ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-26235/2021 от 29.10.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-26235/2021

08 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Пахомовой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турбановой О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571), г. Новосибирск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Зевель» (ОГРН 1205400009770), г. Новосибирск

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

заявителя: не явился, извещен,

заинтересованного лица: Дураченко У.С., доверенность от 05.02.2021 (выдана сроком до 31.12.2021), свидетельство о заключении брака (I-TO №837216 от 06.04.2013) паспорт, диплом,

установил:

Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, административный орган, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Зевель» (далее- заинтересованное лицо, общество, ООО «Зевель») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявитель, извещенный о месте и времени рассмотрения спора, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель заинтересованного лица сам факт правонарушения не оспаривает, просил заменить административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на предупреждение.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав пояснения заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

08.09.201 в г. Новосибирске, ул. Каменская, д. 74, каб. 412 при рассмотрении материалов в отношении ООО «Зевель» установлен факт нарушения подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, а именно: осуществление деятельности в отсутствие лицензии по размещению отходов IV класса опасности.

Как следует из материалов дела, объект размещения отходов
г. Черепаново, расположенный по адресу: Новосибирская область, Черепановский
район, МО Искровского сельсовета, эксплуатирует юридическое лицо - ООО
«Зевель», что подтверждается договором аренды муниципального имущества от
06.04.2020 №1, заключенного между Администрацией города Черепаново
Черепановского района Новосибирской области и ООО «Зевель».

06.04.2020 ООО «Зевель» заключен договор на оказание услуг по размещению (захоронению) № 08/03/20-4 твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, отходов потребления на производстве, подобным коммунальным IV-V классов опасности на объекте размещения отходов с Региональным оператором ООО «Экология-Новосибирск».

Аналогичная информация представлена в отчете по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год (вх. от 28.01.2021 № 0376). Так в разделе I в столбце 28 указаноколичество размещенных отходов на эксплуатируемых объектах за отчетный год(захоронение), в размере 4170,2 т. В разделе III в строке 14 указано количество эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов, отвечающих установленным требованиям, в количестве 1 шт., так же в строке 29 указана площадь, занимаемая эксплуатируемыми респондентом объектами захоронения отходов, в размере 8,1 га.

У ООО «Зевель» отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещениюотходов I - IV классов опасности.

Учитывая изложенное, управлением установлен факт осуществления деятельности общества в отсутствие лицензии по размещению отходов IV классов опасности, что является нарушением подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, в части осуществления производственной деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности обществом на объекте размещения отходов, расположенного по адресу: Новосибирская область, Черепановский район, МО Искровского сельсовета.

08.09.2021 уполномоченным должностным лицом административного органа с участием законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, общество обстоятельства изложенные в протоколе не оспаривает.

Протокол и материалы дела об административном правонарушении направлены управлением в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив материалы дела, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии. Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Статья 3 Закона №99-ФЗ определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством
Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлены следующий основные понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления илиподлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах; сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания
захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами осуществляется в отношении отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО).

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами) осуществляется в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности, утвержденном постановлением Правительства РФ от
26.12.2020 № 2290 (далее - Положение).

В соответствии со сведениями, размещенными на сайте ФНС России http://egrul.nalog.ru/ от 20.08.2021 № ЮЭ9965-21-211075208, основным видом деятельности ООО «Зевель» является обработка и утилизация неопасных отходов (38.21).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что обществом ранее предпринимались попытки по получению лицензии. Согласно акту проверки Росприроднадзора №Р-097-в от 03.02.2021 соискателю лицензии было отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, по причине того, что состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагалось использовать ООО «Зевель» при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности не соответствует лицензированным требованиям, указанным в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

Таким образом, у ООО «Зевель» отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещениюотходов I - IV классов опасности.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

I - IV классов опасности, утвержденном постановлением Правительства РФ от. 26.12.2020 № 2290.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях общества события вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доказательств обратного общество в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного, суд исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния организации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Доказательства, исключающие возможность обществу соблюдать правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Оснований для применения стать 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности.

При таких обстоятельствах основания для применения судом по данному делу положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Судом рассмотрен вопрос о возможности замены штрафа на предупреждение, однако, правовые основания не установлены, поскольку обществом создана ситуация, представляющая угрозу охраны окружающей среды и жизни и здоровью людей.

Судом установлено, что ООО «Зевель» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие.

Арбитражный суд с учетом всех обстоятельств дела, совершения обществом правонарушения впервые (обратное заявителем не доказано) считает возможным привлечь общество «Зевель» к административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - 40 000 руб.

Какие-либо доказательства, опровергающие выводы суда, в материалы дела, лицами, участвующими в деле, не представлены.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Новосибирской области (Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора л/с 04511780790), ИНН 5406290571, КПП 540601001, счет получателя (казначейский счет) 03100643000000015100, банк получателя: Сибирское ГУ Банка России //УФК по Новосибирской области г. Новосибирск, счет банка получателя (единый казначейский счет): 40102810445370000043, БИК 015004950, ОКТМО 50701000, КБК 048 116 01141 01 0001 140.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесятидневного срока суд направит настоящее решение судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения (часть 5 статья 32.2 КоАП РФ).

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Зевель» (ОГРН 1205400009770, ИНН 5402059420, место нахождение: г. Новосибирск, ул. Шорная, д. 14, корпус производственный, офис 10, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Ю.А. Пахомова