г. Новосибирск
«13» января 2022 г. Дело №А45-17398/2021
резолютивная часть 11.01.2022
полный текст 13.01.2022
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огневой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Кемерово, г. Кемерово
к 1) Управлению Федеральной службы судебных приставов по <...>) Отделению службы судебных приставов по Калининскому району города Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, 3) судебному приставу-исполнителю ФИО1
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - 1) ООО «Ютэк» (ИНН <***>), 2) Ликвидатор ООО «Ютэк» ФИО2,
о признании незаконным бездействие УФССП по НСО, выразившиеся в длительном неисполнении решения суда по делу №А45-25824/2020 о взыскании с ООО «ЮТЭК» в пользу администрации г. Кемерово неосновательного обогащения
в присутствии представителей:
заявителя: ФИО3, доверенность от 23.12.2021, паспорт, диплом, (посредством онлайн-заседания),
заинтересованного лица: 1) ФИО4, доверенность от 16.11.2021, служебное удостоверение, диплом, 2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен,
третьего лица: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Кемерово (по тексту- заявитель, Администрация, взыскатель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к 1) Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее –Управление или УФССП по НСО), 2) Отделению службы судебных приставов по Калининскому району города Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, 3) судебному приставу-исполнителю ФИО1 (по тексту- судебный пристав ФИО1, совместно именуемые заинтересованные лица) о:
- признании незаконным бездействие Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, выразившееся в длительном неисполнении возложенных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непринятии всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного листа серии ФС №032437486 от 24.12.2020, выданного арбитражным судом Новосибирской области администрации города Кемерово на сумму 6 989 813 рублей 39 копеек;
- признании незаконным бездействие уполномоченных лиц ОСП по Калининскому району города Новосибирска, выразившееся в длительном неисполнении возложенных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом о г 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непринятии всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного листа серии ФС №032437486 от 24.12.2020, выданного арбитражным судом Новосибирской области администрации города Кемерово на сумму 6 989 813 рублей 39 копеек;
- признании незаконным действие пристава-исполнителя ОСП по Калининскому району города Новосибирска, выразившееся в вынесении постановления об окончанииисполнительного производства №116934/21/54004-ИП в связи с ликвидацией организации должника (с учетом изменения предмета спора, принятого судом по правилу ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - 1) ООО «Ютэк» (по тексту- должник), 2) Ликвидатор ООО «Ютэк» ФИО2.
Требования заявителем мотивированы тем, что в 16.02.2021 года в адрес Управления взыскателем было направлено заявление и исполнительный лист в отношении ООО «Ютэк» для принудительного исполнения, однако, на момент обращения в суд информация о возбужденном исполнительном производстве отсутствовала. В ходе судебного разбирательства установлено, что исполнительное производство было возбуждено только 10.06.2021 и при этом оно было окончено 25.06.2021 года в связи с нахождением должника в стадии ликвидации, тогда как доказательства такой процедуры отсутствовали у пристава, данные о ликвидации не соответствуют действительности и противоречат требованиям законодательства, поскольку в установленные сроки ликвидация не была завершена и процедура не продлевалась судом. При этом отсутствуют доказательства направления исполнительного листа как в адрес ликвидатора, так и в адрес взыскателя, а после обращения в суд с настоящим заявлением производство было вновь возбуждено, постановление об окончании исполнительного производства отменено. Заявитель считает незаконным бездействие УФССП по НСО, которое получив согласно сайту отслеживания корреспонденции заявление о возбуждении исполнительного производства 25.02.2021 года, направляет его для исполнения в отделение по месту регистрации должника только 31.05.2021 года. Длительное бездействие заинтересованных лиц нарушает права и интересы взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа, приводит к утрате возможности исполнения вынесенного судебного акта. Подробно доводы изложены в заявлении и дополнительных пояснениях.
УФССП России по НСО указывает на то, что заявление о возбуждении исполнительного производства получено только 28.05.2021 года и было направлено в отделение УФССП по НСО для возбуждения исполнительного производства 31.05.2021 года, исполнительное производство возбуждено 10.06.2021. То есть со стороны Управления незаконного бездействия не усматривается, доказательства передачи почтовым отделением письма ранее, чем 28.05.2021 года в материалы дела не представлены. Управление полагает, что нарушений прав и интересов заявителя не допущено, исполнительное производство возбуждено и ведется, в настоящее время сделаны все запросы, принимаются меры для принудительного исполнения. Подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Судебный пристав ФИО1 также полагает, что нарушений прав и интересов заявителя не имеется, по информации, предоставленной из Управления и сведений Единого государственного реестра юридических лиц должник находится в стадии ликвидации, что является основанием для окончания исполнительного производства. Ошибочно своевременно постановление об окончании и исполнительный документ не были направлены ни взыскателю, ни ликвидатору сотрудником канцелярии отделения, и при наличии заявления в суд было принято решение о возобновлении исполнительного производства,нарушений прав и интересов заявителя не допущено, исполнительное производство возбуждено и ведется, в настоящее время сделаны все запросы, принимаются меры для принудительного исполнения. Подробно доводы изложены в отзыве.
Заинтересованными лицами отмечено, что о движении исполнительного производства взыскатель может отслеживать информацию на сайте службы судебных приставов либо через личный кабинет.
Третьи лица не представили отзыв на заявление, явка представителей в судебное заседание не обеспечена, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено по правилу ст. 123, 156 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Так, в соответствии с правилами статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).
Таким образом, для удовлетворения заявления о признании незаконным бездействия необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемое бездействие имело место, оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-25824/2020 от 24.12.2020 заявленные Администрацией города Кемерово требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК" в пользу Администрации города Кемерово взыскано неосновательное обогащение в размере 6 989 813 рублей 39 копеек. 02 февраля 2021 года на основании вступившего в законную силу решения суда выдан исполнительный лист Серии ФС 032437486.
16.02.2021 года Администрация направила исполнительный лист на принудительное исполнение в Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, согласно сайту отслеживания почтовой корреспонденции отправление получено адресатом 25.02.2021 года (ШПИ 80089957510844), что подтверждено АО «Почта России» на запрос суда.
Исполнительный лист с заявлением зарегистрированы Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области 28.05.2021 года (вх. № 44394) и сопроводительным письмом от 31.05.2021 № 54906/21/121396-СО направлен в Отделение судебных приставов по Калининскому району г. Новосибирска. Отделением 10.06.2021 года возбуждено исполнительное производство № 116934/21/54004-ИП, направлены запросы в уполномоченные органы. По состоянию на 25.06.2021 года исполнительное производство было окончено по причине того, что должник ликвидируется со ссылкой на п.6 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года №229 «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ или Закон об исполнительном производстве).
12.08.2021 года постановление об окончании исполнительного производства было отменено старшим судебным приставом Отделения по Калининскому району и возобновлено исполнительное производство, направлены запросы в уполномоченные органы в отношении должника. В настоящее время данные об исполнении требования исполнительного документа отсутствуют.
Заявитель не согласен со столь длительным бездействием службы судебных приставов по исполнению судебного решения, а также находит необоснованным окончание исполнительного производства, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением по мотивам, указанным выше.
Суд находит доводы заявителя обоснованными.
Так, согласно статьям 2, 4 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации, а одним из принципов - своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 10 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Из материалов дела следует, что 16.02.2021 года Администрация направила исполнительный лист на принудительное исполнение в Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, согласно сайту отслеживания почтовой корреспонденции отправление получено адресатом 25.02.2021 года (ШПИ 80089957510844), что подтверждено АО «Почта России» на запрос суда.
Управление указывает, что исполнительный лист с заявлением зарегистрированы 28.05.2021 года (вх. № 44394) и сопроводительным письмом от 31.05.2021 № 54906/21/121396-СО, что свидетельствует о том, что фактически получено заявление только 28.05.2021 года. Заинтересованное лицо полагает, что почтовое отделение не своевременно передало почтовую корреспонденцию, почтовое уведомление заявителем с отметкой о получении письма адресатом именно 25.02.2021 года не представлено.
К указанным доводам суд относится критически, поскольку почтовым отделением указано на факт вручения корреспонденции 25.02.2021 года. Управлением представлены почтовые реестры за 25.02.2021 на получение, в числе которых отправление ШПИ 80089957510844 отсутствует, однако, Управлением не представлены суду аналогичные реестры за 28.05.2021 года в подтверждение факта получения от почтового отделения корреспонденции именно в день регистрации входящей корреспонденции. При этом суду в материалы дела Управлением была представлена только копия лицевой стороны конверта, в котором получено заявление с исполнительным листом, копия оборотной стороны, содержащей входящие и исходящие отметки почтового отделения, суду не представлена, оригинал конверта также не был представлен в материалы дела и на обозрение суда.
В связи с чем, Управлением не опровергнут факт получения корреспонденции 25.02.2021 года, как это указано заявителем и почтовым отделением.
Длительное бездействие Управления по не регистрации и непринятию мер для направления в соответствующее подразделение службы судебных приставов для принудительного исполнения судебного акта в период с 25.02.2021 по 31.05.2021 ода (дату направления на исполнение в Отделение по Калининскому району) нарушает права и интересы взыскателя, не соответствует закону.
Заявитель находит незаконным окончание исполнительного производства 25.06.2021 года в связи с ликвидацией должника.
По пункту 6 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N 229-ФЗ при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору) (часть 5 статьи 96 Федерального закона N 229-ФЗ).
По правилам части 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. При этом на ликвидационную комиссию возложена обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ на ликвидационную комиссию возложена обязанность по ликвидации организации и удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Таким образом, с момента установления факта нахождения должника в стадии ликвидации судебный пристав-исполнитель не вправе совершать какие-либо исполнительные действия в отношении должника-организации, находящегося в процедуре ликвидации, а обязан окончить исполнительное производство и передать исполнительный лист в ликвидационную комиссию для дальнейшего его исполнения в порядке статей 61 - 64 ГК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлена в статье 64 ГК РФ.
Из содержания статей 61 - 64 ГК РФ следует, что процедура добровольной ликвидации организации считается наступившей с момента принятия учредителем соответствующего решения, а не с момента внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.
Таким образом, в силу прямого указания закона с момента установления факта нахождения должника в стадии ликвидации судебный пристав-исполнитель не вправе совершать какие-либо исполнительные действия в отношении должника-организации, находящегося в процедуре ликвидации, а обязан окончить исполнительное производство и передать исполнительный лист в ликвидационную комиссию для дальнейшего его исполнения в порядке статей 61 - 64 ГК РФ.
Однако в данном случае суд не усматривает правовых оснований для окончания исполнительного производства.
Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ, а также информации, размещенной на официальном сайте ФНС России (pb.nalog.ru), ООО «ЮТЭК» не ликвидировано, является действующим юридическим лицом, отражено, что принято решение о ликвидации и назначен ликвидатор.
ООО «ЮТЭК» подало сведения о ликвидации в налоговый орган 05.03.2020, опубликована информация о заявлении требований кредиторов в журнале «Вестник государственной регистрации» 18.03.2020 (номер журнала: №1 1(778) Часть-1).
В соответствии с п.6 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 № 14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более, чем на шесть месяцев. Согласно сведениям, содержащимся в официальной электронной картотеке дел арбитражных судов Российской Федерации (kad.arbitr.ru), ООО «ЮТЭК» с заявлением о продлении срока для ликвидации общества не обращалось.
Кроме того, согласно определению арбитражного суда Новосибирской области от 08.10.2020 по делу № А45-25824/2020, в отношении ООО «ЮТЭК» принятыобеспечительные меры — Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области запрещено вносить запись о прекращении деятельности ООО «ЮТЭК» в связи с ликвидацией. Данное определение вступило в законную силу. Обеспечительные меры до настоящего времени не отменены судом, ООО «Ютэк» подана жалоба в Верховный суд Российской Федерации на состоявшиеся судебные акты по делу А45-25824/2020. При этом кассационная жалоба ООО «ЮТЭК» по делу № А45-25824/2020 от 07.06.2021 подписана директором ООО «ЮТЭК», а не ликвидатором.
Следовательно, по состоянию на 25.06.2021 (на момент окончания исполнительного производства) ООО «ЮТЭК» не ликвидировано и не могло находиться в стадии ликвидации.
При этом в нарушение положений ст. 47, 96 Закона № 229-ФЗ судебным приставом по состоянию на 12.08.2021 года исполнительный лист не был направлен ни взыскателю вместе с постановлением об окончании исполнительного производства, ни ликвидатору, а также не принято мер для контроля за исполнением требований исполнительного документа.
По состоянию на 12.08.2021 года с учетом рассмотрения настоящего дела в суде постановление об окончании исполнительного производства было отменено, исполнительное производство возобновлено и направлены запросы в уполномоченные органы в отношении сведений о должнике. Доказательства исполнения требования исполнительного документа отсутствуют в материалах дела.
Таким образом, материалами исполнительного производства подтверждается незаконное бездействие, а также несвоевременность совершения действий судебными приставами ОСП по Калининскому району г. Новосибирска в периоде с 25.06.2021 до 12.08.2021, Управлением ФССП России по НСО в периоды с 25.02.2021 до 31.05.2021, незаконность и необоснованность принятия постановления об окончании исполнительного производства приставом ФИО1 от 25.06.2021, что нарушает права взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа. Также в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства, об окончании исполнительного производства и о возобновлении исполнительного производства в установленные сроки, вплоть до 31.08.2021 года.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу части 1 статьи 12, части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2007 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.1997 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Требования закона в настоящем случае не исполнены службой судебных приставов, ответственность за организацию работы судебных приставов несет Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области как территориальный орган службы судебных приставов, оно же осуществляет контроль за исполнением обязанностей должностными лицами службы, в связи с чем, Управлением также допущено незаконное бездействие, выразившееся в длительном неисполнении возложенных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непринятии всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного листа серии ФС №032437486 от 24.12.2020, выданного Арбитражным судом Новосибирской области администрации города Кемерово на сумму 6 989 813 рублей 39 копеек.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Государственной пошлиной данная категория не облагается, в связи с чем, не подлежит распределению.
Учитывая, что в настоящее время исполнительное производство возбуждено и принимаются меры для принудительного исполнения, суд не усматривает оснований для возложения обязанностей по правилу ст. 201 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, выразившееся в длительном неисполнении возложенных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непринятии всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного листа серии ФС №032437486 от 24.12.2020, выданного Арбитражным судом Новосибирской области администрации города Кемерово на сумму 6 989 813 рублей 39 копеек.
Признать незаконным бездействие Отделения службы судебных приставов по Калининскому району города Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, выразившееся в длительном неисполнении возложенных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непринятии всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного листа серии ФС №032437486.
Признать незаконными действия пристава-исполнителя ОСП по Калининскому району города Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области ФИО1, выразившиеся в вынесении постановления об окончании исполнительного производства №116934/21/54004-ИП в связи с ликвидацией организации должника.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
СУДЬЯ Т.А. Наумова