ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3140/14 от 22.04.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-3140/2014

22 апреля 2014 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Поповой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области, Новосибирск 

к Обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба", г. Новосибирск

о привлечении к административной ответственности

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области (далее по тексту – административный орган, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Национальная почтовая служба» (далее – общество) к административной ответственности  предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 25.02.2014 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.

Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства (заказные письма №№ 39051, 39052). Также  определение  от 25.02.2014  в установленные сроки (26.02.2014) размещено на официальном сайте Арбитражного суда Новосибирской области в сети «Интернет».

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В установленный  в определении от 25.02.2014 срок заинтересованное лицо представило мотивированный отзыв на заявление, из которого следует, Административным органом нарушен порядок проведения внеплановой проверки,  распоряжении или приказа руководителя о проведении внеплановой проверки в адрес Общества не поступало; 329 почтовых отправлений (требования об уплате имущественных налогов)  были доставлены адресатам, в связи с чем нарушения  прав физических лиц в части  распространения персональных данных нет. Более подробно изложено в отзыве (л.д. 48-50).

Возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства стороны не представили.

Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам  искового производства суд не находит.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления, суд установил следующие фактические обстоятельства.

23.01.2014 и 28.01.2014 на сайте news.ngs.ru (свидетельство о регистрации СМИ от 14.09.2007 Эл № ФС77-29543) опубликована информация о том, что жители дома по ул. Танковая города Новосибирска нашли у себя в подъезде дома 329 почтовых отправлений из ИФНС России по Дзержинскому району города Новосибирска, адресованных жителям города Новосибирска, не проживающим в этом доме.

24.01.2014 Управлением Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу С целью получения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения  сделан запрос в ИФНС по Дзержинскому району (исх. №310-02/54) о необходимости подтвердить или опровергнуть вышеуказанную информацию, а также с просьбой сообщить наименование почтового оператора, посредством которого направлялись вышеуказанные почтовые отправления, и представить документы, на основании которых осуществлялась доставка данных почтовых отправлений.

Согласно полученному из ИФНС по Дзержинскому району ответу от 04.02.2014, № 0-2-50/001006 между ИФНС по Дзержинскому району и ООО «Национальная почтовая служба» заключен Государственный контракт на оказание на территории города Новосибирска и Новосибирской области комплекса услуг по печати предварительных информационных писем, содержащих сведения о порядке и сроках уплаты налогов, а также по изготовлению (предпочтовой подготовке) и доставке налоговых требований об уплате имущественных налогов (40000 отправлений) от 14.12.2013.

ИФНС по Дзержинскому району подтвердила, что в подъезде дома по ул. Танковая города Новосибирска найдено 329 почтовых отправлений, которые впоследствии ими переданы руководству ООО «Национальная почтовая служба».

Передача конвертов подтверждается актами приема-передачи от 23.01.2014

Из объяснений свидетеля ФИО1 следует, что 22.01.2014 в 16-30 в подъезде обнаружены почтовые конверты, которые 23 января в 9-30 были переданы в Дзержинскую налоговую инспекцию. Приехавшим сотрудникам Национальной почтовой службы было передано, что конверты переданы в Дзержинскую налоговую инспекцию.  

В связи с наличием достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения  Управлением составлен протокол № 168-ПР/54 от 13.02.2014 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях и с учетом подведомственности, установленной в статье 23.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях,  заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Национальная почтовая служба»  к административной ответственности.

Исследовав и оценив в совокупности и во взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд считает требования заявителя  подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 210 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях   лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектами данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию. Объективная сторона правонарушения, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии). С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами ответственности являются индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях управленческие функции, и юридические лица.

В соответствии с пунктом 7 статьи 72 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи подлежит обязательному лицензированию. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии и соответствующие перечни лицензионных условий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, услуги почтовой связи подлежат лицензированию.

Согласно пункту 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).

Согласно статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.

Статьей 15 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что почтовые отправления являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Аналогичное положение изложено в пункте 48 Правил оказания услуг почтовой связи.

Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), регистрируемыми (заказными) почтовыми отправлениями являются принимаемые от отправителя отправления с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

В соответствии с абз. 2 п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, порядок доставки почтовых отправлений в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.

Пунктом 34 указанных Правил предусмотрено, что вручение регистрируемых почтовых отправлений адресатам (законным представителям) осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Согласно подпункту «б» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.

ООО «Национальная почтовая служба» оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии на оказание услуг почтовой связи от 10.09.2013 №113682, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - лицензия №113682). Прием простой и заказной корреспонденции ООО «Национальная почтовая служба» от юридических лиц осуществляет на основании договоров (государственных контрактов). Договором между ООО «Национальная почтовая служба» и юридическим лицом определяется порядок приема, обработки и доставки письменной корреспонденции, а также цена и сроки доставки письменной корреспонденции.

Как видно из материалов дела между ИФНС по Дзержинскому району и ООО «Национальная почтовая служба» заключен Государственный контракт на оказание на территории города Новосибирска и Новосибирской области комплекса услуг по печати предварительных информационных писем, содержащих сведения о порядке и сроках уплаты налогов, а также по изготовлению (предпочтовой подготовке) и доставке налоговых требований об уплате имущественных налогов (40000 отправлений) от 14.12.2013.

329 почтовых отправлений  были найдены в подъезде одного из домов по улице Танковой, адресаты которых в данном доме не проживают. Найденные конверты были переданы в ИФНС  по Дзержинскому району,  которые впоследствии ими переданы руководству ООО «Национальная почтовая служба».

Таким образом, выбросив письменную корреспонденцию в подъезде жилого дома по ул. Танковая города Новосибирска ООО «Национальная почтовая служба» нарушило требования пункта 34 и подпунктов «б», «в» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, а, следовательно, и требования пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №113682, в соответствии с которыми оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации

Учитывая, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» (ст. 2 ПС РФ), ООО «Национальная почтовая служба» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП  РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае заинтересованное лицо не приняло всех зависящих от него мер к тому, чтобы обеспечить соблюдение законодательства при оказании услуг  почтовой связи  при доставке и вручении заказной корреспонденции  надлежащим лицам. Доказательств обратного, суду не представлено.

Нарушение условий осуществления деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусматривает привлечение к административной ответственности по части  3 статьи  14.1 КоАП РФ.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 года N 2 установлено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ.

В абзаце втором пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 сказано, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Поскольку в данном случае днем обнаружения правонарушения является 23.01.2014, то установленный срок для привлечения к административной ответственности не истек.

Довод Общества с ограниченной ответственностью «Национальная почтовая служба» о том, что  Управлением нарушен порядок проведения внеплановой проверки   установленный  Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отклонен судом как несостоятельный, так как согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

Согласно пункту 10.8 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 07.04.2009 N 51, данный территориальный орган с целью реализации полномочий имеет право организовывать и осуществлять плановые и внеплановые мероприятия по контролю в установленной сфере деятельности, в том числе без взаимодействия с проверяемыми лицами (дистанционный контроль).

Таким образом, поскольку при проведении проверки Общества не требовалось взаимодействия между ним и Управлением, и на ООО «Национальная почтовая служба» не возлагалась обязанность по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), Административный орган правомерно провел проверку соблюдения обществом лицензионных условий, не используя порядок, установленный Федеральным законом N 294-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих ответчику соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия заинтересованным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ).

Обстоятельств отягчающих либо смягчающих административную ответственность в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Санкции штрафного характера,  исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям дифференцированности ответственности и справедливости наказания.

Учитывая, что факт совершения заинтересованным лицом правонарушения установлен, подтверждается материалами дела,  отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность,  суд считает, что общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, с назначением административного наказания в виде  административного штрафа в размере 30000 рублей.

В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 5 указанной статьи при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти  дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Вопрос о судебных расходах суд не разрешает, поскольку данная категория споров государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст.  167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Национальная почтовая служба» (ОГРН <***>, ИНН   <***>, юридический адрес: 630105, <...>)   к  административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и назначить наказание в виде взыскания  штрафа  в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:  Получатель УФК по Новосибирской области (Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу), р/с <***>, БИК 045004001,  ИНН <***>/КПП 540701001, Код ОКТМО 50701000, КБК 096 1 16 90040 04 6000 140. Назначение платежа: административный штраф по постановлению №, дата с указанием наименования юридического лица.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск)  в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Апелляционные и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

И.В. Попова