ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-20172/18 от 24.08.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

04 сентября 2018 года Дело № А45-20172/2018

Решение в виде резолютивной части принято 24 августа 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества "Сибирские коммуникации и связь" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г Новосибирск

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, г. Новосибирск

об оспаривании постановления от 15.06.2018 № 13/19-18-673 о назначении по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

без вызова сторон,

установил:

акционерное общество "Сибирские коммуникации и связь" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (далее – административный орган, Новосибирскстат) по делу № 13/19-18-673 от 15.06.2018 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении акционерного общества "Сибирские коммуникации и связь".

Определением суда от 02 июля 2018 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

24 августа 2018 года принято решение в виде резолютивной части, которым заявленные требования заявителя удовлетворены.

28 августа 2018 года от заявителя поступило ходатайство об изготовлении мотивированного решения по делу № А45-20172/2018.

Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, не извещен на составление протокола, в резолютивной части постановления не указано по какой части ст. 13.19 КоАП РФ общество признано виновным в совершении административного правонарушения.

Новосибирскстат заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.

Как видно из материалов дела, 21 мая 2018 года должностным лицом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении в связи с непредставлением в срок 10 мая 2018 года первичных статистических данных по форме № ДАС за 2 квартал 2018 года.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Новосибирскстат 15 июня 2018 года вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учета, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы ст. 71 Конституции РФ и Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 282-ФЗ одним из основных принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных закреплены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее -Положение).

На основании ч.1 ст.5 Федерального закона № 282 официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

В силу норм ч.ч. 1, 2 ст.6 Федерального закона № 282 федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 282 респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 282 одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность статистической информации.

В целях реализации указанных положений Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.08.2017 №562 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» утверждена форма федерального статистического наблюдения № ДАС «Обследование деловой активности строительной организации».

Согласно Приказу Федеральной службы государственной статистики от 30.08.2017 № 562 (приложение 11) Форму № ДАС предоставляют ежеквартально на 10 день второго месяца отчетного квартала юридические лица - строительные организации (кроме микропредприятий).

Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу.

Филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций также предоставляют настоящую форму федерального статистического наблюдения в порядке, установленном для юридических лиц.

В соответствии с пунктом 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учета, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 указанной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться условие о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий;

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей (часть 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ).

При этом положения вышеуказанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 1 января 2016 года (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов малого и среднего предпринимательства может возникнуть в случае когда они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. п. 9 - 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться правом ,предусмотренным законом на изменение таких сведений, в т.с. сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС.

Суд не принимает доводы АО "Сибирские Коммуникации и Связь", что общество не обязано предоставлять форму № ДАС "Обследование деловой активности строительной организации" за 2 квартал 2018 года, так как АО "Сибирские Коммуникации и Связь" является микропредприятием, исходя из следующего.

АО "СИБКОМСВЯЗЬ" является юридическим лицом и согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 18 мая 2018 г. является малым предприятием; основной вид экономической деятельности по ОКВЭД2 -«43.11» -Разборка и снос зданий.

Таким образом, АО "СИБКОМСВЯЗЬ" является респондентом по форме федерального статистического наблюдения № ДАС «Обследование деловой активности строительной организации» и обязано представлять в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок.

В рассматриваемом случае, в нарушение требований законодательства АО "СИБКОМСВЯЗЬ" в срок 10 мая 2018 не были представлены первичные статистические данные по форме № ДАС за 2 квартал 2018 года.

Общество включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства именно как малое предприятие, сведений о том, что оно является микропредприятием в едином реестре не имеется, доказательств недостоверности и изменения сведений, содежщащихся в едином реестре субъектов не представлено, в связи с чем заявитель обязан представлять в срок до 10 мая 2018 требуемую отчетность за 2 квартал 2018.

Суд не принимает доводы АО "Сибирские Коммуникации и Связь", что общество не было надлежащим образом извещено о составлении протокола, исходя из следующего.

Согласно пункту 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Как следует из материалов дела, извещение об административном производстве по признакам непредставления первичных статистических данных от 14.05.2018 года было направлено в адрес заявителя (АО "Сибирские Коммуникации и Связь") 14.05.2018 года через спецоператора и прочитано заявителем (АО "Сибирские Коммуникации и Связь") 15.05.2018.

Кроме того заявитель, указывает, что в оспариваемом постановлении не дана квалификация правонарушения, указание на конкретную часть ст. 13.19 КоАП РФ в постановлении не содержится.

Обеспечение законности при привлечении к административной ответственности предполагает обязательное соблюдение административным органом установленного порядка привлечения лица к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Вопреки данной норме, а также в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении не указана часть статьи 13.19 КоАП РФ - норма за нарушение которой заявитель привлечен к административной ответственности.

Согласно статье 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе, должна быть указана статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.

В нарушение п. 5 ч. 1 названной статьи КоАП РФ в его резолютивной части также не указана часть статьи 13.19 КоАП РФ, то есть норма, предусматривающая ответственность за вменяемое правонарушение, на основании которой заявителю назначено административное наказание.

Из положений ст. 28.2 и ч. 1 п. 5 ст. 29.10 КоАП РФ следует, что квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Данное требование является императивным.

При нарушении этого правила неизвестно, по какому закону производится привлечение лица к административной ответственности, что не позволяет прийти к выводу о законности и обоснованности постановления.

Постановление должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10 КоАП РФ.

В частности, в силу п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Из содержания протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что общество привлечено по ст.13.19 КоАП РФ. Однако статья 13.19 КоАП РФ содержит в себе две части.

В протоколе об административном правонарушении №13/19-18-673 от 21.05.2018 также не содержится надлежащей квалификации деяния по конкретной части ст.13.19 КоАП РФ, что является существенным процессуальным нарушением.

В определении о назначении даты и времени рассмотрения дела об административном правонарушении также не указано части ст.13.19 КоАП РФ.

В оспариваемом постановлении не дана квалификация правонарушения, указание на конкретную часть ст. 13.19 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в  протоколе об административном правонарушении  №13/19-18-673 от 21.05.2018 , а также в оспариваемом постановлении административного органа не определена юридическая квалификация правонарушения, необходимая для применения соответствующей меры ответственности, а именно не указана конкретная часть статьи 13.19 КоАП РФ, под действие которой подпадает инкриминируемое обществу деяние, что является существенным процессуальным нарушением, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении  имеются основания для признания указанного постановления незаконным.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 29.12.1 КоАП РФ исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.
Какого-либо определения об исправлении описок, опечаток в оспариваемом постановлении административный орган суду не представил; правом, предоставленным ст. 29.12.1 КоАП РФ, ответчик не воспользовался.
Таким образом, отсутствие квалификации правонарушения является существенным процессуальным нарушением, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.
Кроме того, вопрос вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался, в оспариваемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу пунктов 1, 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно правовой позиции изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", где указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. Неправильная квалификация правонарушения в любом случае свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления (вне зависимости от того, имеется ли в действиях общества событие и состав вменяемого ему правонарушения).

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу № 13/19-18-673 от 15.06.2018 о привлечении АО "Сибирские коммуникации и связь" к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.19 Кодекса в виде штрафа в размере 100 000 руб., в данном случае являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьей 110, частью 5 статьи 170,177, статьёй 229, статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области по делу № 13/19-18-673 от 15.06.2018 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении акционерного общества "Сибирские коммуникации и связь".

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья И.А. Рубекина