ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-14595/13 от 16.09.2013 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Новосибирск

«18» сентября 2013 г. Дело №А45-14595/2013

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 16.09.2013

Полный текст изготовлен 18.09.2013

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобер К.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области

к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области»

о взыскании 451422 руб. 05 коп.

в присутствии представителей:

от истца: Репная В.С., по доверенности, удостоверение

от ответчика: ФИО1, по доверенности, паспорт

Установил:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее по тексту – ГУФСИН России по НСО) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее по тексту – ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО) о взыскании задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иного дохода осужденных на их содержание, образовавшейся за период с 01.12.2009 по 30.06.2010 в размере 451422 руб. 05 коп.

Требования обоснованы тем, что ГУФСИН России по НСО, как государственный орган, на который возложены функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по кодам главы 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета, действует в интересах государства по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет. ГУФСИН России по НСО указало, что обязанным лицом по перечислению спорной суммы является ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО, исполняющее наказание в виде лишения свободы. В силу положений части 4 статьи 99, статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию. В силу действовавшего в спорный период времени Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 12.04.2006 №161 «Об администрировании перечисления средств в доход Федерального бюджета подразделениями уголовно-исполнительной системы» (далее - Приказ от 12.04.2006 №161) такие перечисления осуществляются учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, из средств, находящихся на лицевом счете учреждения.

Истец полагает, что спор основан на правоотношениях между двумя юридическими лицами, имеет место властное подчинение одной стороны другой, спор носит экономический характер. Имеющая задолженность, с учетом положений пункта 2 статьи 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в бюджет ГУФСИН России по Новосибирской области, следовательно, дело в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к подведомственности арбитражного суда.

В отзыве на заявленные требования ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО признала по существу правильным их материально-правовое обоснование и указала об имевшем место фактическом ежемесячном удержании затрат по возмещению стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены за спорный период, согласилась с расчетом суммы, предъявленной к взысканию. Однако, ссылаясь на положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, указала на пропуск ГУФСИН России по НСО общего трехлетнего срока исковой давности.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявлены о взыскании обязательных платежей в порядке администрирования доходов федерального бюджета в сфере экономических отношений и подведомственны арбитражному суду.

Из материалов дела следует, что ГУФСИН России по НСО предъявлены требования о взыскании с ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных за питание, одежду, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены в пользу ГУФСИН России по НСО, как администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации.

За период с 01.12.2009 по 30.06.2010 ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО были фактически удержаны с осужденных, но не перечислены в доход федерального бюджета денежные средства в сумме 451422 руб. 05 коп.

Анализ материалов дела показал, что между сторонами сложились отношения, вытекающие из администрирования доходов федерального бюджета.

Согласно статье 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью 4 статьи 99 настоящего Кодекса.

Полномочия главного администратора доходов бюджета, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральными законами от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» за Федеральной службой исполнения наказаний (далее по тексту – ФСИН России) закреплены функции главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании приказа ФСИН России от 12.04.2006 №161 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета подразделениями уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320 по отношению к подведомственным подразделениям уголовно-исполнительной системы. Аналогичные положения содержат последующие приказы ФСИН России №361 от 16.04.2010, №27 от 23.01.2012.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Пунктом 4 Приказа от 12.04.2006 №161 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета подразделениями уголовно-исполнительной системы» установлено, что перечисление удержаний из заработной платы осужденных за их содержание осуществляется учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, из средств находящихся на лицевом счете учреждения.

При таких обстоятельствах ГУФСИН России по НСО, как администратор доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в силу своих полномочий имеет право на взыскание удержаний из заработной платы осужденных за их содержание, осуществляемое учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, из средств, находящихся на лицевом счете учреждения. Такие полномочия ГУФСИН России по НСО по отношению к ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО следуют из Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области и Устава федерального казенного учреждения «Исправительная Колония №21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области».

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что ГУФСИН России по НСО обладает полномочиями по предъявлению требований о взыскании задолженностей по платежам в бюджет с исправительных учреждений в соответствии со статьями 99, 107 УИК РФ.

Материалами дела доказано, что ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО имеет непогашенную задолженность по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных за их содержание за период с 01.12.2009 года по 30.06.2010 перед ГУФСИН России по НСО как администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 451422,05 рубля. Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами, представленными ГУФСИН России по НСО в материалы дела: ежемесячными формами 1-БФ (Доход) «Информация о поступлении доходов в федеральный бюджет», актами сверки, письмами ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО.

ГУФСИН России по НСО предпринимались меры для погашения задолженности во вне судебном порядке. Так, 20.05.2013 письмом №55/ТО/35-2928 ГУФСИН России по НСО предлагал принять меры по погашению задолженности в срок до 20.06.2013 года. Однако до настоящего времени ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО обязанность не исполнена.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО наличие задолженности не опровергла и подтвердила, что удержания с осужденных производились, но перечислений денежных средств в бюджет произведено не было. Представитель ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО заявила ходатайство о применении исковой давности к правоотношениям, возникшим в период с 01.12.2009 до 30.06.2010, и просила отказать в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска заявителем срока исковой давности. В обоснование заявления представитель указала на то, что в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО указало на то, что заявление ГУФСИН России по НСО в суд подано по истечении трехлетнего срока, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представитель ГУФСИН России по НСО возражала в судебном заседании против пропуска срока исковой давности и настаивала на удовлетворении требований.

Согласно пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Обсудив заявление представителя ФКУ ИК-№21 ГУФСИН России по НСО о применении исковой давности суд находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

С заявлением о взыскании задолженности ГУФСИН России по НСО обратилось в арбитражный суд 15.08.2013.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Приказом №161 от 12.04.2006 (пункт 5) утверждена форма оперативной отчетности 1-БФ (Доход) «Информация о поступлении доходов в федеральный бюджет» и установлен срок предоставления отчетов по форме 1-БФ территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, в федеральное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний», г. Тверь, - к 3 числу месяца, следующего за отчетным.

Во исполнение названного приказа ГУФСИН России по НСО известны сроки предоставления отчетности – к 3 числу месяца, следующего за отчетным.

Анализ подлежащих применению норм права к установленным по делу обстоятельствам позволяет сделать вывод о том, что срок исковой давности ГУФСИН России по НСО пропущен. Срок взыскания задолженности за период с 01.12.2009 по 30.06.2010 истек 03.07.2013.

Оснований не применять исковую давность на основании возражений ГУФСИН России по НСО у суда не имеется. Статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень требований, на которые исковая давность не распространяется, числу которых относятся и другие требования в случаях, установленных законом.

Статьей 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией. Пунктом 4 названной статьи определен перечень требований Российской Федерации, на которые установлена исковая давность в 5 лет (в прежней редакции Кодекса на которые не распространялась исковая давность). Возникшие между сторонами отношения не входят в закрытый перечень требований, перечисленных в пункте 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К отношениям, возникшим между сторонами, подлежат применению общие нормы об исковой давности Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований за период с 01.12.2009 по 30.06.2010.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.31 Налогового кодекса Российской Федерации ГУФСИН России по НСО освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 212-216 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца после его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.А. Наумова