АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск дело № А45-17898/2006
Резолютивная часть решения объявлена 08.12.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 15.12.2011 г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи СЕЛЕЗНЕВОЙ М.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания СОППА О.Б. рассмотрев в судебном заседании 01.12.2011 г.-08.12.2011 г. (с перерывом) в помещении Арбитражного суда Новосибирской области по адресу: <...> материалы дела по заявлению Общество с ограниченной ответственностью «Гулливер» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области), Федеральному бюджетному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области, 3-е лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска о признании недействительным решения в части
При участии представителей сторон:
от заявителя - ФИО1 по дов. от 20.06.2011 г. ,
от Управление Росреестра по Новосибирской области - ФИО2 по дов. 11.05.2011 г., ФИО3 по дов. 11.05.2011 г..
от Федерального бюджетного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области - ФИО4 дов. 29.07.2011 г.,
от 3-его лица - не явился,
ООО «Гулливер» обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, согласно которого просит суд:
- признать недействительным ненормативный правовой акт Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости –оценочную опись земельный участков в границах кадастрового квартала 54:35:051990-в части кадастровой стоимости в размере 92 457 536 рублей 93 копейки по земельному участку с кадастровым номером 54:35:051990:0002, установленной в приложении к указанной описи – в «Акте определения кадастровой стоимости земельных участков» от 07.07.2005 г., утвержденного начальником территориального отдела Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области по г. Новосибирску,
- а также обязать заинтересованное лицо Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Гулливер» путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, т.е. исходя из его рыночной стоимости 25 731 000 рублей.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Новосибирской области возражает против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность ненормативного акта в оспариваемой части.
Заинтересованное лицо Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области возражает против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность ненормативного акта в оспариваемой части.
3-е лицо ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска о времени и месте судебного разбирательства извещено, отзыв по делу не представлен, представитель в судебное заседание не явился, письмом от 30.11.2011 г. 3-е лицо заявило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска.
Рассмотрев материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Гулливер» на день обращения с заявлением в арбитражный суд являлось собственником земельного участка находящегося по адресу г. Новосибирск, Кировский район, ул. Северный проезд 49/5, кадастровый номер: 54:35:05 1990:0002, площадь земельного участка: 39181,0 кв.м (далее- «Земельный участок»).
В соответствии с кадастровым планом земельного участка (Выпиской из государственного Земельного кадастра) № 35/06-12439 от 12.09.2006 г. кадастровая стоимость Земельного участка составляет 92 457 536 рублей 93 копейки.
Земельный участок прошёл независимую оценку в соответствии с договором оценки заключённым между ООО «Гулливер» и ООО «Этико» (Оценщик) по состоянию на 11 октября 2005 года. Согласно отчёту Оценщика № 240-р от 11.10.2005 г. рыночная стоимость Земельного участка составляет 25 731 000 рублей, что значительно ниже кадастровой стоимости Земельного участка согласно сведениям Государственного земельного кадастра.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд, при этом заявитель ссылается на следующее.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на день обращения заявителя в арбитражный суд) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
По смыслу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ порядок определения кадастровой стоимости различен для участков, для которых определена рыночная стоимость, и в тех случаях, когда она не определена. Следовательно, по мнению заявителя, в случаях, когда рыночная стоимость участка не определена, его кадастровая стоимость определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
ООО «Гулливер» заявляет, что при осуществлении кадастровой оценки земельного участка и определении кадастровой стоимости не была учтена информация о его реальной рыночной стоимости.
Заявитель также ссылается на следующее. В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 16 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 206):
- государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (п. 1.),
- государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5.),
- результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (п. 9.),
- споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке (п. 12.)
Согласно п. 4. ст. 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 22.08.2004) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.1. Методики государственной кадастровой оценки земель поселений (утверждённой Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337) кадастровая стоимость земельных участков поселений определяется с учетом:
- уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений (принимаются во внимание как застроенные, так и незастроенные земельные участки) и иной информации об объектах недвижимости;
- площади земельного участка;
- вида территориальной зоны и вида функционального использования земельного участка;
- факторов местоположения и окружающей среды.
На основании приведённых положений правовых актов, регулирующих деятельность по проведению кадастровой оценки земельных участков, заявитель делает вывод, что учёт уровня рыночных цен (рыночной оценки) на оцениваемые участки является обязательным. В рассматриваемом случае невыполнение данного требования повлекло, по утверждению заявителя, определение кадастровой стоимости, которая более чем в 3,5 раза превышает результат оценки независимого оценщика.
ООО «Гулливер» полагает, что:
- земельный участок фактически вообще не оценивался, т.к. его кадастровая стоимость определялась без учета ряда положений Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 № П/337;
- была применена формула, которая не могла подлежать применению;
- кадастровая стоимость земельного участка была определена таким образом, что в результате она оказалась в несколько раз выше рыночной стоимости земельного участка, что, в свою очередь, не соответствует ст. 66 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ и др.
В подтверждение того, что неправильная кадастровая оценка земельного участка повлекла нарушение прав и законных интересов заявитель, общество ссылается на следующее.
При уплате земельного налога согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 2 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, необоснованное завышение кадастровой стоимости Земельного участка повлекло завышение налоговых платежей, причиняя ущерб заявителю и нарушая право частной собственности установленное ст.35 Конституции РФ.
Управление Росреестра по Новосибирской области возражает против удовлетворения заявления, ссылаясь на следующее.
Оспаривая оценочную опись, ООО «Гулливер» по существу не согласен с определением в сведениях государственного кадастра недвижимости размера кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, а заявленные требования направлены на исключение из государственного кадастра недвижимости соответствующих сведений.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением администрации Новосибирской области от 27.07.2005 г. № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области».
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:051990:02, внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с удельным показателем, утвержденным названным нормативным правовым актом.
Верховный суд Российской Федерации определением от 28.04.2010 г. оставил без удовлетворения кассационную жалобу заявителя на решение Новосибирского областного суда от 15.02.2010 г., которым было отказано ООО «Гулливер» в признании недействующим Постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 г. № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области» в части утверждения (установления) удельного показателя кадастровой оценки земель кадастрового квартала 051990 в г. Новосибирске.
Управление Росреестра по Новосибирской области также ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, где со ссылкой на ряд нормативно-правовых актов сделаны выводы о том, что пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно - правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Следствием чего судом был сделан вывод о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативно - правового акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заинтересованное лицо Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области возражая против удовлетворения заявления ООО «Гулливер», также сослалась на определение Верховного суда Российской Федерации от 28.04.2010 г., которым постановление администрации Новосибирской области от 28.04.2010 г. № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Новосибирской области» признано действующим в части утверждения удельного показателя кадастровой оценки земель кадастрового квартала 54:35:051990.
Исследовав обстоятельства дела, суд доводы заинтересованных сторон отклонил, заявление ООО «Гулливер» признал подлежащим удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.
Вступившим в законную силу решением Новосибирского областного суда от 15.02.2010 г. по делу № 3-1/2010 г. заявление ООО «Гулливер» о признании постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 г. № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области» недействующим (в части) было оставлено без удовлетворения.
Однако суд признал, что положения ч. 3 ст. 69 АПК РФ в данном случае не могут быть применены, при этом суд принял во внимание доводы ООО «Гулливер» о том, что указанное обстоятельство (решение суда общей юрисдикции) не может свидетельствовать о необоснованности выводов общества о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:051990:0002 Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области:
- земельный участок фактически вообще не оценивался, т.к. его кадастровая стоимость определялась без учета ряда положений Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 № П/337;
- была применена формула, которая не могла подлежать применению;
- кадастровая стоимость земельного участка была определена таким образом, что в результате она оказалась в несколько раз выше рыночной стоимости земельного участка, что, в свою очередь, не соответствует ст. 66 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ и др.
Рассматривая по существу заявление ООО «Гулливер», арбитражный суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие следующих нарушений, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (правопредшественником Управления Росреестра).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ и пункту 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила), государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Из определения государственного кадастрового учета земельных участков (статья 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2002 № 28-ФЗ) следует, что каждый земельный участок обладает такими количественными, качественными, экономическими и иными характеристиками, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков.
При установлении (определении) кадастровой стоимости земельного участка эти признаки, особенности, характеристики, ценообразующие факторы в пределах территории конкретного земельного участка в обязательном порядке должны учитываться.
Так, в соответствии с пунктом 1.5 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 № П/337 (далее – Методика), одним из требований, предъявляемых к расчету кадастровой стоимости земель, является требование многофункциональности и иерархичности Методики, в соответствии с которым обеспечивается государственная кадастровая оценка земель поселений по видам функционального использования земель и реализуется иерархический принцип расчета кадастровой стоимости земельных участков на основе последовательного учета ценообразующих факторов в пределах территории субъекта Российской Федерации, территории административного района, территории поселения, кадастрового квартала и конкретного земельного участка.
Согласно пункту 2.1 Методики, кадастровая стоимость земельных участков поселений определяется с учетом:
- уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений (принимаются во внимание как застроенные, так и незастроенные земельные участки) и иной информации об объектах недвижимости;
- площади земельного участка;
- вида территориальной зоны и вида функционального использования земельного участка;
- факторов местоположения и окружающей среды.
При определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежавшего ООО «Гулливер» на праве собственности, указанные выше требования Методики не были учтены; кадастровая стоимость земельного участка рассчитывалась без учета индивидуальных признаков, особенностей земельного участка, без учета ценообразующих факторов в пределах территории оцениваемого земельного участка.
После того, как была произведена государственная кадастровая оценка земель кадастрового квартала 54:35:051990, никаких оценочных действий в отношении земельных участков, расположенных в границах данного кадастрового квартала, не производилось. Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области были осуществлены лишь чисто технические (арифметические) действия. Так, кадастровая стоимость всех земельных участков, расположенных в границах кадастрового квартала 54:35:051990, была рассчитана путем простого умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала.
В связи с изложенным заявитель правомерно заявляет, что сам земельный участок фактически вообще не оценивался. Реально была произведена оценка лишь 1 кв.м. земель кадастрового квартала 54:35:051990.
Из отзыва от 16.08.2007 г. (л.д. 91-94, том 1) заинтересованного лица следует, что расчет кадастровой стоимости земельного участка осуществлялся на основании Требований к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, утвержденных Росземкадастром 23 апреля 2004 года (далее – Требования).
Пунктом 27 данных Требований предусмотрено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений и земель лесного фонда осуществляется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на их площадь; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования указанного земельного участка (п. 29 Требований).
Таким образом, пунктом 27 и пунктом 29 Требований, по сути, установлены правовые нормы, регламентирующие порядок определения (расчета) кадастровой стоимости земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки земель.
ООО «Гулливер» правомерно заявляет, что Требования устанавливают лишь порядок оформления документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, и не могут регулировать вопросы установления (определения) кадастровой стоимости земельных участков.
Названные Требования были приняты 23 апреля 2004 года.
Согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 (в первоначальной редакции, которая действовала по состоянию на дату принятия Требований, т.е. по состоянию на 23.04.2004), функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности были переданы федеральным министерствам; федеральные службы и федеральные агентства не вправе были осуществлять нормативно-правовое регулирование (п.п. 3, 4, 5 Указа Президента РФ).
В соответствии с абз. 9 п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314, Федеральная служба земельного кадастра России была преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, ее функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности были переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
Таким образом, со дня начала действия (с 11 марта 2004 года) названного Указа Президента РФ Федеральная служба земельного кадастра России (преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) не вправе была осуществлять нормативно-правовое регулирование и, соответственно, не вправе была определять порядок и правила расчета кадастровой стоимости земельных участков.
При использовании формулы, предусмотренной Требованиями, индивидуальные особенности конкретного земельного участка (за исключением его площади и вида функционального использования) не учитываются; в пределах одного кадастрового квартала кадастровая стоимость всех земельных участков, совпадающих по виду функционального (разрешенного) использования, из расчета на 1 кв.м. является одинаковой. Данное обстоятельство противоречит цели и смыслу государственной кадастровой оценки земель, статье 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» и указанным выше положениям Методики.
Суд признал правомерными и подтвержденными материалами дела доводы ООО «Гулливер» о том, что оценочная опись земельных участков в границах кадастрового квартала 54:35:051990 в части установления (определения) по земельному участку, имеющему кадастровый номер 54:35:051990:0002, кадастровой стоимости в размере 92 457 536 рублей 93 копейки не соответствует статье 66 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 3, пункту 1 статьи 53, пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В случаях, определенных #M12293 1 744100004 79 4294967262 844598823 2054173439 3950349957 528685844 2546191296 1334934456пунктом 3#S статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельного участка государственная кадастровая оценка не проводится.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Т.е., по общему правилу, в целях установления государственной кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами. Однако в отдельных случаях, а именно в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, государственная кадастровая оценка не должна была проводиться, а кадастровая стоимость земельного участка должна была устанавливаться в процентах от его рыночной стоимости.
Заявитель правомерно полагает, что данное положение Земельного кодекса РФ является императивным и должно соблюдаться всеми субъектами, которые определяют (устанавливают) кадастровую стоимость земельных участков, несмотря на то, что в настоящее время земельным законодательством не установлен процент, на основании которого должна рассчитываться кадастровая стоимость земельного участка в случае определения его рыночной стоимости.
При вынесении решения суд принял также во внимание доводы заявителя относительно того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области были допущены также следующие нарушения.
При использовании методики заинтересованного лица для расчета кадастровой стоимости земельных участков (умножение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения) на их площадь), рассчитанная таким образом кадастровая стоимость земельного участка, имеющего кадастровый номер 54:35:051990:0002, не совпадает с кадастровой стоимостью данного земельного участка, указанной в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Так, исходя из площади земельного участка (39 181 кв.м.) и удельного показателя кадастровой стоимости земель (2 359, 75 руб./кв.м.), кадастровая стоимость принадлежащего ООО «Гулливер» земельного участка должна составлять 92 457 364 рубля 75 копеек. Между тем, согласно указанному Акту, справке о кадастровой стоимости земельного участка от 21.02.2006 г. № 225/1-21 и кадастровому плану земельного участка от 12.09.2006 г. № 35/06-12439, кадастровая стоимость принадлежащего ООО «Гулливер» земельного участка составляет 92 457 536 рублей 93 копейки.
Акт определения кадастровой стоимости земельных участков, являющийся приложением к оценочной описи земельных участков (далее – Акт), по кадастровому кварталу 54:35:051990 был утвержден начальником территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области по городу Новосибирску. Между тем, в соответствии с п. 20 Требований, а также согласно Приложению к Требованиям, в грифе утверждения Акта проставляется подпись должностного лица соответствующего территориального органа Росземкадастра – руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Кроме того, Акт был утвержден 7 июля 2005 года, тогда как постановление Администрации Новосибирской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области» от № 56, которым, в частности, был утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 54:35:051990, было принято только 27 июля 2005 года. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка была определена Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области при том, что государственная кадастровая оценка земель на территории Новосибирской области еще не была проведена.
Более того, в графе Акта «Наименование, дата, номер, место хранения документа о кадастровой стоимости» вообще отсутствуют какие-либо сведения о документе о кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с изложенным суд признал, что указанные выше обстоятельства в их совокупности являются достаточным основанием для признания оценочной описи земельных участков по кадастровому кварталу 54:35:051990 недействительной в части установления (определения) по земельному участку с кадастровым номером 54:35:051990:0002 его кадастровой стоимости в размере 92 457 536 рублей 93 копейки
При вынесении решения суд учитывал правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, и исходил из следующего.
Заявитель оспаривает оценочную опись земельных участков в границах кадастрового квартала 54:35:051990-в части кадастровой стоимости в размере 92 457 536 рублей 93 копейки по земельному участку с кадастровым номером 54:35:051990:0002, установленной в приложении к указанной описи – в «Акте определения кадастровой стоимости земельных участков» от 07.07.2005 г.
Т.е. заявленные обществом требования по настоящему делу влекут несоответствие определенной и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговой кодекс), является нарушение прав общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Факт уплаты ООО «Гулливер» земельного налога в период владения земельным участком в 2006 - 2008 г.г. именно исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 92 457 538 рублей подтверждается соответствующими платежными документами, представленными обществом в материалы дела.
Однако в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Тем не менее пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом в данном деле достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении в буквальном смысле не являются предметом оспаривания.
Заявитель оспаривает оценочную опись земельных участков в границах кадастрового квартала 54:35:051990-в части кадастровой стоимости в размере 92 457 536 рублей 93 копейки по земельному участку с кадастровым номером 54:35:051990:0002, установленной в приложении к указанной описи – в «Акте определения кадастровой стоимости земельных участков» от 07.07.2005 г.
Согласно утвержденным Росземкадастром 23 апреля 2004 года Требованиям к оформлению документов, представляемых для внесения в государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков (далее – Требования), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель; при внесении в государственный земельный кадастр таких сведений в состав документов государственного земельного кадастра включаются документы о кадастровой стоимости земельных участков.
Документы о кадастровой стоимости земельных участков, представляемые для государственного кадастрового учета текущих изменений отдельных характеристик учтенных земельных участков, оформляются в виде Оценочной описи существующих земельных участков. Оценочная опись составляется на каждый кадастровый квартал и представляет собой документ: (п.п. 3, 4 Требований):
- оформляемого в бумажном виде Титульного листа;
- оформляемых в электронном виде подразделов земельных участков, сведения о которых внесены в государственный реестр земель кадастрового района (т.е. сведения о которых получены организацией, осуществляющей расчет кадастровой стоимости, в виде КПТ);
- оформляемых в бумажном и электронном виде подразделов земельных участков, сведения о которых не внесены в государственный реестр земель кадастрового района (т.е. сведения о которых получены организацией, осуществляющей расчет кадастровой стоимости, дополнительно к имеющимся в КПТ);
- оформляемого в бумажном и электронном виде Приложения.
Пункт 19 Требований указывает, что приложение к Оценочной описи содержит следующие реквизиты:
- наименование документа «ОЦЕНОЧНАЯ ОПИСЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ»;
- кадастровый номер кадастрового квартала;
- наименование приложения «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков»;
- гриф утверждения документа;
- номер листа;
- общее количество листов;
- характеристики земельных участков и сведения о расчете кадастровой стоимости.
Согласно п.п. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
В рассматриваемом случае допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя могут быть устранены путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, т.е. исходя из его рыночной стоимости 25 731 000 рублей. Указанная рыночная стоимость определена независимым оценщиком ООО «Этико» по состоянию на 11 октября 2005 года в отчёте оценщика № 240-р от 11.10.2005 г.
На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. № П/93, принятого в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, с 15 сентября 2010 года полномочия органа кадастрового учета по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, на территории Новосибирской области осуществляет Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области.
Непосредственные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя (т.е. по приведению сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:35:051990:0002 в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, исходя из его рыночной стоимости 25 731 000 рублей) должно будет осуществлять Федеральное бюджетное учреждению «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области
Руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным ненормативный правовой акт Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости – оценочную опись земельный участков в границах кадастрового квартала 54:35:051990-в части кадастровой стоимости в размере 92 457 536,93р. по земельному участку с кадастровым номером 54:35:051990:0002, установленной в приложении к указанной описи – в «Акте определения кадастровой стоимости земельных участков» от 07.07.2005 г., утвержденного начальником территориального отдела Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области по г. Новосибирску, а также обязать заинтересованное лицо Управление Росреестра по Новосибирской области, являющееся правопреемником Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области по г. Новосибирску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Гулливер» путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, т.е. исходя из его рыночной стоимости 25 731 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения, в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томск, 634050 <...> Ушайки, 24.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, 625010 <...>, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
СУДЬЯ СЕЛЕЗНЕВА М.М.