АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело №А45-24182/2015
15 января 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Отдела надзорной деятельности по Новосибирскому району и р.п. Кольцово Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, г. Новосибирск
к обществу с ограниченной ответственностью «ТехИнжиниринг», г. Новосибирск
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Новосибирской области обратился Отдел надзорной деятельности по Новосибирскому району и р.п. Кольцово Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее – заявитель, ОНД, административный орган) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТехИнжиниринг» (далее – заинтересованное лицо, общество, ООО «ТехИнжиниринг») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 19.11.2015 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.
Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства, а также отчетом о публикации 20.11.2015 на официальном сайте Картотеки арбитражных дел в сети «Интернет» (www.kad.arbitr.ru) определения о принятии к производству заявления в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, копия определения о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства была направлена по юридическому адресу ответчика, имеющемуся в деле – 630091, <...>, офис 109А, конверт с определением возвращен с отметкой «истек срок хранения», на конверте отметки органа почтовой связи о доставке первичного и вторичного извещения имеются.
Сведения об изменении адреса заинтересованного лица во время производства по делу в материалах дела отсутствуют (часть 1 статьи 124 АПК РФ).
В силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Исходя из изложенного, положений статей 121, 123, 156 АПК РФ, общество считается надлежащим образом извещенным о возбуждении в отношении него судом производства по административному делу.
Дело рассматривается в порядке статей 226-228 АПК РФ.
Заявленные требования мотивированы осуществлением обществом работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением лицензионных требований.
В установленный в определении от 19.11.2015 срок, заинтересованное лицо отзыва на заявление не представило.
Как следует из материалов дела, ООО «ТехИнжиниринг» имеет лицензию МЧС России от 15.08.2014 № 54-Б/00115 на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно указанной лицензии обществу разрешена следующая дельность: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Как следует из материалов дела, обществом 21.10.2014 установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации, смонтированные по адресу: Новосибирский район, с/с Мичуринский, Советское шоссе, 21, взяты на обслуживание.
27.10.2015 в период с 09 часов 40 мин. по 14 часов 00 минут при проведении мероприятия по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в помещениях автозаправочной станции АО «Газпромнефть-Новосибирск», расположенного по адресу: НСО, Новосибирский район, Мичуринский сельский совет, ул.Советское шоссе, 21 государственным инспектором ОНД ФИО1 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ООО «ТехИнжиниринг» при обслуживании автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре и управлении эвакуацией людей.
Обществом были допущены нарушения требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), пункта 4 пп. «д» Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 (далее - Положение), пункта 61 Правил противопожарного режима в РФ (далее – ППР), выразившиеся в следующем:
- перед взятием на техническое обслуживание не составлен акт первичного обследования пожарной сигнализации и системы оповещения – в том числе нарушены пункты 2.1, 2.7 РД 25.964-90;
- записи в журнале не заканчиваются текстом: «Установка (установки) сдана (сданы) Заказчику в работоспособном состоянии в дальнейшую эксплуатацию в автоматическом режиме» – нарушены пункты 2.9, 3.5.1 РД 25.964-90;
- помещения АЗС оборудованы 2-мя дымовыми пожарными извещателями (ИП 212-45М) вместо требуемых не менее 3-х или адресными дымовыми извещателями запроектированными по проекту П/0412-М/6-ПБ - в том числе нарушен пункт 14.3* СП 5.13130.2009;
- шлейфы (кабели и провода) пожарной сигнализации не закреплены к строительным конструкциям через 0,25м. (за подвесным потолком типа «Армстронг») - в том числе нарушены пункты 12.21.11, п. 12.21.12 пособия к РД 78.145-93;
- дымовые пожарные извещатели установлены не на несущих строительных конструкциях, а фактически врезаны в плитки подвесного потолка «Армстронг» - в том числе нарушен пункт 13.3.4 СП 5.13130.2009;
- в подсобных помещения уголка бытового питания дымовой пожарный извещатель демонтирован – в том числе нарушен пункт А.З СП 5.13130.2009;
- в бытовом помещении операторов возле выхода на улицу извещатель не подключен к шлейфу пожарной сигнализации (муляж);
- при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) не соблюдаются проектные решения (проект П/0412-М/6-ПБ), требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: - отсутствует пульт контроля и управления АПС «С2000»; отсутствует контроллер двухпроводной линии «С2000-КДЛ»; отсутствует контрольно-пусковой блок «С2000-КПБ»; отсутствует резервный источник питания «РИП-12».
Полагая, что действия общества образуют событие правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заявителем 11.11.2015 в отношении ООО «ТехИнжиниринг» был составлен протокол об административном правонарушении № 412.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ТехИнжиниринг» к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
На основании подпункта 15 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.
Лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, которыми являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения лицензиат обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию на право осуществления деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 24 названного Федерального закона работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в том числе монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.
Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390) руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 41 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ система противопожарной защиты представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и(или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
К техническим средствам в силу определений понятий, содержащихся в статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, относятся пожарная сигнализация, являющаяся совокупностью технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и(или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (пункт 23); пожарный извещатель, являющийся техническим средством, предназначенным для формирования сигнала о пожаре (пункт 25); пожарный оповещатель, являющийся техническим средством, предназначенным для оповещения людей о пожаре (пункт 26); система пожарной сигнализации, являющаяся совокупностью установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста (пункт 38).
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права и условий вышеуказанного договора следует, что общество, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты обязано производить техническое обследование, выявлять неисправности системы и устранять их.
Поскольку пожарная сигнализация является совокупностью технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и(или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты, общество обязано производить обследование технических средств пожарной сигнализации в целях выявления неисправностей и принимать меры в случаях их обнаружения.
Вопреки данным требованиям и условиям договора общество не выполнило их, допустив следующие нарушения: перед взятием на техническое обслуживание не составлен акт первичного обследования пожарной сигнализации и системы оповещения; записи в журнале не заканчиваются текстом: «Установка (установки) сдана (сданы) Заказчику в работоспособном состоянии в дальнейшую эксплуатацию в автоматическом режиме»; помещения АЗС оборудованы 2-мя дымовыми пожарными извещателями (ИП 212-45М) вместо требуемых не менее 3-х или адресными дымовыми извещателями запроектированных по проекту П/0412-М/6-ПБ; шлейфы (кабели и провода) пожарной сигнализации не закреплены к строительным конструкциям через 0,25м. (за подвесным потолком типа «Армстронг»); дымовые пожарные извещатели установлены не на несущих строительных конструкциях, а фактически врезаны в плитки подвесного потолка «Армстронг»; в подсобных помещения уголка бытового питания дымовой пожарный извещатель демонтирован; в бытовом помещении операторов возле выхода на улицу извещатель не подключен к шлейфу пожарной сигнализации (муляж); при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) не соблюдаться проектные решения (проект П/0412-М/6-ПБ), требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: - отсутствует пульт контроля и управления АПС «С2000»; отсутствует контроллер двухпроводной линии «С2000-КДЛ»; отсутствует контрольно-пусковой блок «С2000-КПБ»; отсутствует резервный источник питания «РИП-12».
Выявленные нарушения являются устранимыми и при надлежащем техническом обслуживании объекта обществом могли быть предотвращены.
Доводы общества, изложенный в объяснениях от 11.11.2015, о том, что система пожарной сигнализации была смонтирована до взятия на техническое обслуживание, подлежат отклонению, поскольку принятие системы пожарной сигнализации на техническое обслуживание в настоящем споре предполагает изначальное принятие обществом на техобслуживание технических средств в существующем состоянии, то есть, приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию технических средств пожарной сигнализации, общество, тем самым, возлагает на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей, в том числе неисправностей, допущенных при ее монтаже.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1 РД 25.964-90 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ» принятию на ТО и Р предшествует первичное обследование установок с целью определения их технического состояния.
Довод о том, что акт первичного обследования имелся, судом отклоняется, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что обществом пожарная сигнализация на спорном объекте была принята на обслуживание 21.10.2014 (соглашение о замене стороны к Договору № Н-012/14 от 17.04.2014), при этом акт первичного обследования автоматических пожарных установок пожаротушения, пожарной сигнализации, представленный заинтересованным лицом датирован 14.03.2014, т.е. еще до того, как сигнализация была передана на обслуживание ООО «ТехИнжиниринг». Из содержания акта также невозможно установить, кто являлся исполнителем и кем с его стороны акт подписан.
Акт первичного обследования, составленного ООО «ТехИнжиниринг» при взятии объектов на техническое обслуживание, материалы дела не содержат.
Руководящий документ «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации - организация и порядок проведения работ» РД 25.964-90, а также РД 78.145-93 являются нормативно - методическими документами, содержащими требования пожарной безопасности к организации и порядку проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту вышеназванных средств обеспечения пожарной безопасности, проводимые на договорной основе между заказчиком и исполнителем, в силу чего является обязательным к исполнению при осуществлении лицензируемой деятельности.
Выявленные нарушения подтверждены протоколом осмотра от 27.10.2015, составленным в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ, фототаблицей, журналом регистрации работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту установок, договором № 29/14 от 13.02.2014, протоколом об административном правонарушении и документально не опровергнуты ООО «ТехИнжиниринг».
На основании изложенного, учитывая, что обществом не была выполнена обязанность по выявлению неисправностей в полном объеме, в том числе неисправностей, допущенных при монтаже системы пожарной сигнализации, не предложено собственнику устранить все имеющиеся нарушения, суд находит доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суд считает вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения доказанной, поскольку общество не предприняло все исчерпывающие меры к выявлению и устранению нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых является обязательным условием при осуществлении обществом лицензируемого вида деятельности - технического обслуживания системы пожарной сигнализации.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях ООО «ТехИнжиниринг» является установленным и доказанным.
При этом, с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств его совершения (длительное время не предпринимались меры к устранению имеющихся недостатков системы пожарной сигнализации), степени общественной опасности для общества, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, допущенных управлением при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Учитывая отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о повторном совершении обществом аналогичного правонарушения, суд считает возможным назначить минимальное наказание в рамках санкции статьи, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано уплатить административный штраф и предоставить суду сведения о добровольной уплате штрафа в срок не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «ТехИнжиниринг» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано 06.11.2013 по адресу: 630091, <...>, офис 109А) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Новосибирской области (ГУ МЧС России по Новосибирской области), ИНН <***>/КПП 540601001, КБК 17711607000016000140, ОКТМО 50701000, Расчетный счет <***>, ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г.Новосибирска, БИК 045004001.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Т.В.Абаимова