ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-20588/14 от 05.11.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск

«11» ноября 2014г. Дело №А45-20588/2014

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 05.11.2014

Полный текст изготовлен 11.11.2014

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск

к Закрытому акционерному обществу "ФИО2", г. Куйбышев Новосибирской области

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя: ФИО1, по доверенности, удостоверение;

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества "ФИО2" (далее – Общество, заинтересованное лицо, ЗАО ФИО2") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

При отсутствии возражений сторон против перехода в судебное заседание суд в порядке ст. 137 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

В судебном заседании требования поддержаны, указано на то, что в ходе проверки деятельности Общества установлено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.17 КоАП РФ.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушений состоит в ведении деятельности по производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований,

Субъектами административного правонарушения, являются юридические лица.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.

Как установлено материалами дела, ЗАО «ФИО2» имеет лицензию на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (ректификованого из пищевого сырья) № 54ПСЭ0002288 от 26 ноября 2013 года сроком действия до 26 ноября 2018 года, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

В связи с поступлением в общественную приемную губернатора Новосибирской области жалобы гражданина о нарушении лицензиатом ЗАО «ФИО2» лицензионных требований и перенаправленной Департаментом Росирироднадзора по Сибирскому федеральному округу (письмо от 25.08.2014 № ЕК5404, вх. от 02.09.2014 № об-129) в адрес Межрегионального управления Федеральной службы но регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу на основании приказа от 05.09.2014 № 642 Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, уполномоченными должностными лицами Управления 15.09.2014 была начата внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО «ФИО2».

Прокуратурой Новосибирской области (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 09.09.2014 № 7-10-107020). В ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлено производство ЗАО «ФИО2» этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), без ее полной переработки.

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен акт от 19.09.2014 № у6-а658/03 (Приложение № 6 к настоящему заявлению), в ходе которой должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу выявлены нарушения, следующих норм права:

- п. 5 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях.

-пп. 1 п. 4 «Порядка полной переработки барды (основного отхода спиртового производства)», утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 04.12.2012 № 365 (далее - Порядок № 365) - использование технологического оборудования для полной переработки барды.

Вышеуказанные нарушения, допущенные ЗАО «ФИО2», содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с чем 17.09.2014 в отношении Общества было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования должностными лицами Управления был проведен осмотр территории ЗАО «ФИО2» и находящихся там вещей и документов (протокол осмотра от 17.09.2014 № 6-01-06/03-23/536) и установлено следующее.

ЗАО «ФИО2» в наличии имеет все необходимое технологическое оборудование, которое позволяет полностью перерабатывать весь объем барды (основного отхода спиртового производства) с получением готового продукта - барды кормовой сухой, без образования отходов, образующихся при ее переработке (фильтрата барды, вторичной барды и вторичных сточных вод), в связи с чем технологическое оборудование, указанное в приложении № 2 к приказу Росалкогольрегулирования от 04.12.2012 № 364, необходимое для утилизации отходов, образующихся при переработке барды (фильтрата барды, вторичной барды, вторичных сточных вод), ЗАО «ФИО2» не требуется (перечень оборудования прилагается).

В ходе осмотра цеха переработки барды установлено, что Обществом фактически не использовались контуры выпаривания №1, №2, №3 и №4, входящие в состав комплекса переработки барды (установленные на втором уровне цеха переработки барды) и предназначенные для выпаривания фильтрата барды (фугата).

Согласно пояснениям ЗАО «ФИО2» в процессе эксплуатации технологического оборудования для переработки барды жидкой послеспиртовой были выявлены неполадки в вакуум выпарной установке (в состав которой входят контуры выпаривания), в связи с чем, на указанном оборудовании проводятся ремонтные работы. В ходе административного расследования установлено, что фильтрат барды, образующийся при разделении барды на двух центрифугах декантерных типа LWD 430 направлялся частично на приготовление замеса, а оставшаяся часть направлялась в бардораздаточный участок, расположенный за территорией Общества.

Таким образом, в ходе осмотра производственных помещений и территории Общества установлено, что при наличии в ЗАО «ФИО2» необходимого технологического оборудования позволяющего осуществлять процесс переработки барды без получения отходов, образующихся при переработке барды (фильтрата барды, вторичной барды, вторичных сточных вод), Обществом не соблюдается Порядок полной переработки барды (основного отхода спиртового производства), утвержденный приказом Росалкогольрегулирования от 04.12.2012 № 365, а именно, не осуществляется утилизация барды в виде жидкого остатка, оставшегося после переработки барды (фильтрата барды).

В период проведения административного расследования с 17.09.2014 по 19.09.2014 ЗАО «ФИО2» осуществляет отпуск фильтрата барды (фугат) хозяйствам и жителям Куйбышевского района, при этом допускается сброс излишка фильтрата барды на земельный участок площадью 6,3 га, принадлежащий Обществу на основании договора аренды от 03.02.2014 № 1478, заключенного с Администрацией Куйбышевского района, сроком действия по 02.01.2015 года.

Кроме того, при осмотре территории ЗАО «ФИО2» выявлено, что от емкости для сбора фильтрата барды, установленной в цехе переработки барды (вместимостью 86 м3), проложен трубопровод за пределы огороженной территории Общества до бардораздаточного участка.

Бардораздаточный участок представляет собой отдельностоящее здание, расположенное за территорией Общества. На указанный участок ЗАО «ФИО2» представлены свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2010 серии 54АГ № 886338 и технический паспорт здания (строения) по состоянию на 18.09.2006. Согласно данным представленных правоустанавливающих документов объект: бардораздаточный участок располагается по адресу: <...>, то есть по адресу, указанному в лицензии Общества, при этом фактически указанное здание не огорожено забором и распложено за территорией ЗАО «ФИО2».

Согласно данным представленного технического паспорта в состав бардораздаточного участка входит яма, общей вместимостью 398 м3, в ходе осмотра которой установлено в ней наличие фильтрата барды (видео и фото материалы прилагаются). Отгрузка фильтрата барды в автоцистерны осуществляется с помощью насосов, установленных в помещении бардораздаточного участка.

Кроме того, при осмотре территории вокруг бардораздаточного участка установлено, что от здания проложен трубопровод длинной порядка 1000 м. При осмотре указанного трубопровода выявлено, что на некоторых его участках имеются врезки кранов, а также следы от слива жидкости светлого цвета, предположительно фильтрата барды. Трубопровод заканчивается на земельном участке, который имеет обваловку по периметру. При осмотре указанного участка обнаружены остатки от слива жидкости светло-коричневого цвета, предположительно фильтрата барды.

В ходе осмотра были установлены факты отгрузки фильтрата барды в автоцистерны сторонним организациям и частным лицам.

По факту сброса фильтрата барды (фугата) 17.09.2014 проведен опрос свидетелей. Согласно показаниям свидетелей они систематически приезжают за фильтратом барды для использования ее в качестве дополнительного питания для скота (пояснения свидетелей прилагаются).

В ходе административного расследования определением от 17.09.2014 № 6-01-11/03-23/536 об истребовании сведений были истребованы объяснения по факту неиспользования имеющегося технологического оборудования (контуров выпаривания), предназначенных для выпаривания фильтрата барды (фугата), а также по факту сброса его на земельный участок, расположенный за территорией ЗАО «ФИО2».

В соответствии с представленными уполномоченным представителем по доверенности ЗАО «ФИО2» А.В. Гаркушей объяснениями, неиспользование имеющегося оборудования для полной переработки барды допущено по причине неполадок в работе оборудования, не переработанная барда отгружалась покупателям, излишки откачивались из ямы-бардосборника на земельный участок, обвалованный по периметру и расположенный за территорией Общества на расстоянии порядка 500 м (объяснение от 17.02.2014 № 02-24).

По правилу части 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по названному составу подлежат рассмотрению арбитражным судом. Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Требования заявителя суд находит обоснованными.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях.

Порядок полной переработки барды (основного отхода спиртового производства), перечень соответствующего технологического оборудования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях, перечень соответствующего технологического оборудования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с полномочиями Службы 04.12.2012 изданы приказы: № 364 «Об утверждении Порядка утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях и перечня соответствующего технологического оборудования» (регистрационный № 28221 от 19.04.2013) и № 365 «Об утверждении Порядка полной переработки барды (основного отхода спиртового производства) и перечня соответствующего технологического оборудования» (регистрационный № 28419 от 16.05.2013).

Согласно ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ лицензионными требованиями являются, в том числе требования, установленные в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1,11, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного Федерального закона.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом № 171-ФЗ.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, нарушение Обществом требований Федерального закона № 171-ФЗ и Порядка № 365 является грубым нарушением законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ.

Таким образом, вышеуказанные факты нарушения ЗАО «ФИО2» Федерального закона № 171-ФЗ свидетельствуют о событии административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.17КоАП РФ, а именно производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки.

ЗАО «ФИО2», осуществляя деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта с момента выдачи лицензии 26.11.2013, знало о необходимости соблюдения требований законодательства: о необходимости полной переработки барды (основного отхода спиртового производства), о необходимости использования оборудования для переработки барды (основного отхода спиртового производства) и имело возможность для соблюдения указанных правил и норм в части соблюдения лицензионных требований при производстве этилового спирта, но не приняло мер по их соблюдению, что свидетельствует о вине организации (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Вина ЗАО «ФИО2» подтверждается протоколом осмотра от 17.09.2014 № 6-01-06/03-23/536, актом внеплановой выездной проверки от 19.09.2014 № у6-а658/03, фотоматериалами, видеозаписью, объяснениями исполнительного директора Общества.

Данное обстоятельство не отрицалось заинтересованным лицом, факт нарушения названных требований признается.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих соблюдению действующего законодательства при осуществлении деятельности по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), Обществом не представлено.

При этом заинтересованное лицо имело возможность соблюдения законодательства, однако, не предприняло для этого надлежащих и достаточных мер. Вина по правилу ст. 2.1 КоАП РФ доказана заявителем.

На основании изложенного, следует признать, что Обществом допущено нарушение, что образует состав административного правонарушения по части 2 ст. 14.17 КоАП РФ.

Следовательно, требование заявителя о привлечении Общества к административной ответственности, является законным и обоснованным, и подлежащим удовлетворению.

Сроки давности привлечения к ответственности не истекли, процедура производства по делу об административном правонарушении не нарушена.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.05.2014 по делу № А45-6471/2014 ЗАО «ФИО2» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ.

Данное обстоятельство является отягчающим, следовательно, суд считает, что наложение на Общество штрафа в размере 200000 рублей без конфискации, является справедливой и соразмерной характеру совершенного нарушения мерой ответственности, отвечает принципу превентивности наказания.

Государственной пошлиной данная категория спора не облагается.

Штраф подлежит уплате добровольно в течение 60-ти дней с момента вступления решения в законную силу, после истечения указанного срока в отсутствии доказательств исполнения решения суда суд направляет решение для исполнения в службу судебных приставов.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Закрытое акционерное общество "ФИО2" (место регистрации <...>, свидетельство о регистрации от 31.12.2009 года МИФНС России № 11 по Новосибирской области, ОГРН <***> ИНН <***>) к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей без конфискации.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу 630099, <...>

ИНН <***>/КПП 540601001 УФК по Новосибирской области (МРУ Росалкогольрегулирования по СФО л/с <***>), КБК16011608010016000140, ОКТМО 50701000, Расчетный счет <***>, БИК 045004001, ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, назначение платежа административный штраф.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томск). Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

СУДЬЯ Т.А. Наумова