процедуру по рассмотрению заключения о возможности выдачи марок; обязать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка незамедлительно принять решение об изготовлении федеральных специальных марок по указанным заявлениям ООО «Сибинвестпром-3» и Заключениям МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу и обязать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка направить указанные решения в МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу и организацию - изготовителю в порядке, предусмотренном пунктом 61 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом от 29.06.2011 г. №13-н.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в заявлении об уточнении заявленных требований (л.д.116-118т.3), возражениях на отзывы, письменных пояснениях.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (далее-заинтересованное лицо 1, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по СФО) заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, письменных пояснениях.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (д алее – заинтересованное лицо 2, Федеральная служба, Росалкогольрегулирование), надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в суд не явилась, представила отзыв, письменные пояснения, в котором требования не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Росалкагольрегулирования в порядке ст.123,156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.
ООО «Сибинвестпром-3» имеет лицензии, выданные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка № 54ПВН0003737 от 23.05.2014 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (вина), № 54ПВН0003738 от 23.05.2014 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (фруктовые вина), № 54ПВН0003739 от 23.05.2014 на осуществление производства, хранения и поставок произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта).
20.06.2016 в МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу поступили заявления ООО «Сибинвестпром-3» о выдаче федеральных специальных марок на производство фруктового вина от 17.06.2016 №№ 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37.
Специалист МРУ Росалкогольрегулирования по СФО произвел проверку (контроль) документов, представленных ООО «Сибинвестпром-3» для получения ФСМ, на соответствие требованиям, установленным пунктами 36 и 56 Административного регламента и иных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок ( далее – ФСМ).
Заключения о возможности выдачи ФСМ от 23.06.2016 с № 439/05 по 450/05 по заявлениям от 17.06.2016 №№ 26-37 направлены Управлением в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в МРУ Росалкогольрегулирование по Сибирскому Федеральному округу письмом от 23.06.2016 № уб-9977/05.
В связи с тем, что специалистом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, при их проверке заключений и изучении информации, имеющейся в Росалкогольрегулировании, выявлены недостатки, являющиеся основанием для возврата документов, 28.06.2016 в МРУ Росалкогольрегулирования направлено письмо от 28.06.2016 № 15103/15 в котором уведомила о возврате заключений о возможности выдачи федеральных специальных марок ООО «Сибинвестпром-3» с указанием причины возврата документов, выразившееся в нарушении пп.2 п. 36 и пи. 2 п. 56 Административного регламента, а именно в расчете потребности в федеральных специальных марках содержатся недостоверные сведения в разделе «Б». Также Росалкогольрегулирование сообщило, что ООО «Сибинвестпром-3» в расчете потребности в ФСМ отразило производство виноматериала фруктового (плодового) собственного производства, без соответствующей лицензии.
Росалкогольрегулированием указано на возможность после устранения недостатков представить новые заявление о выдаче федеральных специальных мерок и документы.
МРУ Росалкогольрегулирования по СФО на основании полученного уведомления от 28.06.2016 № 15103/15 подготовило справки о наличии недостатков от 17.06.2016 №№ 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37 в соответствии с абз. 4 п. 62 Административного регламента и письмом от 29.06.2016 № уб-10301/05 и направило их в адрес ООО «Сибинвестпром-3», вместе с документами, приложенными к заявлениям о выдаче ФСМ от 17.06.2016 №№26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37.
Считая решение Росалкагольрегулирования от 28.06.2016 №15103/15 и решения Управления, изложенные в справках о наличии недостатков от 17.06.2016 №№ 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36, незаконными и нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ, Закон).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154, Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 12 Закона № 171-ФЗ, для приобретения ФСМ или акцизных марок организация представляет в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:
заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 Закона № 171-ФЗ, содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;
справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей. В случае, если справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не представлена организацией, содержащиеся в такой справке сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа;
отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;
копия лицензии, предусмотренной Законом № 171-ФЗ (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции). В случае, если указанный документ не представлен организацией, по межведомственному запросу таможенного органа лицензирующий орган представляет сведения о выдаче лицензии, прекращении, приостановлении ее действия или ее аннулировании;
копия договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);
подтверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);
обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции).
Не допускается требовать от организации при выдаче марок представление иных документов.
В соответствии с пунктом 22 Регламента, марки выдаются при представлении заявителем (представителем заявителя) следующих документов, указанных в пункте 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, обществом для получения ФСМ были представлены все необходимые документы предусмотренные статьей 12 Закона № 171-ФЗ, пунктом 22 Регламента.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд считает правомерным возврат документов заявителю по указываемым заинтересованными лицами в оспариваемых решениях причинам: в расчете потребности в федеральных специальных марках содержатся недостоверные сведения в разделе «Б», ООО «Сибинвестпром-3» в расчете потребности в ФСМ отразило производство виноматериала фруктового (плодового) собственного производства, без соответствующей лицензии, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Росалкогольрегулирование осуществляет лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 5.3 Положения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Лицензированию подлежат как производство продукции (включая и последующие стадии: хранение и поставка произведенной продукции), так и хранение, закупка и поставка как отдельные виды деятельности.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ определено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещено производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
ООО «Сибинвестпром-3» в расчете потребности в ФСМ на производство фруктового вина отразило недостоверные сведения в разделе Б, производство виноматериала фруктового (плодового) собственного производства, без соответствующей лицензии. В расчете потребности в ФСМ (л.д.34-41 т.1) в разделе Б в качестве наименования сырья указан виноматериал фруктовый (плодовый), объемная доля этилового спирта 14% и 15 %.
В судебном заседании представитель ООО «Сибинвестпром-3» пояснил, что общество осуществляет производство фруктовых вин, при этом получает из яблочного сока путем брожения виноматериал.
Согласно технологической инструкции по производству фруктового (плодового) полусладкого вина «Белое» (л.д.85-101 т .2) предусмотрено в качестве сырья использовать соки концентрированные, виноматериалы фруктовые (плодовые), соответствующие ГОСТ Р 52836-2007, сахар-песок, дрожжи винные сухие, кислоту лимонную, кадифит, воду питьевую (для восстановления концентрированных соков). Для производства вина используют виноматериалы, приготовленные путем брожения восстановленного яблочного сока (п.3.1 инструкции).
По мнению заявителя, действующее законодательство требует лицензирование производства виноматериала, не поставляемого и не поступающего в розничную продажу, а используемого исключительно в качестве сырья для производства готовой алкогольной продукции.
Вместе с тем, указанный довод заявителя судом не принимается, поскольку основан на неверном толковании положений действующего законодательства РФ.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона № 171 -ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - это производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.
Подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ определено, что спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье), виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.06.2015 согласно пункту 13) статьи 2 Федерального закона виноматериалы - это спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод винограда, иных фруктов, виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, с добавлением (специальные виноматериалы) или без добавления этилового спирта, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению.
Виноматериал относится к спиртосодержащей продукции и является готовой продукцией по смыслу Закона N 171-ФЗ в качестве продукции, прошедшей полный цикл технологической обработки.
Виноматериалы могут быть закуплены у других организаций либо произведены самой организацией на основании лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции
Статьей 18 Федерального закона № 171 -ФЗ установлено, что деятельность по производству алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
Исходя из абзаца 4 пункта 1 статьи 18 Закона №171-ФЗ, не подлежат лицензированию закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Заявителем же не производилась закупка виноматериала в данном случае.
Указанный заявителем виноматериал для целей применения Закона N 171-ФЗ относится к спиртосодержащей пищевой продукции и при обороте такой продукции должны соблюдаться требования, запреты и ограничения, установленные этим Законом.
Таким образом, общество, как организация, осуществляющие производство виноматериалов с добавлением этилового спирта, должна иметь лицензию на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы специальные).
То обстоятельство, что виноматериал не подлежит реализации населению, не поставляется обществом, а используется для собственных нужд, производства фруктового вина, не является продуктом, готовым к употреблению, не исключает его качественные характеристики в качестве готовой продукции. Следовательно, деятельность по производству виноматериала подлежит лицензированию, у общества такая лицензия отсутствует, что не оспаривается.
Указанная позиция согласуется с разъяснениями, изложенными в Письме Росалкогольрегулирования от 07.05.2015 № 8577/01-01.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы Росалкагольрегулирования о том, что сырьем для производства фруктового вина являются свежие фрукты, либо фруктовое сусло, либо восстановленный концентрированный фруктовый сок, тогда как для производства винных напитков основным сырьем являются виноматериалы.
В соответствии с пунктом 12.2 ст.2 Федерального закона № 171-ФЗ 12.2) фруктовое вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта;
По пункту 12.3 статьи 2 Федерального закона винный напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья.
Исходя из определений пунктов 12.3 и 13 статьи 2 Федерального закона виноматериалы, используются в производстве винных напитков, в процессе производства которых в них может быть добавлен ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья.
Однако, учитывая, что в расчете ФСМ в разделе Б содержатся недостоверные сведения , указан виноматериал в качестве сырья в отсутствие соответствующей лицензии, суд считает, что выдача обществу ФСМ в рассматриваемом случае не соответствует положениям ФЗ №171-ФЗ.
Дополнительные доводы представителя Управления в судебном заседании, о том, что сведения неверные также указаны в графе 3,17,18 раздела Б не принимаются судом, при умножении графы 3 на графу 17 согласно формуле в графе 18, ошибок не установлено судом.
Доводы общества о том, что ранее в ходе проверок управлением не указывалось на обязательное наличие лицензии на производство виноматериала не свидетельствует об отсутствии необходимости ее наличия. Ссылки общества на акты проверки от 25.04.2014, 21.03.2014, 05.09.2013, 24.01.2014, 01.10.2013, учет материала в декларациях , решение от 23.05.2014 о выдаче лицензии относятся к иным проверкам и документам заявителя за предыдущее время, и не могут свидетельствовать об отсутствии необходимости иметь лицензию на производство спиртосодержащей пищевой продукции. Правила ,регламентирующие порядок заполнения деклараций, в данном случае не применяются.
Приказ от 26.11.2012 №351 Росалкагольрегулирования также не регулирует вопрос получения лицензии на виноматериал как спиртосодержащую пищевую продукцию, а относится к порядку оснащения средствами измерения технологического оборудования. Письмо №420/12-02 от 16.01.2015 Росалкагольрегулирования «О направлении информации» разъясняет действия организации при передачи в ЕГАИС и разъясняет Порядок заполнения декларации №231 от 23.08.2012 при заполнении и представлении декларации, указывая только в каких графах подлежит отражению соответствующая информация, а также разъясняет действующий порядок фиксирования информации в ЕГАИС.
Ссылка заявителя на письмо Минюста России от 3.10.2016,данное за запрос адвоката Сотниковой не принимается судом, поскольку данное письмо, не может рассматриваться в качестве официального разъяснения, а также не является нормативным актом. Кроме того данное письмо не свидетельствует о том, что на производство виноматериала, который является спиртосодержащей пищевой продукцией не нужно получать лицензию.
Давать разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, согласно пунктам 5.5 и 6.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 уполномочено Росалкагольрегулирование.
Доводы общества о том, что Росалкогольрегулирование не имело полномочий по проверке документов, предоставленных МРУ Росалкогольрегулирования по СФО для получения ФСМ суд признает необоснованным и противоречащим п.61 Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории
Российской Федерации, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 29.06.2011 № 13н согласно которого специалист центрального аппарата Росалкогольрегулирования готовит решение об изготовлении федеральных специальных марок только в том случае, если при их проверке и (или) изучении информации, имеющейся в Росалкогольрегулировании, не выявлены недостатки, являющиеся основанием для возврата документов.
Основания для возврата документов предусмотрены пунктом 36 указанного административного регламента, причем указанный перечень оснований является единым как для территориального органа Росалкогольрегулирования, так и для центрального аппарата.
Учитывая изложенное, позиция общества со ссылкой на толкование нумерации пунктов и наименование разделов регламента как указывающее на отсутствие полномочий по проверке поступивших документов является необоснованной и не принимается судом.
В том случае, если бы пункт 61 регламента предусматривал полномочия Росалкогольрегулирования проверить только данные, указанные в пункте 60 регламента, именно на это и было бы указано в нормативном документе.
Вместе с тем, пункт 61 регламента указывает на возможность возврата документов не в связи с выявлением нарушений, указанных в пункте 60, а в связи с выявлением оснований для возврата документов обществу.
Таким образом, пункт 61 ссылается на общие, а не специальные основания для возврата документов заявителю.
Общие основания для возврата документов заявителю предусмотрены в пункте 36 административного регламента. Согласно подпункту 2 пункта 36 регламента документы, представленные для выдачи марок, могут быть возвращены заявителю без рассмотрения в случае отсутствия части документов, предусмотренных для выдачи марок статьей 12 Федерального закона № 171 - ФЗ, а также представления документов, по форме или содержанию не соответствующих установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ.
Поскольку расчет потребности в ФСМ согласно пункту 2 статьи 12 указанного закона является одним из документов, представление заявителем которого необходимо для получения лицензии, административный орган, рассматривающий заявление и приложенные к нему документы, обязан также исследовать в рамках пунктов 61 и 36 административного регламента данные документы в целях установления их полноты, комплектности и достоверности, а вывод заявителя об обратном , противоречит приведенным нормам права.
Согласно пункту 62 административного регламента, в случае, если специалистом центрального аппарата Росалкогольрегулирования, ответственным за рассмотрение документов, при их проверке и (или) изучении информации, имеющейся в Росалкогольрегулировании, выявлены недостатки, являющиеся основанием для возврата документов, специалист центрального аппарата Росалкогольрегулирования готовит уведомление с указанием причины возврата документов. Подписанное руководителем (заместителем руководителя) центрального аппарата Росалкогольрегулирования уведомление об отказе в изготовлении марок подлежит регистрации в соответствии с правилами делопроизводства, принятыми в Росалкогольрегулировании.
Уведомление об отказе в изготовлении марок направляется центральным
аппаратом Росалкогольрегулирования территориальному органу Росалкогольрегулирования в электронном виде либо посредством факсимильной связи, а также по почте либо нарочным в течение одного рабочего дня после его регистрации, а также с использованием программных средств ЕГАИС отклоняется заявление о выдаче марок.
Специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение документов, в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в изготовлении марок от центрального аппарата Росалкогольрегулирования направляет почтовым отправлением с уведомлением о вручении (с одновременным направлением по электронной почте либо посредством факсимильной связи) или вручает заявителю (представителю заявителя) справку о принятом решении, согласно приложению N 8 к настоящему Административному регламенту, подписанную руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росалкогольрегулирования.
Заявление о выдаче марок, документы и денежные средства возвращаются заявителю территориальным органом Росалкогольрегулирования в порядке, предусмотренном пунктом 57 настоящего Административного регламента.
Из фактических обстоятельств спора следует, что оспариваемые ненормативные правовые акты основаны на требованиях действующего законодательства, не противоречат нормам Закона №171-ФЗ, следовательно, не могут нарушать прав заявителя, соответственно отсутствуют правовые основания для признания их незаконными.
В соответствии статьёй 110 АПК РФ судебные расходы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 -170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья
И.А. Рубекина