ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3243/14 от 16.04.2014 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-3243/2014

16 апреля 2014 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Емельяновой Г.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области

к Обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области (далее - Управление, заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Первая почтовая компания" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От сторон не поступило возражений против рассмотрения дела, в порядке упрощенного производства.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по СФО) поступили обращения представителя ФИО1 (вх. от 27.12.2013 № 01-06-915, доверенность 54 А А 1136616 от 20.12.2013 ) и ФИО2 (вх. от 09.01.2014 № 01-06-9/54, доверенность 54 А А 1302478 от 23.12.2013) - ФИО3 о неудовлетворительной доставке письменной корреспонденции.

В период с 16.01.2014 по 12.02.2014 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Национальная почтовая служба», по результатам которой 12.02.2014, в 17 часов 00 минут, Управлением Роскомнадзора по СФО установлено нарушение требования подпункта «в» пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), а именно:

- заказное письмо от 22.11.2013 № 10324282 принято от Управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов от имени Новосибирской области (Государственный контракт от 20.02.2013 №2013.13260) по реестру от 22.11.2013 № 3113718 и выдано курьеру в доставку 25.11.2013. Согласно Приложению №1 к Государственному контракту общий срок доставки одного письма из разряда «Судебное» составляет 7 (семь) рабочих дней и начинает течь со следующего рабочего дня после получения. Таким образом, доставка заказного письма от 22.11.2013 № 10324282 должна была осуществиться в период с 26.11.2013 по 04.12.2013. При этом курьер обязан оставить в почтовом ящике извещение и указать дату на почтовом отправлении и в маршрутном листе о том, когда было оставлено извещение. Доставка вышеуказанного заказного письма (маршрутный лист от 27.11.2013 № 288452) осуществлялась 30.11.2013 и 01.12.2013. В соответствии с Приложением № 1 к Государственному контракту последний визит курьера должен быть на 6-й рабочий день, то есть заказное письмо от 22.11.2013 № 10324282 или, в случае отсутствия адресата, извещение на это заказное письмо должны были быть осуществлены курьером 03.12.2013. Согласно маршрутному листу от 27.11.2013 № 288452 последняя доставка курьером вышеуказанного заказного письма осуществлена 01.12.2013, что является нарушением условий Государственного контракта.

- заказное письмо от 20.11.2013 № 10298846 принято от Управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов от имени Новосибирской области (Государственный контракт от 20.02.2013 №2013.13260) по реестру от 20.11.2013 № 236705989 и выдано курьеру в доставку 22.11.2013. Согласно Приложению №1 к Государственному контракту общий срок доставки одного письма из разряда «Судебное» составляет 7 (семь) рабочих дней и начинает течь со следующего рабочего дня после получения. Таким образом, доставка заказного письма от 20.11.2013 № 10298846 должна была осуществиться в период с 21.11.2013 по 29.11.2013. При этом курьер обязан оставить в почтовом ящике извещение и указать дату на почтовом отправлении и в маршрутном листе о том, когда было оставлено извещение. Доставка вышеуказанного заказного письма (маршрутный лист от 22.11.2013 № 287458) осуществлялась 22.11.2013 и 23.11.2013. В соответствии с Приложением № 1 к Государственному контракту последний визит курьера должен быть на 6-й рабочий день, то есть заказное от 20.11.2013 № 10298846 или, в случае отсутствия адресата, извещение на это заказное письмо должны были быть осуществлены курьером 28.11.2013. Согласно маршрутному листу от 22.11.2013 № 287458 последняя доставка курьером вышеуказанного заказного письма осуществлена 23.11.2013, что является нарушением условий Государственного контракта.

На основании акта проверки по факту нарушения 14.02.2014 Управлением составлен протокол №172-ПР/54 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлен в арбитражный суд для рассмотрения по существу.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

На основании статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон «О связи») предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг связи, подлежит лицензированию.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обществу с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» выдана лицензия на услуги почтовой связи № 85216 на срок действия с 02.03.2011 до 02.03.2016.

На основании пункта 5 условий осуществления деятельности (лицензионных условий) в соответствии с лицензией № 85216 оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Следовательно, нарушив пункт 35 Правил оказания услуг почтовой связи, общество с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» нарушило пункт 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи №85216.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» при осуществлении предпринимательской деятельности как лицензиат и оператор почтовой связи нарушило пункт 5 Условий осуществления деятельности в соответствии лицензией на оказание услуг почтовой связи № 85216: «Оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу пунктов 5.3, 5.3.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 N 354, указанный орган осуществляет контроль и надзор, лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области услуг связи.

Полномочия на составление протокола об административном правонарушении предоставлены должностному лицу заявителя в соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 № 70.

Исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что протокол об административном правонарушении от 14.02.2014 № 172-ПР/54 составлен с соблюдением требований к порядку и срокам его составления, установленных главой 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).

Порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован в Правилах оказания услуг почтовой связи, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221.

Материалами дела подтвержден факт нарушения требований указанных выше Правил.

Общество с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» не обеспечило при осуществлении предпринимательской деятельности выполнения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и, следовательно, в действиях общества с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, совершение его обществом с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания», а также наличие всех необходимых оснований для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, поскольку осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий. При этом названная норма направлена на охрану общественных отношений в области предпринимательской деятельности.

Требование заявителя о привлечении общества к административной ответственности является законным и обоснованным, и подлежащим удовлетворению.

Сроки давности привлечения к ответственности не истекли, процедура производства по делу об административном правонарушении не нарушена, оснований для применения правил о малозначительности суд не установил.

Вменяемые обществу с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» правонарушения затрагивают права граждан как потребителей в сфере оказания услуг связи; проверка проведена административным органом по жалобе на нарушение прав общества как потребителя услуг почтовой связи.

Исходя из существа допущенного правонарушения, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан, проведения проверки по жалобе потребителя, можно сделать вывод о том, что вменяемое обществу правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за такое нарушение в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год со дня его совершения.

Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 6971/10, в котором указано, что содержащееся в указанном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, на момент принятия судом первой инстанции решения о привлечении предприятия к административной ответственности годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие в действиях лицензиата как события, так и состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем правовые основания для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» к административной ответственности имеются.

Довод ООО «Национальная почтовая служба» о том, что требование абзаца 6
 раздела «Сроки доставки корреспонденции» Приложения № 1 к Государственному
 контракту не обязательны для ООО «Национальная почтовая служба» при исполнении Государственного контракта отклоняется судом ввиду нижеследующего.

На основании п. 1.1 Государственного контракта ООО «Национальная почтовая служба» обязуется оказать услуги по приему, обработке и доставке почтовых отправлений в предусмотренный данным Государственным контрактом срок и в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение № 1). Согласно п. 1.2 Государственного контракта Техническое задание является его неотъемлемой частью. Условие о том, что последний визит курьера должен быть осуществлен на 6-й рабочий день, внесено в раздел Технического задания под названием «Сроки доставки корреспонденции». В этом же разделе, однако ниже, в пункте 9, указан общий срок доставки 7 рабочих дней.

Условие о том, что общий срок доставки одного письма составляет 7 (семь) рабочих дней и начинается со следующего рабочего дня после получения, приоритет которому в своих доводах отдает ООО «Национальная почтовая служба», находится за пределами раздела «Сроки доставки корреспонденции» и входит в перечень услуг, включенных в стоимость тарифов.

Пунктом 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 №221, установлено, что настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и оператором почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи при неявке адресата за почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

То есть вторичное извещение доставляется и вручается под расписку адресату не ранее 6-го рабочего дня после доставки адресату первичного извещения.

По смыслу подпункта «в» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи, прежде всего, в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, а уже потом в соответствии с условиями договора.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, признание обществом с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» своей вины полностью, отсутствие доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем, полагает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.

При этом суд отмечает следующее. По правилу части 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено квалифицирующих признаков, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяющих суду применить такой вид административного наказания как предупреждение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206, 229, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Первая почтовая компания» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Г.М. Емельянова