ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1754/15 от 30.03.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                                         Дело № А45-1754/2015

30 марта 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Киселевой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва (ОГРН <***>)

к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, г. Москва (ОГРН <***>), представляемого Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН <***>)

о взыскании 111 480 рублей 71 копейку убытков

без участия сторон

установил:

Сущность спора: иск заявлен о взыскании 111 480 рублей 71 копейка убытков.

Ответчик отзыв по делу не представил (отзыв возвращен).

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Требования истца основаны на следующих обстоятельствах.

Истец является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования по территории Российской Федерации и в международном сообщении.

В соответствии со статьями 2, 3 межправительственного Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 г. («Соглашение») перечисленным категориям граждан предоставляется право бесплатного проезда либо 50-процентная скидка от стоимости проезда по железной дороге один раз в год (туда и обратно), сохранены сезонные льготы (с 1 октября по 15 мая) по оплате проезда. Согласно ст.6 Соглашения обязанность по обеспечению льготных условий обслуживания указанных лиц возложена на транспортные организации.

Во исполнение Соглашения истцом в лице Западно-Сибирского филиала в 2013 году указанной категории граждан на территории Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской области, Алтайского края проездные документы оформлены без оплаты либо с оплатой 50% стоимости проезда. Стоимость проезда (без налога на добавленную стоимость) составила 111 044,1руб. (сумма значений графы № 9 Расчета суммы убытков). В силу статьи 8 Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, должно осуществляется сторонами Соглашения в соответствии с национальным законодательством. Согласно п.5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативно-правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Факты предоставления льгот подтверждены надлежащим образом, в соответствии со ст.8 Соглашения, ст. 22 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 г. № 30 («Правила»):

а)           реестрами оформленных проездных документов на проезд во внутреннем и международном сообщениях по группам «Участники ВОВ, лица, приравненные к участникам ВОВ, сопровождающие лица», «Инвалиды ВОВ, лица, приравненные к инвалидам ВОВ, сопровождающие лица», составленными с помощью автоматизированной системы «Экспресс» и содержащими фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, номера проездных документов, вид льготы, стоимость проезда, фактически уплаченную сумму, общую стоимость проезда, неполученную стоимость проезда, сумму комиссионного, страхового сбора;

б)           купонами кассира, подтверждающими факт продажи проездного документа, номер документа, подтверждающего право на льготы и подлинность содержащейся в реестрах информации;

в)           талонами на льготный проезд (в случае переоформления проездных документов - вспомогательными документами, содержащими данные о возвращенном проездном документе и талоне на льготный проезд согласно п.4.3.3. Инструкции работы билетных кассиров и операторов на билетно-кассовой аппаратуре (терминалах) системы "Экспресс-3" (К/02.60.5840-93ТИ/) (копии прилагаются). В период сезонных перевозок на основании Решения Экономического Суда СНГ от 24 июня 2003 г. N 01-1/2-03 перевозка производилась без талонов, по предъявлении удостоверения.

Кроме того, указанным категориям пассажиров проездные документы оформлены без взимания сборов за услуги, связанные с перевозкой пассажиров-комиссионных сборов (резервирование мест).

Согласно п.1 Указания МПС Российской Федерации от 23.03.1995 г. №27у «О внесении изменений и дополнений в Тарифное руководство №5» «взимание комиссионных сборов с инвалидов и участников Великой Отечественной войны при оформлении бесплатного или льготного проезда по талонам за все услуги, оказываемые при продаже проездных документов и возврате платежей, не производится». В соответствии с п. 156 Правил «сборы за услуги при резервировании мест и оформлении проездных документов (билетов), взимаются за каждое место в зависимости от сроков в размере, установленном МПС России, сборы при оформлении проездных документов (билетов) инвалидами Великой Отечественной войны, участниками Великой Отечественной войны, по предъявлении соответствующих талонов не взимаются». Таким образом, нормативными правовыми актами Российской Федерации указанная категория пассажиров освобождена от оплаты комиссионных сборов. Во исполнение нормативных актов взимание сборов за оформление проездных документов с указанной категории граждан не производилось, сумма неполученных ОАО «ФПК» сборов за услуги, связанные с перевозкой пассажиров составила: 436,61 руб. без учета НДС (сумма значений графы №11 Расчета суммы убытков).

Расчет суммы сборов за услуги, связанные с перевозкой пассажиров произведен исходя из данных проездных документов и реестров оформленных проездных документов на проезд во внутреннем и международном сообщениях, составленных с помощью автоматизированной системы «Экспресс». Стоимость проезда и сборов установлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 г. №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», Межгосударственным пассажирским тарифом, Тарифным руководством №4, утвержденным Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе от 01.06.1995 г., приказами ФСТ России от 27.07.2010 г. №156-Т/1, от 06.12.2011 г. №324-Т/9, распоряжением ОАО «ФПК» от 16.10.2012г. № 1254р (копия прилагается), телеграммы ОАО «РЖД» от 29.12.2012г. №ЦЛЭ-16/123 (копия прилагается).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери перевозчика, возникшие в результате установления льгот по тарифам, сборам и платежам на железнодорожном транспорте общего пользования на основании нормативных правовых актов Российской

Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджета Российской Федерации. Согласно п.5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативно-правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Общая сумма убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и исполнением нормативных правовых актов Российской Федерации в 2012 г. составила 111 480,71руб. (сумма значений графы №13 Расчета суммы убытков).

Письмом от 29.12.2014 №08-04-07/4272 ответчиком в лице Министерства финансов Российской Федерации в удовлетворении заявления о возмещении убытков в связи предоставлением льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом №01-10/237 от 01.12.2014г. отказано со ссылкой на иммунитет бюджетов бюджетной системы, предполагающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы только на основании судебного акта.

По мнению истца, подписав Соглашение, Российская Федерация установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет федерального бюджета, однако реализацию льгот фактически не обеспечила. Согласно ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в результате принятия федеральных законов, заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) возникают расходные обязательства Российской Федерации. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступают финансовые органы. Неисполнение Российской Федерации своих обязательств по возмещению затрат, произведенных истцом в связи с предоставлением законом установленных льгот, свидетельствует о неправомерном бездействии государственных органов.

Ответчик иск не оспорил.

Суд признает требования истца обоснованными и исходит при этом из следующего.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ). 

Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании статей 1064 и 1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).

Поскольку возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

В силу статей 15, 1064, 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.

Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Указанное соответствует позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 № 2683/12.

В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.

По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, истец, требуя возмещения реального ущерба, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, должен доказать наличие всех указанных элементов деликтной ответственности в их совокупности.

В части 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Право на льготный проезд по территории стран Содружества Независимых Государств и ближнего зарубежья названным льготным категориям граждан предоставлено в силу международных соглашений, в том числе Соглашения о международном пассажирском сообщении, Соглашения от 12.03.1993 и должно финансироваться за счет средств бюджета Российской Федерации.

В соответствии со статьями 2, 3 Соглашения от 12.03.1993 инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота по территориям государств – участников настоящего Соглашения один раз в год (туда и обратно) и с 50% скидкой воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом. Героям Советского Союза и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, предоставляется право бесплатного проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта. Инвалидам Великой Отечественной войны III группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом.

В силу статьи статье 6 Соглашения от 12.03.1993 транспортные организации обеспечивают льготные условия обслуживания лиц, указанных в настоящем Соглашении, независимо от места их проживания.

Основанием для приобретения льготного проездного билета в соглашении от 12.03.1993 указывались удостоверение личности и лист талонов на льготный проезд, которые должны предъявляться в железнодорожную кассу (пункт 7 указанного Соглашения).

Согласно части 2 статьи 7 ГК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Таким образом, финансирование предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, предусмотренных названными Федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 30 от 26.07.2002 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее – Правила № 30), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью автоматизированной системы учета (далее – АСУ) «Экспресс», в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах, категории льготы, номере удостоверения, маршруте, по которому предоставлен льготный проезд, дате поездки, стоимости проезда и т.д.

Пунктом 24 Правил № 30 установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.

Предметом иска явилось возмещение расходов, связанных с предоставлением в 2013 году льгот по проезду железнодорожным транспортом.

Согласно части 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с соответствующего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (часть 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 Постановления № 23, споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование (пункт 17 Постановления № 23).

Принимая Федеральные законы о федеральном бюджете на 2010 год, 2011 год Российская Федерация не отменяла и не приостанавливала действие Соглашения от 12.03.1993, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей возлагаются на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что убытки у истца возникли в связи с неисполнением государством установленных соглашением обязательств.

Следовательно, с учетом положений статей 125, 1069, 1071 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении № 23, и заявленных в рамках настоящего дела требований по спору о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу незаконным бездействием государственных органов, является Российская Федерация, чьи интересы в суде представляет финансовый орган – Минфин России.

Факт предоставления льгот подтверждается представленными в материалы дела документами

Исходя из статей 16, 1069, 1071 ГК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Между тем, в деле отсутствуют доказательства того, что на момент предъявления иска главному распорядителю были выделены финансовые средства для обеспечения возмещения компенсации по предоставлению соответствующих льгот.

Учитывая, что меры социальной поддержки указанных выше категорий граждан, предусмотрены федеральным законодательством и международным соглашением и Российской Федерацией в лице Минфина России не выделены денежные средства на реализацию таких мер, суд приходит к выводу о том, что расходы на предоставление вышеуказанных льгот относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, данные убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Льготы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 105 АПК РФ предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Вместе с тем, то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской федерации за счет казны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН <***>) в пользу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва (ОГРН <***>) 111 480 рублей 71 копейка убытков и 4 344 рубля 42 копейки госпошлины.

Исполнительный лист выдать по заявлению взыскателя.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

И.В. Киселева