ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-23312/17 от 23.11.2017 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

«30» ноября  2017 г.                                                                 Дело №А45-23312/2017

Резолютивная часть 23.11.2017

Полный текст 30.11.2017

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск,

третьи лица:

1) Муниципальное образование г. Новосибирска в лице Мэрии г. Новосибирска;

2) Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска;

3) МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»

об оспаривании решения от 03.07.2017 по делу № 1, предписания № 41 от 03.07.2017,

при участии  в судебном заседании представителей:

от заявителя: Калюжный А.В., паспорт, доверенность от 25.07.2017;

от заинтересованного лица: Спицын А.К., удостоверение, доверенность № СГ/3 от 09.08.2017;

от третьих лиц: 1) не явился, уведомлен; 2) Чагина Н.Н., удостоверение, доверенность от 13.04.2017; Гинтер В.А., удостоверение, доверенность от 28.08.2017 3) Калюжный А.В., паспорт, доверенность от 02.12.2016; Зайкова И.В., паспорт, доверенность от 23.10.2017

У С Т А Н О В И Л

Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (по тексту –заявитель, ДЗИО г. Новосибирска, Департамент земельных отношений) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (по тексту- Управление, заинтересованное лицо, Новосибирское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решение от 03.07.2017 по делу № 1 и предписание № 41 от 03.07.2017, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

Требования мотивированы тем, что Управление не обоснованно вменило заявителю нарушение частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту-Закон о защите конкуренции или Закон № 135-ФЗ). Комиссия УФАС ошибочно признала МКУ «Ритуальные услуги» хозяйствующим субъектом (стр. 9 Решения), тогда как  в ст. 4 Закона «О защите конкуренции» определено понятие «Хозяйствующий субъект» - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход». В ст. 6 Бюджетного кодекса, указано, что финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, частью 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, определено, что доходы, полученные от деятельности казённого учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, МКУ «Ритуальные услуги» не является хозяйствующим субъектом, поскольку не соответствует его определяющему признаку, так как является казённым учреждением и не получает доход от осуществляемой деятельности. Расходы по обязательствам казённого учреждения так же несёт казна. Частью 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ установлен порядок, позволяющий казённому учреждению совмещать функции органов местного самоуправления и осуществлять деятельность, приносящую доход, так «казённое учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации». Более подробно доводы изложены в заявлении и дополнительных пояснениях.

Управление находит доводы заявителя не обоснованными, указывает на то, чтоМКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» является некоммерческой организацией. В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно пункту 2.1 УставаМКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги»  целью создания учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета г. Новосибирска.

Пункт 2.2 Устава определяет предмет и виды деятельности МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги». Так, Устав закрепляет следующие функции органа местного самоуправления, которые осуществляет учреждение:

оказание услуг населению по погребению умерших согласно гарантированному перечню, установленному законодательством о погребении и похоронном деле;

определение фактической возможности захоронения на определенном земельном участке земли на территории кладбища, в соответствии с санитарными нормами и правилами;

предоставление участка земли (ниши стены скорби) для погребения умершего на основании письменного заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего в соответствии с планом общественного кладбища г. Новосибирска; осуществление контроля за процессом погребения; регистрация и ведение книг регистрации захоронений;выдача удостоверений о захоронении;

регистрация установки и замены надмогильных сооружений (надгробий); инвентаризация захоронений кладбищ, расположенных на территории г. Новосибирска;

регистрация и учет семейных захоронений;

организация охраны территорий общественных кладбищ в г. Новосибирске; организация и проведение организационно-хозяйственных работ и мероприятий по содержанию и благоустройству кладбищ г. Новосибирска, поддержанию общественных кладбищ в надлежащем санитарном и экологическом состоянии;

осуществление работ в сфере коммунального хозяйства, в том числе сбор и вывоз мусора с территории общественных кладбищ г. Новосибирска транспортом Учреждения.

Кроме того, учреждение согласно Уставу осуществляет и иные виды деятельности:

осуществление услуг по погребению и перезахоронению умерших, уходу за местами захоронений;

подготовка, благоустройство и оформление места захоронения, включающее: обустройство бордюром, прокладка асфальтовой дорожки из тротуарной плитки, вырубку деревьев, выкорчевывание пней, выравнивание и планирование участков; проведение церемонии прощания; захоронение урны с прахом в колумбарной нише; устройство сервисных захоронений; захоронение праха домашних животных; продажа ритуальных принадлежностей;

сдача лома отходов черных, цветных, металлов и других видов вторичного сырья;

осуществление услуг по содержанию охраной зоны инженерных сетей и транзитных коммуникаций на территории кладбища третьим лицам;

предоставление в аренду движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, с согласия департамента;

получение возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов от третьих лиц.

Данные виды деятельности относятся, по мнению Управления, к коммерческой деятельности и свидетельствуют о том, что МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» осуществляет функции хозяйствующего субъекта.

На основании изложенного, Управление приходит к выводу, что МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» осуществляет функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и функции хозяйствующего субъекта путем оказания ритуальных услуг. Управление полагает, что положения Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения Бюджетного кодекса РФ и Гражданского кодекса в части регулирования деятельности казённых учреждений должны реализовываться с соблюдением запретов, установленных Федеральным законом от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Более подробно доводы изложены в отзыве, оспариваемом решении, пояснениях по делу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены:

-Муниципальное образование г. Новосибирска в лице Мэрии г. Новосибирска, которым отзыв не представлен, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, извещен надлежащим образом

- Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (по тексту- Департамент промышленности) поддержал позицию заявителя, при этом также в судебном заседании указывал на то, что создание казённого учреждения позволяет обеспечивать порядок в местах захоронения, реализовывать в рамках муниципальных заданий оказание гарантированной помощи малоимущим гражданам или осуществлять захоронения лиц, не имеющих родственников, обеспечивать торжественное перезахоронение в соответствии с военным протоколом найденных останков солдат, погибших во время Великой отечественной войны или других военных действий, именно для выполнения таких и аналогичных социально-значимых функций и были, в том числе, включены в Устав виды деятельности, которые в настоящее время антимонопольный орган расценивает как коммерческую деятельность. На все виды деятельности учреждения утверждены тарифы, большая часть которых составляет компенсации бюджета по благоустройству территорий кладбища, а не относится к коммерческой деятельности, все средства поступают на прямую в бюджет, поскольку Учреждение является администратором бюджетных поступлений г. Новосибирска в силу Приказа № 116-од от 15.12.2016 Департамента промышленности, ранее Приказа № 347-од от 22.03.2016 Департамента земельных отношений. Конкуренцию организациям на рынке ритуальных услуг Учреждение не создает, поскольку услуги учреждения очень ограничены, цены при этом являются по таким услугам сопоставимыми, а кроме того, такие услуги, например по копке могил, больше оказываются с целью обеспечения порядка в местах захоронения, обеспечения санитарно-эпидемиологических правил хранения и обработки инвентаря и одежды рабочих, что не могут обеспечить сторонние организации.   Более подробно доводы изложены в отзыве и пояснениях.

-МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (по тексту –Учреждение или МКУ «Ритуальные услуги») находит доводы заявителя законными и обоснованными, также поддержаны доводы Департамента промышленности. Расценки (тарифы) на услуги МКУ «Ритуальные услуги», установлены Постановлениями Мэрии г. Новосибирска № 10516 от 02.12.2014г., №10979 от 10.12.2014г., № 3225 от 20.07.2016г.  Договоры, платежные поручения, подтверждают, что доходы от деятельности МКУ «Ритуальные услуги»: оплата за копку могил, арендные платежи, а так же возмещение стоимости гарантированного перечня и другие поступают на счет 40101810900000010001, получателем платежа по которому является не МКУ «Ритуальные услуги», а Управление Федерального казначейства (УФК) по Новосибирской области. В рамках полномочий администратора доходов бюджета города Новосибирска, МКУ «Ритуальные услуги» принимает денежные средства, за оказываемые услуги, для зачисления их в бюджет. В соответствии с абз. 2 ст. 31 «Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований)», утвержденных приказом Казначейства России от 30.06.2014 № 10н, на счет № 40116 вносятся наличные деньги, принятые в кассу по видам средств: доходы от оказания получателями средств бюджета платных услуг. Полученные в кассу бюджетные наличные денежные средства инкассируются. Копии квитанций, представленные в УФАС к сумке № 708/2 и № 707/3 от 01.05.2017г. подтверждают, что инкассирование производится на счет получателя УФК по Новосибирской области № 40116810404000010124. Квитанции содержат указание на зачисления дохода на КБК 73011301994040033130 - Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов городских округов услуги, оказываемые МКУ «Ритуальные услуги» (Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 21.12.2016 № 321 «О бюджете города Новосибирска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»). Более подробно доводы изложены в пояснениях по делу.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя мэрии города Новосибирска по правилу ст. 123, 156 АПК РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о наличии  правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с правилами статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).

Таким образом, для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения и предписания недействительными необходимо наличие в совокупности двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае совокупность таких условий имеется.

Так, как следует из материалов дела,  решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 03.07.2017г. по делу № 1 Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска был признан нарушившим ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в наделении МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросампохоронного дела «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, в результате чего учреждение получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Новосибирским УФАС России на основании выявленных нарушений выдано Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска предписание № 41 от 03.07.2017г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска предписано  прекратить нарушение ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении Муниципального казенного учреждения г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» (далее - МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги») функциями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и функциями хозяйствующего субъекта, в результате чего учреждение получило возможность осуществлять деятельность в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

- с целью исполнения настоящего предписания Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска необходимо в срок до 25.07.2017г. внести изменения в Устав МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги», исключив совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.

Об исполнении настоящего предписания Департаменту земельных и имущественных отношений г. Новосибирска предписано сообщить в Новосибирское УФАС России до 28.07.2017г., с приложением подтверждающих документов.

Проверка проводилась в порядке ст. 44 Закона № 135-ФЗ в связи с обращением ООО «СибЭкос», ранее при этом было выдано предупреждение о прекращении нарушения, которое исполнено Департаментом земельных отношений не было.

Департамент земельных отношений  не согласен с выводами Управления по мотивам, изложенным выше, в связи с чем, обратился с настоящим заявлением в суд.

Суд находит доводы Департамента земельных отношения, а также третьих лиц- МКУ «Ритуальные услуги», Департамента промышленности обоснованными.

Так, город Новосибирск обладает в силу Устава города Новосибирска статусом городского округа. Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения  (подпункт 23 пункта 1 статьи 16 Закона).

Согласно статье Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (Закон № 8-ФЗ или Закон о погребении) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

 Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

К гарантиям при осуществлении погребения умершего в силу статьи 8 Закона № 8-ФЗ относятся:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям статьи 9 Закона №8-ФЗ  супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона (статья  26 Закона о погребении).

В статье  29 Закона № 8-ФЗ определено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются органами местного самоуправления, на такие специализированные службы в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, в полномочия органа местного самоуправления входит вопрос создания специализированной службы по вопросам похоронного дела,  данное полномочие является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления и направлено на реализацию гарантий гражданам при погребении. При этом законом не определены организационно-правовые формы такой службы, что указывает на то, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно определить статус службы, ее полномочия и виды деятельности.

Как следует из пункта 1.3 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 08.12.2015 № 7053 (далее - Порядок), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, в том числе полномочия в области погребения и похоронного дела, осуществляет департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска и специализированная служба по вопросам похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий (в настоящее время такие полномочия переданы Департаменту промышленности).

Муниципальное казённое учреждение города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» (далее - МКУ «Ритуальные услуги») создано на основании постановления мэрии города Новосибирска от 27.01.2016 № 200 «О создании муниципального казённого учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги».Целью создания учреждения является оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение муниципальных функций по обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления всфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и исполнение муниципального задания за счет средств бюджета города Новосибирска.

Осуществление ряда функций органа местного самоуправления, внесенных в устав МКУ «Ритуальные услуги», предусмотрено Порядком.

Пунктом 3.2. Порядка, определено, что предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха, а также предоставление ниши в стене скорби осуществляется специализированной службой.

Пунктом 3.9. Порядка установлено, что каждое захоронение регистрируется в день захоронения специализированной службой в книге регистрации захоронений согласно приложению 2 к Порядку. Формирование и сохранность книги регистрации захоронений обеспечиваются специализированной службой. В течение 3 дней со дня регистрации захоронения в книге регистрации захоронений специализированная служба выдает лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, удостоверение о захоронении.

В соответствии с пунктами 5.2., 5.3 Порядка все работы на кладбищах, связанные с установкой (заменой) намогильных сооружений (памятников, могильных оград, /цоколей и других сооружений), производятся с предварительного письменного уведомления специализированной службы. Установка (замена) намогильных сооружений подлежит регистрации специализированной службой в книге регистрации установки намогильных сооружений согласно приложению 9 к Порядку.

В ходе судебного разбирательства установлено, что все эти функции осуществляются без взимания платы, необходимы для целей обеспечения порядка в местах захоронения и обеспечения возможности разрешения конфликтов между лицами, ответственными за захоронение (например, если установлено ограждение захоронения и поврежден надмогильный памятник или ограждение соседнего захоронения, или при установке ограждения не обеспечивается доступ до другого захоронения, в других конфликтных ситуациях). Ведение книги регистрации позволяет найти лицо, ответственное за захоронение при необходимости.  

Кроме того, согласно пункту 5.8. Порядка в отношении захоронений, находящихся в ненадлежащем состоянии, на которых отсутствуют сведения о погребенных и возраст которых составляет 15 и более лет, специализированная служба: организовывает осмотр состояния захоронения и намогильного сооружения, по результатам которого составляет акт осмотра состояния захоронения и намогильного сооружения; регистрирует захоронение и намогильное сооружение в книге регистрации старых захоронений и намогильных сооружений.

Таким образом, МКУ «Ритуальные услуги» выполняет социально значимую функцию органа местного самоуправления в соответствии с установленным порядком и требованиями Закона №131-ФЗ, Закона №8-ФЗ.

В силу части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 3 названной нормы запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

Буквальное толкование положений часть 3 ст. 15 Закона № 135-Фз указывает на 2 самостоятельных запрета:

- запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации,

- а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

Управление в оспариваемом решении вменяет фактически обе составляющие данного запрета, но при этом расценивает все же Учреждение как хозяйствующего субъекта в контексте положения Закона о погребении, а не как орган местного самоуправления. То есть квалифицирует нарушение как наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления.  

В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), далее приведены частные случаи, которые могут свидетельствовать о таком нарушении.

Однако в данной ситуации действующее законодательство в совокупности норм Гражданского  и Бюджетного кодексов РФ, положений Закона  № 131-ФЗ, Закона о погребении допускает осуществление деятельности, приносящей доход, казёнными учреждениями. То есть казённое учреждение фактически подпадает по исключение, установленного в ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в статье 9.1 определяет, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казённые.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ, дано определение «Казённое учреждение», это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета па основании бюджетной сметы.

В статье 161 Бюджетного кодекса РФ, установлено, что казённое учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

 Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казённым учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казённое учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Казённое учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

Заключение и оплата казённым учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казённому учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В части 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ установлено, что  казённое учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казённое учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, Гражданским кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ прямо установлены условия, при которых Казённое учреждение может осуществлять деятельность, приносящую доходы, но при этом такие доходы поступают в бюджет.

Оба этих условия соблюдены при создании МКУ «Ритуальные услуги»: виды деятельности, приносящие доходы и право на их осуществление, предусмотрены уставом МКУ «Ритуальные услуги», а весь доход от указанной деятельности поступает непосредственно в муниципальный бюджет города Новосибирска.

Кроме того, выполнение таких услуг обусловлено необходимостью выполнения функций в порядке Закона № 131-ФЗ и Закона №8-ФЗ.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» определено понятие «хозяйствующий субъект» - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

МКУ «Ритуальные услуги» является казённым учреждением. Все доходы от деятельности казённого учреждения поступают в муниципальную казну напрямую. Таким образом, МКУ «Ритуальные услуги» не подпадает под признаки хозяйствующего субъекта, поскольку, осуществляемая им деятельность, не приносит ему доход.

Как указано выше, для квалификации нарушения по ч. 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить факт принятия органом местного самоуправления, в данном случае Департаментом земельных отношений акта и (или) осуществления действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и при этом данной нормой установлено исключение: «за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)».

С учетом изложенных выше положений гражданского и бюджетного законодательства к таким исключениям относится создание казённого учреждения для осуществления оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Осуществление казённым учреждением деятельности, приносящей доход, является вторичным по отношению к выполнению муниципальных функций, и только в определенных случаях с соблюдением порядка установления платы за оказанные услуги (выполненные работы).

А также для квалификации нарушения по ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты и действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В данном случае наличие данного квалифицирующего признака со стороны Управление не доказано.

Так, пункт 2.2 Устава определяет предмет и виды деятельности МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги». Учреждение осуществляет следующие функции органа местного самоуправления:

оказание услуг населению по погребению умерших согласно гарантированному перечню, установленному законодательством о погребении и похоронном деле;

определение фактической возможности захоронения на определенном земельном участке земли на территории кладбища, в соответствии с санитарными нормами и правилами;

предоставление участка земли (ниши стены скорби) для погребения умершего на основании письменного заявления лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего в соответствии с планом общественного кладбища г. Новосибирска; осуществление контроля за процессом погребения; регистрация и ведение книг регистрации захоронений; выдача удостоверений о захоронении;

регистрация установки и замены надмогильных сооружений (надгробий); инвентаризация захоронений кладбищ, расположенных на территории г. Новосибирска;

регистрация и учет семейных захоронений;

организация охраны территорий общественных кладбищ в г. Новосибирске; организация и проведение организационно-хозяйственных работ и мероприятий по содержанию и благоустройству кладбищ г. Новосибирска, поддержанию общественных кладбищ в надлежащем санитарном и экологическом состоянии;

осуществление работ в сфере коммунального хозяйства, в том числе сбор и вывоз мусора с территории общественных кладбищ г. Новосибирска транспортом Учреждения;

К  иным видам деятельности, которые может осуществлять учреждение, относятся:

осуществление услуг по погребению и перезахоронению умерших, уходу за местами захоронений;

подготовка, благоустройство и оформление места захоронения, включающее: обустройство бордюром, прокладка асфальтовой дорожки из тротуарной плитки, вырубку деревьев, выкорчевывание пней, выравнивание и планирование участков; проведение церемонии прощания; захоронение урны с прахом в колумбарной нише; устройство сервисных захоронений; захоронение праха домашних животных; продажа ритуальных принадлежностей;

сдача лома отходов черных, цветных, металлов и других видов вторичного сырья;

осуществление услуг по содержанию охраной зоны инженерных сетей и транзитных коммуникаций на территории кладбища третьим лицам;

предоставление в аренду движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, с согласия департамента;

получение возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов от третьих лиц.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что фактически как таковая услуга «подготовка, благоустройство и оформление места захоронения, включающее: обустройство бордюром, прокладка асфальтовой дорожки из тротуарной плитки, вырубку деревьев, выкорчевывание пней, выравнивание и планирование участков; устройство сервисных захоронений»  не оказывается, такие работы выполняются в рамках содержания и благоустройства территории захоронений, при этом с лиц, желающих получить земельный участок под захоронение в расчищенной от деревьев и благоустроенной части кладбища (сервисное захоронение) взыскивается плата по установленному тарифу как за благоустройство прилегающих территорий к месту захоронения, обустройство бордюром и асфальтовым покрытием или тротуарной плиткой межквартальных дорожек как компенсация понесенных бюджетом расходов на эти работы. Непосредственно место захоронения благоустраивается самим лицом, ответственным за захоронение.

В связи с чем, утверждение Управления, что это коммерческая деятельность, приносящая доход, не верно.

Из материалов антимонопольного дела  и оспариваемого решения не усматривается оценки комиссией Управления и установления характера фактически оказанных услуг по представленным Учреждением для образца квитанциям для оплаты услуг, что свидетельствует о неполном исследовании обстоятельств дела, в том числе, с целью квалификации нарушения по ст. 15 Закона №135-ФЗ.

 Реализацией ритуальных принадлежностей Учреждение не занимается.

Основная услуга, которая оказывается это копка могилы.

Как поясняли представители Департамента промышленности и Учреждения, такая услуга включена в перечень услуг с целью выполнения муниципальных функций по оказанию гарантированного перечня малоимущему населению и лицам, не имеющим родственников, а также для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к хранению и обработке инвентаря и спецодежды рабочих, оказывающих такие услуги, для осуществления мероприятий по перезахоронению по военному протоколу, а также такая услуга сопряжена косвенно с функциями по содержанию и благоустройству, и контролем за местами захоронения. Суд считает такие пояснения объективными и обоснованными, данные услуги не могут указывать на осуществление деятельности, приносящей доход.

В связи с изложенным, вывод Управления, что данные виды деятельности относятся к коммерческой деятельности и свидетельствуют о том, что МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» осуществляет функции хозяйствующего субъекта, является не обоснованным и сделанным при неправильной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Доводы Управления, что согласно п. 1.6 Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в департаменте финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска для учета операций со средствами бюджета города, как доказательство что учреждение является хозяйствующим субъектом, являются несостоятельными, поскольку как юридическое лицо, учреждение является самостоятельным, но это не является определяющим для квалификации его как хозяйствующего субъекта для целей Закона о защите конкуренции, в том числе, наличие лицевых счетов обязательно для субъектов, деятельность которых финансируется за счет бюджета.

МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» осуществляет функции органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, иная деятельность не приносит доход непосредственно учреждению, данные доходы поступают в бюджет города, при этом  учреждение является администратором бюджетных поступлений г. Новосибирска в силу Приказа № 116-од от 15.12.2016 Департамента промышленности, ранее Приказа № 347-од от 22.03.2016 Департамента земельных отношений. То, что наличные денежные средства получаются непосредственно в кассу учреждения, не указывает на то, что эти средства он получает от своего имени и в праве ими пользоваться, данные средства инкассируются и в тот же день зачисляются на лицевые счета в бюджет муниципального образования, а не на его собственный лицевой счет.

Расценки (тарифы) на услуги МКУ «Ритуальные услуги», установлены Постановлениями Мэрии г. Новосибирска № 10516 от 02.12.2014г., №10979 от 10.12.2014г., № 3225 от 20.07.2016г., поступающие денежные средства перечисляются на соответствующие счета в казначействе, а не на счет Учреждения. Иное Управлением не доказано.

В соответствии с п.3 Приказа № 116-од от 15.12.2016г. начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (Далее именуемый «Департамент»), МКУ «Ритуальные услуги» наделено полномочиями администратора доходов бюджета города Новосибирска, в связи, с чем за ним закреплен среди прочих код (740)73011301994040033130 - прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов городских округов. Ранее МКУ «Ритуальные услуги» было наделено полномочиями администратора доходов бюджета города Новосибирска в соответствии с п.1. Приказа №347-од от 22.03.2016 начальника департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

В рамках полномочий администратора доходов бюджета города Новосибирска, МКУ «Ритуальные услуги» принимает денежные средства, за оказываемые услуги, для зачисления их в бюджет. В соответствии с абз. 2 ст. 31. «Правил обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований)», утвержденных приказом Казначейства России от 30.06.2014 № 10, на счет № 40116 вносятся наличные деньги, принятые в кассу по видам средств: доходы от оказания получателями средств бюджета платных услуг.

Полученные в кассу бюджетные наличные денежные средства инкассируются. Копии квитанций, представленные в УФАС к сумке № 708/2 и № 707/3 от 01.05.2017г. подтверждают, что инкассирование производится на счет получателя УФК по Новосибирской области № 40116810404000010124. Квитанции содержат указание на зачисления дохода на КБК 73011301994040033130 - Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов городских округов услуги, оказываемые МКУ «Ритуальные услуги» (Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 21.12.2016 № 321 «О бюджете города Новосибирска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»).

Поступающие денежные средства не учитываются в налогообложении в силу правил, установленных Налоговым кодексом РФ  (статья 251 НК РФ, ст. 41 НК РФ), в связи с чем, не квалифицируются законодателем как доходы.

Участие Учреждения в конкурентных отношения антимонопольным органом также не доказано.

Согласно аналитическому отчету по результатам обзора состояния конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории г. Новосибирск за период с января 2016г. по январь 2017г. продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как «ритуальные услуги». Управление полагает, что МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» является субъектом, действующим на данном рынке. Географические границы исследуемого рынка ритуальных услуг за период с января 2016г. по январь 2017г. определены территорией г. Новосибирска. Данным отчетом также установлено, что организация, совмещающая функции органа местного самоуправления с функцией хозяйствующего субъекта, находится в преимущественном положении по отношению к иным хозяйствующим субъектам, действующим на том же товарном рынке, что может привести к ограничению конкуренции.

Данные выводы аналитического отчета нельзя признать объективными и обоснованными.

Так, не приведено доказательств того, что Учреждение ограниченным перечнем оказываемых дополнительно платных услуг в сфере ритуальных услуг создает конкуренцию на данном рынке. Управлением не проанализированы ценовые предложения сторонних организаций, действующих на данном рынке услуг. Сам факт финансирования деятельности учреждения за счет бюджета муниципального образования, не указывает на формирование не рыночных цен, поскольку тарифы утверждаются с учетом себестоимости, которая формируется и за счет приобретаемых товаров, услуг у иных организаций (транспортные средства, инвентарь, топливо, энергия, спецодежда и другое), таким же способом формируется и цена на рынке данных услуг у других участников рынка. Однако последними может быть заложен значительный процент накрутки сверх себестоимости для получения прибыли, но данное обстоятельство не свидетельствует о том, что именно Департаментом или Учреждением нарушаются интересы участников рынка путем установления низкой цены, это может свидетельствовать о том, что именно иные участники рынка, преследующие своей целью получение прибыли, в отличие от Учреждения, завышают цены своих услуг, работ и  товаров. Кроме того формирование цены может сторонними организациями осуществляться с учетом налога на добавленную стоимость, который в тарифах для Учреждения не участвует. Но это не может свидетельствовать об установлении монопольно низкой цены услуг для учреждения и предоставлении учреждению каких-то преимуществ на рынке ритуальных услуг.

Данные обстоятельства Управлением не исследовались и не оценивались. Факты наличия конкурентных отношений Учреждения с иными участниками рынка ритуальных услуг  материалами дела не подтверждены.

Риски ограничения конкуренции созданием Учреждения  и наделение его функциями муниципального органа в установленном законом порядке не доказаны. 

Так, в оспариваемом решение не приведено обоснования, каким образом совмещение функций муниципального органа влияет на конкуренцию или приводит (может приводить) к ее ограничению.

Как указано выше, казённое учреждение имеет следующие правовые особенности:

- казённое учреждение создается для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления

- может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах;

- доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;

- казённое учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального казначейства.

На основании изложенного, к казённым учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, цель создания муниципальных казённых учреждений - оказание муниципальных услуг и выполнение муниципальных функций.

Исходя из буквального толкования статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» некоммерческая организация рассматривается как хозяйствующий субъект в случае, если доходы от осуществления приносящей доход деятельности поступают в ее самостоятельное распоряжение, а в данном случае такое условие отсутствует.

На основании изложенного, Учреждение  не может быть отнесено к хозяйствующим субъектам, не создает конкуренции другим участникам рынка ритуальных услуг, не получает преимуществ на данном рынке с учетом своего положения, осуществляет деятельность, приносящую доход муниципальному образованию, а не учреждению, создано в установленном законом порядке, в связи с чем, действия Департамента земельных отношений по созданию Учреждения и наделению его функциями органа местного самоуправления не могут быть квалифицированы как нарушение части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ранее созданная в соответствии с Законом о погребении специализированная служба г. Новосибирска имела организационно-правовую форму в виде муниципального бюджетного учреждения, которая существенно отличается от казённого учреждения.Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (ст. 298 ГК РФ). Таким образом, бюджетное учреждение может быть расценено в качестве хозяйствующего субъекта, что и подтверждено состоявшимися решениями суда по делам А45-24000/2015, А45-25854/2014, А45-300/2015. С целью устранения нарушений законодательства полномочными органами и было принято решение  об изменении организационно правовой формы специализированного учреждения для реализации задач в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ и Закона № 8-ФЗ, в связи с чем, изменена организационная форма на казённое учреждение, что согласуется с требованиями законодательства, как указано выше.

Суд считает такие действия обоснованными с учетом правового регулирования деятельности и целей создания муниципальных казённых учреждений.

Ссылки сторон на судебную практику судом не принимаются, поскольку в указанных сторонами судебных делах оценивались иные обстоятельства и доказательства, при этом четко содержание уставов казённых учреждений, являющихся участниками в тех процессах, установить не представляется возможным, были отличными от рассматриваемых в настоящем деле и осуществляемые ими иные дополнительные виды деятельности, приносящие доход.   

На основании изложенного, заявленные требования  подлежат удовлетворению, решение Управления принято с нарушением требований действующего законодательства и нарушает права и интересы заявителя. Учитывая, что основанием для выдачи оспариваемого предписания явилось решение по делу №1 от 03.07.2017, то оно также подлежит признанию недействительным как последствие недействительности решения.

Государственная пошлина распределению не подлежит, поскольку стороны освобождены от ее уплаты по правилу ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.  110, 112, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение от 03.07.2017по делу № 1 и предписание № 41 от 03.07.2017, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ                                                                                             Т.А. Наумова