ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-14489/15 от 12.11.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-14489/2015

ноября 2015 года

резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Шашковой В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Государственного учреждения – Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Филиал №1, г. Новосибирск

к обществу с ограниченной ответственностью «Новосибирский научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии», г. Новосибирск

о взыскании 6529 рублей 18 копеек

при участии представителей сторон:

от заявителя – Шереметьева С.Е., доверенность №236 от 23.12.2014, удостоверение;

от заинтересованного лица – не явился, уведомлен

          Государственное учреждение – Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №1 обратилось в арбитражный суд с заявление к обществу с ограниченной ответственностью «Новосибирский научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии» о взыскании задолженности в сумме 6529 рублей 18 копейка.

          Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Суд, изучив материалы дела и дополнительно представленные сторонами документы, установил.

Согласно положениям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда социального страхования Российской Федерации является федеральной собственностью, и носят целевой характер.

Основными   задачами   Фонда   являются   обеспечение   гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и т.д.

Средства Фонда образуются за счет страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности).

Данные средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 №255 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Федеральный закон № 255) назначение и выплата гарантированных государством пособий в рамках данного закона осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей), часть 1 статьи 4.6 Федерального закона № 255.

В соответствии с пунктом 1 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Положение) назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

Данным Постановлением установлено, что с 01.07.2012 Новосибирская область участвует в реализации пилотного проекта.

Таким образом, Положение определяет особенности назначения и выплаты отделением Фонда страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда.

Абзацем 3  пункта  18 Положения  о  Фонде  социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 № 101, предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее - Порядок) выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

В соответствии с Порядком осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности проверка соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности осуществляется в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Проверка осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона № 255 страховщик вправе осуществлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, а также в соответствии с пунктом 6 данной статьи предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Главными специалистами Филиала № 9 Государственного учреждения -Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена проверка ЗАО  Новосибирский научно-практический центр традиционной медицины  и гомеопатии», реорганизованное в ООО «Новосибирский научно-практический центр  традиционной медицины и гомеопатии» по вопросам соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

В ходе проверки было установлено нарушение, а именно листок нетрудоспособности (далее - ЛН) № 105 101 369 568
(продолжение ЛН № 105 101 372 764) на общий период с 25.10.2013 по 23.11.2013 на имя Солодуха Елена Леонидовна, место работы - ООО «Интерьер», в нарушение пунктов 11, 13 Порядка – продлен на период с 04.11.2013 по 13.11.2013 и с 14.11.2013 по 23.11.2013 на срок более 15 дней без решения врачебной комиссии.

До выявления факта нарушений положений Порядка, расходы страхователей на цели обязательного социального страхования по указанным листкам нетрудоспособности были оплачены за счет средств Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

На момент назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности факт нарушения законодательства не был известен, поскольку данная информация находилась только в документах лечебного учреждения, и выявлена по результатам проверки.

Пунктом 6 части 1 статьи 4.2. Федерального закона № 255 предусмотрено, что страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Согласно пункту 68 Порядка за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Филиалом № 1 отделения Фонда ГБУЗ НСО «Краснозерская ЦРБ» была предъявлена претензия от 13.05.2014 № 09-05/01/4122, в которой предлагалось добровольно возместить ущерб, причиненный бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 6529 рублей 18 копеек.

Пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12, пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закона № 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ, обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания и травмы, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи, а также карантина застрахованного лица, в том числе карантина ребёнка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Как следует из материала дела и лица, участвующие в деле не оспаривают, страховые случаи зафиксированные в вышеуказанных листках нетрудоспособности наступили, то есть истец обязан был выплатить страховое обеспечение, при этом убытки (ущерб) могли возникнуть у истца только в том случае, если выплаты были осуществлены при отсутствии страхового случая.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности отнесены к страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию.

Положениями статьи 22 Закона № 165-ФЗ определено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Частью 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ, предусмотрено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Статьей 11 Закона № 165-ФЗ страховщику предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Отношения  по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем. Лечебное учреждение в данном споре не является субъектом обязательного социального страхования, и его действия по выдаче листка нетрудоспособности не могут быть приняты в качестве причины возникновения расходов, произведенных Фондом социального страхования. Данную правовую позицию поддержал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 19.04.2010 по делу №ВАС4807/2010.

Выявленное неправильное оформление листков нетрудоспособности не опровергает факта наступления страховых случаев, которые подтверждены выдачей спорных листков нетрудоспособности, отсутствует нецелевое использование средств социального страхования, действия работников лечебного учреждения не находятся в причинно-следственной связи с предъявляемыми убытками.

       Таким образом, требования Государственного учреждения – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  Филиал №1 о возмещении расходов на страховое обеспечение по листкам нетрудоспособности в сумме 6529 рублей 18 копеек удовлетворению не подлежат.

        Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

        Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

        Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

В.В. Шашкова