АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-18046/2015
23 октября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серовой А.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 19», Новосибирск
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе г. Новосибирска
о признании недействительным решения от 29.05.2015 № 064/008/148-2015
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 27.08.2015
заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 15.09.2015, ФИО3 по доверенности от 16.01.2015
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 19» (далее по тексту заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе г. Новосибирска (далее по тексту – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании недействительными решения от 29.05.2015 № 064/008/148-2015 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части 44052 рублей 83 копеек, штрафа, примененного на основании части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, доначисления страховых взносов в размере 220264 рублей 17 копеек и пени в размере 36375 рублей 78 копеек.
Заявитель считает выводы Пенсионного фонда неправомерными в отношении включения в базу для исчисления страховых взносов выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за ребенком инвалидом, а также сумм, подлежащих оплате за проезд, что послужило основанием для привлечения заявителя к ответственности, взысканию недоимки и штрафа.
Пенсионный фонд считает оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями Закона №212-ФЗ, является законным и обоснованным. В удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев заявление Учреждения, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Пенсионным Фондом в период с 10.03.2015 по 06.04.2015 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ плательщиком страховых взносов Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 19» (далее по тексту - «ГБУЗ НСО «ГКБ № 19», по результатам которой составлен акт выездной проверки № 064/008/148-2015 от 24.04.2015. На основании акта, протокола о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя и возражений, представленных заявителем, принято Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 064/008/148-2015 от 29.05.2015.
Как указано в обжалуемом решении и акте выездной проверки, в ходе проведения проверки установлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которые выразились в занижении базы для начисления страховых взносов за счет сумм, подлежащих оплате дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в размере 865611 рублей 21 копейки, из них, сумм, подлежащих оплате за проезд в размере 652998 рублей 84 копейки. В связи с чем, Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 44805 руб. 48 коп., пени в размере 37223 руб. 35 коп., а также взыскана сумма неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в размере 224027 руб. 40 коп..
Не согласившись с вышеназванным решением в части 44052 рублей 83 копеек, штрафа, примененного на основании части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, доначисления страховых взносов в размере 220264 рублей 17 копеек и пени в размере 36375 рублей 78 копеек Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 19» обратилось с заявлением в арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что требования заявителя обоснованные и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями статей 5, 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ, статей 15, 16, 129, 262 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", исходит из того, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работниками и работодателями не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату труда, а предоставление оплачиваемых выходных дней работнику по уходу за ребенком-инвалидом в силу своего характера не является оплатой труда (вознаграждением за труд), а производится в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеет компенсационный характер, гарантированный государством.
В соответствии с ч.1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками в пользу физических лиц в рамках трутовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения» начисляемые в пользу физических лип. подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну. попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждою дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается Федеральными законами.
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят компенсационный характер, что соответствует правовой позиции Президиума BAС РФ, изложенной в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию пли минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого фонда направляются, в том числе на оплат) дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Па основании п. 17 ст. 37 Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социальною страхования РФ, Федеральный фонд медицинского страхования, территориальные фонды обязательною медицинскою страхования» (далее - Закон № 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования РФ.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования РФ (пп. 1 п. 2 ст. 1, п.1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»). Фонд социальною страхования РФ является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанною Закона). Подпунктом 8 п.1 ст.7 данного ФЗ установлено, что Фонд социальною страхования РФ вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемы за счет средств федеральною бюджета. В соответствии с Закона № 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами. производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования па случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Следовательно, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные по уходу за детьми-инвалидами, носят характер выплат в области государственной поддержки не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда и в силу ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не подлежат включению в объект для начисления страховых взносов.
Кроме того, как следует из оспариваемого решения, плательщиком страховых взносов занижена база для начисления страховых взносов за счет сумм, подлежащих оплате за проезд в размере 652998 рублей 84 копейки, что также послужило основанием для привлечения Заявителя к вышеуказанной ответственности, взысканию недоимки и штрафа.
Согласно Указу Президента РФ № 598 от 07.05.2012 «О совершенствовании государственной политики здравоохранения». В соответствии с пунктом «г» статьи 2 данного Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей;
Во исполнение вышеназванного Указа Президента РФ Министерством здравоохранения Новосибирской области издан приказ от 22.04.2013 г. № 1235 «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной поддержки медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области в рамках ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Новосибирской области на 2013-2017 годы».
Следовательно, указанные выплаты медицинским работникам отнесены к мерам социальной поддержки.
С учетом установленных доказательств возражения заинтересованного лица против заявления судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение от 29.05.2015 № 064/008/148-2015 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе г. Новосибирска «о привлечении плательщика страховых взносов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 19», г. Новосибирск к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части 44052 рублей 83 копеек, штрафа, примененного на основании части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, доначисления страховых взносов в размере 220264 рублей 17 копеек и пени в размере 36375 рублей 78 копеек.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Первомайском районе г. Новосибирска в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Городская клиническая больница № 19», Новосибирск 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
В.Н. Юшина