АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-24552/2015
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 марта 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр рп. Линево", рп.Линево о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2015 № 05-119А, административный орган: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 03.06.2013, ФИО2 по доверенности от 20.06.2013,
от административного органа: ФИО3 по доверенности от 11.01.2016 г. № СГ/3,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-кассовый центр рп. Линево" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2015 № 05-119А, административный орган: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали, поскольку в конкурсную документацию на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево внесены соответствующие изменения, предписание Управления исполнено в полном объеме и в установленный срок.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области представило отзыв на заявление, в котором считает постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Комиссией Новосибирского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров рассмотрела жалобу Закрытого акционерного общества «ГорКоммуникации» (далее - ЗАО «ГорКоммуникации») на действия МУП «РКЦ р.п. Линево» по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения (извещение № 31502659221 на сайте http://zakupki.gov.ru).
Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 08.09.2015 года жалоба ЗАО «ГорКоммуникации» на действия организатора торгов МУП «РКЦ р.п. Линево» по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения была признана обоснованной.
МУП «РКЦ р.п. Линево» было выдано Предписание № 55 от 08.09.2015 года о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. С целью исполнения указанного предписания МУП «РКЦ р.п. Линево» совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, выразившихся в отсутствии в Положении о закупке товаров, работ и услуг МУП «РКЦ Линево» и в Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево порядка оценки заявок по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ» и «Квалификация участника конкурса», а именно в срок до 25.09.2015 года необходимо аннулировать открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения обоснованной и внести изменения в Конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево, утвержденную 12.08.2015 года, а именно определить порядок оценки по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ», «Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификации персонала, деловая репутация)». Об исполнении настоящего предписания МУП «РКЦ р.п. Линево» сообщить в Новосибирское УФАС России до 02.10.2015 года с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 18.09.2015 года № 780 МУП «РКЦ р.п. Линево» сообщило, что закупочной комиссией МУП «РКЦ р.п. Линево» принято решение об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево (извещение № 31502659221 на сайте www.zakupki.gov.ru). Указанное решение размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. участникам размещения закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе направлено соответствующее уведомление. В конкурсную документацию внесены соответствующие изменения.
17.09.2015г. года МУП «РКЦ р.п. Линево» разместило на сайте www.zakupki.gov.rnизвещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево. Дата и время окончания подачи заявок: 07.10.2015 в 15:00 (МСК+3). Дата и время вскрытия конвертов: 08.10.2015 в 12:00 (МСК+3). Дата и время рассмотрения заявок: 13.10.2015 в 12:00 (МСК+3). Дата и время подведения итогов: 13.10.2015 в 15:00 (МСК+3).
В соответствии с разделом III Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево, утвержденной 17.09.2015 года (далее - Конкурсная документация) установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Цена договора (значимость 30 %), определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников конкурса о цене всех выполняемых работ (предложение о цене договора по форме 4 раздела IV конкурсной документации).
1.Качество товара/предложения о качественных характеристиках выполняемых работ (значимость 30 %), определяется исходя из сравнения качественных составляющих выполнения работ, путем выставления значений от 0 до 100 баллов (справка по форме 5 раздела IV конкурсной документации).
2.Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификации персонала, деловая репутация) (значимость 20 %), определяется исходя из сравнения опыта выполнения/оказания аналогичных работ/услуг, наличия материально-технических и кадровых ресурсов, путем выставления значений от 0 до 100 баллов (справки по формам 6, 7, 8 раздела IV конкурсной документации).
3.Срок предоставления гарантии на результат работ/услуг (значимость 20 %), определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников конкурса о предоставлении гарантийного срока.
Форма 5 раздела IV конкурсной документации включает в себя ряд показателей, а именно:
- предложение участника по применяемой системе контроля качества оказываемых услуг (выполняемых работ) (0-10 баллов);
- предложения участника по обеспеченности службой технического надзора (0-10 баллов);
- предложение участника по применяемому для данного вида работ оборудованию/механизмах (с указанием технических характеристик) (0 - 20 баллов);
Предложение участника по квалификации (опыту работы) специалистов, привлекаемых к данному виду работ (0 - 20 баллов);
Предложение участника по методам проведения работ, этапы работ (в соответствии с техническим заданием) (0-10 баллов);
-предложение участника о степени очистки сетей, подтверждение степени очистки (на электронном носителе) (0-10 баллов);
- предложение участника по экологическим мероприятиям (организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий) (0-9 баллов);
- прочие предложения участника (0-10 баллов).
Указанное значение баллов применяется закупочной комиссией в процессе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию оценки «Качество товара/предложения о качественных характеристиках выполняемых работ». По каждому показателю присуждается размер баллов в указанном диапазоне. Общее максимальное значение баллов не может превышать 100.
При этом, согласно доводам антимонопольного органа, порядок начисления баллов по вышеуказанным формам отсутствует, в конкурсной документации содержится лишь диапазон баллов для каждого из критериев.
То есть, по мнению УФАС по НСО, из конкурсной документации невозможно сделать вывод о конкретном количестве баллов, которое получит участник конкурса за свое предложение, что позволяет конкурсной комиссии субъективно оценивать заявки участников и тем самым может привести к ограничению конкуренции среди участников при проведении конкурса.
Следовательно, в конкурсной документации отсутствует порядок оценки по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ», «Квалификация участника конкурса», «Срок предоставления гарантии на результат работ/услуг».
Пункт h Приложения 1 к Положению о закупке товаров, работ и услуг МУП «РКЦ р.п. Линево» (утверждено 14.06.2013 года) определяет порядок определения рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Срок гарантии на товар (результат работ, результат услуг)».
Согласно Приложению 1 к Положению о закупке товаров, работ и услуг МУП «РКЦ р.п. Линево» (утверждено 14.06.2013 года), определяющему критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке, для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника», «Качество товара», «Наличие производственных мощностей» каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов. Таким образом, в Положении о закупке товаров, работ и услуг МУП «РКЦ р.п. Линево» также отсутствует порядок оценки по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ» и «Квалификация участник конкурса». Следовательно, данный порядок должен быть отражен в конкурсной документации.
Изложенное свидетельствует о том, что в конкурсную документацию не были внесены все необходимые изменения в соответствии с Предписанием Новосибирского УФАС России № 55 от 08.09.2015 года, а именно по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ» и «Квалификация участника конкурса» отсутствует порядок начисления баллов, содержится лишь диапазон баллов для каждого из критериев.
Таким образом, по мнению административного органа, МУП «РКЦ р.п. Линево» исполнило Предписание Новосибирского УФАС России № 55 от 08.09.2015 года только в частианнулирования открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения обоснованной. Тогда как порядок оценки по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ «Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификации персонала, деловая репутация)» в Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево не определен.
В результате чего МУП «РКЦ р.п. Линево» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении в установленный срок (до 25.09.2015 года) предписания Новосибирского УФАС России № 55 от 08.09.2015 года, содержащего требования о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов, в части определения порядка оценки по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ», «Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификации персонала, деловая репутация)».
Таким образом, учитывая характер правонарушения, отсутствие смягчающих/отягчающих обстоятельств, установленных ст.ст.4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь статьей 23.48, 4.2.6 ст. 19.5, частью 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, МУП «РКЦ Линево» постановлением от 09.11.2015г. №05-119А признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.2.6 ст. 19.5 КоАП РФ. К МУП «РКЦ Линево» применена мера административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Муниципальное унитарное предприятия "Расчетно-кассовый центр рп. Линево" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд находит их подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из приведенной нормы следует, что объективной стороной рассматриваемого правонарушения является неисполнение в надлежащие сроки законных требований, в том числе, содержащихся в предписании антимонопольного органа.
Как усматривается из материалов дела, 08.09.2015г. УФАС НСО выдано предписание № 55 в отношении МУП «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево». В соответствии с требованиями указанного предписания МУП «РКЦ р.п. Линево» обязано
-в срок до 25.09.2015г. аннулировать открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения;
-внести изменения в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево, утвержденную 12.08.2015г., а именно определить порядок оценки по критериям «Предложение о качественных характеристиках выполняемых работ», «Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)»;
-об исполнении предписания сообщить в Новосибирское УФАС до 02.10.2015г.
Как следует из материалов дела, Предписание УФАС НСО № 55 от 08.09.2015г. было исполнено в полном объеме.
Однако, 09.11.2015 г. было вынесено Постановление № 05-119А о признании МУП «РКЦ р.п. Линево» виновным в совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Управление ФАС по НСО усмотрела в действиях заявителя не выполнение вышеуказанного предписания, в части внесения необходимых изменений в конкурсную документацию, касаемо критериев оценок заявок участников. По мнению антимонопольного органа, из конкурсной документации невозможно сделать вывод о конкретном количестве баллов, которое получит участник конкурса за свое предложение, так как отсутствует порядок начисления баллов, содержится лишь диапазон баллов для каждого из критериев. Это позволяет конкурсной комиссии субъективно оценивать заявки участников и тем самым может привести к ограничению конкуренции среди участников при проведении конкурса.
Суд считает неправомерным привлечение МУП «РКЦ» к административной ответственности, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в конкурсную документацию на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево соответствующие изменения внесены, а именно:
- конкретизирован п.5.3.4. конкурсной документации «Порядок осуществления оценки заявок» в полном соответствии порядку утвержденному Положением о закупке товаров, работ и услуг МУП «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево».
- определен порядок оценки по критерию «Предложение о качественных характеристиках выполняемых работ» путем установление шкалы баллов по подкритериям. Рейтинг участника по данному критерию определяется исходя из сравнения качественных составляющих выполнения работ, путем выставления значений от 0 до 100 баллов. (Справка по форме 5раздела IV настоящей конкурсной документации);
- определен порядок оценки по критерию «Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)» путем установление шкалы баллов по подкритериям. Рейтинг участника по данному критерию определяется исходя из сравнения опыта выполнения/оказания аналогичных работ/услуг, наличия материально-технических и кадровых ресурсов, путем выставления значений от 0 до 100 баллов. (Справки по формам б, 7,8 раздела IV настоящей конкурсной документации).
При этом, учитывая, что конкурсной документацией предусмотрено 4 критерия оценки: «Предложение о качественных характеристиках выполняемых работ», «Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)», «Цена договора» и «Срок гарантии на товар (результат работ, результат услуг)» установлен четкий алгоритм определения рейтинга участника по каждому из них.
Порядок определения рейтингового бала указан в п.5.3.4. Конкурсной документации.
Размер присуждаемых участнику баллов установлен по подкритериям в Справке по форме 5 и в Справках по формам 6,7,8 раздела IV конкурсной документации.
Таким образом, требования УФАС по НСО, изложенные в предписании, были выполнены в полном объеме, при таких обстоятельствах, основания для привлечения МУП «РКЦ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, отсутствовали.
Доводы Управления о том, что из конкурсной документации невозможно сделать вывод о конкретном количестве баллов, которое получит участник конкурса за свое предложение, что позволяет конкурсной комиссии субъективно оценивать заявки участников и тем самым может привести к ограничению конкуренции среди участников при проведении конкурса, судом рассмотрен и отклонен.
Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из текста предписания ясно, что учреждению надлежало устранить нарушения антимонопольного законодательства, то есть обязательных требований, предусмотренных законодательством.
Однако предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Как усматривается из материалов дела, требование предписания внести изменения в Конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по гидродинамической промывке сетей водоотведения р.п. Линево, утвержденную 12.08.2015 года, а именно определить порядок оценки по критериям «Предложения о качественных характеристиках выполняемых работ», «Квалификация участника конкурса (опыт, образование квалификации персонала, деловая репутация)» было исполнено учреждением в установленный срок, доводы управления о том, что конкурсной документации невозможно сделать вывод о конкретном количестве баллов, которое получит участник конкурса за свое предложение неправомерно, так как данное требование заведомо не исполнимо, так как невозможно установить в конкурсной документации конкретное количество баллов, которое получит участник конкурса за свое предложение, так как нельзя предвидеть все возможные варианты предложений участников, с учетом тех или иных обстоятельств.
Ввиду данных оснований, а также содержания части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, указывающей, что лицо привлекается к ответственности за неисполнение именно законных требований, содержащихся в предписании антимонопольного органа, суд считает спорное постановление незаконным и подлежащим отмене.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление N 05-119А от 09.11.2015 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении на муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр».
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.А. Нахимович