АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-19193/2014
16 ноября 2014 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Булаховой Е.И., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», г. Новосибирск к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, г. Новосибирск о признании незаконным постановления № 14991063 от 21.08.2014
установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» (далее – заявитель, учреждение, НГАТОИБ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Управление Роспотребнадзора по НСО) о признании незаконным постановления от 21.08.2014 по делу № 14991063, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Определением суда от 22.09.2014 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства.
В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления в порядке упрощенного производства.
Дело рассматривается в порядке статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства арбитражный суд не находит.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на отсутствие события и состава вменённого правонарушения. Указывает, что Общие правила для зрителей при посещении Новосибирского государственного академического театра оперы и балета нельзя расценивать как договор присоединения, так как носят лишь информационно-рекомендательный характер, порядок возврата билетов регламентируется Положением о возврате театральных билетов в НГАТОИБ. Указывает, что Общие правила для зрителей при посещении Новосибирского государственного академического театра оперы и балета не противоречат действующему законодательству и не ущемляют права потребителей.
Заинтересованное лицо в отзыве просит отказать в удовлетворении заявленного требования. Указывает на доказанность события и состава вменённого обществу правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.
Управление Роспотребнадзора по НСО, рассмотрев обращение гражданина, содержащее жалобу на условия, включенные в Общие правила для посетителей при посещении НГАТОИБ, ущемляющие установленные законом права потребителя, установив достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, определением от 04.06.2014 в отношении учреждения возбудило дело об административном правонарушении № 03/10875 и назначило проведение административного расследования.
В ходе проведения административного расследования было установлено следующее.
НГАТОИБ 12.12.2013 заключило с гражданином ФИО1 договор возмездного оказания услуг (далее договор), что подтверждается двумя билетами на спектакль «Щелкунчик» (№ 927477, № 927478). При этом Приказом от 14.10.2011 № 189/п НГАТОИБ разработаны и утверждены Общие правила для зрителей при посещении Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (далее – Общие правила), которые следует квалифицировать как договор присоединения согласно пункту 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Установлено, что НГАТОИБ включило в Общие правила, которые являются частью договора, заключенного с гражданином, условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, а именно: в пункте 3 Общих правил содержится условие о том «Что билеты, приобретённые на спектакли НГАТОИБ, принимаются обратно, если они возвращаются более чем за 48 часов (2 суток) до даты показа спектакля, на который они приобретены. Выплата стоимости возвращаемых билетов осуществляется в соответствии с Положением о возврате театральных билетов в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», утверждённом Приказом от 14.10.2011 № 188/п (далее Положение). В случае возврата билетов менее чем за 48 часов (2 суток) билеты театром не принимаются, стоимость билетов возврату не подлежит согласно вышеуказанному Положению». Согласно Положению «возврат билетов зрителями осуществляется через центральные театральные кассы: не позднее, чем за 240 часов (10 суток) до начала Спектакля возвращается 100 % от стоимости билета; при принятии билетов на возврат менее чем за 240 часов (10 суток), но более чем за 120 часов (5 суток) до начала Спектакля возвращается 75 % стоимости билетов; при принятии билетов на возврат менее чем 120 часов (5 суток), но более чем за 48 часов (2 суток) до начала Спектакля возвращается 50 % стоимости билетов. В случае возврата билетов менее чем за 48 часов (2 суток) до начала спектакля, театр билеты не принимает, стоимость билетов не возвращает...». Таким образом, потребитель лишен возможности отказаться от исполнения Договора и возвратить стоимость билета, за вычетом фактически понесенных расходов исполнителя. НГАТОИБ представил расчёт (исх. № 657 от 10.07.2014), согласно которому якобы утверждено и введено в действие Положение. Однако данный расчет сделан во исполнение определения от 03.07.2014 № 03/12763, спустя, более чем 3 года после утверждения Положения и не содержит расчета фактически понесенных расходов исполнителя, связанных с исполнением обязательств по конкретному договору с конкретным потребителем, как того требует статья 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), пункт 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Положение имеет усредненные показатели, поскольку утверждено для всех спектаклей, для всех потребителей, вне зависимости от стоимости билета и места в зале. Кроме того, НГАТОИБ в расчете указывает, что имеет место быть процент вероятности реализации билетов на спектакль: «более чем 240 часов (10 суток) - 100%, от 120 до 240 часов (от 5 до 10 суток) - 75 %, от 48 до 120 часов (от 2 до 5 суток) - 50 %, менее чем 48 часов (2 суток) - 5 %». Таким образом, есть вероятность продажи билетов в любое время до начала спектакля. И фактически понесенные расходы по конкретному договору с потребителем можно рассчитать только после начала спектакля.
Условие пункта 3 Общих правил ущемляет права потребителя по сравнению со статьёй 32 Закона № 2300-1, согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Аналогичное положение содержит пункт 1 статьи 782 ГК РФ.
Кроме того, в ходе административного расследования установлено, что приказом от 14.03.2014 № 58/п НГАТОИЮ утверждены и введены в действие новые Общие правила для зрителей при посещении Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (далее - новые Правила). Пункт 5 новых Правил содержит аналогичное условие, что и в Общих правилах от 14.10.2011 (которые действовали в момент заключения договора с гражданином) и ущемляет права потребителя по сравнению со статьёй 32 Закона № 2300-1, пунктом 1 статьи 782 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Изложенные факты являются нарушением пункта 1 статьи 16, статьи 32 Закона № 2300-1, пункта 2 статьи 782 ГК РФ.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе от 01.08.2014 об административном правонарушении № 03/10875. По результатам рассмотрения материалов административного дела, должностным лицом Управления Роспотребнадзора НСО вынесено постановление от 21.08.2014 по делу об административном правонарушении № 14991061.
Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, установленный порядок, защищающий права потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия лица, направленные на включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении указанных требований закона.
В силу пункта 2 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем, в соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона № 2300-1, является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие потребителям услуги по возмездному договору, является исполнителем (абзац 5 преамбулы Закона № 2300-1.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктом 1 статьи 1 Закона № 2300-1, отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 16 Закона № 2300-1 предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В статье 32 Закона № 2300-1, как в пункте 2 статьи 782 ГК РФ установлено право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» договор оказания услуг может оформляться также путем выдачи билета.
Условия договора между потребителем и учреждением содержатся в билете и вышеуказанных Правилах.
Условие о том, что потребитель при отказе от посещения мероприятия вправе получить часть стоимости приобретенного билета за удержанием расходов, размер которых зависит исключительно от периода между днём сдачи билета и днём проведения мероприятия, арбитражный суд находит незаконным, нарушающим установленные законодательными актами права потребителя в силу следующего.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 782 ГК РФ статьи 32 Закона № 2300-1, пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» заказчик (потребитель) вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг (выполнения работ) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, уменьшение подлежащей возврату суммы законодатель связывает только с фактически понесенными расходами. При этом такие расходы должны быть подтверждены в каждом конкретном случае.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к выводу о доказанности в действиях учреждения события вменяемого административного правонарушения.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос вины исследован административным органом при рассмотрении дела и отражен в оспариваемом постановлении.
В материалы судебного дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность исполнения учреждением требований действующего законодательства. Вина заявителя выразилась в непринятии всех необходимых мер для разработки и заключения договоров, соответствующих нормам действующего законодательства.
Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом доказана и подтверждена соответствующими доказательствами.
Таким образом, в действиях учреждения доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, законному представителю общества обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. О месте и времени составления протокола, вынесения постановления по делу об административном правонарушении законный представитель Общества извещен надлежащим образом.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ. Размер штрафа назначен в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что постановление административного органа от 21.08.2014 по делу № 14991063 соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья
Е.И. Булахова