АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-20123/2019
02 сентября 2019 года
Решение в виде резолютивной части, в порядке статьи 229 АПК РФ, принято 24 июля 2019 года.
Мотивированное решение составлено после поступления соответствующего ходатайства 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск,
к Автономной некоммерческой организации Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению (ОГРН <***>), г. Новосибирск
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол №02-15/9-10 от 22.05.2019).
без вызова сторон,
установил:
Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу обратился в арбитражный суд к Автономной некоммерческой организации Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению (ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол №02-15/9-10 от 22.05.2019).
Определением арбитражного суда от 28.05.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено 24.07.2019 без вызова сторон в порядке статей 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через систему «Мой арбитр» от заявителя поступила апелляционная жалоба.
Арбитражный суд, изучив заявление и приложенные к нему документы, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее.
В рамках реализации полномочий по контролю за соблюдением лицензиатами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) лицензионных условий и требований, правил и норм выполнения работ при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), предусмотренных пунктом 8.1.3 Положения о Департаменте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу, утвержденного приказом Росгидромета от 11.03.2013 № 107, установлено следующее.
Автономная некоммерческая организация Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению (далее - лицензиат, АНО Западно-Сибирское метеоагентство) осуществляет деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением ...) на основании лицензии Росгидромета № Р/2017/3402/100/Л от 05.09.2017, включающей в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной метеорологической, гидрологической и агрометеорологической информации. Место нахождение юридического лица, а также место осуществления лицензируемого вида деятельности, согласно указанной лицензии: 630091, <...>.
Указанное помещение (место осуществление лицензируемого вида деятельности) принадлежало АНО Западно-Сибирское метеоагентство на основании договора аренды нежилых помещений № 63 от 15.02.2018, заключенного между лицензиатом (арендатор) и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (арендодатель).
На основании соглашения от 26.01.2019 настоящий договор расторгнут, арендуемое имущество возмещено арендодателю.
В соответствии с данными, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, адрес (место нахождения) АНО Западно-Сибирское метеоагентство: 630091, <...> (государственный регистрационный номер и дата внесения записи, содержащей указанные сведения: 2195476374355 от 28.02.2019).
В силу положений, установленных статьями 1, 2, 3, 8, подпунктом 45 части 1 статьи 12, а также статьями 15, 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением ...) является лицензируемым видом деятельности, то есть осуществляемым на основании полученной в установленном порядке лицензии и с учетом установленных лицензионных требований. При этом под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Лицензия выдается при выполнении такого лицензионного требования как наличие места осуществления лицензируемого вида деятельности, имеющего, в частности, определенный почтовый адрес, и подлежит переоформлению в случае изменения лицензиатом места осуществления лицензируемого вида деятельности. Таким образом, право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу исключительно в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве осуществления лицензируемого вида деятельности. Несоблюдение данных требований является нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Таким образом, при смене адреса осуществления лицензируемого вида деятельности у лицензиата появилась обязанность в переоформлении лицензии в случае намерения осуществления такой деятельности по новому адресу. Кроме того, в силу части 2 статьи 18 Закона № 99-ФЗ, до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности исключительно по адресу, указанному в лицензии.
В соответствии с приказом Росгидромета от 24.04.2019 № 202 «Об отказе в переоформлении лицензии Автономной некоммерческой организации Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению» лицензиату в переоформлении лицензии отказано по причине несоответствия лицензионным требованиям.
Таким образом, АНО Западно-Сибирское метеоагентство не имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу 630091, <...>, так как указанный адрес не указан в действующей лицензии юридического лица.
При этом, согласно информации, доступной в сети Интернет на сервисе «онлайн-ТВ пирс Peers.TV», в ежедневных выпусках погоды на текущий месяц, транслируемых на 49 телеканале, используются прогностические данные, представленные АНО Западно-Сибирское метеоагентство.
На основании изложенного, действия АНО Западно-Сибирское метеоагентство, выразившиеся в предоставлении потребителям прогностической метеорологической информации, в отсутствии лицензии, переоформленной в соответствии с требованиями Закона № 99-ФЗ, являются нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией № Р/2017/3402/100/Л от 05.09.2017, и квалифицируется по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев доводы лиц, изложенные в заявлении и отзыве на заявление, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом исходит из следующего.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, лицом, привлекаемым к административной ответственности предпринимались попытки не допустить нарушения и условий, предусмотренных лицензией № Р/2017/3402/100/Л от 05.09.2017.
Так, заинтересованным лицом неоднократно направлялись письма в Росгидромет с предложением разъяснить ценовую политику и принять меры к приведению ситуации с ценами на услуги по предоставлению информации общего назначения (оплаченной уже госбюджетом в рамках ежегодного госзадания) в соответствии с требованиями законодательства и самих руководящих документов Росгидромета.
21.12.2018 письмом (исх. № 20-А/51) руководитель ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» уведомил заинтересованное лицо, что занимаемое им помещение признано аварийным и установил срок освобождения помещений в связи с постановкой на капитальный ремонт с 01.05.2019.
Поскольку юридический адрес АНО Западно-Сибирское Метеоагентство (место нахождения юридического лица) совпадает с местом осуществления его лицензионной деятельности, а внесение изменений в сведения ЕГРЮЛ и переоформление лицензии по новому адресу требует времени, 26.12.2018 послано уведомление о расторжении договора. 26.01.2019 договор аренды помещения прекращён, подписан акт приёма-передачи объекта аренды.
26.12.2018 заинтересованное лицо освободило помещение по ул. Советская, д. 30 и переехало в соседнее здание по адресу: 630091, <...>, направило документы в Управление Минюста РФ по Новосибирской области для внесения изменений в ЕГРЮЛ для последующего направления документов в лицензирующий орган для переоформления лицензии в связи со сменой места нахождения юридического лица и, одновременно, в связи со сменой места лицензионной деятельности.
В связи со сменой места нахождения юридического лица и места лицензионного вида деятельности, заинтересованное лицо направило документы в Росгидромет РФ для переоформления лицензии.
19.03.2019 лицензионный отдел Росгидромета запросил дополнительные сведения: 1) предоставить полностью копии трудовых книжек сотрудников (хотя по Положению о лицензировании нужна только выписка со стажем не менее 3-х лет); 2) предоставить договор на источник информации для лицензионной деятельности (данное требование не содержится в перечне необходимых документов, представляемых в Росгидромет для переоформления лицензии, установленного Положением о лицензировании, утверждённым Постановлением Правительства РФ №1216 от 30.12.2011).
29.04.2019 на электронную почту заинтересованного лица поступил отказ в переоформлении лицензии от 24.04.2019 №140-03038/19 (приложение №24) для Западно-Сибирского Метеоагентства по другому основанию, связанному с наличием оборудования.
30.04.2019 заинтересованное лицо вновь отправило в Росгидромет пакет документов для переоформления лицензии, однако, переоформление лицензии приостановлено.
Проанализировав имеющиеся документы, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что материалы дела содержат доказательства объективной невозможности исполнения заинтересованным лицом действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Действия АНО Западно-Сибирское метеоагентство по направлению в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии подтверждают тот факт, что юридическое лицо предпринимало попытки к недопущению нарушений действующего законодательства.
Протокол об административном правонарушении № 02-15/9-10 от 22.05.2019 в соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен должностным лицом - заместителем начальника отдела контроля и информационно-аналитического обеспечения Департамента Росгидромета по СФО ФИО1, действующим в соответствии с приказом Росгидромета от 03.05.2017 № 202 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В связи с отсутствием вины в действиях заинтересованного лица, суд приходит к выводу об отсутствии состава правонарушения, в связи с чем отказывает в привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.10, 4.1, 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу о привлечении Автономной некоммерческой организации Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение принято в виде резолютивной части.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Ю.А. Пахомова |