АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск дело №А45-17053/2012
объединенное с делом №А45-17050/2012
Резолютивная часть объявлена 02.08.2012
Полный текст решения изготовлен 06.08.2012
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи СЕЛЕЗНЕВОЙ М.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрункиным А.Д. рассмотрел в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Новосибирской области по адресу: <...> материалы объединенного дела по заявлению МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» г.Новосибирск к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области о признании недействительным решения , требования
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: не явился
от налогового органа: ФИО1 по доверенности 26.07.2012, служебное удостоверение, ФИО2 по доверенности от 13.12.2011, служебное удостоверение,
МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения №12 от 10.02.2012, а также с заявлением о признании требования №91 от 26.04.2012, вынесенного на основании вышеназванного решения.
Заявления были приняты арбитражным судом к производству в рамках дел № А45-17053/2012 и № А45-17050/2012, которые определением арбитражного суда от 31.05.2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Налоговая инспекция против удовлетворения заявления возражает, ссылаясь на законность оспариваемых актов, а также на сложившуюся судебную практику..
Представитель МУП «Новосибирский метрополитен» в судебное заседание не явился, письмом от 02.08.2012 заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено арбитражным судом в отсутствие представителя МУП «Новосибирский метрополитен».
Рассмотрев материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л :
По результатам проведения камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за полугодие 2011 года Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по НСО вынесено Решение №12 от 10.02.2012г., которым Заявителю предложено уплатить налог на имущество за полугодие 2011г. в сумме 49 122 599 руб., а также пени в сумме 2 587 415 руб. 42 коп.
Основанием для доначисления налога на имущество послужило занижение налогоплательщиком стоимости имущества, за счет применения льготы по налогу, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ. в отношении объектов основных средств, находящихся на балансе МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» (станций метро, перегонных тоннелей, подстанций совмещенных тягово-понизительных, кабельных линий, внешних сетей электроснабжения и т.д.), не поименованных в перечне имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 504 от 30.09.2004 г.
Решением УФНС по НСО №197 от 18.04.2012г. вышеуказанное Решение утверждено в полном объеме.
На основании решения №12 от 10.02.2012 вынесено требование №91 от 26.04.2012.
Заявитель считает Решение №12 от 10.02.2012г. незаконным, требование №91 -нарушающими права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности права ,подлежащим признанию недействительными по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения ,организации в отношении, в том числе железнодорожных путей общего пользования, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации. . Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества.
На основании изложенного, а также в связи с наличием у налогоплательщика железнодорожных путей общего пользования, линий энергопередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, включенных в Перечень имущества, в котором даются наименования сложных технологических объектов, заявитель полагает, что обладает правом на применение названной льготы по налогу на имущество в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Заявитель полагает, что даже при возможном несоответствии кодов ОКОФ, на которые ссылаются налоговые органы, право на льготу по налогу на имущество у налогоплательщика все равно имеется, поскольку пункт 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ не содержит требования об отнесении объекта основных средств к тому или иному коду ОКОФ.
По мнению заявителя, на основании указанной нормы льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта.
Заявитель утверждает, что налоговый орган при проведении проверки, фактически разрешил технический вопрос, не обладая специальными познаниями в данной области, и сделал вывод о том, что коды ОКОФ не имеют отношения к деятельности метрополитена.
МУП «Новосибирский метрополитен» согласно заключенному договору с ЗАО «РЭС» оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, подключенным к электрическим Предприятия.
Согласно Приказу от 19.11.2008 года №378-Е Департаментом по тарифам НСО «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для расчетов МУП «Новосибирский метрополитен» со смежной сетевой организацией ЗАО «РЭС» установлен соответствующий индивидуальный тариф.
Как указано в предоставленной МУП «Новосибирский метрополитен» технической справке для обеспечения технологического процесса передачи электрической энергии по линиям энергопередачи предприятие обязано использовать в силу нормативных требований (СП 32-105-2004) и использует имущество, являющееся неотъемлемым от линий энергопередачи - Тоннели и станции (неотъемлемой частью которых выступают тягово-понизительные подстанции с кабельными линиями, газораспределительные пункты). Более того, МУП «Новосибирский метрополитен» во исполнение своей уставной деятельности использует железнодорожные пути общего пользования, тоннели пешеходные..
Технологическое разъединение всех вышеуказанных объектов данных объектов , по утверждению заявителя, невозможно и приведет к невозможности эксплуатации как линий энергопередачи, так и железнодорожных путей, станций, тоннелей (в том числе пешеходных) метрополитена.
Исследовав обстоятельства дела, суд доводы МУП «Новосибирский метрополитен» отклонил, признав обоснованной правовую позицию налогового органа, при этом суд исходил из следующего.
Основанием для доначисления налога на имущество послужило занижение налогоплательщиком стоимости имущества, за счет применения льготы по налогу, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ. в отношении объектов основных средств, находящихся на балансе МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» (станций метро, перегонных тоннелей, подстанций совмещенных тягово-понизительных, кабельных линий, внешних сетей электроснабжения и т.д.), не поименованных в перечне имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 504 от 30.09.2004 г.
В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень имущества, относящегося к объектам, перечисленным в п. 11 ст. 381 НК РФ. утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504 (далее - Перечень льготируемого имущества).
Для классификации видов экономической деятельности и информации о них на территории Российской Федерации введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД». В соответствии с данным документом деятельность метрополитена (ОКВЭД 60.21.23) отнесена к подгруппе 60.21.2 деятельность городского электрического транспорта.
Перечень льготируемого имущества сформирован с использованием данных ОКОФ. Как следует из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
С учетом функционального назначения объектов метрополитена (определенного, в том числе, в Технических паспортах на объекты), находящиеся на балансе МУП «Новосибирский метрополитен» все электротехнические устройства, рассматриваются как неотъемлемые технологические части единого комплекса метрополитена, предназначенного для осуществления технологического процесса городских перевозок (ОКОФ 12 4526424).
Согласно Перечню льготируемого имущества, льготированию подлежат как объекты, коды ОКОФ которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Коды ОКОФ по таким сооружениям в Перечне не приведены.
Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 504 от 30.09.2004 г., является единственным документом, который в соответствии с прямым указанием в п.11ст. 381 НК РФ устанавливает перечень имущества, на которое распространяется данная льгота. Поэтому применение иных нормативно-правовых актов, в том числе ОКОФ, то есть добавление дополнительных (не предусмотренных Налоговым кодексом) условий при определении льготируемого имущества, является неправомерным .
Суд принял признал обоснованными доводы налогового органа о том, что льготированию подлежит имущество, являющееся составной неотъемлемой частью льготируемого объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, не зависящий от кода ОКОФ основного объекта (сооружения), если такое имущество поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание". При этом состав имущественных объектов, перечисленных в данной графе, является закрытым.При этом суд принял во внимание ссылку налогового органа на сложившуюся судебному практику по аналогичным вопросам.
Таким образом, от обложения налогом на имущество освобождается:
- объект, код ОКОФ которого непосредственно содержится в Перечне;
-имущество, являющееся составной неотъемлемой частью объекта, код ОКОФ которого представлен в Перечне, и поименовано в нем по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание».
Налогоплательщиком был представлен список основных средств, необлагаемых налогом на имущество, с указанием уточненных кодов ОКОФ, в котором предприятие самостоятельно изменило коды имущества метрополитена на коды, указанные в утвержденном Правительством перечне необлагаемого имущества № 504: станциям метро присвоен код ОКОФ 12 0001140 «Коллекторы для укладки труб разного назначения - сооружения для прокладки линий энергопередачи (кабельных, тепловых сетей), контактной сети электроснабжения присвоен код ОКОФ 14 3120160 «Устройства распределительные комплектные высокого напряжения».
В целях подтверждения правомерности применения льготы по налогу на имущество, налогоплательщик обязан представить первичные документы (инвентарные карточки, технические паспорта, акты о вводе в эксплуатацию и т.д.), подтверждающие наличие на балансе объектов основных средств коды ОКОФ которых непосредственно указаны в Перечне № 504, и имущества, являющегося составной неотъемлемой частью данного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ. Суд признал обоснованным довод налогового органа о том, что таких документов налогоплательщиком не представлено, и согласился с позицией налогового органа, состоящей в следующем.
В соответствии с ОКОФ имущество метрополитена относится к подклассу «Сооружения городского электрического транспорта» с кодом ОКОФ 12 4526050. в который включены, в том числе:
- линия метрополитена мелкого заложения с кодом ОКОФ 12 45264521;
- линия метрополитена глубокого заложения с кодом по ОКОФ 12 4526422;
- метрополитен (комплекс) с кодом по ОКОФ 12 4526424.
В Перечне льготируемого имущества, коды ОКОФ имущества метрополитена отсутствуют, в связи с чем налоговый орган сделал обоснованный вывод о том, что у налогоплательщика отсутствует имущество, подлежащее льготированию в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ.
На основании вышеизложенного, по результатам камеральной налоговой проверки установлено, что на балансе МУП «Новосибирский метрополитен» отсутствуют сложные технические объекты, поименованные в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 504 от 30.09.2004 г.
Довод Заявителя о том, что п. 11 ст. 381 НК РФ не содержит требования об отнесении объекта основных средств к тому или иному коду ОКОФ, также судом не принимается.. Действующий Перечень льготируемого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504. Перечень имущества, относящегося к освобождаемым от налогообложения объектам, сформирован с использованием данных ОКОФ, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ .
Ссылка Заявителя на договор с ЗАО «РЭС» на оказание услуг по передаче электрической энергии, и Приказ № 378-Е от 19.11.2008 г. Департамента по тарифам НСО «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов МУП «Новосибирский метрополитен» со смежной сетевой организацией ЗАО «РЭС» также не принимаются судом в связи с тем, что данные документы не подтверждают факт наличия имущества у Заявителя. поименованного в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504, а сам по себе факт передачи электроэнергии не является основанием в силу п. 11 ст. 381 НК РФ для освобождения от уплаты налога на имущество
При вынесении решения суд принял также во внимание следующее. В арбитражном суде Новосибирской области рассмотрено дело №А45-4991/2011 по заявлению МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области о признании недействительными решений от 22.12.2010 г. №107, № 108 от 03.02.2011 г. № 2 по аналогичным основаниям
Предметом доказывания в рамках дела указанного дела № А45-4991/2011 являлось наличие на балансе налогоплательщика имущества, подлежащего льготированию на основании п. 11 ст. 381 НК РФ в течение отчетных периодов 2010 г. (1 квартал 2010 г., полугодие 2010 г., 9 месяцев 2010 г.). В настоящем деле спор заключается в правомерности применения указанной льготы в отношении того же имущества , но в другом отчетном периоде - полугодие 2011 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2011 г. по делу № А45-4991/2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 г. требования Заявителя были удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2011 г. судебные акты по делу № А45-4991/2011 отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано, при этом Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 28.12.2011 г. по делу № А45-4991/2011 установлено , что выводы о наличии у МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» льготируемого имущества, относящегося к линиям энергопередач (а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Определением ВАС РФ от 22.06.2012 №ВАС-4457/2012 МУП «Новосибирский метрополитен» отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ поскольку доводы надзорной жалобы являются необоснованными.
В связи с изложенным , а также руководствуясь ч.2 ст. 69 АПК РФ суд признал подлежащим удовлетворению заявление МУП « Новосибирский метрополитен» о признании недействительным решения №12 от 10.02.2012,а также вынесенного на основании данного решения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа №91 по состоянию на 26.04.2012.
Руководствуясь ст.167-170 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» г.Новосибирск о признании недействительным решения №12 от 10.02.2012, вынесенного Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области -отказать.
В удовлетворении заявления МУП г.Новосибирска «Новосибирский метрополитен» г.Новосибирск о признании недействительным требования №91 от 26.04.2012, вынесенного Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области -отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 11.05.2012, в виде приостановления действия решения №12 от 10.02.2012.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 11.05.2012, в виде приостановления действия требования №91 от 26.04.2012.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения , в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд 634050 <...> Ушайки,24.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу , в кассационную инстанцию -Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа ,625010 <...>, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
СУДЬЯ СЕЛЕЗНЕВА М.М.