ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-14558/13 от 17.03.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Новосибирск                                                      Дело № А45-14558/2013

24 марта 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2014 года.                                                                                                                                 

Арбитражный суд Новосибирской области в составе:

судьи Векшенкова Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мешковой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области

о  признании постановления №50-13/327 от 01.08.2013 незаконным и его отмене,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: не явился;

заинтересованного лица: не явился,

установил:

01 августа 2013 года постановлением №50-13/327 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - административный орган) открытое акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь» (далее - заявитель, общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

         Привлечение к административной ответственности послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

15 августа 2013 года общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления №50-13/327 от 01.08.2013 и его отмене.

По мнению заявителя, основаниями для признания постановления незаконным являются: 1) обязанность по представлению справки о валютных операциях исполнена, неправильное заполнение графы 5 справки о валютных операциях не образует объективную сторону вмененного административного правонарушения, 2) общество самостоятельно выявило и устранило техническую ошибку, 3) отсутствует вина общества.

Административный орган в отзыве на заявление полагает в удовлетворении заявленных требований обществу необходимо отказать, так как оспариваемое постановление – законно и обоснованно.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 01.11.2009 Обществом оформлено соглашение о предоставлении права использования аварийных пневмотканевых подъёмников (АПТП) № 04-01-PRO-004/0910 с нерезидентом - ASIANAAIRLINESINC. (Республика Корея). Общая сумма соглашения не установлена. Дата завершения исполнения обязательств по соглашению - 01.11.2013.

02.11.2009 Общество в Филиале ОАО «Сбербанк России» - Сибирский банк оформило паспорт сделки № 09110001/1481/0982/3/0.

09.01.2013 общество выставило счёт № 01 ASIANAAIRLINESINC. на сумму 2 400,00 долларов США за оказанные услуги.

14.01.2013 на счёт общества от нерезидента поступили денежные средства в сумме 2 400,00 долларов США за оказанные услуги.

15.01.2013 заявитель представил в Банк справку о валютных операциях, указав в графе 5 «Код вида валютной операции» - код 21500 - «Расчёты нерезидента-комитента (принципала, доверителя) в связи с оказанием нерезидентом услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения)».

02.04.2013 общество представило в уполномоченный Банк служебную записку и корректирующую справку о валютных операциях от 15.01.2013, в которой допущенная техническая ошибка была устранена, указав в графе 5 верный код валютной операции 21200 «Расчеты резидента за выполненные нерезидентов работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, исключительные права на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа)».

29.07.2013 в отношении ОАО «Авиакомпания «Сибирь» составлен протокол об административном правонарушении 50-13/327, согласно которому установлено, что Общество в нарушение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям не выполнило возложенную на него обязанность по соблюдению порядка предоставления документально подтвержденных сведений, подлежащих государственному учету, а именно, представило в уполномоченный банк справку о валютных операциях с неверно заполненной графой 5, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

01.08.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ).

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Частью 1.1 статьи 19 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию: об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Пункт 2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция №138-И) устанавливает, что резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Согласно пункту 2.2 Инструкции №138-И справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции №138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.

Пунктами 6 и 11 Приложения 1 Инструкции №138-И установлено, что в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.

14.01.2013 на счёт общества от нерезидента поступили денежные средства в сумме 2 400,00 долларов США за оказанные услуги.

15.01.2013 заявитель представил в Банк справку о валютных операциях, указав в графе 5 «Код вида валютной операции» - код 21500 - «Расчёты нерезидента-комитента (принципала, доверителя) в связи с оказанием нерезидентом услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения)», в связи с чем, установленная валютным законодательством обязанность по представлению справки о валютных операциях в уполномоченный Банк ОАО «Авиакомпания «Сибирь» исполнена.

По правилам пункта 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ в рамках административного производства, в числе других подлежат выяснению обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения.

Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В данном случае, неправильное заполнение графы 5 справки о валютных операциях, а именно, указание кода валютной операции 21500 «Расчёты нерезидента-комитента (принципала, доверителя) в связи с оказанием нерезидентом услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения)», не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а указывает только на неправильность составления такой справки (ошибку), и, соответственно, не может быть квалифицировано по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Кроме того, допущенная Обществом ошибка была им устранена самостоятельно, а не в результате проверочных мероприятий, что административным органом не отрицалось, как и не оспаривалось право Общества на исправление ошибки, а также не ставилось под сомнение отсутствие каких-либо ограничений на возможность ее устранения, в том числе, временными периодами.

Следовательно, в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ не имеется, что в свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

         Проанализировав имеющиеся доказательства, арбитражный суд признает постановление административного органа незаконным и подлежащим отмене.

         В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с этим арбитражный суд не производит распределение судебных расходов.

На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

признать постановление №50-13/327 от 01.08.2013 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области незаконным и подлежащим отмене.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                   Д.В. Векшенков