ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-2231/2022 от 14.03.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-2231/2022

18 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2022 года.

        В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2022 года.

       Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Теневой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, с. Шипицыно

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17, частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

         при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО2, доверенность № 7 от 29.10.2021 (доверенность выдана сроком по 28.10.2022), служебное удостоверение,

заинтересованного лица: не явился, извещен,

установил:

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17, частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснениях.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Мотивированный отзыв на заявление не представило.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Учитывая, что от сторон не поступили возражения относительно перехода к рассмотрению дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства. 

Из  материалов дела следует, что в Минпромторг НСО поступило письмо (вх. от 05.10.2021 № 417/27-ПГ) главы администрации Ленинского района г. Новосибирска по обращению депутата Совета депутатов г. Новосибирска ФИО3 от имени жителей дома, расположенного по адресу: <...>, содержащее информацию о розничной продаже алкогольной продукции с нарушением требований законодательства в нестационарном торговом объекте - остановочном павильоне «МНТК Микрохирургия глаза», расположенном на земельном участке по адресу: <...>.

Согласно сведениям, поступившим из администрации Ленинского района
г. Новосибирска, деятельность в нестационарном торговом объекте - остановочном
павильоне «М
HTK Микрохирургия глаза», расположенном на земельном участке
по адресу: <...>, осуществляет индивидуальный
предприниматель ФИО1         .

По факту нарушения действующего законодательства об обороте алкогольной продукции в отношении ИП ФИО1 уполномоченным должностным лицом  Минпромторга НСО  25.10.2021 вынесено определение №082-ед/д о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

15.11.2021 в результате осмотра объекта, расположенного на земельном участке по адресу: <...>, должностным лицом Минпромторга НСО установлено, что объектом осмотра является нестационарный торговый объект - остановочный павильон «МНТК Микрохирургия глаза», в котором ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность.

Указанный нестационарный торговый объект - остановочный павильон «МНТК Микрохирургия глаза», не имеет признаков, позволяющих отнести данный объект к предприятию общественного питания в соответствии с ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования, утвержденного приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст. Данный объект по своему типу и характеристикам не отличается от деятельности обычного торгового павильона.

В соответствии со сведениями, поступившими из департамента инвестиции, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (исх. от 14.10.2021 № 19/01-15/03931), договоры на размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов (по адресу: <...>) от 25.02.2020 №№ НТО-000405 и НТО-000406, заключены между мэрией города Новосибирска и индивидуальным предпринимателем ФИО4 (далее - ИП ФИО4), сроком действия до 24.02.2025.Указанные объекты размещены в составе остановочногопункта

Право пользования нестационарным торговым объектом - павильоном остановочным  «МНТК Микрохирургия глаза», расположенном на земельном участке по адресу: <...>, принадлежит ИП ФИО1 на основании договора аренды  от 15.05.2020.

15.11.2021 в ходе осмотра нестационарного торгового объекта- остановочного павильона «МНТК Микрохирургия глаза», расположенного на земельном участке по адресу: <...>, уполномоченным должностным лицом Минпромторга НСО установлено, что  за витринами, на стеллажах, в коробках, в подсобном помещении обнаружена алкогольная продукция, оборот которой может осуществляться исключительно при наличии соответствующей лицензии, а  именно:

Наименование продукции, крепость (%)

производитель

Дата розлива

Емк.,л.

Количество бутылок, шт.

1

Виски Шотландский купажировский «Чивос Регал» 12 л., 40%

-

-

0,005

2 (маркирована в соответствии со статьей 12 Федерального закона №171-ФЗ)

2

Вино «Торрес винья соль» белое сухое, 12%

-

-

0,187

2 (маркирована в соответствии

 со статьей 12 Федерального

 закона №171-ФЗ22

3

Вино «Ля маридель шардоне», белое сухое, 13%

-

---

-

---

-

0,187

2(маркирована в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

4

Водка «Абсолют», 40%

-

-

0,5

3 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

5

Водка «Диксон-серебро», 40%

-

-

0,5

18 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

6

Водка «Талка», 40%

-

-

0,5

1 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

7

Водка «Клинок», 40%

           -

-

0,5

2 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

8

Продукт               зерновой «Мариинские        просторы люкс», 40%

           -

-

0,5

20 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

9

Жидкость прозрачного цвета «Белые ночи» зерновой, 40%

ОАО «Росспиртпром»

-

0,5

10 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

10

Водка «Нефть», 40%

--

-

-

0,7

4 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

11

Напиток        «777»        из концентрированного виноградного сусла

ООО «Интервайн»

25.07.2021

1,5

5 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

12

Коньяк          выдержанный «Лезгинка», 40%

ФГУП «Кизлярский коньячный завод»

-

0,5

1 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

13

Коньяк «Манет», 40%

ТОО ТД «Казевро Трейд»

-

0,5

2 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

14

Коньяк «Камус», 40%

-

-

0,5

1 (без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ)

Согласно сведениям из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенного на официальном сайте Росалкогольрегулирования (www.fsrar.ru), по адресу: <...>, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не выдавались.

С целью недопущения возврата обнаруженной алкогольной продукциив нелегальный оборот, уполномоченнымдолжностным лицом Минпромторга НСО проведено ее изъятие в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 15.11.2021 № 082-ер/д. Хранение изъятой алкогольной продукции осуществляется по адресу: <...>.

По результатам проведения административного расследования по делу об административном правонарушении сотрудником Минпромторга НСО 16.11.2021 в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 099-ер/д по части 3 статье 14.17 КоАП РФ (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии).

Также в ходе осмотра  нестационарного торгового объекта - «МНТК Микрохирургия глаза» расположенном на земельном участке по адресу: <...>, уполномоченным должностным лицом Минпромторга НСО наряду с алкогольной продукцией, также выявлена алкогольная продукция (пиво, пивные напитки и медовуха), размещенная за витринами, на стеллажах, в коробках, подсобном помещении, в витринном холодильнике, на витринных стеллажах с указанием цены для предложения к розничной продаже, оборот которой, может осуществляться исключительно при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота,а именно:

Наименование продукции, крепость (%)

Производитель

Емк., л

Количество бутылок, шт.

1

Пивной напиток «Сплэш», вкус виски-кола, 6,7%

ООО «Альфа»

1,5

8

2

Пиво «Абаканское» светлое, 4,8%

АО «Аян»

0,5

33

3

Пивной напиток «Джигл», вкус лимона, 6,9%

ООО «Парнас-Групп»

1,49

6

4         44

Пивной напиток «Джигл», вкус апельсина, 6,9%

ООО «Парнас-Групп»

1,49

12

5     ,5

Напиток, изготовленный на основе пива «Гараж», лимон, 4,6%

ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

0,44

13

6 ■6

Напиток, изготовленный на основе пива «Гараж», брусника, 4,6%

ООО «Пивоваренная компания «Балтика»

0,44

10

7         77

Пиво «Крафтовое» светлое пастеризованное, 4,5%

ООО Частная пивоварня «Афанасий»

0,75

5

8           8

Пиво «Светлое ремесленное» непастеризованное, 4,5%

ООО Частная пивоварня «Афанасий»

1,0

1

9         99

Пиво «Хеййекен» светлое пастеризованное, 4,8%

ООО ОБХ «Хейнекен»

0,47

5

10       10

Пиво «Золотая блондинка», 4,5%

ООО «Частная пивоварня»

0,5

1

11       11

Пивной напиток «Афанасий марочное пшеничное» нефильтрованный пастеризованный осветленный, 4,9%

ООО Частная пивоварня «Афанасий»

0,5

3

12

Пиво «Афанасий марочное избранное» светлое, 4,5%

ООО Частная пивоварня «Афанасий

0,5

2

13

Пиво «Американский светлый эль», 4,5%

ООО «Частная пивоварня»

0,5

2

14

Медовуха фильтрованная «Пош», виноград-мандарин, 5,5%

-

0,45

2

15

Медовуха фильтрованная «Пош», лимон-лайм, 5,5%

0,45

1

16

Крафтовое пиво кровавый апельсин «Крафтбир мастер», 4,5%

ООО «Частная пивоварня»

0,5

1

17

Крафтовое пиво сочный грейпфрут «Крафт бир мастер», 4,5%

ООО «Частная пивоварня»

0,5

1

18

Пивной налиток «Эсса» со вкусом и ароматом ананаса и грейпфрута, 6,5%

АО «Инбев Эфес»

0,45

19

19

Пивной напиток «Эсса» со вкусом и ароматом апельсина и вишни, 6,5%

АО «Инбев Эфес»

0,45

2

       Информация о том, что алкогольная продукция в нестационарном торговом объекте - остановочном павильоне «МНТК Микрохирургия глаза» не продается, отсутствовала.

Навышеуказанную алкогольную продукцию сопроводительные документы, удостоверяющие легальность ее производства и оборота, ИП ФИО1 в ходе осмотра не представлены.

С целью недопущения возврата обнаруженной алкогольной продукции  в нелегальный оборот, уполномоченным должностным Лицом Минпромторга НСО проведено ее изъятие в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 15.11.2021 № 082-ер/д. Хранение изъятой алкогольной продукции осуществляется по адресу: <...>.

По факту оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, консультантом отдела регионального государственного контроля управления лицензирования Минпромторга НСО в отношении ИП ФИО1 составлен протокол от 16.11.2021 № 098-ер/д об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены административным органом в Арбитражный суд Новосибирской области для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В силу части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью.

В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» изложено, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Субъект данного административного правонарушения - должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 (абзац 16 пункта 2), то обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Законом № 171-ФЗ требований и правил.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе деятельность по розничной продаже алкогольной продукции за исключением пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи.

Как следует из пункта 1 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными   товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

В силу пункта 10 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных). Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Статьями 16 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона № 171-ФЗ.

Согласно статье 25 Федерального закона № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, в случае, если ее оборот осуществляется без соответствующей лицензии.

Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ).

Следовательно, ИП ФИО1  в нарушение пункта 1 статьи 10.2 подпункта 12 пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, осуществляла оборот (хранение) алкогольной продукции (обнаруженной согласно протоколу осмотра от 15.11.2021 № 082-ер/д) в нестационарном торговом объекте-остановочного павильона «МНТК Микрохирургия глаза», без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных Федеральным законом № 171-ФЗ.

Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных Федеральным законом № 171-ФЗ, является угрозой здоровью, правам и законным интересам граждан, экономическим интересам Российской Федерации, обеспечению безопасности продукции, нужд потребителей в ней.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах (протокол осмотра № 082-ер/д от 15.11.2021, протокол изъятия вещей и документов № 082-ер/д от 15.11.2021), суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» - далее Постановление № 10).

Вина предпринимателя в совершении правонарушений выражена в том, что приступая к деятельности по реализации алкогольной продукции, он обязан был принять все зависящие от него меры по выяснению существенных для этого обстоятельств, в частности, возможно ли осуществление им данной деятельности и присутствуют ли все необходимые сопроводительные документы на алкогольную продукцию.

Событие и состав правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 и части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, а также основания для составления протоколов об административных правонарушениях и полномочия должностного лица, составившего протоколы, имелись.

Административная ответственность за совершение данных правонарушений предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 и части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, основания для привлечения к административной ответственности лица имеются.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент принятия решения по настоящему делу срок не истек.

Суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Между тем малозначительность административного правонарушения, исходя из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, является оценочным понятием.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности.

При таких обстоятельствах основания для применения судом по данному делу положений статьи  2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Возможность замены штрафа на предупреждение судом рассмотрена, правовые основания не установлены.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в названном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.

Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

 Доказательства, подтверждающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено; судом указанные обстоятельства не установлены.     

В соответствии с частью 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, имущественное положение предпринимателя, количество реализованной продукции, учитывая то обстоятельство, что ИП ФИО1  включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, размер штрафа 500 000 руб. является значительным для предпринимателя, суд пришел к выводу о возможности снижения размера административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ,  до 250 000 руб.

По мнению суда, назначенное предпринимателю наказание обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Доказательств обратного предпринимателем в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по Новосибирской области  (МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу л/с <***>), номер казначейского счета 03100643000000015100,  расчетный счет: <***> в  Сибирском ГУ Банка России г. Новосибирск, БИК: 015004950; КБК: 16011601331010000140, ОКТМО 50701000, назначение платежа: «административный штраф по делу А45-2231/2022».

    В соответствии с частью  1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесятидневного срока суд направит настоящее решение судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).

В абзаце 4 пункта 15.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

В пункте 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без соответствующих лицензий, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

Таким образом, алкогольная продукция, оборот которой производится без лицензии на розничную продажу, подлежит изъятию в силу прямого указания закона.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        В связи с чем, алкогольная продукция, изъятая на основании протоколов изъятия вещей и документов  №082-ер/д от 15.11.2021, подлежит направлению на уничтожение в установленном порядке.

          В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной государственной не облагается.

       Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь  индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

        Изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов №082-ер/д от 15.11.2021 алкогольная продукция подлежит направлению на уничтожение в установленном порядке.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

            Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

          Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Пахомова