АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Нижегородская ул., д.6, Новосибирск, 630102, тел. (383) 269-90-90,269-69-91
fax: (383) 269-69-90 http://novosib.arbitr.ru, e-mail: info@ novosib.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
18 января 2013 года Дело № А45-27785/2012
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская жилищная компания", г. Новосибирск к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск
об отмене постановления от 23.10.2012 № 481-12
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирская жилищная компания» (далее по тексту – ООО «НЖК», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания от 23.10.2012 № 481-12, вынесенного заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области о привлечении ООО «НЖК» к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО «НЖК» предприняло все меры по надлежащему исполнению обязанностей, восстановлению нормативного качества горячей воды в доме по ул. Переездной, 64/1. На общем собрании собственников было принято решение о производстве ремонтных работ с 01.07.2012 до 30.06.2012, стоимость ремонтных работ по восстановлению циркуляционной линии, ремонта отмостки, ливневой канализации, ремонта швов определена на общую сумму 518260 руб. На проведение работ по восстановлению циркуляционной линии необходимо 203360 руб., начислено с 01.07.2012 – 129550, 53 руб. Не обеспечение горячим водоснабжением в момент проведения проверки произошло по обстоятельствам, не зависящим от ООО «НЖК», в связи с чем в действиях заявителя отсутствует вина и состав административного правонарушения.
Определением суда от 20.11.2012 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.
Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства, что подтверждается почтовыми уведомлениями № 32062, № 32061, а также отчетом о публикации 21 ноября 2012 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии к производству заявления в порядке упрощенного производства.
В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления в порядке упрощенного производства.
Дело рассматривается в порядке статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В установленный в определении от 20.11.2012 срок заинтересованное лицо представило мотивированный отзыв, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных требований просит отказать, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства суд не находит.
Суд, изучив материалы дела и дополнительно представленные заявителем документы, установил следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области проведена проверка по соблюдению жилищного законодательства за организацией управления многоквартирным домом № 64/1 по ул. Переездная в г. Новосибирске.
В результате проверки установлены нарушения правовых актов, выразившиеся в ненадлежащем содержании Управляющей компанией общего имущества указанного жилого дома, а именно: не обеспечен нормативный уровень предоставления коммунальной услуги по горячей воде собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (в журнале выполнения заявок имеются заявки от 06.05.2011, 11.06.2011, 23.06.2011, 29.06.2011, 11.08.2011, 20.09.2011, 29.12.2011, 19.01.2012, 30.03.2012, 26.04.2012, 06.06.2012, 06.08.2012, 21.08.2012 на отсутствие горячей воды или слабого напора в кране с горячей водой в квартирах). Акт от 29.02.2012 о проведении замеров температуры горячей воды в квартире № 203. где отражен факт замера температуры в точке водоразбора и температура горячей воды составляла 34 град. С. Факт восстановления нормативного уровня коммунальной услуги по горячему водоснабжению (давление в системе горячего водоснабжения в точке водоразбора от 0,03МПа до 0,45 МПа в часы максимального водопотребления. температура горячей воды в точке разбора для закрытых систем централизованного теплоснабжения не менее +50°C) не подтвержден актами об устранении недостатков.
Таким образом, при эксплуатации указанного жилого дома Управляющей компанией нарушены требования пп.31а, к. 104. 105. 107. 108, 109. 110 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; п.5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170
Обстоятельства совершенного административного правонарушения зафиксированы в акте проверки от 10.09.2012 № 05-11-009/129, по результатам рассмотрения которого составлен протокол об административном правонарушении № 05-10-009/44 от 12.09.2012.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении начальником Инспекции вынесено постановление № 481-12 от 23 октября 2012 года, которым Управляющая компания признана виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами. На общество наложен штраф в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 7.23. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила № 354).
Правилами установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Правилам норматив потребления - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 4б Правил № 354, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
В соответствии с пунктом 3в Правил № 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг,
Согласно Правилам № 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил предоставления коммунальных услуг).
ООО «Новосибирская Жилищная Компания», в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, на основании договора управления многоквартирным домом является исполнителем коммунальных услуг, ответственным за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителям данных жилых домов.
Из материалов дела следует, что собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...>, заключили договор управления многоквартирным домом от 04.12.2006 с Обществом с ограниченной ответственностью «Новосибирская Жилищная Компания» (Управляющая организация), из содержания которого следует, что Управляющей организация принимает на себя обязательства по управлению указанным домом, предоставлению коммунальных услуг.
Под коммунальными услугами в соответствии с Правилами № 354 понимается - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под коммунальными ресурсами - понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 31 а, к Правил № 354 исполнитель обязан:
-предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- к) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
В соответствии с пунктом 104 Правил № 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (пункт 105 Правил № 354).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае обязанность по предоставлению коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества Управляющей организацией не исполнена, а именно: не обеспечен нормативный уровень предоставления коммунальной услуги по горячей воде собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (в журнале выполнения заявок имеются заявки от 06.05.2011, 11.06.2011, 23.06.2011, 29.06.2011, 11.08.2011, 20.09.2011, 29.12.2011, 19.01.2012, 30.03.2012, 26.04.2012, 06.06.2012, 06.08.2012, 21.08.2012 на отсутствие горячей воды или слабого напора в кране с горячей водой в квартирах).
Акт от 29.02.2012 о проведении замеров температуры горячей воды в квартире № 203. где отражен факт замера температуры в точке водоразбора и температура горячей воды составляла 34 град. С. Факт восстановления нормативного уровня коммунальной услуги по горячему водоснабжению (давление в системе горячего водоснабжения в точке водоразбора от 0,03МПа до 0,45 МПа в часы максимального водопотребления. температура горячей воды в точке разбора для закрытых систем централизованного теплоснабжения не менее +50°C) не подтвержден актами об устранении недостатков.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 5.3.1. Правил эксплуатации расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Довод заявителя об отсутствии вины в совершении правонарушения, поскольку собственникам предлагалось принять решение о производстве работ, в том числе по восстановлению циркуляционной линии, а с момента принятия решения 04.07.2012 до момента проведения проверки собственника дома начислено 129 550 рублей, вместо необходимых 203 360 рублей, в связи с чем предприняты все зависящие меры для восстановления нормативного качества горячей воды судом отклоняется как несостоятельный ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 7.23 КоАП. Если управляющей компанией предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению соответствующих норм и правил, то в силу части 2 статьи 2.1 КоАП она не подлежит привлечению к административной ответственности ввиду отсутствия вины в указанном правонарушении.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (с последующими изменениями и дополнениями).
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме. (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Управляющая организация приняла исчерпывающие меры для соблюдения положений правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах не представлено.
Как следует из материалов дела, дом принят в управление с 04 декабря 2006 года, наличие заявок о ненадлежащем напоре воды отсутствии горячей воды в квартирах зафиксированы с мая 2011 года, а внеочередное собрание проведено только в июле 2012 года, работы по ремонту не начаты, начисление денежных средств в меньшем размере на момент проведения проверки, чем необходимо для проведения работ по восстановлению циркуляционной линии, не освобождает заявителя от обязанности по выполнению работ и обеспечению коммунальными услугами надлежащего качества, в связи с чем оснований для вывода об отсутствии вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание не устранение нарушений в течение длительного периода времени, оснований для признании правонарушения малозначительным, применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Постановление от 23.10.2012 по делу об административном правонарушении вынесено Инспекцией в рамках предоставленных полномочий, процессуальных нарушений при рассмотрении материалов административного дела Инспекцией не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
При таких обстоятельствах, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Новосибирской области.
Судья И.В. Попова