г. Новосибирск
14 сентября 2015 года Дело №А45-15069/2015
Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 14 сентября 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, г. Москва
к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Новосибирский институт экономики и менеджмента, г. Новосибирск
об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности
при участии представителей сторон:
заявителя - ФИО1 по доверенности № 07-39 от 19.01.2015, удостоверение
заинтересованного лица - не явился, извещен
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - заявитель, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 06.06.2011, регистрационный № 1359, серия ААА № 001408, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Новосибирский институт экономики и менеджмента (далее- Институт).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения спора по юридическому адресу, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыва и возражений на заявленное требование не предоставило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд
у с т а н о в и л :
Как следует из материалов дела, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение), является федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере образования и науки и осуществляет полномочия в соответствии с компетенцией, в частности: федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, (пункт 5.1 Положения); федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (пункт 5.2 Положения); контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (пункт 5.9 Положения).
В соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая проверка лицензиата проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский институт экономики и менеджмента осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии с бессрочным сроком действия от 06.06.2011, регистрационный № 1359, серия AAA №001408, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - лицензия).
В соответствии с лицензией Институт реализовывал образовательные программы: дополнительного образования по программе подготовки к поступлению в вуз; среднего профессионального образования: по специальностям с присвоением квалификации по коду 51: 030503 Правоведение; 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); по специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (ФГОС); высшего образования: по направлениям подготовки с присвоением квалификации по коду 62: 030500 Юриспруденция; 080500 Менеджмент; по специальностям с присвоением квалификации по коду 65: 030501 Юриспруденция; 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080507 Менеджмент организации; высшего образования - бакалавриат (ФГОС): 030900 Юриспруденция; 080100: Экономика; 080200 Менеджмент; дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и на основании поручения Правительства Российской Федерации от 13.02.2014, приказа Рособрнадзора от 26.06.2014 № 917 «О проведении внеплановой документарной проверки» (в редакции приказа Рособрнадзора от 16.07.2014 № 1095) в период с 10.07.2014 по 04.08.2014 Рособрнадзором была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Института.
В соответствии с пунктом 5 приказа Рособрнадзора от 31.07.2013 № 722 задачами данной проверки являлись проведение контроля по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; проведение федерального государственного надзора в сфере образования в части порядка приёма на обучение по образовательным программ высшего образования, выдачи документов государственного образца о высшем профессионального образования, а также документов о высшем образовании и квалификации, образцы которых утверждены приказом Минобрнауки России (далее - документы об образовании), правил оказания платных образовательных услуг; федерального государственного контроля качества образования в части содержания подготовки обучающихся и выпускников по образовательным программам высшего образования по специальностям с присвоением квалификации по коду 65: 00501 Юриспруденция, 080507 Менеджмент организации.
По результатам проверки образовательной деятельности Института были выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в части порядка приёма на обучение по образовательным программ высшего образования, выдачи документов об образовании, правил оказания платных образовательных услуг, содержания и (или) качества подготовки обучающихся, которые были указаны в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 04.08.2014 № 103/ВП/Л/З/К.
В этой связи и в соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ, с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ ректору Института было вручено предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий, законодательства Российской Федерации в области образования, содержания и (или) качества подготовки обучающихся от 29.08.2014 № 03-55-181/13-Л/З/К (далее - Предписание).
В соответствии с Предписанием Институту был установлен срок устранения выявленных нарушений до 06.10.2014.
Отчет об устранении нарушений был представлен Институтом в Рособрнадзор 03.10.2014 № 255.
Вместе с тем в полном объеме необходимые документы, позволяющие сделать вывод об устранения нарушений, указанных в Предписании, Институтом представлены не были.
В связи с неисполнением Предписания в соответствии с частью 8 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ в установленном законодательством Российской Федерации порядке в отношении Института было возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2014 № АП 03-55-181/13-Л/З/К-19.5.1.
Постановлением от 24.12.2014 Мирового судьи 8-ого судебного участка Кировского районного суда г. Новосибирска по делу об административном правонарушении № 5(8)-688/14 Институт был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение Предписания).
Согласно части 8 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ (в редакции действующей на момент истечения срока исполнения Предписания) в случае вынесения судом решения о привлечении организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторно организации, осуществляющей образовательную деятельность, предписания орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания.
В этой связи Институту было выдано повторно предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 04.03.2015 № 03-55-25/3 5-Л/1 Ш (далее - Повторное предписание) со сроком устранения нарушений до 25.04.2015, а также распоряжением Рособрнадзора от 17.03.2015 № 736-07приостановлено действие лицензии со сроком приостановления до 25.04.2015.
В установленный срок отчет об устранении нарушений Институтом в Рособрнадзор представлен не был, на основании чего в соответствии с частью 8 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Рособрнадзором был составлен акт проверки документов и сведений Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 28.05.2015 № 103/ВП/Л/З/К/ПП.
В порядке ч. 8 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ заявитель в связи с неисполнением учреждением повторного предписания обратился в суд с настоящим заявлением.
Аннулирование лицензии является одной из мер воздействия, направленных на защиту жизни и здоровья населения.
Согласно позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии, не является административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.
Из содержания определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлений от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
При этом в соответствии с частью 12 статьи 20 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
В свою очередь, основания обращения лицензирующего органа с заявлением об аннулировании лицензии предусмотрены частью 11 этой же статьи 20 Закона, согласно которой в случае, если в установленный судом срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Согласно действующему законодательству, на лицензирующий орган возложена обязанность по проведению контроля за соблюдением условий действия лицензий на образовательную деятельность, а также ежегодные обследования организации на соответствие условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности.
Данной обязанности лицензирующего органа корреспондирует обязанность лицензиата по безусловному исполнению требований по соблюдению законодательства об образовательной деятельности.
Оценив обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что Институт не исполнил вышеуказанные предписания об устранении нарушений лицензионной деятельности.
В то же время, незнание положений действующего законодательства не освобождает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, от их исполнения.
Суд считает, что заявителем представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт нарушения Институтом указанных положений закона, имеются основания для удовлетворения требований.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на ответчика в соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 333.21, п. 4 ч. 1 ст. 333.22 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Аннулировать лицензию на осуществление образовательной деятельности от 06.06.2011, регистрационный № 1359, серия ААА № 001408, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования Новосибирский институт экономики и менеджмента (ОГРН 1025401902635, ИНН 5405170698).
Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Новосибирский институт экономики и менеджмента (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья | И.А. Рубекина |