АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-23743/2013
27 января 2015 года
Резолютивная часть решения принята 20 января 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено 27 января 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Булаховой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амельченко О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер», г. Москва к Новосибирской таможне, г. Новосибирск о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей №№ 229, 231, 233, 235, 237, 241, 243, 245, 247, 248/1, 250, 252, 254, 256, 258 от 07.10.2013
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – не явился, уведомлен
заинтересованного лица – не явился, уведомлено
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительными требований №№ 229, 231, 233, 235, 237, 241, 243, 245, 247, 248/1, 250, 252, 254, 256, 258 от 07.10.2013.
Общество заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представитель Новосибирской таможни в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено по правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебных актов по делу № А45-5784/2013.
Заявитель в обоснование своего требования указывает на то, что он не является лицом, ответственным за уплату та моженных пошлин, налогов в отношении незаконно перемещённых транспортных средств, так как в силу пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного Союза не является субъектом солидарной ответственности за уплату таможенных платежей, поскольку не был осведомлён о противоправных намерениях физических лиц, направленных на незаконное перемещение транспортных средств с целью неуплаты таможенных платежей, также указывает на то, что соглашение между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском не было официально опубликовано на дату подачи пассажирских таможенных деклараций.
Новосибирская таможня в отзыве просит отказать в удовлетворении заявления, полагает действия по выставлению требований законными, основанными на нормах Таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, нормах международных договоров Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы, арбитражный суд установил следующее. Таможенным представителем - Обществом с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» от имени и по поручению граждан Кыргызской Республики в Новосибирскую таможню были поданы пассажирские таможенные декларации №№ 10609032/281111/А001567, 10609032/151211/А001680, 10609032/151211/А001681, 10609032/151211/А001682, 10609032/161211/А001699, 10609032/221211/А001764, 10609032/221211/А001767, 10609032/261211/А001781, 10609032/281211/А001808, 10609032/190112/А000041, 10609032/190112/А000048, 10609032/230112/А000056, 10609032/260112/А000117, 10609032/270112/А000124, 10609032/070212/А000208 (далее - ПТД), в указанных ПТД были продекларированы транспортные средства, ввезённые гражданами для личных целей.
После проверки ПТД транспортные средства были выпущены таможенным органом без помещения под таможенные процедуры с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Новосибирской таможней проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой 27.09.2013 составлен акт № 10609000/400/270913/А0052, в котором содержится вывод о неправомерном предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов по вышеуказанным ПТД.
На основании акта Новосибирской таможней обществу направлены требования об уплате таможенных платежей №№ 229, 231, 233, 235, 237, 241, 243, 245, 247, 248/1, 250, 252, 254, 256, 258 от 07.10.2013.
Заявитель, расценивая указанные требования как незаконные, нарушающие его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу части 3 статьи 352 ТК ТС установлены критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Исходя из пункта 4 статьи 354 ТК ТС, товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования и документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, а также подтверждающие признание физического лица переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе, при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 351 ТК ТС установлено, что транспортное средство для личного пользования это авто-, мототранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
В силу пункта 2 статьи 360 ТК ТС таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 77 ТК ТС предусмотрено, что для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу (часть 2 статьи 150 ТК ТС).
Особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами для личного пользования установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение от 18.06.2010).
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 352 Таможенного кодекса ТС случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.
Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительство из иностранного государства, установлены Соглашением от 18.06.2010 и применяются при выполнении определенных условий.
Согласно пункту 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010, с освобождением от уплаты таможенных платежей могут ввозиться автомобиль и прицеп, в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительство при одновременном выполнении следующих условий: ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительство в государство - член таможенного союза; такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительство.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что в целях получения льготы таможенным представителем – обществом с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» при декларировании автотранспортных средств по ПТД, представлены следующие документы:
- свидетельства о регистрации транспортных средств, выданные в Кыргызской Республики с необходимыми отметками должностных лиц;
- миграционные карты с отметками о принятии документов на регистрацию временного проживания (далее - РВП);
- справки отделений УФМС по НСО о приеме заявлений граждан Кыргызской Республики в гражданство Российской Федерации;
- справки (подтверждения), выданные инспекторами Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава при Правительстве Кыргызской Республики заверенные печатью выдавшего органа.
Полный перечень представленных документов при декларировании содержится в акте камеральной таможенной проверки № 10609000/400/270913/А0052 от 27.09.2013.
Представленные документы содержат сведения о том, что транспортные средства, продекларированные по ПТД, ввезены на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания (Кыргызской Республики) собственников данных автомобилей не позднее 18 месяцев с даты их прибытия на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза, тем самым, условия Соглашения от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» по представленным документам, являются формально выполненными.
После выпуска товара проведен таможенный контроль заявленных сведений, по результатам которого установлено несоблюдение совокупности условий предоставления льготного порядка декларирования автомобилей, а именно:
- отсутствие факта переселения граждан Киргизской Республики на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
- отсутствие факта нахождения автомобилей в собственности у таких лиц, и регистрации автомобилей на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об отсутствии у граждан Кыргызской Республики намерения проживать и переселяться на территорию Российской Федерации, также данные граждане не признаны в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а соответственно отсутствовали и права на получение льготы по уплате таможенных платежей, установленные пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что обществом при таможенном декларировании транспортных средств по вышеуказанным ПТД были представлены документы физических лиц – граждан Киргизской Республики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 СТ., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, содержащие недостоверные сведения, а именно: свидетельства о регистрации транспортных средств с измененными (недостоверными) датами приобретения автомобилей, а также справки и миграционные карты на временное проживание, которые органы Федеральной миграционной службы РФ по Новосибирской области не выдавали, следовательно, льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с пунктами 8, 12, 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 представлены неправомерно.
В данном случае были выявлены факты, свидетельствующие о том, что перемещаемые транспортные средства находились в собственности и были зарегистрированы на указанных граждан в стране предыдущего проживания менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения от 18.06.2010 датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Таким образом, установленные факты свидетельствуют об отсутствии у граждан Кыргызской Республики намерения переселиться в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, условия предусмотренные пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 гражданами Киргизской Республики при ввозе на территорию Таможенного союза транспортного средства не соблюдены, в связи с чем, основания для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, отсутствуют.
В связи с вышеизложенным Новосибирской таможней правомерно выставлены обществу требования №№ 229, 231, 233, 235, 237, 241, 243, 245, 247, 248/1, 250, 252, 254, 256, 258 от 07.10.2013 об уплате таможенных платежей.
Доводы заявителя о том, что он не является в силу пункта 2 статьи 81 ТК ТС субъектом солидарной ответственности за уплату таможенных платежей, поскольку не знал о противоправном поведении физических лиц, направленном на незаконное перемещение транспортных средств с целью неуплаты таможенных платежей судом не принимаются исходя из следующего.
Так, в силу пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
При отклонении указанных выше доводов заявителя судом учитывается анализ действующего законодательства и совокупность следующих обстоятельств.
Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подпункт 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (пункты 1, 2 статьи 12 ТК ТС); условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей является соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза (подпункт 4 статьи 13 ТК ТС); плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 76 ТК ТС).
Согласно положениям Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) в соответствии с пунктом 3 статьи 12 ТК ТС отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора. При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем (часть 3 статьи 60).
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В силу статьи 79 ТК ТС и статьи 114 Закона № 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Как указано в части 6 статьи 60 Закона № 311-ФЗ, при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 150 Закона № 311-ФЗ при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя.
Ввиду приведенных нормативных положений таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, обязанность по уплате которых возникает при декларировании товаров таможенным представителем.
В связи с этим суд поддерживает довод таможни о том, что при толковании закона, подлежащего применению, значимой является правовая позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 № 191-О-О «По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 144, пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 320, пункта 4.1 статьи 348 и пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации», которым сформулирован правовой подход по данному вопросу, в силу пункта 1 данного Определения применимый к действующему правовому регулированию в области таможенного дела.
Согласно данному подходу деятельность таможенного брокера (таможенного представителя), как она определена в таможенном законодательстве, состоит в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению, причем осуществляется такая деятельность на постоянной, профессиональной (о чем свидетельствуют предъявляемые к таможенному брокеру требования и необходимость их включения в соответствующий реестр), а также договорной основе.
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет. К числу таких лиц относятся как декларант, так и таможенный брокер (представитель), совершающий таможенные операции от имени декларанта.
Правовое регулирование, при котором на таможенного брокера (представителя) возлагается ответственность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным брокером, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что возможность определения в национальном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, предусмотрена стандартом 4.7 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года).
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года.
Содержание приведенных норм права в их взаимосвязи применительно к объёму и условиям солидарной обязанности таможенного представителя с учетом его статуса профессионального участника соответствующих таможенных отношений свидетельствует об отсутствии коллизии между положениями пункта 2 статьи 81 ТК ТС и приведенными нормами Закона № 311-ФЗ, поскольку ТК ТС прямо предусмотрено, что плательщики таможенных пошлин, а также требования и условия к таможенным представителям определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
В указанной части позиция общества о необходимости применения в рассматриваемом случае положений пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса признается судом несостоятельной.
В связи с этим само по себе возложение на таможенного брокера (представителя) и декларанта солидарной обязанности по уплате таможенных платежей не противоречит конституционным требованиям законного установления фискального платежа.
При этом судом также учитывается следующее.
Норма статьи 81 ТК ТС определяет обстоятельства возложения обязанности по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров.
При разрешении спора по настоящему делу не были установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о незаконном перемещении товара через таможенную границу.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих выявление таможенным органом факта незаконности перемещения товара через таможенную границу по спорным декларациям, равно как и не следует участие общества в незаконном перемещении товара; установлен факт неправомерного освобождения от уплаты таможенных пошлин. В связи с чем отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям положений пункта 2 статьи 81 ТК ТС.
Кроме того, норма статьи 81 ТК ТС возлагает обязанности по уплате таможенных платежей определенными субъектами - лицами, незаконно перемещающими товары, участвующими в незаконном перемещении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 367 ТК ТС государства - члены Таможенного союза, законодательством которых на день вступления в силу настоящего Кодекса не предусмотрена солидарная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с плательщиком таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение 1 (одного) года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, определение таможенного представителя как солидарного должника по уплате таможенных пошлин, налогов вместе с плательщиком таможенных пошлин, налогов, таможенным законодательством Таможенного союза отнесено к ведению законодательства государств - членов Таможенного союза.
Нормы Закона № 311-ФЗ определяют обязанности по уплате таможенных платежей специального субъекта таможенных правоотношений - таможенного представителя, при декларировании им товара и их выпуске (пункт 6 статьи 60 Закона № 311-ФЗ).
С учетом положений пунктов 13, 34 части 1 статьи 4, пункта 6 статьи 12, пункта 3 статьи 13, статьи 79 ТК ТС, части 4 статьи 60, статьи 114 Федерального закона таможенный представитель определен в качестве специального субъекта таможенных правоотношений (представитель декларанта), несущий именно солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.
Кроме того, в пункте 2 статьи 81 ТК ТС таможенный представитель в качестве субъекта, на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров, не указан.
Следовательно, основания для вывода о том, что пункт 2 статьи 81 ТК ТС не подлежит применению к таможенному представителю, отсутствуют.
Тогда как обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на таможенного представителя в силу его специального статуса, который дает ему возможность участвовать в таможенных правоотношения наравне с декларантами товаров.
Данный вывод также подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 27.11.2001 № 202-0 «Об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой уплата таможенных платежей как необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, по существу, представляет собой не гражданско-правовое обязательство, а публично - правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего, непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
Исходя из изложенного, суд полагает, что оснований для признания оспариваемых требований незаконными не имеется, оспариваемые требования соответствуют нормам таможенного законодательства Таможенного союза и действующему законодательству Российской Федерации.
Таким образом, суд, оценив доказательства в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о том, что оспариваемыми требованиями об уплате таможенных платежей не нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2014 по делу № А45-5784/2013 и др.
На основании части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставлении иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В силу изложенного арбитражный суд пришёл к выводу о необходимости отмены обеспечительных мер, принятых по рассматриваемому делу определением суда от 25.12.2013.
При отказе в удовлетворении требований судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина, уплаченная обществом за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер подлежит возврату в порядке статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 25.12.2013 по настоящему делу отменить после вступления решения суда в законную силу.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Интеллект брокер» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей по заявлению о принятии обеспечительных мер.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Е.И. Булахова