630007, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3 к. 1015, т. 227-00-90
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
06 апреля 2007 г. Дело № А45-18619/06-37/521
Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2007 года.
Резолютивная часть решения изготовлена 02 апреля 2007 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Гранкиной Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Гранкиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление:
ответчик: ОАО «Российские железные дороги», г. Москва, по месту нахождения филиала «ЗСЖД», г. Новосибирск,
об обязании восстановить запись на лицевом счете в ТехПД на сумму 333 841 р.
В присутствии полномочных представителей лиц, участвующих в деле (ст.ст. 59-63 АПК РФ):
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: ФИО1 – дов. от 21.09.06 (до 31.01.08) начальник юридического отдела юридической службы филиала,
При рассмотрении дела в порядке ст.ст. 133-137, 131, 121, 123, 162, 89, 64-68, 71, 75, 155, 158, 159, 4, 27, 41, 49 АПК РФ.
УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:
Иск заявлен об обязании ответчика восстановить запись на лицевом счете (код-справка №4521508) в Кузбасском ТехПД на сумму 333 841 р. платы за пользование вагонами в ноябре 2005 г. на ст. ФИО2 ЗСЖД, списанной по накопительным ведомостям №№ 21196, 31105, 41112, 51117, 61122, 71135, 81144, 101164, 111174, 121180, 131187, 141101, 151114, 171131, 181142, 191147, 201156, 211159, 211168, 221174, 231185, 241193, 251189, 261103, 271114, 281120, 291137, 301153, а также по перечням ТехПД № 490 от 03.11.05, № 492 от 04.11.05, № 494 от 05.11.05, № 496 от 06.11.05, № 498 от 07.11.05, № 501 от 08.11.05, № 505 от 10.11.05, № 506 от 11.11.05, № 508 от 12.11.05, № 510 от 13.11.05, № 512 от 14.11.05, № 514 от 15.11.05, № 518 от 17.11.05, № 520 от 18.11.05, № 522 от 19.11.05, № 524 от 20.11.05, № 525 от 21.11.05, № 527 от 22.11.05, № 530 от 23.11.05, № 532 от 24.11.05, № 534 от 25.11.05, № 536 от 26.11.05, № 538 от 27.11.05, № 540 от 28.11.05, № 542 от 29.11.05, № 544 от 30.11.05, по договору № 72-Н от 01.03.1999 г. «на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО «Кузнецкпогрузтранс» при ст. ФИО2 ЗСЖД» (в редакции с решением арбитражного суда Кемеровской области от 11.11.04 по делу №А27-18021/2004-3 и Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 21.03.05 года).
Истец, ссылаясь на условия договора № 72/Н, которым предусмотрено, что истец, как ветвевладелец, грузит отправительские маршруты в соответствии с планом формирования поездов (ПФП) весовой нормой, установленной графиком движения поездов на соответствующие направления 4 000 тонн брутто, 6 000 тонн брутто, считает, что по условиям этого же договора ответчик обязан предоставлять истцу неоплачиваемое время: на маршрут – 6 000 тонн – 10 часов, на маршрут – 4 000 тонн – 6 часов.
По мнению истца, поскольку ответчик в одностороннем порядке изменил весовые нормы ПФП, установив 6 200 тонн и 6 300 тонн – вес маршрутов, то он должен истцу предоставлять больше неоплачиваемого времени, чем 10 часов и 6 часов.
Ссылаясь на Приложение №4 к разделу 2 Прейскуранта №10-01 (тарифное руководство №1), п.6 Правил перевозки грузов отправительскими маршрутами, истец утверждает, что подавал ответчику заявки на перевозку маршрутов, ответчик их принял и принял груженые вагоны по этим заявкам, как «отправительский маршрут».
Истец утверждает, что ответчик ежегодно утверждает новый ПФП, устанавливая новые весовые нормы, которые отличаются от тех, что указаны в договоре (с 1999 до 2005 г.г.), и предоставляет истцу указанное неоплаченное время, однако, незаконно в 2005 г. изменил порядок предоставления неоплачиваемого времени именно на сумму, которую истец оспаривает в настоящем иске (ст.ст. 120, 125 УЖТ РФ).
С иском истец обратился после получения от ответчика ответа от 30.01.06 на претензию истца от 12.12.05.
Из ответа железной дороги следует, что он согласен с фактом установления в договоре № 72Н весовой нормы маршрутов с углем – 4 000 и 6 000 тонны, согласен с тем, что в ноябре маршруты истец отправлял по заявкам, согласованным со станцией ФИО2, где запланированы маршруты весом 4 500 тонн и 6 200 тонн, следовательно считает, что нет оснований предоставлять указанное истцом неоплачиваемое время за пользование этими вагонами.
Ответчик, в отзыве от 11.12.06 изложив свои возражения по иску, просит в иске отказать, с учетом сложившейся судебной арбитражной практики по таким спорам и следующим основаниям:
1. Между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию пути необщего пользования ОАО «Кузнецкпогрузтранс» при станции ФИО2 №72/Н от 01.03.1999г. Согласно параграфу 9 (пункт 9.1.3) договора установлено, что предоставление неоплачиваемого времени за пользование вагонами на накопление вагонов маршрутной погрузки только при погрузке маршрута весом 6000 тонн и маршрута весом 4000 тонн.
В соответствии со ст. 13 УЖТ РФ план формирования грузовых поездов, следующих в пределах инфраструктуры, утверждается владельцем этой инфраструктуры/Весовые нормы поездов устанавливаются планом формирования грузовых поездов. Кроме того, данной статьей определено, что основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Грузоотправитель - ОАО «Кузнецкпогрузтранс» в соответствии с требованиями пункта 6 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утверждены приказом МПС РФ от 29.03.1999г. №10Ц, зарегистрированы в Минюсте России 14.09.1999г. №1898, наряду с заявкой на перевозку грузов, предоставлял железной дороге заявку на перевозку грузов маршрутами по форме согласно приложению к Правилам.
Согласно п.1 Правил, правила разработаны и устанавливают порядок перевозки грузов железнодорожным транспортом группами вагонов (групповая отправка, маршрутная отправка, повагонная отправка сцеп) по одной транспортной железнодорожной накладной (далее-накладная).
В соответствии с заявками на перевозку грузов отправительскими маршрутами, поданными предприятием ОАО «Кузнецкпогрузтранс» по станции ФИО2, вес маршрутов заявлялся 4500 тонн и 6200 тонн.
На основании положений ст.62 УЖТ РФ и пункта 5 Тарифного руководства №2, оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных подъездных путей локомотивом, не принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, исчисляется с момента передачи вагонов владельцам железнодорожных подъездных путей на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
На основании параграфа 8 договора 72/Н пункт 8.2. снятие вагонов с оплачиваемого времени нахождения вагонов на ответственности «Ветвевладельца» -ОАО «Кузнецкпогрузтранс» производится на путях станции ФИО2 после окончания приемосдаточных операций. Поэтому плата за пользование вагонами уплачивается перевозчику за все время нахождения вагонов на путях необщего пользования ОАО «Кузнецкпогрузтранс» без установления причин нахождения вагонов на указанных путях в целях начисления платы.
2.Основания для освобождения от внесения платы за пользование вагонами перечислены в ст.39 УЖТ РФ, в число которых не входит основание - накопление вагонов маршрутной погрузки на железнодорожном пути необщего пользования.
Кроме того, согласно п.2 ст.58 УЖТ РФ и п.5 абзаца 3 Тарифного руководства №2 в оплачиваемое время пользования вагонами не включается время на выполнение по просьбе железной дороги владельцами железнодорожных путей необщего пользования работ и услуг, входящих в начально-конечные операции и включенных в тарифы на перевозку грузов. Накопление вагонов маршрутной погрузки на железнодорожном пути необщего пользования не входит в перечень начально-конечных операций, предусмотренных п. 1.16 Тарифного руководства №1.
Предоставление неоплачиваемого времени было определено по соглашению сторон и закреплено в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Кроме того, в 2004 году ОАО «РЖД» обратилось в суд с исковым заявлением о внесении изменений в договор №72/Н. В свою очередь ОАО «Кузнецкпогрузтранс» предъявило встреченное исковое заявление, предложило параграф 8 (в отношении вопроса формирования маршрутов) изменить. Параграф 8 принять в следующей редакции: «Если Владельцу будет предоставлено неоплачиваемое время за пользование вагонами для накопления маршрутов, последний может осуществить отгрузку маршрутами весом от 5800до 6300 тонн и 4000 тонн. На накопление маршрута весом от 5800 до 6300 тонн предоставляется 10 часов неоплачиваемого времени, на маршрут 4000 тонн -6 часов».
Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда Кемеровской области от 21.03.2005г. в удовлетворении встречного иска ОАО «Кузнецкпогрузтранс» было отказано. При этом суд указал, что «В соответствии с положениями ст.64 УЖТ РФ изменение условий договора до истечения срока его действия может происходить только в случаях, предусмотренных условием договора или изменения технического оснащения станции или железнодорожного пути необщего пользования.
Предложенное изменение параграфа 8 договора не изменяет технологию работы подъездного пути, так как ОАО «Кузнецкпогрузтранс» не изменяет положения параграфа 7 договора №72/Н. Данная редакция параграфа договора никак не предусматривала условий погрузки маршрутов только при условии предоставления Владельцу неоплачиваемого времени на накопление маршрутов.»
Доводы истца о том, что согласно договора он выдает погруженные вагоны согласно договора только маршрутными отправками несостоятельны. Согласно параграфу 8 договора №72/Н установлено, что уборка груженых вагонов и снятие их с оплачиваемого времени за пользование вагонами производится по готовности вагонов к выдаче следующим порядком: п.8.1 отправительскими маршрутами;
п. 8.2 поездами, сформированными из груженых вагонов немаршрутной погрузки. В этом случае груженые вагоны должны быть подобраны по направлениям.
Таким образом, условиями договора предусмотрено предоставление неоплачиваемого времени только на маршруты с определенным весом
3.Согласно договору №72/Н от 01.03.1999г. обязанность по формированию маршрутов возложена на истца (п.8.1 договора).
В соответствии с п.5.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС России 18.06.2003г. для железнодорожных путей необщего пользования станций примыкания, обслуживаемых локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования, и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов разрабатываются Единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (ЕТП).
Истец подпадает под категорию такого владельца. Перед заключением договора на эксплуатацию пути необщего пользования в 1998 году был разработан ЕТП работы подъездного пути ОАО «Кузнецкпогрузтранс» и станции ФИО2. 18.03.1999г. сторонами был подписан протокол разногласий по ЕТП. Пунктом 2.6 протокола предусмотрено, что с подъездного выдаются отправительские угольные маршруты сформированные, согласно ПТЭ, в соответствии с планом маршрутизации перевозок весовой нормой 6000 и 4000 т ст. ФИО2 полным составом. Снятие вагонов с ответственного простоя производится по выдаче на путях ст.ФИО2 после окончания приемосдаточных операций.
Таким образом, и условиями ЕТП и договором предусмотрена обязанность истца по формированию маршрутов на пути необщего пользования.
В ноябре 2005г. истцом была подана заявка на перевозку грузов отправительскими маршрутами по ст. ФИО2. При этом вес маршрутов был завялен в соответствии с новым Планом маршрутизации, а именно 4500 и 6200 тонн.
Согласно п. 5 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 29.03.1999г. вес и длина маршрутов устанавливаются МПС России (в настоящее время Федеральным агентством железнодорожного транспорта).
Таким образом, изменение Плана формирования происходит в официальном порядке с изданием соответствующих приказов ФАЖТа. Кроме того, подтверждение того факта, что истец знал об изменении плана формирования поездов является наличие его собственной заявки. При этом обращаю внимание суда на то, что в соответствии со ст. 11 УЖТ РФ заявки на перевозку грузов предоставляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщениях, в прямом и непрямом смешанном сообщениях.
4.Истцу как ЕТП (п.2.6) так и договором (параграф 8) предоставляется право на выдачу с подъездного пути не только отправительских угольных маршрутов, но и разрешается выдавать группы порожних и груженых вагонов. В спорной ситуации истец сам подал заявку на перевозку грузов отправительскими маршрутами.
5. Ссылка истца на сложившиеся между сторонами отношения неправомерна в силу следующего. Сторонами по договору в пункте 9.1.3 установлено предоставление конкретного количества часов неоплачиваемого времени. Статьей 431 ГК РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Часть 2 ст.431 ГК РФ применяется судом во внимание только в случае, если нельзя установить действительную волю сторон.
Все доводы, изложенные ответчиком, подтверждены документально, принимаются во внимание, как обоснованные и не противоречащие указанным правовым нормам.
Поскольку установление веса и данных сетевых отправительских маршрутов установлены на ноябрь 2005 г. компетентным полномочным органом, фактически в ноябре 2005 г. отправлены маршруты по согласованным сторонами заявкам, по ПФП с иным весом, чем в договоре, поскольку ответчик документально не доказал, что на 2005 г. изменены условия договора № 72-Н в части размера неоплачиваемого времени, необходимого для отправительских маршрутов с таким весом, следовательно, доводы истца нельзя признать обоснованными и доказанными, достоверными и допустимыми доказательствами. Какое именно следует предоставлять неоплачиваемое время в ноябре 2005 г., истец документально не доказал, не проявив инициативу в изменении условий договора № 72-Н в части размера необходимого времени при весе маршрутов, указанных в ПФП, в заявках на ноябрь 2005 г. (ст.ст. 64, 13, ФЗ «Устава железнодорожного транспорта РФ», п.п. 7,6 «Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами», утвержденных приказом МПС России от 28.03.1999 г. № 108, ст.ст. 10, 15, 420, 407, 307-310, 450, 451ГК РФ).
Расходы по государственной пошлине распределяются по правилам ст.ст.101, 102, 103, 104, 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 166-170, 177, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Новосибирской области
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Расходы по госпошлине отнести на истца.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.
Датой принятия судебного акта считается дата изготовления решения в полном объеме.
Не вступившее в законную силу решение арбитражного суда обжалуется в месячный срок в апелляционном порядке.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда обжалуется в двухмесячный срок в кассационном порядке.
Судья Л.Н. Гранкина