ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-1950/2022 от 19.04.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-1950/2022

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богач Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего ФИО1 ФИО2, р.п. Краснообск о признании незаконным отказа, заинтересованные лица: 1) Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области (ОГРН: <***>), 2) начальник ОККО центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Новосибирской области ФИО3,

при участии представителей:

заявителя: ФИО2, паспорт, копия решения (онлайн),

заинтересованных лиц: не явились, извещены,

установил:

финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 (далее – заявитель, ФИО2) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, начальник ОККО центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Новосибирской области ФИО3

В обоснование заявленных требований Заявитель ссылается создание препятствий осуществлению финансовым управляющим возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей оспариваемым отказом.

Представители  заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, отзыв, возражения на заявление не представили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах заявление рассмотрено в отсутствие их представителей по правилам ч.3 статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ФИО2 является финансовым управляющим в деле о банкротстве ФИО1, на основании решения Арбитражного суда Новосибирской области от 03.11.2021 г. (резолютивная часть объявлена 03.11.2021 г.) по делу № А45-26528/2021. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 3 ноября 2021 г. по делу A45-26528/2021 ФИО1 признан банкротом в отношении него введена процедура реализации имущества до 3 мая 2022 года.

08.11.2021 в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области Заявителем направлен запрос о предоставлении следующих сведений:

1) о зарегистрированном за должником оружии;

2) об оружии, зарегистрированном за должником и снятом с учета в период, начиная с 30.09.2018 г. по настоящее время, с приложением копий документов, на основании которых совершались регистрационные действия.

Ответом от 11.01.2022 №701/8/1-34 Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области ФИО2 отказано в предоставлении сведений, со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», часть 9 статьи 213.9 Федерального чакона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Заявитель, не согласившись с данным ответом, обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд не находит их подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Вместе с тем отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой X Закона о банкротстве, в пункте 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве которой предусмотрен специальный порядок получения сведений о должнике Согласно пункту 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Пунктом 10 указанной статьи установлено, что сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов. В соответствии со статьей 2 Закона № 152-ФЗ целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая распространение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона № 152-ФЗ).

Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных (статья 3 Закона № 152-ФЗ).

Согласно статье 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных (статья 3 Закона № 152-ФЗ).

В соответствии со статьей 19 Закона № 152-ФЗ на оператора возложена обязанность при обработке персональных данных принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Оружие – это специфический предмет собственности, владение которым предполагает выполнение особых требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оружие является ограниченно обороноспособной вещью, которая может принадлежать лишь определенным участникам оборота и совершение сделок с которым допускается по специальному разрешению.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон № 226-ФЗ) полномочия по формированию и ведению банков данных, о лицах владеющих оружием, а также защите информации, содержащейся в банках данных, возложены на войска национальной гвардии Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14 Закона № 226-ФЗ формирование и ведение банков данных осуществляются войсками национальной гвардии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14 данного Закона войска национальной гвардии обеспечивают защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Таким образом, законодателем введены нормы, согласно которым войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, а также порядок ведения, обработки, сохранения и использования данных.

Согласно части 5 статьи 14 Закона № 226-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Данный перечень является исчерпывающим, финансовые (арбитражные) управляющие к должностным лицам, указанным в части 5 статьи 14 Закона № 226-ФЗ не отнесены.

Поскольку сведения об имеющемся оружии у гражданина – физического лица являются персональными данными они в силу части 5 статьи 14 Закона № 226-ФЗ не подлежат предоставлению по запросу финансового управляющего.

В тоже время Законом о банкротстве предусмотрен порядок получения необходимой информации путем направления в арбитражный суд ходатайств об истребовании сведений, на основании которых суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки, что способствует безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Согласно пункту 4 статьи 66 АПК РФ, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Таким образом, указанные нормы устанавливают специальный порядок получения финансовым управляющим сведений относительно гражданина-банкрота – через арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника.

В силу указанного, суд полагает ошибочным мнение финансового управляющего о специальном характере Закона о банкротстве над нормами Закона № 226-ФЗ в вопросе получения сведений из органов войск национальной гвардии.

Поскольку предоставление уполномоченными государственными органами сведений на основании запроса финансового управляющего законом не предусмотрено, суд приходит к выводу, что Управление обоснованно отказало заявителю в предоставлении сведений о должнике.

В силу ч. 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных  требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                       Е.А. Нахимович