АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102 г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
01 февраля 2011 года Дело № А45-21174/2010
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 01 февраля 2011 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Васютиной О.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковырзиной И.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск
лицо, привлекаемое к административной ответственности – Общество с ограниченной ответственностью «Изумруд Плюс», Новосибирская область
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 09.11.2009, паспорт
лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, уведомлен
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Изумруд Плюс» (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило.
Дело рассмотрено в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом уведомлённого о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, ООО «Изумруд Плюс» в соответствии с лицензией А 650284 регистрационный номер 27/3 от 26.09.2008 разрешено осуществление деятельности в виде закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, кроме этилового спирта питьевого.
19.08.2010 ООО «Изумруд Плюс» получена лицензия Б 097597 регистрационный номер 19995 на осуществление деятельности в виде закупки, хранения и поставки алкогольной продукции.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу установлено, что ООО «Изумруд Плюс» в 3 квартале 2009 года осуществляло закупку алкогольной продукции у ООО «Винный барон» в объёме 0,14 тыс. дал. в период, когда действие лицензии поставщика было приостановлено, чем нарушило пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Также в ходе проведения проверки был установлен факт осуществления обществом оборота алкогольной продукции в период с 01.09.2009 по 15.03.2010 по адресам, не указанным в лицензии.
По данным фактам в отношении ООО «Изумруд Плюс» 02.11.2010 составлен протокол № 02-08/20 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.
Поскольку рассмотрение дела о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17. КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражного суда, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, выслушав заявителя, суд считает заявленное требование о привлечении общества к административной ответственности не подлежащим удовлетворению.
В силу части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по обороту алкогольной продукции без соответствующей лицензии и действия по обороту алкогольной продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее – Закон) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Как установлено материалами дела, обществу в соответствии с лицензией А 650284 регистрационный номер 27/3 от 26.09.2008 разрешено осуществление деятельности в виде закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, кроме этилового спирта питьевого. Условия осуществления данной деятельности определены следующим образом: "в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно статье 10.2. Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Требования о необходимости получения информации из государственного реестра лицензий по действующим, приостановленным и аннулированным лицензиям в отношении продавца алкогольной продукции как условия законности оборота алкогольной продукции действующее законодательство не содержит.
Заявитель, обращаясь с требованием о привлечении общества к административной ответственности, не указал, какой нормой закона предусмотрена обязанность покупателя алкогольной продукции выяснять, действует ли у продавца лицензия, в связи с чем несовершение указанного действия не может свидетельствовать о нарушении действующего законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, и следовательно, условий, предусмотренных лицензией на право осуществления деятельности в виде закупки, хранения и поставки алкогольной продукции.
Заявитель указывает на несоблюдение обществом запрета, установленного пунктом 1 статьи 26 Закона, на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Между тем при осуществлении обществом закупок алкогольной продукции у ООО «Винный барон» у последнего имелась соответствующая лицензия.
Представителем общества ФИО2 в протоколе об административном правонарушении даны пояснения, согласно которым по договору поставки ООО «Винный барон» были предоставлены ООО «Изумруд Плюс» пакет документов, в том числе лицензия на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции № 26-47/61 от 28.12.2007 сроком действия до 28.12.2012г. Проверить лицензию на предмет её действия не представилось возможным.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент приобретения алкогольной продукции общество располагало сведениями о том, что действие лицензии ООО «Винный барон» приостановлено, а поскольку обязанность проверять указанную информацию на покупателя действующим законодательством не возложена, оно и не должно было усомниться в добросовестности своего контрагента. ООО «Изумруд Плюс» приняло все возможные меры по соблюдению законодательства путем обеспечения наличия сопроводительных документов, что в соответствии с действующим законодательством является достаточным для подтверждения легальности производства и оборота алкогольной продукции. Получение информации из государственного реестра лицензий на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу не является обязанностью, в связи с чем несовершение указанных действий не может расцениваться как непринятие всех возможных мер для соблюдения запрета, установленного пунктом 1 статьи 26 Закона.
В соответствии с п.п. 19, 20 ст. 19 Закона в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи.
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Из приведенных норм следует, что организация не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресам, не указанным в лицензии.
Из материалов административного дела следует, что в период с 01.09.2009 по 15.03.2010 общество осуществляло оборот алкогольной продукции по адресам, не указанным в лицензии (630039, <...>, скл. № 1; 630520, <...>), что подтверждается сопроводительными документами – ТТН от 01.09.2009 № 1625, от 06.09.2009 № 1689, от 23.09.2009 № 90923014, от 14.09.2009 № 59, от 01.02.2010 № 76, от 15.03.2010 № 89.
Таким образом, обществом допущено нарушение пунктов 19, 20 статьи 19 Закона, соблюдение которых является лицензионным условием осуществления закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, в связи с чем рассматриваемые действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
По делу установлено, что последняя товарно-транспортная накладная, подтверждающая оборот алкогольной продукции по адресам, не указанным в лицензии, оформлена 15.03.2010, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Изумруд Плюс» истек 15.06.2010.
Кроме того, на момент рассмотрения дела истекли сроки давности привлечения общества к административной ответственности по факту закупки алкогольной продукции у ООО «Винный барон» в период, когда действие лицензии поставщика было приостановлено, поскольку последняя оформленная товарно-транспортная накладная, подтверждающая указанную сделку, датируется 04.10.2010 (срок давности истек 04.01.2011).
В соответствии с ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.
Из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного требования о привлечении ООО «Изумруд Плюс» к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Изумруд Плюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья О.М. Васютина