ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-20938/2021 от 07.02.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-20938/2021

14 февраля 2022г.

Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Богач Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации рабочего поселка Кольцово (ИНН 5433107553), рп. Кольцово

к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (ИНН 5406105211), г. Новосибирск

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - ООО «Проспект»,

о признании недействительным представление от 21.06.2021 № 51-20-19/10-6309,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Потапенко О.В., доверенность от 01.03.2021, паспорт, диплом,

заинтересованного лица: Чеснокова Ю.Г., доверенность от 10.01.2022, служебное удостоверение, диплом,

третьего лица: не явился, извещен,

установил:

администрация рабочего поселка Кольцово (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным представление от 21.06.2021 № 51-20-19/10-6309.

Заявленные требования обосновывает тем, что в оспариваемом представлении не указаны причины и условия нарушения, в связи с чем, непонятно, какие действия необходимо совершить администрации, какие документы представить в подтверждение принятых мер.

Благоустройство проведено в рамках заключенного соглашения от 22.01.2020, которым предусмотрена сумма на реализацию мероприятий программы. Считает, что проведение дополнительных работ по благоустройству по указанному адресу не целесообразно и не требует дополнительных финансовых вложений в рамках государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области». Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо отзывом и в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен, указывая, что Государственная программа от 16.02.2015 № 66-п и Муниципальная программа от 27.12.2017 № 1162 содержат исчерпывающий перечень минимальных работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и не предусматривают изменений/исключений работ из данного перечня работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.

В рамках контрольного мероприятия 30.04.2021 проведен осмотр (наблюдение) объекта благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, д. № 10, р.п. Кольцово, по результатам которого установлено фактическое отсутствие освещения дворовой территории.

Таким образом, Администрацией р.п. Кольцово как получателем бюджетных средств не достигнут результат по выполнению минимального перечня работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома.

Кроме того, заявителем допущено превышение доведенного лимита бюджетных обязательств при заключении муниципального контракта с ООО «Проспект».

Более подробно позиция заинтересованного лица изложена в отзыве.

В судебном заседании представитель управления поддержал правовую позицию.

Определением суда от 29.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Проспект» (далее – третье лицо, ООО «Проспект»).

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Отзывом, представленным в материалы дела, пояснило, что подрядчик не знал и не должен был знать о фактическом объеме предусмотренных в бюджете обязательств для исполнения заказчиком контракта. Работы по муниципальному контракту выполнены, приняты заказчиком и оплачены в срок, предусмотренный контрактом.

Дело рассмотрено по правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.

Приказом Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 21.04.2021 № 469 «О назначении плановой выездной проверки в администрации рабочего поселка Кольцово» в отношении администрации рабочего поселка Кольцово проведена плановая проверка по теме: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов имеющих целевой назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

По результатам проверки составлен Акт выездной проверки от 07.05.2021 (далее – Акт) и протокол от 14.05.2021 № 51-20-21/2021-6638 о привлечении к административной ответственности Главы рабочего поселка Кольцово Красникова Николая Григорьевича по статье 15.15.10 КоАП РФ.

29.06.2021 в администрацию рабочего поселка Кольцово от Управления Федерального казначейства по Новосибирской области поступило Представление от 21.06.2021 № 51-20-19/10-6309 (далее – представление) с требованием принять меры по устранению причин и условий, отраженных в нем нарушений, в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Представления.

В соответствии с пунктом 1 представления в ходе плановой выездной проверки в Администрации р.п. Кольцово по теме: «Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» за 2020 год - истекший период 2021 года выявлено следующее нарушение:

- в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 подраздела «Система мероприятий государственной программы, реализуемых с 2019 года» раздела 4 Подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» к Государственной программе Новосибирской области ((Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п, абзаца 9 раздела 2 Муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории рабочего поселка Кольцове», утвержденной постановлением Администрации рабочего поселка Кольцово от 27.12.2017 № 1162, пункта 4.3.3 Правил благоустройства территории рабочего поселка Кольцово, утвержденных решением Совета депутатов рабочего поселка Кольцово Новосибирской области от 19.12.2012 № 69, пункта 4.3.21 Соглашения о предоставлении субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» (благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов Новосибирской области) от 22.01.2020 № 50740000-1-2020-001 Администрацией р.п. Кольцово, как получателем бюджетных средств, не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно: не обеспечено достижение результата с использованием объема средств федерального бюджета в размере 2 827 200 руб. - не обеспечено освещение дворовой территории при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, дом № 10, р.п. Кольцово.».

В рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» в части реализации программ формирования современной городской среды подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» в 2020 году Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и Администрация р.п. Кольцово заключили Соглашение о предоставлении субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» (благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов Новосибирской области) от 22.01.2020 № 50740000-1 -2020-001 (далее - Соглашение от 22.01.2020 № 50740000-1-2020-001).

Пунктом 4.3.21 Соглашения от 22.01.2020 № 50740000-1-2020-001 предусмотрено, что Администрация р.п. Кольцово обязуется обеспечить благоустройство всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка урн, скамеек и др.), нуждающихся в благоустройстве.

Согласно подпункту 1 пункта 1 подраздела «Система основных мероприятий государственной программы, реализуемых с 2019 года» раздела 4 «Характеристика мероприятий программы» Подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п (далее -Государственная программа от 16.02.2015 № 66-п), при благоустройстве придомовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), необходимо обеспечить выполнение работ исходя из минимального перечня работ по благоустройству.

В результате проведения мероприятия дворовая территория многоквартирных домов населенных пунктов Новосибирской области должна иметь освещение, малые архитектурные формы в виде скамеек, урн, отремонтированные дворовые проезды, а также не менее одного оборудованного места для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки, иное оборудование).

Абзацем 9 раздела 2 «Приоритеты политики благоустройства, цели и задачи Программы» Муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории рабочего поселка Кольцово», утвержденной постановлением Администрации рабочего поселка Кольцово от 27.12.2017 № 1162 «Об утверждении Муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории рабочею поселка Кольцово» (далее - Муниципальная программа от 27.12.2017 № 1162), предусмотрено, что минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включает в себя: ремонт дворовых проездов; обеспечение освещении дворовых территорий; установку скамеек; установку урн для мусора.

Исходя из изложенного, Государственная программа от 16.02.2015 № 66-п и Муниципальная программа от 27.12.2017 № 1162 содержат исчерпывающий перечень минимальных работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и не предусматривают изменений/исключений работ из данного перечня работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.

В соответствии с абзацем 2 раздела 2 «Приоритеты политики благоустройства, цели и задачи Программы» Муниципальной программы от 27.12.2017 № 1162 приоритетами политики благоустройства территории рабочего поселка Кольцово являются благоустройство дворов (придомовых территорий) и общественных пространств в соответствии с Правилами благоустройства по выбору горожан и обеспечение участия в принятии решений по реализации предложений населения и общественности в результате публичных обсуждений. При этом учитываются принципы доступности для маломобильных групп населения.

Пунктом 4.3.3 Правил благоустройства территории р.п. Кольцово, утвержденных решением 30 сессии Совета депутатов р.п. Кольцово от 19.12.2012 № 69, предусмотрено, что обязательный перечень элементов благоустройства на территории участка жилой застройки коллективного пользования включает: твердые виды покрытия проезда, различные виды покрытия площадок (подраздел 2.12 настоящих Правил), элементы сопряжения поверхностей, оборудование площадок, озеленение, осветительное оборудование.

Техническим заданием на выполнение работ по объекту «Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по ул. Центральная дом № 10 в рабочем поселке Кольцово Новосибирской области (Приложение № I к договору подряда от 20.05.2020 № 20-05-2020), Локальным сметным расчетом № 05-01-01 (Приложение № 2 к договору подряда от 20.05.2020 № 20-05-2020) работы по освещению дворовой территории не предусмотрены.

В рамках контрольного мероприятия 30.04.2021 проведен осмотр (наблюдение) объекта благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, д. № 10, р.п. Кольцово, по результатам которого установлено фактическое отсутствие освещения дворовой территории, что подтверждается представленными в материалы дела фотографическими снимками.

Заинтересованным лицом установлено, что Администрацией р.п. Кольцово как получателем бюджетных средств не достигнут результат по выполнению минимального перечня работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, дом № 10, р.п. Кольцово с использованием определенного Соглашением от 22.01.2020 № 50740000-1-2020-001 объема средств в размере 3 100 000 руб. (из них средства федерального бюджета в размере 2 827 200 руб., средства областного бюджета Новосибирской области в размере 117 800,00 руб. и средства бюджета р.п. Кольцово в размере 155 000,00 руб.).

В пункте 2 представления отражено принятие Администрацией р.п Кольцово бюджетных обязательств путем заключения с ООО «Проспект» Муниципального контракта от 06.05.2020№ 06/20 на выполнение работ по строительству объекта: «НСО, р.п.Кольцово. Пешеходная зона между проспектом Академика Сандахчиева и микрорайонами IV, IVa, V. 2 этап. Пешеходный мост через реку Забобурыха», «НСО, р.п.Кольцово. Пешеходная зона между проспектом Академика Сандахчиева и микрорайонами IV, IVa,V» ценой 34 630 849,97 руб. (за счет средств федерального бюджета 31 583 332,00 руб.), в размере, превышающем лимиты бюджетных обязательств на сумму 7 207 649,97 руб. (за счет средств федерального бюджета 6 573 376,77 руб.), доведенные Уведомлением от 06.05.2020 №15 «Об изменении лимитов бюджетных обязательств бюджета рабочего поселка Кольцово на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов» в сумме 27 423 200,00 руб.

В рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» в части реализации программ формирования современной городской среды подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» Уведомлением № 15 от 06.05.2020 «Об изменении лимитов бюджетных обязательств бюджета рабочего поселка Кольцово на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Уведомление № 15 от 06.05.2020) Администрации р.п. Кольцово доведены лимиты бюджетных обязательств ни 2020 год по КБК 0503 830F255552 в сумме 27 423 200,00 руб.

Согласно данным Отчета «О состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03513020280 на 01.05.2020» остатков средств лимитов бюджетных обязательств по КБК 0503 830F255552 в 2020 текущем финансовом году не числилось.

06.05.2020 между Администрацией рабочего поселка Кольцово и ООО «Проспект» заключен Контракт сроком действия до 30.01.2021.

Согласно пункту 2.1 Контракта цена Контракта составляет 34 630 849,97 руб., источник финансирования: средства бюджета рабочего поселка Кольцово. В заключенном Администрацией рабочего поселка Кольцово Контракте распределение лимитов бюджетных обязательств на плановый период по КБК 0503 830F2555552 отсутствует, а именно: 27 423 200,00 - лимит 2020 года, 7 207 649,97- лимит 2021 года.

Полагая, что вынесенной заинтересованным лицом представление нарушает права и интересы заявителя, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица, установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Согласно части 1 статьи 65, части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, которые арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Данный Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений (часть 2 статьи 1 БК РФ), им не регулируются отношения, возникающие в процессе исполнения гражданских договоров, стороной которых являются уполномоченные представители публичных образований.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии с пунктом 8.5 (1) Положения об Управлении, утвержденного приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 27.12.2013 №316 «Об утверждении положений об Управлении Федерального казначейства по Новосибирской области» Управление осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (официальный сайт УФК по Новосибирской области (www.novosibirsk.roskazna.gov.ru)).

Порядок проведения проверки и полномочия Управления установлены Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).

Частью 1 статьи 268.1 БК РФ установлено, что полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в частности, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2 БК РФ).

Под представлением, в силу части 2 статьи 270.2 БК РФ, понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Из приведенного выше определения следует, что представление - это решение государственного органа, имеющее свойства ненормативного акта, которое выносится в порядке реализации контрольно-надзорных (властных) полномочий, за его неисполнение предусмотрена административная ответственность, в связи с чем, все его формулировки и употребление терминов должно подчиняться правилу ясности и определенности, влияющими на исполнимость представления.

Исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных актов, объект контроля самостоятельно рассматривает указанные в представлении требования, принимает меры по устранению нарушений, исследует причины и условия их совершения, принимает меры по их устранению, о чем в установленные сроки информирует орган, вынесший представление.

Невыполнение в установленный срок представления влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, управление по результатам контроля вправе выдавать представления, в случае выявления в ходе проверки нарушений бюджетного законодательства.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Администрацией р.п. Кольцово как получателем бюджетных средств не достигнут результат по выполнению минимального перечня работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, дом № 10, р.п. Кольцово с использованием определенного Соглашением от 22.01.2020 № 50740000-1-2020-001 объема средств в размере 3 100 000 руб. (из них средства федерального бюджета в размере 2 827 200 руб., средства областного бюджета Новосибирской области в размере 117 800,00 руб. и средства бюджета р.п. Кольцово в размере 155 000,00 руб.).

Судом рассмотрен и не принимается во внимание довод заявителя о том, что паспортом благоустройства дворовой территории от 10.12.2019 установлено, что необходимое освещение многоквартирного жилого дома по улице Центральная д.10 в р.п. Кольцово присутствует. Голосованием собственников многоквартирного жилого дома определен необходимый перечень выполнения работ (протокол от 30.06.2020).

На придомовой территории многоквартирного жилого дома ул. Центральная д.10: из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов выполненремонт дворового проезда, установлены скамейки, урны; из дополнительного перечня видов работ по благоустройствудворовых территорий многоквартирных домоввыполненоустройство мягкого покрытия надетской площадке, установлены малые формы на спортивной площадке. Именно за эти виды работ проголосовали собственники многоквартирного дома на общем собрании. Освещение придомовой территории имелось до выполнения вышеуказанных работ по благоустройству, потому и не вошло в минимальный перечень работ, как и иные виды работ из дополнительного перечня, в связи с отсутствием в них потребности и с учетом их физического состояния.

Таким образом, по мнению заявителя, выполненные администрацией мероприятия по благоустройству дворовых территорий соответствуют требованиям муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории рабочего поселка Кольцово», Правилам благоустройства рабочего поселка Кольцово, требованиям государственной программы в полном объеме.

Вместе с тем, суд соглашается с позицией управления, что получателем бюджетных средств, не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно: не обеспечено достижение результата с использованием объема средств федерального бюджета в размере 2 827 200 руб. - не обеспечено освещение дворовой территории при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, дом № 10, р.п. Кольцово», в то время, как оно должно было быть сделано.

Данное обстоятельство является нарушением статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд обращает внимание также на то обстоятельство, что пунктом 4.3.21 Соглашения от 22.01.2020 № 50740000-1-2020-001, предусмотрена обязанность Администрации р.п. Кольцово обеспечить благоустройство всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка урн, скамеек и др.), нуждающихся в благоустройстве.

Поименованные выше Государственная программа от 16.02.2015 № 66-п и Муниципальная программа от 27.12.2017 № 1162 содержат исчерпывающий перечень минимальных работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и не предусматривают изменений/исключений работ из данного перечня работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.

Вместе с тем, техническим заданием на выполнение работ по объекту «Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по ул. Центральная дом № 10 в рабочем поселке Кольцово Новосибирской области» работы по освещению дворовой территории не предусмотрены.

Данные обстоятельства установлены судом, документально подтверждены и заявителем не опровергнуты.

В данной части оспариваемое представление суд находит законным и не подлежащим отмене.

Частью 3 статьи 219 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 26.10.2008 № 02-03-0/3290 «О заключении получателями средств федерального бюджета государственных контрактов» начиная с 2008 года, на основании статьи 169 Кодекса федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается сроком на три года, в целях реализации Закона бюджетные данные (в том числе лимиты бюджетных обязательств) доводятся в установленном порядке до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Таким образом, получатель средств федерального бюджета, начиная с 2008 года, вправе заключать в установленном порядке госконтракт (договор) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.

Доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляется в соответствии с Порядком. Для каждого уровня бюджета финансовые органы принимают свои порядки утверждения и доведения лимита бюджетных обязательств (ЛБО). В целом же процедуры аналогичны, ведь общие принципы заложены в Бюджетном кодексе РФ.

Финансовые органы муниципальных образований по уведомлениям доводят утвержденные ЛБО до главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на основании показателей сводной бюджетной росписи, а те утверждают и распределяют их между подведомственными распорядителями бюджетных средств (РБС) и (или) получателями бюджетных средств (ПБС) (в том числе и себе как ПБС).

На основании доведенных ЛБО утверждаются показатели бюджетной росписи ГРБС (РБС), бюджетной сметы учреждения и в дальнейшем принимаются бюджетные обязательства.

Постановлением администрации рабочего поселка Кольцово от 12.07.2010 № 466 (ред. от 16.03.2015) «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета рабочего поселка Кольцово и бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета рабочего поселка Кольцово (главного администратора источников финансирования дефицита бюджета рабочего поселка Кольцово)» утвержден соответствующий порядок (далее – Порядок ГРБС). В соответствии с пунктами 5.4, 5.6 Порядка ГРБС в течение 3 рабочих дней после утверждения постановлением администрации рабочего поселка Кольцово изменений бюджетной росписи и/или лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период оформляет и доводит до получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований и/или об изменении лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период.

Решением Совета депутатов рабочего поселка Кольцово от 26.12.2007 № 108 (ред. от 18.11.2020) «О Положении "О бюджетном процессе в рабочем поселке Кольцово» (далее – Положение) установлено, что администрация рабочего поселка Кольцово одновременно является участником бюджетного процесса, получателем бюджетных средств (ПБС), главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) (ст.27 Положения) и финансовым органом (ст. 25 Положения).

Администрация рабочего поселка Кольцово как ГРБС уведомлением № 15 от 06.05.2020 довела до администрации рабочего поселка Кольцово как ПБС лимиты бюджетных обязательств в сумме 27 423 200,00 рублей на 2020 год, в сумме 27 423 200,00 рублей на 2021 год и в сумме 27 423 200,00 рублей на 2022 год.

Администрация рабочего поселка Кольцово приняла бюджетные обязательства путем заключения муниципального контракта от 06.05.2020 № 06/20 сроком до 30.01.2021 (п. 9.2) с ценой 34 885 247,17 рублей. Работы по контракту должны быть исполнены до 13.12.2020, оплата по контракту должна быть осуществлена в соответствии с условиями муниципального контракта, но не позднее срока истечения муниципального контракта, т.е. до 30.01.2021.

Вместе с тем, статья 6 БК РФ определяет лимит бюджетных обязательств, как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде); текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом; очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом.

Согласно пункту 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Таким образом, из приведенных положений БК РФ можно сделать вывод о том, что получатель бюджетных средств обязан принимать и оплачивать обязательства только в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

Вместе с тем, как установлено судом и документально не оспорено администрацией, в нарушение пункта 5 статьи 161, подпункта 2 пункта 1 статьи 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ Администрацией рабочего поселка Кольцово, как получателем бюджетных средств, принято бюджетное обязательство путем заключения с ООО «Проспект» Муниципального контракта № 06/20 от 06.05.2020 на выполнение работ по строительству объекта: «НСО, р.п. Кольцово. Пешеходная зона между проспектом Академика Сандахчиева и микрорайонами IV, IVa, V. 2 этап. Пешеходный мост через реку Забобурыха», «НСО, р.п. Кольцов. Пешеходная зона между проспектом Академика Сандахчиева и микрорайонами IV, IVa, V», с ценой контракта -34 630 849,97 руб., из них: за счет средств федерального бюджета 31 583 332,00 руб. (91,2 %); областного бюджета Новосибирской области 1315 968,00 руб. (3,8 %); за счет средств бюджета рабочего поселка Кольцово I 731 549,97 руб. (5,0%), что привело к превышению доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 7 207 649,97 руб. (34 630 849,97 - 27 423 200,00 (лимит 2020 года).

Факт превышения Администрацией р.п. Кольцово доведенных лимитов бюджетных обязательств подтверждается Карточкой счета 502.11 за 2020 год, согласно которой 06.05.2020 Администрацией рабочего поселка Кольцово по Контракту приняты на учет обязательства текущего года (2020 года) в сумме 34 630 849,97 руб.

Вместе с тем, по состоянию на 01.05.2020 согласно данным Отчета «О состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03513020280 на 01.05.2020» остатков средств лимитов бюджетных обязательств по КБК 0503 830F255552 в 2020 текущем финансовом году не числились.

С учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое представление соответствует нормам действующего бюджетного законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя по настоящему делу.

Доказательств обратного заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, а также нести процессуальные обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае не реализации участником процесса предоставленных ему законом прав последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением определенных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, риск наступления неблагоприятных последствий ввиду не предоставления доказательств, подтверждающих доводы сторон, лежит на участниках процесса.

Данный вывод суда согласуется с позицией, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99.

Остальные доводы сторон судом рассмотрены, правового значения не имеют и на исход рассматриваемого дела не влияют.

Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в материалы дела, лицами, участвующими в деле, не представлены.

Судебные расходы распределяются судом по правилам статьи 110 АПК РФ.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Ю.А. Пахомова