ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-22354/15 от 22.12.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                    Дело № А45-22354/2015

29 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Коршуновский ГОК", г.Железногорск-Илимский

к Сибирскому управлению Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Новосибирск

о признании недействительным предписания № БД/3282/12 от 07.08.2015 г. в части.

при участии представителей сторон:

заявителя – не явился, извещен

заинтересованного лица - ФИО1 по доверенности № 41 от 03.03.2015, паспорт; ФИО2 по доверенности № 37 от 03.03.2015, удостоверение

Открытое акционерное общество "Коршуновский ГОК" (далее – заявитель,  общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, Сибирскому управлению Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  о признании недействительным  предписания № БД/3282/12 от 07.08.2015 г. в части пунктов № 108-109, 280-282, 288-299, 305, 311, 318-344, 347-359, 362-363, 368, 373-390, 393-390, 393-394, 401, 446-449, 501-520.

Заявитель,  надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.

Дело рассмотрено в порядке ст.123,156 АПК РФ в отсутствие заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.

На основании распоряжения начальника Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора от 16.07.2015 г. № 330-р в период с 03.08.2015 г. по 07.08.2015 г. проведена плановая проверка ОАО «Коршуновский ГОК» на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения, ремонта подвижного состава, эксплуатации железнодорожного транспорта.

По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание от 07.08.2015 г. № БД 3282/12(далее-предписание) .

ОАО «Коршуновский ГОК», считая  предписание в частипунктов № 108-109, 280-282, 288-299, 305, 311, 318-344, 347-359, 362-363, 368, 373-390, 393-390, 393-394, 401, 446-449, 501-520 незаконным и нарушающим  его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что  производственно-технологический комплекс  железнодорожной линии протекающей в карьере на станции «Глубинная» и  ПТО станции «Рудная» ОАО «Коршуновский ГОК» не по своему назначению, ни по формальным основаниям не  может относиться к железнодорожному  транспорту общего пользования или необщего пользования.  Обязанности исполнять перечисленные  нормы  ведомственного законодательства, в числе которых: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации,  утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286, Инструкция по составлению ТРА железнодорожных станций МПС России от 20.08.1999 г. № ЦД-682,  Указания МПС России от 20.02.1992 г. № С-175у,  Инструкция МПС России от 01.07.2000 г. № 774,  Руководящий документ - «Ремонт тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2005 которые, по мнению заявителя,   незаконно обязывают Общество эксплуатировать и содержать собственный технологический железнодорожный транспорт в соответствии с подведомственными ранее - МПС РФ, ныне - ОАО «РЖД» нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами, что не соответствует положениям Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Также заявитель  считает незаконными пункты  № 189 - 195оспариваемого предписания  относительно расшифровщика скоростемерных лент, в которых ссылка идет на невыполнение "Положения о технике по расшифровке скоростемерных лент", утвержденного МПС РФ 06.11.2002г № ЦТ-922, тогда как  Распоряжением ОАО "РЖД" 25.05.2005г №773р введен  новый регламентирующий документ - "Положение о технике по расшифровке лент скоростемеров локомотивов и моторвагонного подвижного составов", содержащее отличные от положения № ЦТ -922 требования, в части подготовки и повышения квалификации расшифровщиков скоростемерных лент.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, суд считает требования заявителя не подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 10.01.2003  «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»  N 17-ФЗ законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В силу абзаца третьего части 2 статьи 4 Закона N 17-ФЗ государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением

На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Из схемы путевого развития ОАО «Коршуновский ГОК» видно, что железнодорожные пути станции Глубинная и станции Рудная к технологическим путям не относятся, а являются железнодорожными путями необщего пользования, так как со станции Глубинная и со станции Рудная на станцию Коршуниха можно  выехать как с четной, так и с нечетной горловины. Таким образом, железнодорожные пути станции Глубинной и станции Рудной примыкают через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования, соответственно, на основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указанные железнодорожные пути относятся железнодорожным путям необщего пользования.

При этом ссылки заявителя на то, что 100 процентов об общего объема перевозимых через станцию Глубинная и Рудная товарно-материальных ценностей осуществляется для собственных нужд компании,  его путь  и инфраструктура не связаны с «оборотом вагонов на путях общего пользования» судом не принимаются, поскольку    обязательность  такого  оборота, взаимодействия не   следует, в любом случае, учитывая,  примыкание путей заявителя  через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования, пути Общества относятся к  железнодорожным путям необщего пользования.   Доводы заявителя не свидетельствуют о том, что  производственно-технологический комплекс заявителя не относится к  железнодорожному транспорту общего   пользования или необщего пользования, поскольку   имеется    связь,   примыкание  путей заявителя  с   железнодорожными путями общего пользования.

Также  в отзыве управление, указывает, что  ОАО «Коршуновский ГОК» имеет лицензию серии ПРД за номером 3803760 от 24.12.2012 г. на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Вагоны с опасным грузом ВМ (взрывчатые материалы) с железнодорожных путей общего пользования поступают на станцию Рудная, для их разгрузки и помещения на склады ВМ, соответственно, железнодорожные пути на станции Рудная не могут быть отнесены к технологическим.

Согласно п. 27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Согласно п. 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221, в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и необщего пользования.

На основании изложенного, в порядке ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»  железная дорога предприятия, находящаяся в зоне Коршуновского карьера (станция Глубинная и ПТО ст. Рудная) относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, и не является технологическим транспортом в соответствии с абз.3  п.2 ст.1 Закона о железнодорожном транспорте.

В соответствии с абз. 3 ,4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ , владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

Доводы Общества о том, что  в предписании   неправомерно указаны нарушения норм ведомственного  законодательства  в области  безопасности  движения на железнодорожном  транспорте общего и необщего пользования, в числе которых   Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286, Инструкция по составлению ТРА железнодорожных станций МПС России от 20.08.1999 г. № ЦД-682, Указания МПС России от 20.02.1992 г. № С-175у, Инструкция МПС России от 01.07.2000 г. № 774, Руководящий документ - «Ремонт тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2005 вследствие  чего , незаконно обязывают Общество эксплуатировать и содержать собственный технологический железнодорожный транспорт в соответствии с подведомственными ранее - МПС РФ, ныне - ОАО «РЖД» нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами, что не соответствует положениям Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

Статьей 129 УЖТ РФ предусмотрено, что изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Федеральному закону должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов.

Согласно положению о Министерстве путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 848,  МПС России являлось федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, имело  право в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты, обязательные для организаций железнодорожного транспорта необщего пользования независимо от форм собственности. МПС России утверждены нормативно-технические документы в т.ч. Указание МПС России от 20.02.1992 N С-175-у «О порядке учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков и других переносных средств закрепления подвижного состава», Инструкция   по   составлению   техническо-распорядительных   актов железнодорожных станция - 20.08.1999 г. № ЦД-682;         Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути -01.07.2000 г. № ЦП-774, а также иные   документы.  На основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»  Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 848 «Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской  Федерации» было признано утратившим силу. Все полномочия МПС России согласно указанному Постановлению Правительства в полном объеме были переданы Минтрансу РФ, таким образом, на сегодняшний день федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта является Минтранс России.

На сегодняшний день Министерство транспорта Российской Федерации указанные выше нормативно-технические документы не отменяло, таким образом, они являются действующими и не противоречат законодательству. Минтрансом также утверждены и иные документы, обязательные для применения, в т.ч. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. ПТЭ, утв.  приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286, обязательные  для заявителя, как владельца железнодорожного транспорта необщего пользования. 

Таким образом, указанные выше нормативно-технические акты являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, в том числе и ОАО «Коршуновский ГОК».

ОАО «РЖД» является коммерческой организацией, а не федеральным государственным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта ,функции МПС РФ не переданы ОАО «РЖД» и, соответственно, не имеет полномочий отменять либо изменять действующие нормативно-технические акты, а так же обязано в своей деятельности руководствоваться нормами действующего законодательства, в связи с чем  ссылки Общества на  Распоряжение ОАО «РЖД»№773р от 25.05.2005г. как новый регламентирующий документ  вместо указанного в предписании  Положения  МПС РФ  06.11.2001 №ЦТ-922  судом не принимаются.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 20.1 Закона N 17-ФЗ должностное лицо органа государственного надзора вправе выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что и было сделано государственным инспектором по окончании проверки.

 Незамедлительное устранение выявленных уполномоченным органом нарушений, влияющих на безопасность работы заявителя, является одной из гарантий обеспечения безопасности осуществляемой заявителем деятельности.

Оспариваемые пункты предписания являются конкретными и исполнимыми, данные обстоятельства заявителем не опровергнуты.

В связи с тем, что  предписание в оспариваемой части  соответствует действующему законодательству, не нарушает прав заявителя, оснований для удовлетворения требований не имеется.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.

       Руководствуясь статьей 110, 167- 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                               РЕШИЛ

         В удовлетворении заявленных требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в  течение месяца со дня его принятия в Седьмой  арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

        Судья

           И.А. Рубекина