ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-24736/20 от 12.02.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-24736/2020

19 февраля 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Теневой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сурдофон» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск

к Департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск

о признании недействительным требования о возврате субсидии от 22.06.2020 №19/01-15/02404,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1, доверенность от 28.08.2020 (срок действия 1 год), диплом, паспорт,

заинтересованного лица: не явился, извещен,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сурдофон» (далее – заявитель, общество, ООО «Сурдофон») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным требования о возврате субсидии от 22.06.2020 №19/01-15/02404.

Заявленные требования обосновывает тем, что 22.10.2018 между Департаментом и ООО «Сурдофон» заключено соглашение о муниципальной поддержке форме субсидий) субъекта инновационной деятельности № 9.Указанная субсидия предоставлена в целях возмещения затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ в связи с инновационной технологией по разработке компьютерных программ сурдоперевода для обеспечения коммуникации в социальной в сфере инвалидов по слуху и слабослышащих людей. ООО «Сурдофон» достигло и даже перевыполнило показатели, выпустив инновационную продукцию (заключив договоры) в количестве 12 шт. на сумму 3 084 513 руб. 76 коп. Однако департамент 22.06.2020 принял решение о возврате в бюджет города Новосибирска предоставленную субсидию (требование о возврате субсидии № 19/01-15/02404 от 22.06.2020) в связи с неисполнением ООО «Сурдофон» в течение последующего года за годом предоставления субсидии обязательств перед бюджетом города Новосибирска. Указанное требование о возврате субсидии является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку обязывает возвратить денежные средства, полученным им в качестве субсидии, в отсутствие оснований к их возврату. Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении.

Заинтересованное лицо отзывом, представленным в материалы дела, возражает против заявленных требований, указывая, что по результатам проверки отчетных документов за 2019 год установлено, что фактический объём производства инновационной продукции составил 1 ед., то есть 25,0 % от планируемого показателя 2019 года, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4.5.3 Соглашения департамент принял решение о возврате в бюджет города Новосибирска полной суммы предоставленной субсидии в связи с неисполнением ООО «Сурдофон» в течение последующего года за годом предоставления субсидии обязательств перед бюджетом города Новосибирска.

В судебное заседание представитель департамента не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя департамента в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя заявителя, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.

22.10.2018 между департаментоми ООО «Сурдофон» заключено соглашение о муниципальной поддержке форме субсидий) субъекта инновационной деятельности № 9 (том 1, л.д. 20-28).

Согласно пункту 1.1 Соглашения предметом является предоставление из бюджета города Новосибирска в 2018 получателю субсидии в целях возмещения затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Внедрение инновационной технологии по разработке компьютерных программ сурдоперевода для обеспечения коммуникации в социальной сфере инвалидов по слуху и слабослышащих людей.

Пунктом 2.2. Соглашения определено, что размер субсидии, предоставляемой из бюджета города Новосибирска, в соответствии с настоящим соглашением, составляет 1 186 777 руб. 00 коп.

В соответствии с пунктом 4.4 Соглашения получатель обязуется: обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, указанных в соглашении, представлять главному распорядителю средств бюджета документы в порядке и сроки, перечисленные в приложении 3 к Соглашению; обеспечивать достижение значений показателей результативности и/или иных показателей, установленных порядком предоставления субсидии или в соответствии с пунктом 4.1.3 Соглашения; направлять по запросу главного распорядителя средств бюджета документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктами 4.1.5, 4.2.1 настоящего соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня получения казанного запроса; возвратить в бюджет города Новосибирска субсидию в размере и в сроки, предусмотренные в указанном требовании и т.д.

Пунктом 5.6 Соглашения стороны предусмотрели, что в случае выявления главным распорядителем средств бюджета обстоятельств, указанных в пунктах 5.3, 5.4 Соглашения, главным распорядителем средств бюджета в течение 10 дней со дня их выявления, направляет получателю требование о возврате субсидии (части субсидии) в бюджет города с указанием суммы, срока возврата, реквизитов для перечисления денежных средств.

Получатель в течение 10 рабочих дней со дня получения требования возвращает полученную субсидию (часть субсидии) в бюджет города (пункт 5.7 Соглашения).

Пунктом 5.9 Соглашения предусмотрено, что в случае отказа получателя от добровольного возврата, а также невозврата субсидии по истечении сроков, указанных в пунктах 5.7, 5.8 соглашения, субсидия (часть субсидии) истребуется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно информации об исполнении объёмов производства инновационной продукции (таблица 3 заявления о предоставлении субсидии от 17.08.2018), для возмещения затрат на производство которой запрашивалась субсидия (программа компьютерного сурдоперевода, строка 1.1.), в 2019 году был запланирован выпуск в объёме 4 единицы, при этом выручка от продажи инновационной продукции должна была составить 6 000,0 тыс. руб. (строка 2.1).

По результатам проверки отчетных документов за 2019 год департаментом установлено, что фактический объём производства инновационной продукции составил 1 единица, то есть 25,0 % от планируемого показателя 2019 года, указанного в таблице 3, в связи с чем, департамент принял решение о возврате в бюджет города Новосибирска полной суммы предоставленной субсидии в связи с неисполнением ООО «Сурдофон» в течение последующего года за годом предоставления субсидии обязательств перед бюджетом города Новосибирска.

22.06.2020 департаментом принято решение о возврате в бюджет города Новосибирска предоставленной субсидии (требование о возврате субсидии № 19/01-15/02404 от 22.06.2020) в связи с неисполнением ООО «Сурдофон» в течение последующего года за годом предоставления субсидии обязательств перед бюджетом города Новосибирска.

Полагая, что обществом достигнуты запланированные показатели результативности (выпуск инновационной продукции в количестве 12 штук на сумму 3 084 513 руб. 76 коп.), не согласившись с требованием о возврате субсидии, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей заинтересованного лица, третьего лица, установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Порядок предоставления указанных субсидий определен постановлением мэрии города Новосибирска от 19.07.2017 № 3406 «О Порядке предоставления субсидий в сфере инновационной деятельности» (далее - Порядок).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1.4 Порядка субсидии предоставляются в целях финансового возмещения затрат на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ для производства инновационной продукции, внедрения инновационной технологии.

В силу пунктов 2.1, 2.2, 2.7, 2.8 Порядка субсидии предоставляются на основании заявления субъекта инновационной деятельности, по результатам конкурса, который проводится комиссией по содействию инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска по одной или нескольким из следующих номинаций:

- поддержка организаций, внедряющих инновации в собственную деятельность, осуществляемую для решения вопросов городского хозяйства, социальной сферы города Новосибирска;

- поддержка организаций, осуществляющих производство инновационной продукции (работ, услуг) для решения вопросов городского хозяйства, социальной сферы города Новосибирска;

- поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность. В силу пунктов 2.27-2.46 Порядка результатом конкурса является принятое Комиссией решение о предоставлении юридическому лицу субсидии, заключение департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска соглашения о предоставления субсидии, перечисление субсидии на расчетный или корреспондентский счет, открытый получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.

В соответствии с соглашением о муниципальной поддержке (в форме субсидии) субъекта инновационной деятельности № 9 от 22.10.2018, заключенным между департаментом и обществом предоставлена субсидия для возмещения затрат, связанных с проведением научно-исследовательских работ и (или) опытно-конструкторских работ, в связи с внедрением инновационной технологии по разработке компьютерных программ сурдоперевода для обеспечения коммуникации в социальной сфере инвалидов по слуху и слабослышащих людей по номинации «Поддержка организаций, осуществляющих производство инновационной продукции для решения вопросов городского хозяйства, социальной сферы города Новосибирска».

Согласно информации, об исполнении объёмов производства инновационной продукции (таблица 3 заявления о предоставлении субсидии от 17.08.2018), для возмещения затрат на производство которой запрашивалась субсидия (программа компьютерного сурдоперевода, строка 1.1.), в 2019 году был запланирован выпуск в объёме 4 ед., при этом выручка от продажи инновационной продукции должна была составить 6 000,0 тыс. руб. (строка 2.1).

В соответствии с абзацем 9 пункта 2.14 Порядка предоставления субсидий в сфере инновационной, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 19.07.2017 № 3406, субъект инновационной деятельности обязан достичь значения показателей результативности по выпуску инновационной продукции суммарно по итогам года, следующего за годом предоставления субсидии, на 50 и более процентов показателей строк 1.1, 2.1 таблицы 3.

По результатам проверки отчетных документов за 2019 год департаментом установлено, что фактический объём производства инновационной продукции составил 1 ед., то есть 25,0 % от планируемого показателя 2019 года, указанного в таблице 3, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4.5.3 Соглашения департамент принял решение о возврате в бюджет города Новосибирска полной суммы предоставленной субсидии в связи с неисполнением ООО «Сурдофон» в течение последующего года за годом предоставления субсидии обязательств перед бюджетом города Новосибирска, предусмотренных абзацем 10 пункта 2.14 Порядка.

Вместе с тем, судом установлено, подтверждается материалами дела и документально не оспорено департаментом, что обществом достигнуты указанные в соглашении показатели, выпущена инновационная продукция, заключено договоров в количестве 12 штук (вместо запланированных соглашением 4) на сумму 3 084 513 руб. 76 коп.

Судом установлено, что изначально обществом представлен пакет документов, в которых содержались некорректные сведения относительно достигнутых показателей по исполнению соглашения.

Неверные сведения в отчетных документах представлены по причине действия коронавирусных ограничений в период с марта по май 2020 года, так как часть работников большинства предприятий и организаций перешли на удаленный режим работы.

В связи с чем, после снятия жестких ограничений обществом повторно в департамент был направлен отчет, содержащий уточенные показатели, которые соответствуют достигнутым показателям.

Доказательств невозможности повторного рассмотрения департаментом представленных обществом документов, отражающих реальные показатели по освоению субсидии, заинтересованное лицо в материалы дела не представило.

Пунктом 5.9 соглашения предусмотрено, что в случае отказа получателя от добровольного возврата, а также невозврата субсидии по истечении сроков, указанных в пунктах 5.7, 5.8 соглашения, субсидия (часть субсидии) истребуется в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательств истребования субсидии в судебном порядке лицами, участвующими в деле, не представлено.

Учитывая, что обществом показатели достигнуты, претензий относительно качества продукции обществу не предъявлялись, заинтересованное лицо в судебном порядке субсидию не истребовало, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало законность принятого им и оспариваемого в рамках настоящего дела требования о возврате субсидии, в то время как общество надлежащим доказало нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Остальные доводы сторон судом рассмотрены, правового значения не имеют и на исход рассматриваемого дела не влияют.

Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в материалы дела, лицами, участвующими в деле, не представлены.

Судебные расходы распределяются по правилам статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заинтересованное лицо.

В судебном заседании 08.02.2021 объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 12.02.2021. Информация об объявлении перерыва опубликована на официальном сайте в разделе «Картотека арбитражных дел».

руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным требование о возврате субсидии от 22.06.2020 № 19/01-15/02404, вынесенное Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.

Взыскать с Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сурдофон» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Ю.А. Пахомова