ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-33213/20 от 26.05.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                         Дело № А45-33213/2020

29 мая 2021 года

              Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2021  года

В полном объеме решение изготовлено 29 мая 2021 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Морозовой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Султановой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мас Альбион» (ИНН <***>),                 г. Иркутск, Иркутская область,

к Сибирскому таможенному управлению (ИНН <***>), г. Новосибирск,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Московской областной таможни (ИНН <***>), г. Москва и Федеральной таможенной службы (ИНН <***>), г. Москва,

о взыскании суммы излишне уплаченных авансовых таможенных платежей в размере 3 845 рублей 50 копеек и процентов на сумму излишне внесенных таможенных платежей в размере 528 рублей 91 копейки,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: не явился, извещен,   

заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 25.12.2020, диплом, паспорт; ФИО2, доверенность № 14-01-07/07121 от 25.05.2021, паспорт,

третьих  лиц: 1. ФИО1, доверенность № 61-20/72 от 20.02.2021, диплом, паспорт; 2.  ФИО1, доверенность № 15-49/94-20д от 09.12.2020, диплом, паспорт,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Мас Альбион» (далее – заявитель, общество, ООО «Мас Альбион») обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Сибирскому таможенному управлению (далее – заинтересованное лицо, СТУ) о взыскании  излишне уплаченных авансовых платежей  в размере 3 845 рублей  50 копеек и  процентов на сумму  излишне внесенных таможенных платежей в размере 528 рублей 91 копейки за период с 01.01.2019 по 21.04.2021.

В обосновании заявленных требований  общество указывает на следующие обстоятельства. При проведении обществом  внутреннего аудита взаиморасчетов с таможенными органами, ООО «Мас Альбион»  обнаружено, что на Едином лицевом счете (далее – ЕЛС) отсутствуют денежные средства в размере 3 845 рублей 50 копеек, уплаченные по платежному поручению от 28.04.2015 № 568. При сверки расчетов по состоянию на 01.01.2018 указанная сумма  отражена в отчете Московской областной таможни (информация о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 01.01.2018).  На запрос  ООО «Мас Альбион» в Московскую областную таможню (от 24.09.2020 № 2409) получен ответ о том, что  денежные средства в размере 3 485 рублей 50 копеек учтены в составе прочих неналоговых доходов и зачету на ЕЛС общества не подлежат. Данные позиция  таможенного органа  нарушает права  и законные интересы общества, поскольку денежные средства  в размере 3 845 рублей 50 копеек – это остаток, оставшейся после списания денежных средств в счет уплаты таможенных платежей. Оплата таможенных платежей по  ДТ № 10130220/070515/0017084 производилась по двум платежным поручениям от 28.04.2015 №№ 568, 569. С платежного поручения от 28.04.2015 № 568  на сумму 32 000 рублей списан таможенный сбор – 375 рублей и сумма НДС – 27 779 рублей 50 копеек, с платежного поручения от 28.04.2015 № 569 на сумму 22 000 рублей списана таможенная пошлина в размере 18 952 рублей 87 копеек. После завершения таможенного оформления по вышеуказанным платежным  поручениям образовались остатки денежных средств (излишне уплаченные таможенные платежи): по п/п от 28.04.2015 № 568 в размере  3 845 рублей 50 копеек, по п/п от 28.04.2015 № 569 в размере 3 047 рублей 13 копеек.  Принимая во внимание, что факт не зачисления на ЕЛС излишне уплаченных  таможенных платежей в размере 3845 рубле 50 копеек стал известен 12.02.2020 (дата формирования отчета за 2018 год), а факт перечисления указанной суммы в бюджет стал известен обществу  из письма Московской областной таможни от 19.0.2020 № 17-20/27541, в связи с чем у общества имеются правовые основания  для применения общего срока исковой давности на возврат таможенных платежей, так как общий трёхгодичный срок исковой давности для обращения в суд не истек. При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное  требование должно рассматриваться судом по существу не зависимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет. Таможенный орган  нарушил требования таможенного законодательства не уведомил о суммах излишне уплаченных таможенных платежей, а также нарушил положение  приказа ФТС России от 24.08.2018 № 1329 и не произвел автоматичного зачисления денежных средств в размере 3 845 рублей 50 копеек на открытый лицевой счет в ресурсе ЕЛС по ИНН плательщика, то есть незаконно изъял денежные средства, тем самым лишив ООО «Мас Альбион»  распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. В связи с чем у общества имеются законные  основания для возврата излишне уплаченных таможенных платежей и соответственно право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Определениями от 13.01.2021, от 26.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Московская областная таможня и Федеральная таможенная служба.

Заявитель в судебное заседание не явился, представив посредствам системы «Мой арбитр» письменные пояснения, поступившие в суд  25.05.2021.

Заинтересованное лицо в судебном заседании, в отзыве,  дополнениях к нему, указало на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, ввиду следующего. Спорные денежные средства в размере 3 845 рублей 50 копеек, являлись остатком денежных средств, внесенным платежным поручением от 28.04.2015 № 568 на сумму 32 000 рублей  по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 15311009000010000180 (Авансовые платежи), что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств представленного Московской областной таможней. Следовательно, ООО «МАС Альбион» было известно о суммах денежных средств, списанных 07.05.2015 с платежного поручения от 28.04.2015 № 568, а соответственно и об остатке в размере 3 845 рублей 50 копеек, поскольку ООО «МАС Альбион» в указанной ДТ выступало как получателем, так и декларантом (графы 8, 14 ДТ№ 10130220/070515/0017084);  в своих пояснениях от 18.02.2021 заявитель подтверждает факт того, что «авансовые платежи - это денежные средства, внесенные на счет таможенного орган в счет предстоящих таможенных платежей, которые находятся «на сохранении» у таможни, пока участник ВЭД не решит, как ими распорядится»;  денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не распорядится, либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи; спорная сумма в размере 3 845 рублей 50 копеек статус излишне уплаченных таможенных платежей не приобретала, находилась в статусе авансовых платежей и была доступна плательщику для использования при совершении таможенных операций в соответствии с назначением, предусмотренным КБК, либо возврата на расчетный счет организации. Датой последнего распоряжения денежными средствами, внесенными ООО «МАС Альбион» по платежному поручению от 28.04.2015 № 568, является дата выпуска товара, задекларированного по ДТ № 10130220/070515/0017084, а именно 07.05.2015, этот факт подтверждается обществом в пояснениях от 18.02.2021. С заявлением о возврате ООО «МАС Альбион» невостребованных сумм авансовых платежей по платежному поручению от 28.04.2015 № 568 в размере 3 845 рублей 50 копеек в Московскую областную таможню не обращалось. В связи с тем, что распоряжение об использовании авансовых платежей, внесенных по платежному поручению от 28.04.2015 № 568, после уплаты платежей по ДТ № 10130220/070515/0017084 не производилось, денежные средства в размере 3 845 рублей 50копеек по истечении срока возврата согласно письму Московской областной таможни от 19.10.2020 № 17-20/27541 «О предоставлении информации» в соответствии с частью 2 статьи 122 Федерального закона  № 311-ФЗ учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат (акт Московской областной таможни от 21.09.2018 № 10003000/2038).

Кроме того, заявителем не соблюден установленный срок обращения на возврат денежных средств. СТУ заявлено  о пропуске заявителем срока исковой давности. Течение срока  исковой  давности началось с 07.05.2015, когда заявителю стало известно о списании денежных средств по платежному поручению от 28.04.2015 № 568 и выпуске товаров по декларации на товары № 1013020/070515/0017084.

Представитель третьего лица  Московской областной таможни поддержал доводы,  изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которым следует, что в Московскую областную таможню поступило обращение ООО «МАС Альбион» от 24.09.2020 № 2409 по вопросу расхождения по остаткам денежных средств, а также о том, что платежное поручение от 28.04.2015 № 568 не перечислено на единый лицевой счетООО «МАС Альбион».Московская областная таможня письмом от 19.10.2020 № 17-20/27541 сообщила о том, что в соответствии со статьей 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей невостребованные суммы авансовых платежей, учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и зачету на единый лицевой счет ООО «МАС Альбион» не подлежат.В Московскую областную таможню заявление на возврат авансовых платежей по платежному поручению от 28.04.2015 № 568 на сумму 3 845 рублей 50 копеек не подавалось, поэтому по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей невостребованные суммы авансовых платежей, учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату либо зачету на единый лицевой счет ООО «МАС Альбион» не подлежат. В указанном обществом случае заявление о возврате авансовых платежей в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей не подавалось. Заявитель должен был осуществлять свои правомочия относительно данных денежных средств в установленном законодательством порядке и в установленные сроки, однако заявитель не воспользовался своим правом.Также заявителем не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора.

 Представитель третьего лица Федеральной таможенной службы  в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве. Позиция третьего лица аналогична позиции СТУ и Московской областной таможни.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по существу рассмотрено в отсутствии истца, извещенного о  времени и месте судебного заседания надлежащим образом. 

Как следует из материалов дела и установлено судом,  денежные средства общества с ограниченной ответственностью «Мас Альбион»  по платежному поручению № 568 от 28.04.2015 в сумме 32000 рублей поступили на счет Федерального казначейства и были учтены для Московской областной таможни. Код бюджетной  классификации 15311009000010000180 (авансовые платежи).

По платежному поручению № 568 от 28.04.2015  по декларации на товары № 10130220/070515/0017084 были списаны  денежные средства в размере 375 рублей и 27 779 рублей 50 копеек по видам платежей 1010 (таможенные сборы за таможенные операции) и 5010 (налог на добавленную стоимость) соответственно.

В  ДТ № 10130220/070515/0017084 ООО «Мас Альбион»  выступало  как получателем, так и декларантом (графы 8,14).

При проведении обществом  внутреннего аудита взаиморасчетов с таможенными органами, ООО «Мас Альбион»  обнаружено, что на ЕЛС отсутствуют денежные средства в размере 3 845 рублей 50 копеек, уплаченные по платежному поручению от 28.04.2015 № 568.

При сверке расчетов по состоянию на 01.01.2018 указанная сумма отражена в отчете Московской областной таможни (информация о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 01.01.2018). При сверке расчетов по состоянию на 31.12.2018 денежных средств, в размере 3 845 рублей 50 копеек,  уплаченных по платежному поручению от 28.04.2015 № 568, на ЕЛС не оказалось.

В 2018 году осуществлен переход всех участников ВЭД на единые лицевые счета  (ЕЛС), открытые на уровне ФТС России.

В Московскую областную таможню поступило обращение ООО «Мас Альбион» от 24.09.2020 № 2409 по вопросу расхождения по остаткам денежных средств, а также о том, что платежное поручение от 28.04.2015 № 568 не перечислено на единый лицевой счет ООО «Мас Альбион».

Московская областная таможня письмом от 19.10.2020 № 17-20/27541 сообщила о том, что в соответствии со статьей 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по истечении трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей невостребованные суммы авансовых платежей, учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и зачету на единый лицевой счет ООО «Мас Альбион» не подлежат.

В Московскую областную таможню заявление на возврат авансовых платежей по платежному поручению от 28.04.2015 № 568 на сумму 3 845 рублей 50 копеек обществом не подавалось.

Посчитав, что возврат авансовых платежей  осуществляется  по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, при этом закон не содержит норм, согласно которым  таможенный орган вправе учитывать излишне уплаченные денежные средства в составе прочих неналоговых доходов и не отражать их на остатках, принимая во внимание, что факт не зачисления на ЕЛС излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 845 рублей 50 копеек стал известен 12.02.2020 (дата формирования отчета за 2018 год), а факт перечисления указанной суммы в бюджет стал известен из письма Московской областной таможни от 19.10.2020, общество полагая, что общий  трехгодичных срок исковой давности для обращения в суд не истек, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании спорной суммы.

Заслушав доводы  заинтересованного лица, третьих лиц, изучив доводы сторон, третьих лиц, проанализировав действующее законодательство, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в части, при этом исходит из следующего.

В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства.

Гарантии охраны частной собственности законом, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.05.1997 № 8-П).

Таким образом, законодатель при принятии законов в сфере таможенного регулирования обязан исходить не только из публичных интересов государства, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских отношений и внешнеэкономической деятельности, учитывая специфику форм взаимоотношений, складывающихся между частными и публичными субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей.

Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) установлен порядок уплаты ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с которым плательщик может использовать различные механизмы уплаты, предусмотренные статьями 116, 119, 121 данного Закона, включая внесение авансовых платежей.

Пунктом 1 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ установлено, что авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ).

Таким образом, авансовая форма внесения денежных средств в счет предстоящих таможенных операций является одной из форм исполнения субъектами таможенных отношений своих обязанностей, возникающих в связи с уплатой таможенных платежей, и направлена на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности, при осуществлении ими множественных таможенных операций.

Использование данного механизма уплаты является также гарантией реализации публичного интереса, связанного со своевременной и полной уплатой таможенных пошлин и сборов.

Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации (пункт 2 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ).

На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам (пункт 4 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ).

Суд считает необоснованным (ошибочным) утверждение заявителя, противоречащим представленным в материалы дела документам, что спорная сумма является  излишне внесенными таможенными платежами.

Денежные средства ООО «Мас Альбион»  по платежному поручению № 568 от 28.04.2015 в сумме 32000 рублей поступили на счет Федерального казначейства и были учтены для Московской областной таможни. Код бюджетной  классификации 15311009000010000180 (авансовые платежи).

Согласно отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей отражено, что в соответствии с заявлением ООО «Мас Альбион»  сообщено, что денежные средства, внесены в валюте Российской Федерации на счет Федерального казначейства в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 для Московской таможни, расходовались по декларации на товары № 10130220/070515/0017084 в размере 375 рублей (вид платежа 1010 таможенные сборы за таможенные операции) и в размере 27 779 рублей 50 копеек (вид платежа 5010 налог на добавленную стоимость).

Таким образом, спорная денежная сумма находится в статусе авансовых платежей.

В пункте 1 статьи 122  Федерального закона № 311-ФЗ закреплен порядок возврата авансовых платежей, аналогичный правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником) в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Из содержания данной нормы Закона следует, что исчисление срока на возврат авансовых платежей с даты поступления денежных средств на счет Федерального казначейства производится только в том случае, когда данные суммы не были востребованы ввиду отсутствия соответствующего распоряжения лица, внесшего такой аванс.

В случае использования авансовых средств для целей исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений, указанный срок исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под которым понимается, исходя из положений Федерального закона № 311-ФЗ, не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом.

Следовательно, в ситуации, когда плательщик осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные отношения с соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых платежей - по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного органа, авансы утрачивают признак невостребованных средств и подлежат возврату в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно даты зачисления отдельных платежей.

Иное толкование положений статей 121 - 122 Федерального закона № 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным документам, имеющим более позднюю дату.

Согласно представленным  отчетам о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2018 по 12.09.2018, за период с 13.09.2018 по 31.12.2018 усматривается, что ООО «Мас Альбион» в период с 2015 по 31.12.2018 на регулярной основе вносило и расходовало путем подачи деклараций на товары авансовые платежи.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» было разъяснено, что с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

Заявленное ООО «Мас Альбион» требование носит имущественный характер.

Ввиду отсутствия в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате авансовых платежей, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На необходимость применения данного срока в публичных отношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определение от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 603-О-П).

Внесение соответствующих платежей в 2016, 2018 годах свидетельствует о намерении общества использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, что в соответствии со статьей 121 Федерального закона № 311-ФЗ также суд рассматривает как соответствующие распоряжение (совершение иных действий, свидетельствующих о намерении общества использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей).

Таким образом, на момент списания Московской  таможней спорной суммы по акту  списания от 21.09.2018 № 10013000/2038 у таможенного органа отсутствовали основания считать сумму авансовых платежей невостребованной, так как со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей не истек трехлетний срок.

Как поясняет общество, что факт не зачисления  на ЕЛС суммы 3 845 рублей 50 копеек стал известен 12.02.2020 (дата формирования отчета за 2018 год), а факт перечисления указанной суммы в бюджет стал известен  из письма Московской областной таможни от 19.10.2020 № 17-20/27541.

В любом случае о списании спорных средств общество не могло узнать ранее самого факта списания (акт о выявлении невостребованных средств от 21.09.2018), с момента которого не прошло трех лет на дату обращения общества с имущественным требованием в суд (в арбитражный суд оно обратилось 01.12.2020).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что  срок на обращение в суд обществом не пропущен.

Довод таможенных органов, что срок следует исчислять с момента последнего распоряжения  денежными средствами, внесенными обществом по платежному поручению от 28.04.2015 № 568, является дата выпуска товара, задекларированного по ДТ № 10130220/070515/0017084, а именно с 07.05.2015, а также, что общество, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, действуя в собственном экономическом интересе, осуществляя деятельность на свой страх и риск должно знать  таможенное законодательство и вести учет денежных средств, подлежит отклонению, поскольку срок возврата авансовых платежей установлен статьей 122 Федерального закона № 311-ФЗ для административной процедуры, то есть предусмотрен для реализации лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган, в то время как общество воспользовалось своим правом обратиться в суд с имущественным иском, основывая свое требование на факте незаконного списания спорной суммы таможенным органом.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" было разъяснено, что с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Единый лицевой счет  открыт  ООО «Мас Альбион» в соответствии с приказом ФТС России от 22.08.2016 № 1617 «Об утверждении Временного порядка работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможен с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России» (приказ утратил силу с 01.07.2019 в связи с изданием приказа ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС» (далее - Приказ № 1039)).

В соответствии с пунктом 5 Приказа № 1039 региональные таможенные управления   осуществляют   администрирование   лицевых   счетов   российских юридических лиц с учетом места постановки на учет в налоговых органах.

В соответствии с пунктом 36 Временного порядка решения о возврате заинтересованным лицам авансовых платежей, в том числе остатков денежных средств, учитываемых как по КБК авансовых платежей, так и по иным КБК, формируются в отношении российского юридического лица - отделом контроля электронных платежей регионального таможенного управления, который осуществляет администрирование данного лицевого счета.

Таким образом, денежные средства в размере 3 845 рублей 50 копеек, составляющие сумму авансовых платежей подлежат взысканию с Сибирского таможенного управления.

Кроме того, обществом заявлено требования о взыскании  процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей за период с 01.01.2019 по 21.04.2021 в размере 528 рублей 91 копейки.

Согласно статье 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 67 ТК ЕАЭС).

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату подлежат и суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов.

Из буквального толкования части 6 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания (внесения таможенных платежей в бюджет), по день фактического возврата.

Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ).

Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания).

Как ранее отмечено судом, денежные средства ООО «Мас Альбион»  по платежному поручению № 568 от 28.04.2015 в сумме 32000 рублей поступили на счет Федерального казначейства и были учтены для Московской областной таможни. Код бюджетной  классификации 15311009000010000180 (авансовые платежи).

По платежному поручению № 568 от 28.04.2015  по декларации на товары № 10130220/070515/0017084 (по заявлению заявителя) были списаны  денежные средства в размере 375 рублей и 27 779 рублей 50 копеек по видам платежей 1010 (таможенные сборы за таможенные операции) и 5010 (налог на добавленную стоимость) соответственно.

В  ДТ № 10130220/070515/0017084 ООО «Мас Альбион»  выступало  как получателем, так и декларантом (графы 8,14).

Вместе с тем по ДТ № 10130220/070515/0017084 незаконного изъятия  денежных  средств таможенным органом не осуществилось, соответствующих решений, предусматривающих доначисление таможенных платежей (корректировки), не принималось, не установлено нарушение сроков возврата излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей по ДТ № 10130220/070515/0017084, фактов  принудительного взыскания. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что  требования заявителя о начислении  процентов исходя из фактических  обстоятельств дела, на денежные средства  в размере 3 845 рублей 50 копеек, не являющимися излишне уплаченными (взыскными) таможенными платежами (пошлин, налогов) является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

На основании изложенного,руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с Сибирского таможенного управления в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мас Альбион» 3 845 рублей 50 копеек, составляющих сумму авансовых платежей и 1758 рублей  возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части заявления отказать.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                                            Л.Н. Морозова